календарно тематическое планировае 5 класс пакулова
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы МО РФ и УМК В.В.Пасечника. Календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5kl_pakulova.docx | 83.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по природоведению 5 класс
1. Пояснительная записка
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы МО РФ и УМК В.В.Пасечника. Календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 10 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения, что обеспечивает Программа по биологии для 5-9 кл., авторы : В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.
Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в классе следующего курса : Природа. Неживая и живая — 70 ч (5 кл.).
Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и
разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мьппление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
1.Цели и задачи курса.
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,
медицины, здравоохранения
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
Знать:
❖ отличия живой природы от неживой;
❖ строение, свойства тел неживой и живой природы;
❖ явления неживой и живой природы;
❖ связь живого и неживого;
❖ образование ветра, осадков;
❖ состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;
❖ основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование человеком;
❖ состав и свойства почвы; многообразие растений и животных, условия их
жизни, использование человеком;
❖ место и роль человека в природе;
❖ меры по охране неживой и живой природы.
Уметь:
❖ вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха;
❖ определять направление ветра и облачность, виды осадков;
❖ делать записи условными обозначениями в дневниках;
❖ определять высоту полуденного солнца над горизонтом;
❖ ориентироваться по солнцу, по местным признакам;
❖ самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;
❖ выращивать растения, животных и ухаживать за ними;
❖ ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на
учебно-опытном участке;
❖ ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками,
выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
Особенности организации учебного процесса.
Программа курса «Природа живая и неживая» рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Весь учебный материал разделен на 11 тем, которые рассматривают вопросы:
- строения Вселенной,
- строения и свойств вещества,
- свойств воды, воздуха, горных пород, почвы,
- разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных,
- связь живого и неживого.
- здоровье человека и безопасность жизнедеятельности.
В содержание типовой программы (Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: - М: Дрофа, 2007 г.) внесены следующие изменения:
Изменено количество часов на изучение темы «Вселенная», «Воздух», «Горные породы», «Почва», «Животные», «Вода» (в тематическом планировании отводится дополнительно по 1 часу на каждую тему для обобщения, систематизации знаний).
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль и письменные проверочные работы.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективногоспособа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
4. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы организации работы учащихся:
1. Индивидуальная
2. Коллективная: фронтальная, парная, групповая
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; работа с источниками; рефлексия и другие.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.
Рабочей программой предусматривается проведение 14 лабораторных работ и трех практических работ.
Лабораторная работа №1 « Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария».
Цель работы: научить работать со звездной картой, определять звездные созвездия.
Ход выполнения работы:
1. Внимательно рассмотреть карту звездного неба.
2. Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.
3. Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?
4. Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.
5. Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две крайние звезды, расположенные напротив ручки ковша в созвездии Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится в конце ручки ковша созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.
6. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.
Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе, карте полушарий, экватора, полюсов».
Цель работы: научить определять по глобусу и карте полушарий экватор, полушария, полюса.
Ход работы:
1. Рассмотреть глобус и карту полушарий.
2. Найти северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное и Южное полушарие.
3. Описать их местоположение на глобусе.
Лабораторная работа № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».
Цель работы: научить определять свойства твердых, жидких и газообразных тел.
Ход работы:
1. Положить кубик льда в стакан с водой. Изменится ли его форма? Объем? Сделать вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали?
2. Взять стаканчик воды и перелить его в колбу. Что изменилось? Изменился ли объем воды? Сделать вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали.
3. На стеклянную пластинку нанести пипеткой каплю воды. Наклонить пластинку. Что вы наблюдаете?
4. Сожмите ластик в руке и отпустите его. Изменилась ли его форма, объем? Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма? Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделать вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали.
5. Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой. Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделать вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали.
Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».
Цель работы: научиться описывать горные породы, определять их свойства.
Ход работы:
1.Рассмотреть коллекцию горных пород.
2.Определить цвет (металлический, неметаллический), прозрачность, твердость ( на мягком ноготь оставляет царапину).
