Рабочая программа по биологии в 11 классе
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа
«Школа здоровья» № 473
УТВЕРЖДАЮ И.О. директора школы Сухаревская Е.В. «_____»_______20 _ г. |
Рабочая программа
по биологии
в 11 А классе
на 2014-2015 учебный год
РАССМОТРЕНО
МО __________________
№ ____от _____________
Председатель МО ___________/Шпиллер Л.Б./
Составитель: Ситникова Е.Н. учитель биологии II квалификационной категории |
Москва
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, оснловного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов ( Базовый уровень), опубликованной в сборнике нормативных документов Министерства образования РФ, - М : Дрофа, 2006г. Программа определяет базовый уровень содержания образования по биологии. По своей структуре она концентрическая, т.к. полностью включает в себя вопросы общей биологии программы для 9 класса.
Рабочая программа составлена в соответствии с вышеназванной программой;
- примерной программой по биологии для средней (полной) школы;
- Базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения биологии в 11 классе 1 час в неделю;
- Обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в структуре Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- При составлении рабочей программы использованы методические рекомендации авторов программы Последовательность изучения тем в планировании не изменена. Незначительно изменено количество часов, отводимое программой на изучение отдельных тем. Это связано с тем, что программа предусматривает 35 часов учебного времени.
Практическая часть заложена в тематическое планирование строго в соответствии с программой. Проведение лабораторных работ предусматривает подробный инструктаж и ознакомление учащихся с установленными правилами техники безопасности. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрены демонстрации.
Планированием предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по теме, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля. Тематический контроль проводится с использованием мониторингового инструментария, заложенного в содержание УМК.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Особенности организации учебного процесса:
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.
Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе ведётся на основе учебно-методического комплекса, составленного на основе обязательного федерального перечня учебников и методических пособий.
Контрольных работ - 3
Требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса.
Учащиеся должны называть: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;
- Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.
- Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроцензов, круговорота веществ.
- Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.
- Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.
- Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.
Содержание рабочей программы
1.ВИД (22 час)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
2.ЭКОСИСТЕМЫ (12 час)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Литература и средства обучения
Литература для учителя:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
- Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
- Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
- Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
- В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология 10-11. - М.: Дрофа, 2007
- Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Интернет-ресурсы:
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Лабораторные работы/практические работы | Контрольные работы | ||
Раздел 4 | Вид. | 22 | ||
Тема 4.1. | Итсория эволюционных идей. | 4 | - | - |
Тема 4.2. | Современное эволюционное учение. | 10 | - | 1 |
Тема 4.3. | Происхождение жизни на Земле. | 3 | - | - |
Тема 4.4. | Происхождение человека. | 5 | - | 1 |
Раздел 5 | Экосистема. | 12 | ||
Тема 5.1. | Экологические факторы. | 3 | - | - |
Тема 5.2. | Структура экосистем. | 3 | - | - |
Тема 5.3. | Биосфера – глобальная экосистема. | 2 | - | - |
Тема 5.4. | Биосфера и человек. | 4 | - | 1 |
Итого | 34 | - | 3 |
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 11 класс (34 часа)
№ темы | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | До-маш-нее зада-ние | Дата проведе-ния | |
по пла-ну | фак-тиче-ски | ||||||||
Раздел 4. Вид. | |||||||||
Тема 4.1. История эволюцион-ных идей. (4 часа) | 1. | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. | Знать: Ч. Дарвин – создатель теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Факторы эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Образование новых видов в природе. Изоляция. Видообразование. Макроэволюция. Прогресс и регресс. Ароморфоз, идиодаптации, дегенерация. Уметь: Называть причины и результаты эволюции. Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания. Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленность организмов и многообразие видов | §4.1 | ||
2. | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Открытие микроскопа. Первая эволюционная теория. Непостоянство видов. Основы естественной системы классификации. Фактор времени и условия внешней среды. Стремление организмов к совершенствованию. Прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма. Ж.Кювье. принцип корреляций. Теория катастроф. | §4.2 | ||||
3. | Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Геологические предпосылки. несостоятельность представлений Кювье о внезапных катастрофах. Ч.Лайель: поверхность планеты изменяется изменяется непрерывно. Достижения в области цитологии и эмбриологии. Клеточная теория Т.Шванна. сходства зародышей позвоночных животных. Ж.Кювье – теория типов. | §4.3 | ||||
4. | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Основной труд Ч.Дарвина – «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Искусственный отбор. Формы искусственного отбора: сознательный, или методический, и бессознательный. Сознательный отбор заключается в том, что селекционер ставит перед собой определенную задачу и ведет отбор по одному-двум признакам. Коррелятивная, или соотносительная изменчивость. | §4.4 | ||||
Тема 4.2. Современное эволюцион-ное учение. (10 часов). | 5. | Вид: критерии и структура. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Представление о виде. Репродуктивная изоляция. Вид – реально существующая, генетически неделимая единица органического мира. Радиус индивидуальной активности. Популяция. | §4.5 | |||
6. | Популяция как структурная единица вида. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Элементарная единица эволюции. Элементарное эволюционное явление. Условия необходимые для осуществления эволюции. | §4.6 | ||||
7. | Популяция как единица эволюции. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Ареал популяции. Численность популяции и ее динамика: плотность популяции, рождаемость, смертность, эффективная численность, регуляция численности. Состав популяции: возрастная структура, половая структура. | §4.7 | ||||
8. | Факторы эволюции. | 2 | Урок формирования новых знаний. | Наследственная изменчивость. Популяционные волны. Изоляция. | §4.8 | ||||
9. | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование. Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями. Образование новых видов. Дивергенция. Абиотические и биотические условия среды. | §4.9 | ||||
10. | Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Морфо логические адаптации: общие и специальные. Покровительственная окраска. Мимикрия. Подстерегающая окраска. Маскировка. Биохимическая адаптация. Физиологическая адаптация. Поведенческая адаптация. Относительный характер адаптации. | §4.10 | ||||
11. | Видообразование как результат эволюции. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Аллопатрическое видообразование. Симпатрическое видообразование. | §4.11 | ||||
12. | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Биологический прогресс и биологический регресс. Причина вымирания вида. Сохранение многообразия видов. | §4.12 | ||||
13. | Доказательства эволюции органического вида | 2 | Комбинирован-ный урок. | Цитология и молекулярная биология. Сравнительная морфология: гомологичные и аналогичные органы, рудименты и атавизмы, переходная форма. Палеонтология. Эмбриология. Биогеография. | §4.13 | ||||
14. | Контрольная работа №1. История эволюционных идей. Современное эволюционное учение. | 1 | Урок контроля знаний. | Основные понятия темы. | |||||
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле. (3 часа). | 15. | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | 2 | Урок формирования новых знаний. | Креационизм. Гипотеза самопроизвольного зарождения. .Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. | Знать: происхождение и развитие жизни на Земле. Гипотеза возник. Жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Возникновение макромолекул и над - молекулярных структур за рождения обмена веществ. Эволюция по способу дыхания. Эры и периоды появления человека Уметь: Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции. Делать вывод об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции | §4.14 | ||
16. | Современные представления о возникновении жизни. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Теория биохимической эволюции. Абиогенное возникновение мономеров. Образование биологических полимеров и коацерватов. Формирование мембранных структур и первичных организмов (пробионтов) первые организмы. | §4.15 | ||||
17. | Развитие жизни на Земле. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Фотосинтез. Первые фотосинтезирующие организмы –цианеи. Половой процесс и многоклеточность. Диплоидность. Ордовик. Силур. Девон. Каменноугольный период. Пермский период. Кембрийский период. Триас. Юрский период. Появление теплокровных животных6 птиц и млекопитающих. Меловой период. Формирование современных очертаний континентов. Разделение отдельных частей суши. Изоляция групп животных. Первые хищники и приматы. | §4.16 | ||||
Тема 4.4. Происхождение человека. (5 часов). | 18. | Гипотезы происхождения человека. | 2 | Урок формирования новых знаний. | Идеи возникновения человека. Взгляды российских ученых 18-19 вв. на проблему происхождения человека. Роль трудов Ч.Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека. Энгельс и факторы антропогенеза. | Знать: место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Социальные и природные факторы. Человеческие расы, их родство и происхождение. Движущие силы и этапы эволюции человека древнейшего, древнего, разумного. Уметь: Обосновывать родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас. Делать вывод о происхождении человека от животного | §4.17 | ||
