Рабочая программа по биологии 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии под редакцией Н.И. Сонина 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_biologiya.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области
Краснозерская средняя общеобразовательная школа №1.
Утверждаю Директор МБОУ Краснозерская СОШ№1 (Ф.И.О.) Приказ №___ От «___»_______ 20___г. | Согласованно на МС школы. Протокол №___ От «___»_______ 20___г. Руководитель МС (Ф.И.О.) | Рассмотрено на МО учителей географии, биологии, химии Протокол №___ От «___»_______ 20___г. Руководитель МО (Ф.И.О.) |
Рабочая учебная программа по
БИОЛОГИИ
(наименование учебного предмета/курса)
9 КЛАСС
(степень образования/класс)
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(срок реализации программы)
Программу составил: Фоменко Анна Николаевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
р.п. Краснозерское 2014 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта 2004г. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2007, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Курс общей биологии на должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.
Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Система уроков ориентирована как на передачу «готовых знаний», так и на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на данной ступени основного общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника С.Г. Мамонтов,
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин « Биология. Общие закономерности.9 класс». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007г.
Тематический план
№ | Разделы | Количество часов | В том числе | |
лабораторных и практических работ | контрольных работ | |||
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (24 часа). | ||||
1. | Введение. Биология – наука о жизни. | 2 | ||
2. | Развитие биологии в додарвинский период. | 2 | ||
3. | Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. | 4 | 1 | |
4. | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 4 | 1 | |
5. | Микроэволюция. | 3 | 1 | |
6. | Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 2 | ||
7. | Возникновение жизни на Земле. | 2 | ||
8. | Развитие жизни на Земле. | 5 | 1 | |
Раздел II. Структура организации живых организмов (10 часов). | ||||
9. | Химическая организация клетки. | 2 | ||
10. | Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 2 | ||
11. | Строение и функции клеток. | 6 | 1 | 1 |
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов). | ||||
12. | Размножение организмов. | 2 | ||
13. | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 3 | 1 | |
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (14 часов). | ||||
14. | Закономерности наследования признаков. | 8 | 1 | |
15. | Закономерности изменчивости. | 3 | 1 | 1 |
16. | Селекция растений, животных и микроорганизмов. | 3 | ||
Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов). | ||||
17. 18. | Биосфера, её структуры и функции. ИТОГОВАЯ РАБОТА ЗА КУРС 9 КЛАССА. | 8 | 1 | |
Итого | 68 | 5 | 6 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п в уч. году | ТЕМЫ УРОКОВ | Дата проведения | ТИП урока; МЕТОДЫ, применяемые на уроке; ФОРМЫ организации учебной деятельности. | ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ. | Опыты, оборудование | |||||
по плану | фактически | |||||||||
1 | Раздел I. Эволюция живого мира на Земле. Глава 1. Введение. Биология – наука о жизни. (2 часа). 1. Введение. Биология – наука о жизни. | Вводный, обучающий. Комбинированный. Лекция-беседа |
|
| ||||||
2 | 2. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
3 | Глава 2. Развитие биологии в додарвинский период (2 часа). 1. Становление систематики. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;
|
| ||||||
4 | 2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
5 | Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4 часа). 1.Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | иметь представление: о работах М. Лайеля, Велера, Щдейдена, Шванна, Рулье, Бекетова, основных этапах жизненного пути Ч. Дарвина;
|
| ||||||
6 | 2.Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
отбор»;
| ||||||
7 | 3.Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. С.Р. по теме: Развитие биологических знаний. |
| наглядные пособия: изображения севрюги, богомола. | ||||||
8 | 4.Формы естественного отбора. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
| наглядные пособия: таблица «Формы естественного отбора». | ||||||
9 | Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4 часа). 1. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | иметь представление: о многообразии адаптации живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;
|
| ||||||
10 | 2. Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический. Лекция с элементами беседы. | Л.-1: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки. | |||||||
11 | 3. Забота о потомстве. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Сообщения учащихся. |
| раздаточный материал: программированные карты. | ||||||
12 | 4.Физиологические адаптации. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
13 | Глава 5. Микроэволюция (3 часа). 1. Вид, его критерии и структуры. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
14 | 2. Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида. Результаты искусственного отбора». | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический. Лекция с элементами беседы. | Л.-2: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации. | |||||||
15 | 3. Эволюционная роль мутаций. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | • иметь представление о работах Г. Де Фриза, С. С. Четверикова.
