Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Тема урока: Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.
Цель урока: изучение зрительного анализатора.
Задачи:
Определение понятия «анализатор»;
изучение работы анализатора;
развитие навыков экспериментальной деятельности и логического мышления;
развитие творческой активности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала с элементами экспериментальной деятельности.
Методы и приемы: поисковый, исследовательский.
Оборудование: модель глаза, таблицы «Зрительный анализатор», «Строение глаза», презентация «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза», проектор, карточки.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
1.Выполнение теста «Анализаторы»
• 1. Анализатор состоит:
а) только из проводникового отдела
б) из рецепторов
в) только из коркового отдела
г) из рецептора, проводникового отдела, коркового отдела
• 2. Рецептор:
а) преобразует сигнал в нервные импульсы
б) только проводит возбуждение
в) преобразует нервный импульс в ощущения
г) усиливает первые импульсы
• 3. Проводниковый отдел анализатора:
а) усиливает нервные импульсы
б) превращает нервный импульс в ощущения
в) передаёт возбуждение от рецептора в кору головного мозга
г) преобразует сигнал в нервные импульсы
• 4. Корковый отдел анализатора:
а) передаёт возбуждение от рецептора в головной мозг
б) преобразует нервные импульсы в ощущения
в) преобразует сигналы в нервные импульсы
г) воспринимает раздражение
• 5. Соотнесите доли коры больших полушарий и зоны:
А) лобная 1) слуховая
Б) теменная 2) зрительная
В) затылочная 3) двигательная
Г) височная 4) кожно-мышечная чувств-ть
Ответы: 1г, 2а, 3в,4б; 5: 1г, 2в, 3б, 4а
II. Изучение нового материала.
Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 87% всей информации мы получаем с его помощью. Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.
- Как вы думаете, какой орган мы будем изучать сегодня на уроке?
- А почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
- Сформулируйте тему урока. Запишите тему в тетрадях.
(Учитель записывает тему урока на доске).
Значение органа зрения
Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Благодаря зрению перед нами открывается голубое небо, молодая весенняя листва, яркие окраски цветов и порхающие над ними бабочки, золотая нива полей - мы с вами получаем 87 %. информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.
Глаз позволяет увидеть предметы, их форму, размер, цвет, перемещения.
Глаз способен различить хорошо освещенный предмет поперечником в одну десятую миллиметра на расстоянии 25 сантиметров. Но если предмет сам светится, он может быть и значительно меньше.
Глаза работают 15-18 часов в сутки.
Зрение – это сложный психофизиологический процесс, который осуществляется с помощью зрительного анализатора. Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?
Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять?
Зрительный анализатор состоит из 3 частей:
1) воспринимающей (рецепторы);
2) проводниковой (зрительный нерв);
3)анализирующей (центральная – зрительная зона коры больших полушарий).
рис.1
Как же устроен наш орган зрения?
Орган зрения человека состоит из 2 основных систем:
1) Вспомогательный аппарат
2) Глазное яблоко:
а) Оболочки глаза
б) Оптическая система
1.Вспомогательный аппарат глаза
Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (веки, ресницы, слезные железы). Глаз расположен внутри костной глазницы и защищен жировой тканью.
рис.2
Конъюктива защищает глаз и омывает его слезами.
рис.3
Слезы вырабатываются слезными железами, которые лежат в наружном углу глаза. Слезы состоят из 90 воды и 1г соли. Они также содержат хлорид калия, кальций, марганец.
Слезы попадают на роговицу, стекают к внутреннему углу глаза и потом попадают в носовую полость. Ученые считают, что вместе со слезами выделяются токсины, которые вырабатываются при стрессе, поэтому сдерживать плач может быть вредно для нашего организма.
рис.4. Слезные железы
Веки – это кожные складки с ресницами. На верхнем веке находятся 100-150 ресниц и 50-70 на нижнем, которые защищают глаза от пыли и пота, от яркого света. Одно моргание человеческого глаза длится приблизительно 0,05 секунды. Если сложить все время, которое занимают моргания, то получится, что около пяти лет мы живем с закрытыми глазами.
рис.5. Веки и ресницы
Брови отводят капельки пота со лба, чтобы они не попадали в глазное яблоко.
рис.6. Брови
Глазное яблоко защищают 3 оболочки:
1. Верхняя – белочная – склера. Защищает глаз от механических повреждений и придает ему форму.
2. Сосудистая оболочка – питает глаз, содержит темный пигмент, поглощающий избыток света, поступающего в глаз.