3.Заполнить таблицу:
Название горной породы | Цвет | Блеск | Прозрачность | Твердость | Происхождение |
|
|
|
|
|
|
4.Сделать вывод, чем отличаются горные породы друг от друга, что общего.
Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».
Цель работы: ознакомиться с местными полезными ископаемыми и их свойствами.
Ход работы:
1.Рассмотреть образцы местных полезных ископаемых. Определить их названия.
2. Описать их внешний вид, признаки ( цвет, блеск, сыпучие или не сыпучие, горючие, не горючие).
3. Сделать вывод о свойствах каждого изученного полезного ископаемого.
4. Как используются местные полезные ископаемые.
Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».
Цель работы: научиться распознавать органы цветковых растений.
Ход работы:
1.Рассмотреть растение, найти у него корень. Какую функцию он выполняет в жизни растения?
2.Найти у растения стебель. Какую функцию он выполняет в жизни растения?
3.Найти у растения лист. Какой он формы? Какую функцию он выполняет в жизни растения?
4.Найти у растения цветок. Какую функцию он выполняет в жизни растения?
5.Рассмотрите цветок. Найдите в нем все части, запомните их названия.
6.Сделать вывод, из каких органов состоит цветковое растение.
Лабораторная работа № 8 « Определение названий растений Красной книги».
Цель работы: определить названия растений, занесенных в Красную Книгу.
Ход работы:
1.Рассмотреть растения на гербарии.
2.Определить названия растений пользуясь набором рисунков или атласом- определителем.
3.Выписать названия растений в тетрадь.
Лабораторная работа № 9 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».
Цель работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.
Ход работы:
1.Рассмотреть муляжи шляпочных грибов. Найти у них шляпку, пенек. Зарисуйте в тетрадь строение гриба.
1.Среди грибов найти съедобные, ядовитые . Какие из них растут в нашей местности? Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов.
2.Выписать в тетрадь названия съедобных и ядовитых грибов.
Лабораторная работа № 10 «Узнавание животных своей местности».
Цель работы: научить узнавать животных своей местности по рисункам.
Ход работы:
1.Рассмотреть набор рисунков животных и их названия.
1. Выбрать животных, обитающих в нашей местности. Выписать их названия в тетрадь. Какие из них нуждаются в охране?
2. Из животных своей местности опишите 2-3 животных по плану: название животного, среда обитания, внешний вид, чем питается, поведение.
3. Сделать вывод о том, в каких отношениях находится описываемое животное с факторами неживой и живой природы.
Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма»
Цель работы: Научиться определять показания развития своего организма.
Ход работы:
1. Измерить свой рост
2. Измерить свой вес.
3. Измерить свой пульс.
4. Измерить температуру тела.
5. Запишите полученные результаты в таблицу:
Показатели развития | Показатели измерений |
Рост, см. |
|
Вес, кг. |
|
Пульс, уд/мин. |
|
Температура, С |
|
6. Сравните полученные результаты с показателями нормального развития организма по таблице на стр. 211.. Сделать вывод о состоянии развития своего организма: в норме, выше нормы, ниже нормы.
Лабораторная работа № 12 - 14 « Овладение способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях».
Цель работы: научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжении связок, кровотечениях.
Ход работы:
1.Выбрать предполагаемое место ушиба. Взять мягкую тряпочку и намочить ее в холодной воде. Положить мокрую тряпочку на ушибленное место.
2.Снять охлажденную тряпочку, наложить на ушибленное место давящую повязку. Плотно забинтовать.
3.Определить предполагаемое место растяжения связок. Приложить к поврежденному месту холод, туго перебинтовать сустав.
4.Оказать первую помощь при капиллярном кровотечении: обработать кожу вокруг ранки настойкой йода. Закрыть ее бинтом или ватой. Прижать пальцем. По какому признаку вы определили капиллярное кровотечение?
2. Содержание тем учебного курса
Природа. Живая и неживая.