19. | Положение человека в системе животного мира. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Родство человека с примитивными хордовыми животными, рыбами, амфибиями представителями класса млекопитающих. | §4.18 | ||||
20. | Эволюция человека. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Эволюция предков человека: увеличение объема головного мозга, совершенствование навыков к труду и развитие внутригупповых связей. Прямохождение – важный шаг на пути от обезьяны к человеку. Признаки, отделяющие человекообразных обезьян от людей. Стадии в процессе становления человека: древнейшие люди, древние люди, современные люди. Роль труда в происхождении человека. Основные этапы антропогенеза. Дриопитеки. Австралопитеки - ранние предшественники человека. Древнейшие (питекантропы, синантропы) и древние (неандертальцы) люди. Появление человека современного типа. Центры происхождения человека. Человеческие расы и их происхождение. Значение изоляции и дрейфа генов в происхождении полиморфизма у человека. | §4.19 | ||||
21. | Человеческие расы. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Большие расы: европеоидная, монголоидная, экваториальная. Раса и нация. Происхождение рас. Видовое единство человека. | §4.20 | ||||
22. | Контрольная работа №2. Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека | 1 | Урок контроля знаний. | Основные понятия темы. | |||||
Раздел 5 ЭКОСИСТЕМА | |||||||||
Тема 5.1. Экологиче-ские факторы. (3 часа). | 23. | Организм и среда. Экологические факторы среды | 2 | Урок формирования новых знаний. | Задачи экологии. Среда обитания и экологические факторы. Закономерности влияния экологических факторов на организм. | знать: экологические факторы: биотические и абиотические; компоненты биогеоценозов; формы взаимоотношений в биоценозах; причины смены биоценозов; уметь: анализировать видовой состав биоценозов; выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания. | §5.1 | ||
24. | Абиотические факторы среды. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. | §5.2 | ||||
25. | Биотические факторы среды. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Биотические факторы среды. Конкуренция, хищничество, паразитизм, комменсализм, нейтрализм. | §5.3 | ||||
Тема 5.2. Структура экосистем. (3 часа). | 26. | Структура экосистем. | 2 | Урок формирования новых знаний. | Сообщество, или биоценоз. Пространственная структура экосистем: биоценоз, фитоценоз, зооценоз, микробоценоз. Видовая структура экосистем: видовое разнообразие, плотность популяции. Экологическая структура экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Экосистема дубравы. | §5.4 | |||
27. | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Пищевая сеть. Пищевая цепь. Пищевые взаимоотношения. Трофические уровни. Экологическая пирамида. | §5.5 | ||||
28. | Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Динамическое равновесие. Равновесное состояние экосистем. Смена экосистем. Экологические нарушения. Искусственные экосистемы – агроценозы. | §5.6§5.7 | ||||
Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема. (2 часа). | 29. | Биосфера – глобальная экосистема. | 2 | Урок формирования новых знаний. | Живое вещество, образованное совокупностью организмов; биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов; косное вещество, которое формируется без участия живых организмов; биокосное вещество, представляющее собой совместный результат жизнедеятельности организмов и небиологических процессов. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. | знать: структуру биосферы; функции живого вещества; проблемы рационального природопользования, охраны природы; круговорот химических элементов знать: структуру биосферы; функции живого вещества; проблемы рационального природопользования, охраны природы; круговорот химических элементов. | §5.8 | ||
30. | Роль живых организмов в биосфере. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Растения – основная часть биомассы планеты. Циркуляция воды между океаном и сушей – важнейшее звено в поддержании жизни на Земле. Углерод входит в состав разнообразных органических веществ, из которых состоит все живое. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря деятельности азотофиксирующих бактерий и водорослей. Сера входит в состав ряда аминокислот и представляет собой жизненно важный элемент. | §5.9 | ||||
Тема 5.4. Биосфера и человек. (4 часа). | 31. | Биосфера и человек. | 2 | Урок формирования новых знаний. | Ранние этапы развития человечества. Современная эпоха. | §5.10 | |||
32. | Основные экологические проблемы современности. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Смог. Загрязнение и перерасход природных вод. Загрязнение и истощение почвы. | 5.11 | ||||
33. | Пути решения экологических проблем. | 2 | Комбинирован-ный урок. | Охрана окружающей среды – общее дело всего человечества. Природоохранное движение. Устойчивое развитие. Развитие промышленности и энергетики. Предельно допустимая концентрация. Развитие сельского хозяйства. Сохранение природных экосистем. | §5.12 | ||||
34. | Контрольная работа № 3 за курс «Биология 11 класс». | 2 | Урок контроля знаний. | Основные понятия курса «Биология 11 класс». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....