|
| ||||||
16 17 | Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3 часа). 1. Главные направления эволюции. 2. Основные направления эволюции. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
18 | 3. Общие закономерности биологической эволюции. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
• уметь объяснить и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза. |
| ||||||
19 | Глава 7. Возникновение жизни на Земле (2 часа). 1. Современные представления о возникновении жизни. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
20 | 2. Начальные этапы развития жизни. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
21 | Глава 8. Развитие жизни на Земле (6 часов). 1. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
22 | 2. Жизнь в палеозойскую эру. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
23 | 3. Жизнь в мезозойскую эру. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | иметь представление о процессах, происходящих в мезозойскую эру на Земле;
|
| ||||||
24 25 | 4. Жизнь в кайнозойскую эру. 5. Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле». | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
26 | 6. Происхождение человека. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
27 | Раздел II. Структурная организация живых организмов Глава 9. Химическая организация клетки (2 часа). 1. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
28 | 2. Органические вещества, входящие в состав клетки. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
• уметь объяснять значения органических веществ. |
| ||||||
29 30 31 | Итоговая работа за 1 полугодие. Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. (3 часа). 1. Обмен веществ. 2. Энергетический обмен. | Проверка знаний. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
| Тесты, разноуровневые задания.
| ||||||
32 | 3. Пластический обмен. Биосинтез белков. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
33 | Глава 11. Строение и функции клеток (7 часов). 1.Прокариотическая клетка. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
34 | 2. Эукариотическая клетка. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
35 36 | 3. Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки». 4. Органоиды клетки. Цитоплазма. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический. Лекция с элементами беседы. | Л.-3: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стекла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка. | |||||||
37 | 5. Ядро и его строение. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
38 | 6. Деление клеток. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
39 | 7. Клеточная теория. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
40 | Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Глава 12. Размножение организмов (2 часа). 1. Бесполое размножение. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
41 | 2. Половое размножение. Развитие половых клеток. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
42 | Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа). 1. Эмбриональный период развития. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
43 | 2. Постэмбриональный период развития. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
44 | 3.Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
45 | Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов. Глава 14. Закономерности наследования признаков (8 часов). 1. Основные понятия генетики. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
46 | 2. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
47 | 3. Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
48 | 4. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
49 | 5. Сцепленное наследование генов. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
50 | 6. Генетика пола. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
51 | 7. Взаимодействие генов. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
52 | 8. Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных». | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический. Лекция с элементами беседы. | Л.-4: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки. | |||||||
53 | Глава 15. Закономерности изменчивости (2 часа). 1. Наследственная (генотипическая) изменчивость. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
54 | 2. Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости». | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
Л.-5: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), могут быть использованы антропометрические данные учащихся, например рост, раздельно для девушек и юношей. | ||||||
55 | Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа). 1. Центры многообразия и происхождения культурных растений. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | • иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
|
| ||||||
56 | 2. Методы селекции растений и животных. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
57 | 3. Селекция микроорганизмов. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
58 | Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Глава 17. Биосфера, её структуры и функции (6 часов). 1. Структура биосферы. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
59 | 2. Круговорот веществ в природе. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
60 | 3. История формирования сообществ живых организмов. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
61 | 4. Биогеоценозы и биоценозы. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
62 | 5. Факторы среды. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
• уметь объяснять их влияние и значение в природе. |
| ||||||
63 | 6. Взаимоотношения между организмами. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
64 | Глава 18. Биосфера и человек (3 часа). 1. Природные ресурсы и их использование. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
65 | 2. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
66 | 3. Охрана природы и основы рационального природопользования. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. |
|
| ||||||
67 68 | 1. Обобщение изученного материала за курс «Общая биология. 9 класс». 2.ИТОГОВАЯ РАБОТА ЗА КУРС 9 КЛАССА. | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний. Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный. Беседа. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс начинается с раздела «ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии, различные представления о развитии жизни на Земле и происхождении человека. На изучение тем по программе отводится 24 часа.
