Рабочая программа по биологии 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Рабочая программа по биологии под редакцией Н.И. Сонина 9 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass_biologiya.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерская средняя общеобразовательная школа №1.

Утверждаю

Директор МБОУ Краснозерская СОШ№1

(Ф.И.О.)

Приказ №___

От «___»_______ 20___г.

Согласованно

на МС школы.

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МС

(Ф.И.О.)

Рассмотрено на МО учителей  географии, биологии, химии

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МО

(Ф.И.О.)

Рабочая учебная программа по

БИОЛОГИИ

(наименование учебного предмета/курса)

9  КЛАСС  

(степень образования/класс)

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(срок реализации программы)

Программу составил:        Фоменко Анна Николаевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

р.п. Краснозерское 2014 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта 2004г. Примерной программы основного  общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2007, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Курс общей биологии на должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.

Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.

Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована как на передачу «готовых знаний», так и на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на данной ступени основного общего образования являются: сравнение объектов,  анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника С.Г. Мамонтов,

В.Б. Захаров, Н.И. Сонин « Биология. Общие закономерности.9 класс». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007г.

Тематический план

Разделы

Количество  часов

В  том  числе

лабораторных  и  практических  работ

контрольных  работ

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (24 часа).

1.

Введение. Биология  –  наука о жизни.

2

2.

Развитие биологии в додарвинский период.

2

3.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

4

1

4.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

4

1

5.

Микроэволюция.

3

1

6.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

2

7.

Возникновение жизни на Земле.

2

8.

Развитие жизни на Земле.

5

1

Раздел II. Структура организации живых организмов (10 часов).

9.

Химическая организация клетки.

2

10.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

2

11.

Строение и функции клеток.

6

1

1

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).

12.

Размножение организмов.

2

13.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

3

1

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (14 часов).

14.

Закономерности наследования признаков.

8

1

15.

Закономерности изменчивости.

3

1

1

16.

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

3

Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов).

17.

18.

Биосфера, её структуры и функции.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ЗА КУРС 9 КЛАССА.

8

1

Итого

68

5

6


Календарно - тематическое планирование

п/п

в уч.

году

ТЕМЫ УРОКОВ

Дата

проведения

ТИП урока;

МЕТОДЫ, применяемые

на уроке;

ФОРМЫ организации  учебной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ

ЗНАНИЯ,

УМЕНИЯ,

НАВЫКИ.

Опыты, оборудование

по плану

фактически

1

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле.

Глава 1. Введение. Биология – наука о жизни. (2 часа).

1.  Введение. Биология – наука о жизни.

Вводный, обучающий.

Комбинированный.

Лекция-беседа

  • иметь представление: о месте общей биологии в системе биологических знаний, о значении биологической науки в целом;
  • знать: методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия;
  • уметь: показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснить значение общей биологии как интегрирующей науки.

  • наглядные пособия: таблицы «Гомологичные и аналогичные органы», «Палеонтологические ряды»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: таблица «Зародыши хордовых животных», дополнительная литература.

2

2. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых по изучению природы;
  • знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения - «жизнь», «изменить» и др.;
  • уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами.

  • наглядные пособия: таблица «Уровни организации жизни»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: дополнительная литература.

3

Глава 2. Развитие биологии в додарвинский период

(2 часа).

1. Становление систематики.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;

  • знать: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде;
  • уметь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

  • наглядные пособия: таблица «Классификация растений»;
  • раздаточный материал: карточки, таблица «Уровни организации живой природы»;
  • оборудование.

4

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление: о работах М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Геруша, К. Ф. Рулье;
  • знать: основные положения теории Ж. Б. Ламарка, законы ламаркизма;
  • уметь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка.

  • наглядные пособия: опорный конспект;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

5

Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4 часа).

1.Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

иметь представление: о работах М. Лайеля, Велера, Щдейдена, Шванна, Рулье, Бекетова, основных этапах жизненного пути Ч. Дарвина;

  • знать: эволюционные взгляды Ч. Дарвина на изменяемость видов, сходства и различия между ними, многообразие живых организмов их приспособленность и роль среды в видообразовании;
  • уметь: охарактеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

  • наглядные пособия: географическая карта, таблица «Формы...»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

6

2.Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о методах выведения новых пород животных и сортов растений;
  • знать определения: «селекция», «порода», «сорт», «изменчивость», «мутация», «искусственный отбор»;
  • уметь объяснить сущность искусственного отбора, отличия различных форм отбора, показать творческую роль отбора.