3. Сетчатка содержит фоторецепторы, которые преобразуют свет в нервный импульс.
Рис. 7.
1)Роговица – передняя прозрачная часть белочной оболочки. Через нее свет проходит внутрь глаза. Роговица имеет нервные окончания, поэтому участвует в образовании рефлексов – моргание, смыкание век, слезотечение.
Рис. 8.
2)Радужка – это передняя часть сосудистой оболочки. По латыни радужка - iris. А ведь Ирис - посланник богов, который спускался на землю по радуге. Радужка содержит пигменты, которые придают глазам цвет. Цвет, окружающий зрачок радужки, зависящий от пигмента меланина и характера отражения света, бывает весьма различным:
- если голубой, то пигмента мало
2. если карий, то пигмента много
Окончательная окраска радужки устанавливается у ребёнка к 2-3 года. Сошлюсь и на известного офтальмолога С.Н. Фёдорова: роговица голубоглазых в два раза чувствительнее роговицы кареглазых. Когда красящего вещества совсем нет, радужка выглядит красной. (Глаза альбиносов).
Рис. 9.
3)Зрачок - это отверстие, через которое проникает свет, он расположен внутри радужки. При ярком свете зрачок сокращается и расширяется, если света не достаточно. Так он регулирует поступление света внутрь глаза.
Скажите, а почему у человека зрачки круглые?
Подсказка
У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.
У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально, потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.
(Ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.) _
Рис. 10.
4)Хрусталик – это двояковыпуклое тело, расположенное за зрачком.
Рис. 11.
Хрусталик не имеет нервов и сосудов и питается за счет жидкости, которую выделяет ресничное тело. В ресничном теле расположена мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, когда мы смотрим на приближенный или отдаленный предмет. Это называется аккомодация. Благодаря аккомодации мы способны хорошо различать как близкие, так и дальние предметы.
Рис. 12.
5)Стекловидное тело – полость, заполненная студенистым веществом.
Рис. 13.
Между роговицей и радужкой также находится полость заполненная жидкостью – передняя камера глаза.
Рис. 14.
Задание: Изобрази «Ход лучей света из глаз»
Лучи света проникают через роговицу, потом зрачок, попадают на хрусталик и через стекловидное тело проходят на сетчатку.
6)Сетчатка содержит рецепторы: палочки и колбочки.
Рис. 15.
В палочках содержится зрительный пигмент родопсин. Они обеспечивают черно-белое зрение в условиях плохого освещения.
В колбочках содержится пигмент йодопсин. Они обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещенности.
Больше всего колбочек находится напротив зрачка. Это место называется желтое пятно. Это место наилучшего зрения.
Рис. 16.
Существует 3 вида колбочек. Они распознают красный, зеленый и синий цвета. Все остальные цвета получаются путем их смешения в разных концентрациях. Эту теорию разработал Н. В. Ломоносов, а потом развил Г. Гельмгольц.
Рис. 17.
На сетчатке возникает уменьшенное перевернутое изображение предмета.
Рис. 18.
Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия, где происходит первичная обработка. Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение.
Слепое пятно – место выхода зрительного нерва на сетчатку. Не имеет фоторецепторов.
Рис. 19.
Заболевание зрительного анализатора
В 1875 году в Швеции произошла авария поезда. Машинист не заметил запрещающий сигнал семафора. Выяснилось, что машинист не отличал зеленый и красный цвета. Это заболевание называется дальтонизм (от имени ученого).
Близорукость (миопия) заболевание, при котором лучи от предметов пересекаются перед сетчаткой. Поэтому на ней возникает расплывчатое изображение. Это может быть связано с удлиненным глазным яблоком или с нарушением кривизны хрусталика.
Рис. 20.
При дальнозоркости лучи от предметов пересекаются за сетчаткой. Поэтому на сетчатке возникает расплывчатое изображение.
Рис. 21.
Для улучшения состояния таких больных врачи прописывают очки.
Также бывают возрастные изменения.
Катаракта – помутнение хрусталика.
Рис. 22.
Глаукома – нарушение оттока жидкости от глаза и повышение внутриглазного давления.
Рис. 23.
Проблемы со зрением также возникают из-за нездорового образа жизни. У курящих людей глаза воспаляются, слезятся, быстро утомляются. Никотин вызывает воспаление зрительного нерва, из-за чего острота зрения быстро падает. Изменяется цветоощущение – активные курильщики перестают видеть зеленый, затем красный, желтый и синий цвета.