5 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (2 часа)
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
1. Вселенная (8 часов)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.
Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
Лабораторная работа №1 «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария».
Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий, экватора, полюсов».
Практическая работа № 1 «Ориентирование на местности с помощью компаса» Практическая работа № 2 «Ориентирование на местности по Солнцу и часам».
2. Строение и свойства вещества ( 12 часов)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
Лабораторная работа № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».
3. Воздух (6 часов)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).
Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
Практическая работа № 3 « Описание погоды за месяц»
4. Вода (3 часа)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
5. Горные породы (6 часов)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».
Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».
6. Почва (6 часов)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
7. Организмы (5 часов)
Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».
8. Растения (7 часов)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».
Лабораторная работа № 7 «Влияние температуры воздуха и влажности на прорастание семян»
Лабораторная работа № 8 « Определение названий растений Красной книги».
9. Грибы (2 часа)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Лабораторная работа № 9 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».
10. Животные (5 часа)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.
Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных.
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.
Лабораторная работа № 10 « Узнавание животных своей местности».
11. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).
Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.
Лабораторная работа № 11 « Определение показаний развития своего организма»
Лабораторная работа № 12 « Овладение способами оказания первой помощи при ушибах»
Лабораторная работа № 13 « Овладение способами оказания первой помощи при растяжении связок, кровотечениях»
Лабораторная работа № 14 « Овладение способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечениях»
12. Зачёт по курсу природоведения (1 час)
13. Резерв (1 час)
3. Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1. | Введение | 2 |
2. | Вселенная | 8 |
3. | Строение и свойства вещества | 12 |
4. | Воздух | 7 |
5. | Вода | 4 |
6. | Горные породы | 5 |
| Почва – особое тело Земли | 5 |
8. | Организмы | 6 |
9. | Растения | 7 |
10. | Грибы | 2 |
11. | Животные | 6 |
14. | Человек, его здоровье и безопасность жизни | 4 |
15. | Повторение | 2 |
Итого: | Всего: | 70ч |
4. Контроль знаний
Четверть
Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
Проверочная работа | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
Тест |
|
|
|
|
|
Изложение |
|
|
|
|
|
Сочинение |
|
|
|
|
|
Зачет | - | - | - | 1 | 1 |
Диктант |
|
|
|
|
|
Лабораторная работа | 3 | - | 5 | 4 | 12 |
Практическая работа | 4 | 2 | 1 | - | 7 |
Проект |
|
|
|
|
|
Реферат, доклад, сообщения |
|
|
|
|
|
Научно-исслед. работа |
|
|
|
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
Перечень учебно – методического обеспечения
1. Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 222с.
2. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 111с.
3.Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост.Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123с.
4. Рабочая тетрадь «Природоведение 5 класс» Дрофа 2010.
5. В. С. Рохлов, Н. И. Сонин «Тестовые задания по природоведению»
Интернет-ресурсы
www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.
Оборудования и приборы: глобус, таблица « Внутренне строение Земли», карта полушарий.
Календарно – тематическое планирование по природоведению 5 класс
70 часов (2 часа в неделю)
№ п/п |
Тема урока | Кол-во часов |
Тип урока |
Методы обучения |
Знания, умения |
Практические и лабораторные работы |
Оборудование |
Домашнее задание | Дата проведения
| ||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||
1 | Введение. Как изучали природу. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | наблюдение, эксперимент, измерение |
| секундомер, микроскоп, термометр, весы, мензурки | стр. 7 – 9; зад. № 4 стр.10 |
|
| |||||||||
Вселенная |
|
|
| ||||||||||||||||
2 |
Звёзды на небе. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, рассказ | звёзды, созвездия, телескоп |
| карта звёздного неба, телескоп | §1; Принести карандаши |
|
| |||||||||
3 |
Практическая работа. |
1 |
обобщающий |
исследова - тельский | определять созвездия на звёздной карте | Лабораторная работа №1 «Определение на звёздной карте Созвездий Северного полушария». | карта звёздного неба, карандаши |
|
|
| |||||||||
4 |
Земля – наш дом. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, рассказ | форма и размеры Земли | Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий». | глобус, компас |
§2 |
|
| |||||||||
5 |
Оболочка Земли. |
1 |
комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, рассказ | атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера | Практическая работа №1 «Ориентирование на местности с помощью компаса». |
глобус |
§3 |
|
| |||||||||
6 |
Луна – естественный спутник Земли. |
1 |
комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | лунные моря и океаны, кратер |
|
таблица |
§4 |
|
| |||||||||
7 |
Солнце. Солнечная система. |
1 |
изучение нового материала |
исследова - тельский |
Солнце, солнечная система |
|
рисунки |
§5 |
|
| |||||||||
8 |
Практическая работа. |
1 |
обобщающий |
исследова - тельский |
ориентирова-ние по Солнцу | Практическая работа №2«Ориентирование на местности по солнцу в полдень».