  • наглядные пособия: таблица  «Искусственный

отбор»;

  • раздаточный материал: фотографии, гербарий (породы животных; сорта растений).

7

3.Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

С.Р. по теме: Развитие биологических знаний.

  • иметь представление о работе Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»;
  • знать: основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе; определения «естественный отбор», «борьба за существование»; виды борьбы за существование;
  • уметь использовать полученные знания для объяснения основных положений теории о естественном отборе.

наглядные пособия: изображения севрюги, богомола.

8

4.Формы естественного отбора.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о работах И. И. Шмальгаузена по изучению стабилизирующего отбора, о других факторах эволюции;
  • знать: основные формы естественного отбора, определения «стабилизирующий отбор», «движущий отбор», «половой отбор», «половой диморфизм»;
  • уметь: объяснять механизм действия изученных форм отбора, приводить примеры.

наглядные пособия: таблица «Формы естественного отбора».

9

Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

 (4 часа).

1. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

иметь представление: о многообразии адаптации живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;

  • знать понятия «адаптациогенез», «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптации, механизмы возникновения приспособлений;
  • уметь: объяснить сущность приспособлений, приводить конкретные примеры адаптации.

  • наглядные пособия: таблица «Адаптации животных, растений»;
  • раздаточный материал: фотографии, изображения животных.

10

2. Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Л.-1: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

11

3. Забота о потомстве.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Сообщения учащихся.

  • иметь представление о многообразии форм заботы о потомстве;
  • знать определения «адаптациогенез», «забота о потомстве»;
  • уметь объяснить и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомстве.

раздаточный материал: программированные карты.

12

4.Физиологические адаптации.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о многообразии физиологических адаптации;
  • знать: определение «физиологическая адаптация», механизм формирования адаптации;
  • уметь: приводить конкретные примеры физиологических адаптации, показать место и значение в эволюции.

  • наглядные пособия: изображения животных, растений;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

13

Глава 5. Микроэволюция

 (3 часа).

1. Вид, его критерии и структуры.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о работах отечественных ученых в этой области;
  • знать: определение «вида», основные критерии вида и его структуру, понятия «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»;
  • уметь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида.

  • наглядные пособия: изображения нескольких организмов, относящихся к одному виду;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

14

2. Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида. Результаты искусственного отбора».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Л.-2: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.

15

3. Эволюционная роль мутаций.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

        иметь представление о работах Г. Де Фриза, С. С. Четверикова.

  • знать: понятие «мутация», «гетерозигота», «гомозигота», «микроэволюция», «популяция», «генофонд».
  • уметь: объяснить эволюционную роль мутаций, процессы, изменяющие генетическую структуру популяции, используя полученные знания.

  • наглядные пособия: схема «Сукцессия», «Видообразование»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

16

17

Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

 (3 часа).

1. Главные направления эволюции.

2. Основные направления эволюции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов;
  • знать определения: «микро-, макроэволюция», «биологический прогресс, регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «обитая дегенерация»;
  • уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.

  • наглядные пособия: схема «Основные пути эволюционного процесса»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

18

3. Общие закономерности биологической эволюции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о закономерностях биологической эволюции;
  • знать определения: «филогенез», «дивергенция», «конвергенция», «популяция»;

•        уметь объяснить и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза.

  • наглядные пособия: таблица «Формы филогенеза»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

19

Глава 7. Возникновение жизни на Земле

 (2 часа).

1. Современные представления о возникновении жизни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление: о многообразии теорий, гипотез на вопрос происхождения жизни; формулировок определения «жизнь»;
  • знать: основные этапы химической эволюции по теории Опарина, определения: «жизнь», «коацерваты», «абиогенный синтез»;
  • уметь: давать характеристику первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах, результаты этих процессов.

  • наглядные пособия: таблица «Матричный синтез»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: колба с S-образным изгибом.

20

2. Начальные этапы развития жизни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о значении появления в ходе эволюции процессов фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса;
  • знать: основные этапы биологической эволюции; определения: «прокариоты», «эукариоты», «гетеротрофы», «автотрофы», «хемосинтез», «фотосинтез», «симбиоз»;
  • уметь объяснять суть процессов происходивших на различных этапах биологической эволюции.