Необходимо выполнять несколько правил, чтоб сохранить хорошее зрение.
1. Читать при хорошем освещении, чтоб не перенапрягать глаза
2. Лампа при чтении должна находиться сверху и сзади
3. Нельзя читать в движущемся транспорте, так как глаз быстро утомляется и зрение снижается
4. Книгу во время чтения нужно держать на расстоянии не менее 30 см от глаза
5. При пребывании долгое время не солнце необходимо пользоваться солнцезащитными очками
6. Смотреть телевизор на расстоянии 1,5 – 2 м
7. Школьникам находиться за компьютером можно не более 45 минут
8. Пища должна быть богата витаминами А и D
Список рекомендованной литературы
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа
2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.
3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Proglaza.ru (Источник).
2. Lechebnik.info (Источник).
3. Proglaza.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа – с. 228, задания и вопрос 1,2,3,4,5.
2. Перечислите части вспомогательного аппарата глаза и их функции.
3. Какие правила необходимо соблюдать для сохранения хорошего зрения?
4. Подготовьте реферат о заболеваниях, связанных с нарушением работы зрительного анализатора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrit_anal_sat.pptx | 2.38 МБ |
zrit_anal_sat.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключ к тесту «Анализаторы» 1 Г 2А 3В 4Б 5) А-3; Б-4; В-2; Г-1. За каждый правильный ответ – 1 балл Максимальное – 8 баллов
Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70 % информации мы получаем с его помощью. Моделью этого органа является фотокамера.
Орган зрения. Зрительный анализатор С помощью глаза, а не глазом, Смотреть на мир умеет разум. Уильям Блейк.
Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же? Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять ?
Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же? Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять? Рецепторы Нервные пути Зрительная зона коры (затылочная доля)
Строение зрительного анализатора Сетчатка- воспринимающая часть сетчатка зрительные пути- проводниковая часть зрительная зона КБП- анализирующая часть
Внешнее строение глаза бровь ресницы верхнее веко нижнее веко
Вспомогательный аппарат Конъюктива защищает глаз и омывает его слезами . Глаз расположен внутри костной глазницы и защищен жировой тканью
Вспомогательный аппарат слезная железа протоки слезной железы отверстие слезного канальца слезной каналец
Положение и строение глаза Глазное яблоко Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко Зрительный нерв
Глазное яблоко Защищает глаз от механических повреждений и придает ему форму. П итает глаз, содержит темный пигмент , поглощающий избыток света, поступающего в глаз. С одержит фоторецепторы , которые преобразуют свет в нервный импульс
Оптическая система глаз П ередняя прозрачная часть белочной оболочки. Роговица имеет нервные окончания, поэтому участвует в образовании рефлексов – моргание, смыкание век, слезотечение. Радужка – это передняя часть сосудистой оболочки . Она содержит пигменты , которые придают глазам цвет.
Оптическая система глаз Это отверстие, через которое проникает свет. Расположен внутри радужки . - двояковыпуклая эластичная прозрачная линза . Хрусталик не имеет нервов и сосудов и питается за счет жидкости , которую выделяет ресничное тело.
Оптическая система глаз В ресничном теле расположена мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, когда мы смотрим на приближенный или отдаленный предмет. Это называется аккомодация. Благодаря аккомодации мы способны хорошо различать как близкие, так и дальние предметы. - полость , заполненная студенистым веществом . Между роговицей и радужкой находится полость заполненная жидкостью – передняя камера глаза.
Роговица Сетчатка Задание № 3. о Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »
Роговица Стекловидное тело зрачок хрусталик Сетчатка Задание № 3. о Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »
Сетчатка рецепторы Колбочки 7 миллионов Палочки 125 миллионов Желтое пятно Слепое пятно пигмент родопсин пигмент йодопсин
Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия , где происходит первичная обработка . Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение .
Бинокулярное, или стереоскопическое, зрение – это видение двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве. Опыт с рыбкой и человеком На листе бумаги нарисовано озеро, а рядом с ним рыбка. Между озером и рыбкой располагают лист картона 10 на 10 см или просто ладонь прилагают к переносице и наблюдают, как рыбка «заплывает в озеро». Это происходит из-за борьбы полей зрения.
Опыт с «дыркой в ладони», доказывающий бинокулярное зрение
Работа в парах 1. Рассмотрите рисунок глаза человека, глаза друг друга. 2. Проговорите названия частей глазного яблока друг другу.
ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba03acb1-1e65-43d8-b34b-dd97e8a9f43a/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_02%5D.swf
Опыты и наблюдения Условия наблюдения или опыта Оборудование Что наблюдаю Почему? 1. Посмотрите на буквы написанные на полиэтилене Полиэтиленовая плёнка с надписью. 2. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую плёнку. 3. Поверните лицо соседа по парте к свету, прикройте его глаза рукой, а затем уберите руку. Наблюдение проводится у окна или при помощи фонарика 4. Посмотрите на точку правым глазом (левый закрыт). Найдите положение при котором фигура рыцаря потеряет голову. Рис 103 на стр. 247 в учебнике
Опыты и наблюдения Условия наблюдения Оборудование Что наблюдаю Почему? 1. Посмотрите на буквы написанные на полиэтилене Полиэтиленовая плёнка с надписью. Буквы на плёнке видны чётко, надписи на доске – нечётко. Хрусталик принимает выпуклую форму 2. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую плёнку. Надписи на доске видны чётко, буквы на плёнке – размыты. Хрусталик уплошён. 3. Поверните лицо соседа по парте к свету, прикройте его глаза рукой, а затем уберите руку. Наблюдение проводится у окна или при помощи фонарика Зрачок сужается Чтобы защитить сетчатку от избытка света. 4. Посмотрите на точку правым глазом (левый закрыт). Найдите положение при котором фигура рыцаря потеряет голову. Рис 103 на стр. 247 в учебнике Исчезает голова, туловище остаётся. Изображение головы попадает на слепое пятно
Ответь устно на вопросы: 1. Благодаря чему мы можем отчетливо видеть то далёкие, то близкие предметы? 2. Какое значение имеет изменение диаметра зрачка? 3. Почему при рассмотрении предмета одним глазом по очереди, предмет смещается. Что такое бинокулярное зрение? 4. Почему при попадании изображения в область слепого пятна, мы его не видим?
Итоговый контроль. 1. Роговица а) снабжает глаз кровью б) пропускает световые лучи в) преломляет световые лучи г) воспринимает свет 2 . Соотнесите оболочки глаза и их характеристики. А) белочная 1 ) выполняет защитную роль Б) сосудистая 2 ) её передняя часть – роговица В) сетчатка 3) питает глаза 4 ) содержит колбочки и палочки 5) содержит капилляры 6) преобразует свет в нервный импульс. 3 . Выберите три характеристики для хрусталика. А) воспринимает свет Б) преломляет световые лучи В) относится к оптической системе глаза Г) относится к вспомогательной системе глаза Д) его кривизна всегда постоянна Е) его кривизна изменяется в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета. Ж находится перед стекловидным телом З) находится перед зрачком. 1С . Какое строение имеет сетчатка глаза? Объясните поговорку «В темноте все кошки серы».
2 С. Подпиши части глаза. склера 1 роговица 2 сосудистая оболочка 3 зрачок 5 хрусталик 6 стекловидное тело 7 сетчатка 8 зрительный нерв 9 радужная оболочка радужная оболочка 4
Ответы 1) В 1 балл 2) А - 1,2. 3 балла Б – 3,5. В – 4,6. 3) Б. В. Е. Ж 3 балла 4) Сетчатка содержит колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветное зрение, а палочки за чёрно-белое. В темноте работают в основном палочки, поэтому цвет предметов различить трудно . 3 балла 5) 1- склера (белочная) 5- зрачок 2- роговица 6- хрусталик 3- сосудистая 7- стекловидное тело 4- радужка 8- сетчатка 9- зрительный нерв 9 баллов
Критерии оценок 17-19 баллов – «5» 12-16 баллов – «4» 9-11 баллов - «3» Менее 9 баллов – «2» Заполните оценочный лист.
Домашнее задание. Выполните домашнее задание 2 и 4 или 5 , если ты получил оценку «5». Выполните домашнее задание 2 и 3, если ты получил за урок оценку «4». Выполните домашнее задание 1, 2 и 3, если ты получил за урок оценку«3». 1. Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы устно. 2. Выполните лабораторную работу стр. 249 устно. 3. Составьте 5 тестов А и 2 теста В письменно в тетради. 4. Приготовьте сообщение на тему (на выбор): «Дальтонизм» «Достижения в области микрохирургии глазных болезней» «Иридодиагностика». 5. Подумайте устно над вопросом: Г. Уэллс. Описал человека - невидимку, который стал невидимый благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человека - невидимку ничего кроме невидимости не отличало от других людей. Так ли это?