Практическая работа №3 «Определение сторон горизонта по звёздам». |
компас, часы |
подготовка к обобщающему уроку
|
|
| |||||||||
9 | Обобщающее повторение по теме «Вселенная». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный | Солнце, солнечная система, звёзды, созвездия |
| карта звёздного неба, глобус |
|
|
| |||||||||
Строение и свойство вещества | |||||||||||||||||||
10 |
Тела и вещества. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, объяснение, беседа | тело, вещество, состояние тел |
| разные тела | § 6 |
|
| |||||||||
11 |
Свойства твёрдых тел, жидкостей, газов. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, опыты | свойства тел |
| разные тела | § 7, принести шарик. |
|
| |||||||||
12
|
Практическая работа. |
1 |
обобщающий | исследова - тельский |
свойства тел | Лабораторная работа №3 «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел». |
|
|
|
| |||||||||
13
|
Вещество и смеси. |
1 |
изучение нового материала |
исследова - тельский |
смесь |
|
магнит, железо, сера |
§8 |
|
| |||||||||
14 |
Молекулы. Атомы. Элементы. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | молекулы, атом, элемент |
| стакан, соль | §9 |
|
| |||||||||
15 |
Движение частиц вещества. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, опыт | диффузия |
| стакан жидкости |
§10 |
|
| |||||||||
16 |
Взаимодействие частиц. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, опыты | притяжение |
| свинцовые пластины | §11 |
|
| |||||||||
17 |
Разнообразие веществ. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа | простые, сложные вещества |
|
| §12 |
|
| |||||||||
18 |
Явления природы. Физические явления. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, исследование, опыты | явления: тепловые, электрические, световые |
| расчёска, бумага | §13 |
|
| |||||||||
19 |
Химические явления. Горение. |
1 | изучение нового материала | исследова – тельский, беседа, опыты | горение |
| свеча | §14 |
|
| |||||||||
20 |
Окисление. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | дыхание, окисление |
|
| §15 |
|
| |||||||||
21 | Обобщающее повторение по теме «Вещества». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный | тело, вещество, состояние тел, свойства тел |
|
|
|
|
| |||||||||
Воздух. | |||||||||||||||||||
22 |
Воздух – смесь газов. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | состав воздуха |
|
| §16 |
|
| |||||||||
23 |
Свойства воздуха. |
1 |
комбини- рованный |
объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ |
сжимаемость, упругость |
|
сосуд, стакан, вода | §17 |
|
| |||||||||
24 |
Вес воздуха и атмосферное давление. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, исследование | атмосферное давление |
|
стакан, бумага, вода | §18 |
|
| |||||||||
25 |
Изменение давления воздуха с высотой. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа | плотность воздуха, барометр |
|
барометр | §19 |
|
| |||||||||
26 |
Погода и её предсказание. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа | погода, метеорологи |
|
таблица | §20
|
|
| |||||||||
27 |
Практическая работа. |
1 |
обобщающий | исследова - тельский |
| Практическая работа №4 «Описание погоды за месяц».