  • наглядные пособия: таблица «Симбиогенное происхождение эукариот», «Вольвокс»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

21

Глава 8. Развитие жизни на Земле

 (6 часов).

1. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о развитии природных условий в данные эры;
  • знать: важнейшие этапы эволюции; определения: «фотосинтез», «половой процесс», «ткань», «филогения», «геохронология»;
  • уметь: давать объяснения процессам, происходивших в архейскую и протерозойскую эры, объяснять их эволюционную значимость.

  • наглядные пособия: таблица «Геохронологическая таблица», опорный конспект.
  • раздаточный материал: коллекция «Трилобиты».
  • оборудование.

22

2. Жизнь в палеозойскую эру.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление: о процессах происходящих в периоды палеозойской эры;
  • знать: основные ароморфозы, происходящие с живыми организмами в различные периоды палеозойской эры; причины этих ароморфозов;
  • уметь: объяснять направления эволюции, характеризовать животный мир палеозоя, условия внешней среды и особенности строения живых организмов.

  • наглядные пособия: «Геохронологическая таблица», изображения рассматриваемых животных (растений).
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

23

3. Жизнь в мезозойскую эру.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

иметь представление о процессах, происходящих в мезозойскую эру на Земле;

  • знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация»;
  • уметь объяснять эволюционные преимущества цветковых растений, пресмыкающихся, млекопитающих.

  • наглядные пособия: «Геохронологическая таблица»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

24

25

4. Жизнь в кайнозойскую эру.

5. Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление: о продолжительности кайнозойской эры, о ее периодах;
  • знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация»;
  • уметь давать объяснения процессам, происходившим в кайнозое.

  • наглядные пособия: «Географическая карта», «Геохронологическая таблица».
  • раздаточный материал.
  • оборудование: опорный конспект.

26

6. Происхождение человека.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о происхождении человека, многообразии рас человека и их значении;
  • знать: основные этапы эволюции приматов и человека; понятия: «антропология», «антропогенез»;
  • уметь: объяснять движущие силы антропогенеза, приводить конкретные примеры для иллюстрации изученных сведений.

  • наглядные пособия: таблицы «Австралопитек», «Неандерталец» и др.;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: опорный конспект.

27

Раздел II. Структурная организация живых организмов

Глава 9. Химическая организация клетки

 (2 часа).

1. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о химических веществах и соединениях, входящих в состав любого живого организма;
  • знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки;
  • уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности.

  • наглядные пособия: таблица «Строение молекулы воды»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: опорный конспект.

28

2. Органические вещества, входящие в состав клетки.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о структурной организации молекул биополимеров;
  • знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов;

•        уметь объяснять значения органических веществ.

  • наглядные пособия: таблицы «Строение белковой молекулы», «Нуклеиновые кислоты», «Углеводы», «Липиды»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: опорные конспекты.

29

30

31

Итоговая работа за 1 полугодие.

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

(3 часа).

1. Обмен веществ.

2. Энергетический обмен.

Проверка знаний.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о процессе биосинтеза белков;
  • знать: определения «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.;
  • уметь: объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков.

Тесты, разноуровневые задания.

  • наглядные пособия: таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

32

3. Пластический обмен. Биосинтез белков.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях;
  • знать определения: «энергетический обмен», «хемосинтез», «фотосинтез», «фотолиз» и др.;
  • уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма.

  • наглядные пособия: таблица «Фотосинтез»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: вытяжка хлорофилла.

33

Глава 11. Строение и функции клеток

(7 часов).

 1.Прокариотическая клетка.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о многообразии различных форм бактерий;
  • знать определения: «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»;
  • уметь: объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки.

  • наглядные пособия: таблицы «Многообразие клеток», «Строение бактериальной клетки»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

34

2. Эукариотическая клетка.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление об особенностях организации эукариотической клетки;
  • знать: основные органоиды входящие в состав эукариотической клетки; понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз»;
  • уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной.

  • наглядные пособия: таблица «Строение животной и растительной клеток».
  • раздаточный материал.
  • оборудование.

35

36

3. Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки».

4. Органоиды клетки. Цитоплазма.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Л.-3: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стекла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.

37

5.  Ядро и его строение.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о многообразие форм и размеров ядер в различных клетках;
  • знать определения: «хромосома», «кариотип», «центромера», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «диплоидный набор хромосом».