Оцени свою работу на уроке: !!! – я хорошо поработал, многое узнал и понял. ! -- я старался, но в знаниях остались пробелы. ??? – нужно изучить материал ещё раз, при необходимости обратиться за помощью к учителю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключ к тесту «Анализаторы» 1 Г 2А 3В 4Б 5) А-3; Б-4; В-2; Г-1. За каждый правильный ответ – 1 балл Максимальное – 8 баллов
Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70 % информации мы получаем с его помощью. Моделью этого органа является фотокамера.
Орган зрения. Зрительный анализатор С помощью глаза, а не глазом, Смотреть на мир умеет разум. Уильям Блейк.
Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же? Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять ?
Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же? Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять? Рецепторы Нервные пути Зрительная зона коры (затылочная доля)
Строение зрительного анализатора Сетчатка- воспринимающая часть сетчатка зрительные пути- проводниковая часть зрительная зона КБП- анализирующая часть
Внешнее строение глаза бровь ресницы верхнее веко нижнее веко
Вспомогательный аппарат Конъюктива защищает глаз и омывает его слезами . Глаз расположен внутри костной глазницы и защищен жировой тканью
Вспомогательный аппарат слезная железа протоки слезной железы отверстие слезного канальца слезной каналец
Положение и строение глаза Глазное яблоко Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко Зрительный нерв
Глазное яблоко Защищает глаз от механических повреждений и придает ему форму. П итает глаз, содержит темный пигмент , поглощающий избыток света, поступающего в глаз. С одержит фоторецепторы , которые преобразуют свет в нервный импульс
Оптическая система глаз П ередняя прозрачная часть белочной оболочки. Роговица имеет нервные окончания, поэтому участвует в образовании рефлексов – моргание, смыкание век, слезотечение. Радужка – это передняя часть сосудистой оболочки . Она содержит пигменты , которые придают глазам цвет.
Оптическая система глаз Это отверстие, через которое проникает свет. Расположен внутри радужки . - двояковыпуклая эластичная прозрачная линза . Хрусталик не имеет нервов и сосудов и питается за счет жидкости , которую выделяет ресничное тело.
Оптическая система глаз В ресничном теле расположена мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, когда мы смотрим на приближенный или отдаленный предмет. Это называется аккомодация. Благодаря аккомодации мы способны хорошо различать как близкие, так и дальние предметы. - полость , заполненная студенистым веществом . Между роговицей и радужкой находится полость заполненная жидкостью – передняя камера глаза.
Роговица Сетчатка Задание № 3. о Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »
Роговица Стекловидное тело зрачок хрусталик Сетчатка Задание № 3. о Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »
Сетчатка рецепторы Колбочки 7 миллионов Палочки 125 миллионов Желтое пятно Слепое пятно пигмент родопсин пигмент йодопсин
Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия , где происходит первичная обработка . Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение .
Бинокулярное, или стереоскопическое, зрение – это видение двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве. Опыт с рыбкой и человеком На листе бумаги нарисовано озеро, а рядом с ним рыбка. Между озером и рыбкой располагают лист картона 10 на 10 см или просто ладонь прилагают к переносице и наблюдают, как рыбка «заплывает в озеро». Это происходит из-за борьбы полей зрения.
Опыт с «дыркой в ладони», доказывающий бинокулярное зрение
Работа в парах 1. Рассмотрите рисунок глаза человека, глаза друг друга. 2. Проговорите названия частей глазного яблока друг другу.
ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba03acb1-1e65-43d8-b34b-dd97e8a9f43a/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_02%5D.swf
Опыты и наблюдения Условия наблюдения или опыта Оборудование Что наблюдаю Почему? 1. Посмотрите на буквы написанные на полиэтилене Полиэтиленовая плёнка с надписью. 2. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую плёнку. 3. Поверните лицо соседа по парте к свету, прикройте его глаза рукой, а затем уберите руку. Наблюдение проводится у окна или при помощи фонарика 4. Посмотрите на точку правым глазом (левый закрыт). Найдите положение при котором фигура рыцаря потеряет голову. Рис 103 на стр. 247 в учебнике
Опыты и наблюдения Условия наблюдения Оборудование Что наблюдаю Почему? 1. Посмотрите на буквы написанные на полиэтилене Полиэтиленовая плёнка с надписью. Буквы на плёнке видны чётко, надписи на доске – нечётко. Хрусталик принимает выпуклую форму 2. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую плёнку. Надписи на доске видны чётко, буквы на плёнке – размыты. Хрусталик уплошён. 3. Поверните лицо соседа по парте к свету, прикройте его глаза рукой, а затем уберите руку. Наблюдение проводится у окна или при помощи фонарика Зрачок сужается Чтобы защитить сетчатку от избытка света. 4. Посмотрите на точку правым глазом (левый закрыт). Найдите положение при котором фигура рыцаря потеряет голову. Рис 103 на стр. 247 в учебнике Исчезает голова, туловище остаётся. Изображение головы попадает на слепое пятно
Ответь устно на вопросы: 1. Благодаря чему мы можем отчетливо видеть то далёкие, то близкие предметы? 2. Какое значение имеет изменение диаметра зрачка? 3. Почему при рассмотрении предмета одним глазом по очереди, предмет смещается. Что такое бинокулярное зрение? 4. Почему при попадании изображения в область слепого пятна, мы его не видим?
Итоговый контроль. 1. Роговица а) снабжает глаз кровью б) пропускает световые лучи в) преломляет световые лучи г) воспринимает свет 2 . Соотнесите оболочки глаза и их характеристики. А) белочная 1 ) выполняет защитную роль Б) сосудистая 2 ) её передняя часть – роговица В) сетчатка 3) питает глаза 4 ) содержит колбочки и палочки 5) содержит капилляры 6) преобразует свет в нервный импульс. 3 . Выберите три характеристики для хрусталика. А) воспринимает свет Б) преломляет световые лучи В) относится к оптической системе глаза Г) относится к вспомогательной системе глаза Д) его кривизна всегда постоянна Е) его кривизна изменяется в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета. Ж находится перед стекловидным телом З) находится перед зрачком. 1С . Какое строение имеет сетчатка глаза? Объясните поговорку «В темноте все кошки серы».
2 С. Подпиши части глаза. склера 1 роговица 2 сосудистая оболочка 3 зрачок 5 хрусталик 6 стекловидное тело 7 сетчатка 8 зрительный нерв 9 радужная оболочка радужная оболочка 4
Ответы 1) В 1 балл 2) А - 1,2. 3 балла Б – 3,5. В – 4,6. 3) Б. В. Е. Ж 3 балла 4) Сетчатка содержит колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветное зрение, а палочки за чёрно-белое. В темноте работают в основном палочки, поэтому цвет предметов различить трудно . 3 балла 5) 1- склера (белочная) 5- зрачок 2- роговица 6- хрусталик 3- сосудистая 7- стекловидное тело 4- радужка 8- сетчатка 9- зрительный нерв 9 баллов
Критерии оценок 17-19 баллов – «5» 12-16 баллов – «4» 9-11 баллов - «3» Менее 9 баллов – «2» Заполните оценочный лист.
Домашнее задание. Выполните домашнее задание 2 и 4 или 5 , если ты получил оценку «5». Выполните домашнее задание 2 и 3, если ты получил за урок оценку «4». Выполните домашнее задание 1, 2 и 3, если ты получил за урок оценку«3». 1. Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы устно. 2. Выполните лабораторную работу стр. 249 устно. 3. Составьте 5 тестов А и 2 теста В письменно в тетради. 4. Приготовьте сообщение на тему (на выбор): «Дальтонизм» «Достижения в области микрохирургии глазных болезней» «Иридодиагностика». 5. Подумайте устно над вопросом: Г. Уэллс. Описал человека - невидимку, который стал невидимый благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человека - невидимку ничего кроме невидимости не отличало от других людей. Так ли это?
Оцени свою работу на уроке: !!! – я хорошо поработал, многое узнал и понял. ! -- я старался, но в знаниях остались пробелы. ??? – нужно изучить материал ещё раз, при необходимости обратиться за помощью к учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз
Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I. При работе с текстом мультипроектора выполните за...
Урок тема: Органы зрения. Строения и функции глаза
Урок биологии для 8 класса. Тема урока: Органы зрения. Строения и функции глаза....
Урок биологии "Строение и функции зрительного анализатора"
Урок биологии в 8 классе "Строение и функции зрительного анализатора"....
Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...
Интерактивный тренажёр по биологии "Строение и функции глаза"
Изображения некоторых слайдов:[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20838769","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 225px; width: 300px;"}}]] [[{"type":"media...
Презентация "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"
Данная презентация подготовлена для проведения урока Биологии в 8 классе - "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"...
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...