|
| Подготовка к обобщающему уроку. |
|
| |||||||||
28 |
Обобщающее повторение по теме «Воздух». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный | состав воздуха, атмосферное давление, плотность воздуха |
|
|
|
|
| |||||||||
Вода | |||||||||||||||||||
29 | Три состояния воды. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, рассказ | вода жидкая, твёрдая, газообразная |
|
таблица | §21 |
|
| |||||||||
30 | Тепловое расширение воды. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, объяснение | сжатие, расширение |
|
| §22 |
|
| |||||||||
31 | Вода – растворитель. Работа воды в природе. |
1 |
комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | раствор, пещера |
|
| §23 |
|
| |||||||||
Горные породы. | |||||||||||||||||||
32 |
Внутреннее строение Земли. |
1 |
изучение нового материала |
объяснительно- иллюстративный, объяснение, беседа |
земная кора, мантия, ядро, минералы |
|
набор горных пород |
§24 |
|
| |||||||||
33 |
Практическая работа. |
1 |
обобщающий | исследова - тельский | свойства горных пород | Лабораторная работа №4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств». |
|
|
|
| |||||||||
34 | Разрушение горных пород. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, объяснение | выветривание, песок, галька, глина |
|
таблица | §25 |
|
| |||||||||
35 | Полезные ископаемые. Металлы.
|
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | полезные ископаемые |
| набор полезных ископаемых | §26 |
|
| |||||||||
36 | Полезные ископаемые нашей местности. |
1 |
изучение нового материала |
исследова-тельский |
свойства полезных ископаемых | Лабораторная работа №5«Ознакомление с местными полезными ископаемыми». |
глина, песок. |
|
|
| |||||||||
37 | Обобщающее повторение по теме: «Горные породы». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный |
|
|
|
|
|
| |||||||||
Почва - особое тело Земли. | |||||||||||||||||||
38 | Образование почв и их разнообразие. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, беседа | образование почв, гумус, структура |
|
таблицы | §27 |
|
| |||||||||
39 | Состав и свойства почвы. |
1 | комбини- рованный | объяснительно-иллюстративный, беседа | плодородие почвы |
|
| §28 |
|
| |||||||||
40 |
Уход за почвой. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа |
удобрения |
|
| §29 |
|
| |||||||||
41 | Влияние растений на почву. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, рассказ | связь почвы и растений |
| рисунки | §30 |
|
| |||||||||
42 |
Разрушение почв. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, беседа | эрозия почв |
|
| §31 |
|
| |||||||||
43 | Обобщающее повторение по теме: «Почва». |
1 |
обобщающий. |
репродуктивный | строение, состав, свойства почв |
|
|
|
|
| |||||||||
Организмы. | |||||||||||||||||||
44 |
Организм и его свойства. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, объяснение | организм, дыхание, питание, размножение |
|
таблица | §32 |
|
| |||||||||
45 |
Где живут организмы? |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | среда обитания, экология |
|
| §33 |
|
| |||||||||
46 | Увеличи-тельные приборы. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, объяснение | лупа, микроскоп |
|
| §34 |
|
| |||||||||
47 |
Строение организмов. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, беседа | строение клетки |
|
| §35 |
|
| |||||||||
48 | Обобщающее повторение по теме: «Организмы». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный |
|
|
|
|
|
| |||||||||
Растения. | |||||||||||||||||||
49 |
Признаки растений. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный | признаки растений |
|
таблицы | §36 |
|
| |||||||||
50 |
Разнообразие растительного мира. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | цветковые, нецветковые растения |
|
таблицы | §37 |
|
| |||||||||
51 | Строение цветковых растений. |
1 | изучение нового материала | исследова-тельский | органы растений | Лабораторная работа №6.«Распознавание органов цветкового растения».Лабораторная работа №7.«Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян». | растения | §38 |
|
| |||||||||
52 | Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». |
1 |
изучение нового материала. |
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа. |