  • наглядные пособия: таблица «Строение ядра», «Различные формы ядер»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

38

6. Деление клеток.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза;
  • знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки».

  • наглядные пособия: таблица «Митоз»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: опорный конспект.

39

7. Клеточная теория.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление об истории изучения клетки;
  • знать основные положения клеточной теории строения организмов определения «клетка»;
  • уметь доказывать, что клетка является элементарной биологической системой.

  • наглядные пособия: таблица «Многообразие клеток»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: опорный конспект.

40

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Глава 12. Размножение организмов (2 часа).

1. Бесполое размножение.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление об основных формах размножения организмов;
  • знать понятия: «гермафродитизм», «партеногенез», «митоз», «спора», «вегетативное размножение», «почкование»;
  • уметь: объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры.

  • наглядные пособия: таблица «Вегетативное размножение растений»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

41

2. Половое размножение. Развитие половых клеток.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о сути полового размножения;
  • знать определения: «мейоз», «гаметогенез», «кроссинговер», «конъюгация», «оплодотворение», «зигота» и др.;
  • уметь: объяснять процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса.

  • наглядные пособия: таблица «Мейоз»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: опорный конспект.

42

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа).

1. Эмбриональный период развития.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о работах отечественных ученых в области эмбриологии;
  • знать понятия: «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» и др.;
  • уметь: характеризовать стадии эмбрионального развития, приводить примеры для выявленных закономерностей.

  • наглядные пособия: таблицы: «Индивидуальное развитие, «Строение яйца»»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

43

2. Постэмбриональный период развития.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о влиянии факторов внешней среды на индивидуальное развитие;
  • знать понятия: «метаморфоз», «рост», «развитие»;
  • уметь: объяснять различия в типах развития, приводить примеры прямого и непрямого типа развития, закономерности роста.

  • наглядные  пособия: таблица «Развитие насекомых»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

44

3.Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о факторах среды, влияющих на развитие организма, о критических периодах в развитии;
  • знать: понятие «эмбриональная дивергенция», формулировки биогенетического закона и закона зародышевого сходства;
  • уметь: объяснять общие закономерности развития, приводить примеры.

  • наглядные пособия: таблица: «Зародышевое сходство у позвоночных»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

45

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов.

Глава 14. Закономерности наследования признаков (8 часов).

1. Основные понятия генетики.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;
  • знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»;
  • уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования.

  • наглядные пособия: портрет Г. Менделя;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

46

2. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление: о работах Г. Менделя, гибридологическом анализе;
  • знать: основные понятия и символы, применяемые в генетике; суть гибридологического метода изучения наследственности;
  • уметь применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов.

  • наглядные пособия: таблица «Гибридологический метод»;
  • раздаточный материал: «Основные понятия и символика в генетике»;
  • оборудование.

47

3. Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию;
  • знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач;
  • уметь: объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания.

  • наглядные пособия: таблица «Гибридологический метод»;
  • раздаточный материал: «Моногибридное скрещивание»;
  • оборудование.

48

4. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о закономерностях наследования при полигибридном скрещивании;
  • знать: терминологию и символику генетики; I, II, III законы Г. Менделя, закон чистоты гамет;
  • уметь: пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования.

  • наглядные пособия: таблица «Дигибридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание».
  • раздаточный материал: текст задачи на закрепление.
  • оборудование.

49

5. Сцепленное наследование генов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о группах сцепления, о работах Бетсона, Пеннета, Моргана по изучению наследования сцепленных генов;
  • знать: понятия «конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления»; основные генетические понятия и символы;
  • уметь: использовать полученные знания при объяснении закономерностей наследования, объяснять механизм сцепления генов и его нарушение.

  • наглядные пособия: таблица «Мейоз».
  • раздаточный материал: Генетические карты различных живых организмов.
  • оборудование.

50

6. Генетика пола.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцепленных с полом;
  • знать: сущность процесса мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»;
  • уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности.

  • наглядные пособия: таблицы «Мейоз», «Наследование генов, сцепленных с полом»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

51

7. Взаимодействие генов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов;
  • знать определения «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»;
  • уметь использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов.

  • наглядные пособия: таблица «Взаимодействие генов»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

52

8. Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Л.-4: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

53

Глава 15. Закономерности изменчивости (2 часа).

1. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
  • знать определения «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» и др.;
  • уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний.

  • наглядные пособия: таблица «Наследственная изменчивость»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

54

2. Фенотипическая изменчивость.