Далее следует раздел – «СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ». В этом разделе изучается химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации, деление клеток. Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 10 часов.
Следующий раздел – «РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ». В нем рассматриваются формы размножения, механизмы деления клеток (митоза и мейоза), механизм полового размножения , а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ. биогенетический закон», где речь идет о таких важных вещах, как сходства и различия у эмбрионов позвоночных животных, о взаимосвязи индивидуального развития и исторического развития организмов, влияние внешних условий на раннее развитие организмов, о биогенетическом законе, сформулированным Ф. Мюллером и Э. Геккелем и дополненным А. Н. Северцовым. Материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 5 часов.
Раздел «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ». В нем рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается закон Моргана и генетика пола. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, Изучается генетика человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении. Последние уроки данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где рассматриваются научная деятельность Н. И. Вавилова, различные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. На изучение данного раздела отводится 14 часов.
В последнем разделе «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» рассматриваются структуры биосферы, круговорот веществ в природе, формирование сообществ живых существ, более детально, чем в предыдущих курсах биологии рассматриваются такие понятия как биоценозы и биогеоценозы, а также влияние различных факторов на организмы внутри этих ценозов. В конце раздела рассматриваются вопросы взаимосвязи человека с окружающей средой, последствия влияния человека на окружающую среду и охрана среды. На это отводится 11 часов.
Данная программа реализована в учебнике: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Биология: Общие закономерности» (Учебник для общеобразовательных учреждений), Москва «Дрофа» 2007г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
- строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
- сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
- использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы контроля: | устные ответы
|
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для контроля уровня обученности используются две основные системы:
- Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
- за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
- за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
- Зачетная система . В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.
Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Кимы
методической литературы для учителя:
1. М. М. Гуменюк Биология 9 класс. Поурочные планы к учебнику.
2. Л. В. Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику.
3. С. И. Гуленков, Н. И. Сонин. Тестовые задания к учебнику 9 класс.
4. Сборник тестов для подготовки к ГИА
5. Интернет ресурсы.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Учебно-методический комплект
- Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология: Общие закономерности» (автор-составитель Гуменюк М. М.). Волгоград, Учитель, 2008г.
- Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997.
- Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.
- Беляев, Д. К., Воронцов, Н. П., Керкис, Ю. Я. Общая биология: Пособие для учителей / под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973.
- Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.
Дополнительная литература для учителя
- Ярыгин, В. Н., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 1: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
- Ярыгин, В. П., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 2: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
- Сухова, Т. С, Кучменко, В. С. Вопросы пола в системе биологических знаний: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001./ (Сер. «Библиотека учителя»).
- Полянский, Ю. И., Браун, А. Д., Верзилин, Н. М. и др. Общая биология: Учебник для 10-11 классов средней школы / под ред. Ю. И. Полянского. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1990.
- Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 1. - Волгоград: Перемена, 1994.
- Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 2. - Волгоград: Перемена, 1994.
- Модестов, С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей / худ. И. Н. Ржавцева. -СПб: Акцидент, 1998./ (Сер. «Учительский портфель»).
- Яблоков, А. В., Юсуфов, А. Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учебник для биол. спец. вузов / - 4-е изд., стереотип. -М.: Высшая школа, 1998.
- Шилов, И. А. Экология: Учебник для биол., мед. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1998.
- Радкевич, В. А. Экология: Учебник. - М.: Высшая школа, 1998.
Дополнительная литература для ученика
- Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
- Пикеринг, В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).
- Воронцов, Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...