«зеленая аптека» |
|
| §39 |
|
| |||||||||
53 |
Красная книга растений. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, исследова-тельский |
Красная книга | Лабораторная работа №8.«Определение названия растений». |
набор гербария | §40 |
|
| |||||||||
54 |
Многообразие культурных растений. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, беседа | овощные, зерновые, плодовые, технические культуры |
|
таблицы, рисунки | §41 |
|
| |||||||||
55 | Обобщающее повторение по теме: «Растения» |
1 |
обобщающий |
репродуктивный |
|
|
|
|
|
| |||||||||
Грибы | |||||||||||||||||||
56 |
Разнообразие грибов. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | значение грибов |
|
таблицы | §42 |
|
| |||||||||
57 |
Шляпочные грибы. |
1 | изучение нового материала. | объяснительно-иллюстративный, исследова-тельский | Особенности ядовитых грибов | Лабораторная работа №9«Узнавание съедобных и ядовитых грибов». |
| §43 |
|
| |||||||||
Животные. | |||||||||||||||||||
58 |
Признаки животных. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | способ питания, дикие, домашние животные |
| таблицы | §44 |
|
| |||||||||
59 | Условия жизни и многообразие диких животных. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, беседа | условия жизни животных |
| таблицы | §45 |
|
| |||||||||
60 |
Значение диких животных и их охрана. |
1 |
комбинированный | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа |
значение животных | Лабораторная работа №10«Узнавание животных своей местности». | муляжи, чучела, рисунки | §46 |
|
| |||||||||
61 |
Домашние животные. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | животноводст-во |
| таблицы | §47 |
|
| |||||||||
62 |
Связи живого и неживого. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, беседа | цепь питания |
| таблицы | §48 |
|
| |||||||||
63 | Обобщающее повторение по теме: «Животные». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный |
|
|
|
|
|
| |||||||||
Человек. Его здоровье и безопасность жизни. | |||||||||||||||||||
64 |
Человек и окружающая среда. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, объяснение |
система органов | Лабораторная работа №11«Определение показателей развития своего организма». |
| §49 |
|
| |||||||||
65 |
Как беречь свое здоровье и жизнь. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа |
| Лабораторная работа №12«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах». |
| §50 |
|
| |||||||||
66 |
Способы оказания первой помощи. |
1 | изучение нового материала | исследова-тельский | первая помощь | Лабораторная работа №13«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок». Лабораторная работа №14«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении». | бинты, жгут | § 51 |
|
| |||||||||
67 | Вредные привычки и их предупрежде -ние. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный | курение, никотин, алкоголь, наркомания |
|
|
|
|
| |||||||||
68 | Зачёт по курсу природоведен. |
1 | обобщающий | репродуктивный |
|
|
|
|
|
| |||||||||
69-70 | Резерв. |
2 | обобщающий | репродуктивный |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно -тематическое планирование1 класс (с плаванием)
данное календарно - тематическое планирование основано комплексной программе В.И.Ляха,А.А Зданевича включает в себя уроки плавания...
Календарно-тематическое планирование11 класс.
Поурочное планирование по алгебре и началам анализа 11 калсс, 2 часа в неделю...
РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН класс 2
РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ по УМК " Английский с удовольствием" М.З.Биболетова 2 класс ....
Календарно-тематическое 10 класс
Бег в равномерном темпе (12 мин). Специальные беговые упражнения. ОРУ. Преодоление горизонтальных препятствий. Бег в гору. Спортивная игра «Лапта». Развитие выносливости...
Рабочие программы с календарно-тематическим планироваие и КИМами
Все представленные рабочие программы были составлены согласно требованиям ФГОС....
календарно-тематическое 6 класс
календарно-тематическое планирование 6 класс автор Бим...
Календарно-тематическое планировае по физике для 10-11 классов ФГОС СОО
КТП по физике 10-11 из насчета 2 ч в неделю, 34 ч. в год. Предметная линия учебников под редакцией Н.А. Парфентьевой....