Лабораторная работа №5  «Изучение изменчивости».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • знать определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»;
  • уметь: объяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций.

  • наглядные пособия: таблица «Фенотипическая изменчивость»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

Л.-5: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), могут быть использованы антропометрические данные учащихся, например рост, раздельно для девушек и юношей.

55

Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов

 (3 часа).

1. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

•        иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

  • знать определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт»;
  • уметь объяснять значение селекции как науки; значение знаний о центрах происхождения культурных растений.

  • наглядные пособия: таблица «Центры происхождения культурных растений»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

56

2. Методы селекции растений и животных.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о работах отечественных селекционеров;
  • знать понятия: «порода», «сорт», «гетерозис», «полиплоид»;
  • уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных.

  • наглядные пособия: изображения, фотографии, таблицы по каждому из рассматриваемых методов;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

57

3. Селекция микроорганизмов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь  представление о биотехнологии, клеточной инженерии, генной инженерии;
  • знать понятия: «штамм», «биотехнология»;
  • уметь объяснять суть методов селекции микроорганизмов, их преимущества.

  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

58

Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Глава 17. Биосфера, её структуры и функции (6 часов).

1. Структура биосферы.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В. И. Вернадского («Учение о биосфере»);
  • знать понятия: «живое вещество», «биогенное вещество», «косное вещество», «биокосное вещество»;
  • уметь: объяснять структуру биосферы, иллюстрировать ее функции, эволюцию биосферы.

  • наглядные пособия: таблица «Распространение организмов в биосфере»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

59

2. Круговорот веществ в природе.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о влиянии деятельности человека на биосферные процессы;
  • знать понятия:  «биогеоценоз», «биогеохимический цикл», «парниковый эффект»;
  • уметь объяснять и иллюстрировать основные биохимические циклы.

  • наглядные пособия: таблица «Биогеохимические циклы»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

60

3. История формирования сообществ живых организмов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление: о некоторых типах взаимоотношений организмов, об истории возникновения материков;
  • знать основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов;
  • уметь: иллюстрировать эти влияния, приводить конкретные примеры.

  • наглядные пособия: таблица «Геологическая история материков»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

61

4. Биогеоценозы и биоценозы.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о работах В. Н. Сукачева по изучению структуры биоценозов и взаимосвязях его компонентов;
  • знать понятия: «биоценоз», «биогеоценоз», «биомасса»;
  • уметь: использовать полученные знания для объяснения структуры биоценоза, сравнивать биоценозы между собой.

  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

62

5. Факторы среды.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о многообразии экологических факторов;
  • знать основные экологические факторы;

•        уметь объяснять их влияние и значение в природе.

  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.
  • наглядные пособия: таблица «Ярусная структура лиственного леса»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: опорный конспект.

63

6. Взаимоотношения между организмами.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений;
  • знать понятия: «нейтрализм», «симбиоз», «антибиоз», «нахлебничество», «квартирантство», «хищничество», «паразитизм», «каннибализм»;
  • уметь: объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры.

  • наглядные пособия: изображения различных живых организмов: «Симбионты», «Хищники», «Паразиты»;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: опорный конспект.

64

Глава 18. Биосфера и человек (3 часа).

1. Природные ресурсы и их использование.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление об учении В. И. Вернадского о ноосфере;
  • знать понятия: «биосфера», «ноосфера», «антропогенный фактор»;
  • уметь: объяснять место и роль человека в биосфере, характеризовать природные ресурсы, приводить примеры их использования.

  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

65

2. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;
  • знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;
  • уметь: приводить примеры таких влияний, находить пути решения этой проблемы.

  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал: источники  дополнительной информации;
  • оборудование.

66

3. Охрана природы и основы рационального природопользования.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

  • иметь представление о природоохранной деятельности на территории нашей области;
  • знать суть рационального природопользования;
  • уметь приводить примеры воздействий человеческого общества на среду обитания.

  • наглядные пособия: Красная книга Новосибирской области;
  • раздаточный материал;
  • оборудование: изображения, фотографии животных и растений, нуждающихся в охране.

67

68

1. Обобщение изученного материала за курс «Общая биология. 9 класс».

2.ИТОГОВАЯ РАБОТА ЗА КУРС 9 КЛАССА.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Курс начинается с раздела «ЭВОЛЮЦИЯ  ЖИВОГО  МИРА  НА  ЗЕМЛЕ», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и  краткая история биологии, различные представления о развитии жизни на Земле и происхождении человека. На изучение тем по программе отводится 24 часа.

         Далее следует раздел – «СТРУКТУРНАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ  ЖИВЫХ  ОРГАНИЗМОВ».  В этом разделе  изучается  химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации, деление клеток.  Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться  часов – 10 часов.

          Следующий  раздел – «РАЗМНОЖЕНИЕ  И  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ  ОРГАНИЗМОВ».  В нем рассматриваются формы размножения, механизмы деления клеток (митоза и мейоза), механизм полового размножения , а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «ОБЩИЕ  ЗАКОНОМЕРНОСТИ  РАЗВИТИЯ.  биогенетический  закон», где речь идет о таких важных  вещах, как сходства и различия у эмбрионов позвоночных животных, о взаимосвязи индивидуального развития и  исторического развития организмов, влияние внешних условий на раннее развитие организмов, о биогенетическом законе, сформулированным Ф. Мюллером и Э. Геккелем и дополненным А. Н. Северцовым.  Материал этого раздела  позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 5 часов.

 Раздел «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ  И  ИЗМЕНЧИВОСТЬ». В нем рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается закон Моргана и генетика пола. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы  ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, Изучается генетика человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении. Последние уроки  данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где рассматриваются научная деятельность  Н. И. Вавилова,  различные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. На изучение данного раздела отводится 14 часов.

В последнем разделе «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ОРГАНИЗМОВ  И  СРЕДЫ.  ОСНОВЫ  ЭКОЛОГИИ» рассматриваются структуры биосферы, круговорот веществ в природе, формирование сообществ живых существ, более детально, чем в предыдущих курсах биологии рассматриваются такие понятия как биоценозы и биогеоценозы, а также влияние различных факторов на организмы внутри этих ценозов. В конце раздела рассматриваются вопросы взаимосвязи человека с окружающей средой, последствия влияния человека на окружающую среду и охрана среды. На это отводится 11 часов.

Данная программа реализована в учебнике: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Биология: Общие закономерности»  (Учебник для общеобразовательных учреждений), Москва «Дрофа» 2007г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии учащиеся должны

      знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
  • современную биологическую терминологию и символику;

      уметь:

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Формы контроля:

устные ответы

  • тематические сообщения
  • самостоятельные работы
  • контрольные работы
  • тесты
  • зачётно - обобщающие урок.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
  • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
  • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система . В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Кимы

методической литературы для учителя:

1. М. М. Гуменюк Биология 9 класс. Поурочные планы к учебнику.

2. Л. В. Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику.

3. С. И. Гуленков, Н. И. Сонин. Тестовые задания к учебнику 9 класс.

4. Сборник тестов для подготовки к ГИА

5. Интернет ресурсы.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Учебно-методический комплект

  1. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология: Общие закономерности» (автор-составитель Гуменюк М. М.). Волгоград, Учитель, 2008г.
  2. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997.
  3. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.
  4. Беляев, Д. К., Воронцов, Н. П., Керкис, Ю. Я. Общая биология: Пособие для учителей / под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973.
  5. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.

Дополнительная литература для учителя

  1. Ярыгин, В. Н., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 1: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
  2. Ярыгин, В. П., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 2: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
  3. Сухова, Т. С, Кучменко, В. С. Вопросы пола в системе биологических знаний: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001./ (Сер. «Библиотека учителя»).
  4. Полянский, Ю. И., Браун, А. Д., Верзилин, Н. М. и др. Общая биология: Учебник для 10-11 классов средней школы / под ред. Ю. И. Полянского. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 1. - Волгоград: Перемена, 1994.
  6. Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 2. - Волгоград: Перемена, 1994.
  7. Модестов, С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей / худ. И. Н. Ржавцева. -СПб: Акцидент, 1998./ (Сер. «Учительский портфель»).
  8. Яблоков, А. В., Юсуфов, А. Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учебник для биол. спец. вузов / - 4-е изд., стереотип. -М.: Высшая школа, 1998.
  9. Шилов, И. А. Экология: Учебник для биол., мед. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1998.
  10. Радкевич, В. А. Экология: Учебник. - М.: Высшая школа, 1998.

Дополнительная литература для ученика

  1. Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  2. Пикеринг, В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).
  3. Воронцов, Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...