Рабочая программа по биологии 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа по биологии под редакцией Н.И. Сонина 8 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass_biologiya.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерская средняя общеобразовательная школа №1.

Утверждаю

Директор МБОУ Краснозерская СОШ№1

(Ф.И.О.)

Приказ №___

От «___»_______ 20___г.

Согласованно

на МС школы.

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МС

(Ф.И.О.)

Рассмотрено на МО учителей  географии, биологии, химии

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МО

(Ф.И.О.)

Рабочая учебная программа по

БИОЛОГИИ

(наименование учебного предмета/курса)

8  КЛАСС  

(степень образования/класс)

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(срок реализации программы)

Программу составил:        Фоменко Анна Николаевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

р.п. Краснозерское 2014 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта 2004 года;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии, 2007 год;
  • Программы основного общего образования по биологии для 8 класса « Человек и его здоровье» автор Н.И.Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы. – М.:

Дрофа, 2007 год.// Полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Рабочая программа рассчитана на 72 часа,  2 часа в неделю.

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, - М.: Дрофа, 2008г.
  • Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник задания для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: Классик Стиль, 2003г.
  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Печатная тетрадь к учебнику Биология. 8 кл. Человек: для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, - М.: Дрофа, 2010г.  

Важным способом формирования учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся является подготовка ими сообщений по изучаемым темам, которые, по возможности, рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями. Подготовка сообщений не является обязательным заданием для учащихся всего класса. Кроме того, поощряется самостоятельно предложение тем и выполнение по ним сообщений.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным стандартом  основного общего образования и представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

Цель:

  • освоение знаний о  человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов  жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к  собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

Задачи:

  • показать человека как биоциальное существо,
  • сформировать понятия об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов,
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни,
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Тематический план

№ темы

Название темы

Количество часов

Практические работы

Лабораторные

работы

Контрольные работы

1

Человек как биологический вид.

2

2

Происхождение человека

3

3

Общий обзор строения и функций организма человека.

5

1

2

1

4

Координация и регуляция:

  • Нервная система
  • Анализаторы

9

4

1

2

1

1

1

  5

Опора и движение

8

1

2

1

6

Итоговая работа за 1 полугодие.

1

1

7

Внутренняя среда организма.

5

1

8

Транспорт веществ.

6

1

1

1

9

Дыхание.

5

1

10

Пищеварение.

7

1

1

11

Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

12

Выделение.

3

13

Покровы тела.

3

1

14

Итоговая годовая работа.

1

1

15

Размножение и развитие.

2

16

Высшая нервная деятельность.

6

1

ИТОГО:

72ч

4

11

10


Календарно - Тематическое планирование

п/п

в уч.

году

ТЕМЫ УРОКОВ

Дата

ТИП урока;

МЕТОДЫ, применяемые

на уроке;

ФОРМЫ организации  учебной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ

ЗНАНИЯ,

УМЕНИЯ,

НАВЫКИ.

1

Человек как биологически й вид (2 часа).

1. Место человека в системе органического мира.

Вводный, обучающий.

Комбинированный.

Лекция-беседа

Таксономическая классификация.

2

2. Особенности человека.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

3

Происхождение человека

 (3 часа).

1. Происхождение человека. Этапы его становления.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Дриопитек, рамапитек, древнейшие люди, древние и современные люди.

4

2. Расы человека,  их происхождение.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Расы. Характеристика рас: негроидная, европеоидная, монголоидная.

5

3. История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Цитология

Анатомия, физиология, гигиена, психология.

6

7

Общий обзор организма человека (6 часов).

1. Клеточное строение организма.

2. Л.Р №1 « Строение животной клетки».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Органоиды, белки, жиры, углеводы, ферменты, нуклеиновые кислоты, хромосомы; биосинтез, обмен веществ, раздражимость.

8

3. Ткани и их свойства.

Л.Р №2 « Изучение микроскопического строения тканей».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Ткань, межклеточное вещество, эпителий, соединительная ткань, мышечное волокно, нейрон, возбуждение.

9

10

11

4. Органы. Системы органов. Организм.

5.  П.Р №1 «Распознание по таблицам органов и систем органов».

6. Обобщение по теме.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Орган, системы органов.

12

Координация и регуляция (13 часов).

1. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат.

13

2. Роль гормонов в обменных процессах

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Гормоны. Нервно-гуморальная регуляция.

14

3. Характеристика эндокринной системы.

Контроль знаний.

Репродуктивный.

Контрольная работа.

Железы, их характеристика.

15

4. Нервная регуляция.

16

5. Строение и значение нервной системы.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Нервная регуляция, саморегуляция, нервный импульс, возбуждение, торможение, рефлекс, рефлекторная дуга, нервный центр, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

17

6. Спинной мозг.

Л. Р №3 «Определение безусловных рефлексов спинного мозга».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Спинномозговые нервы, передний корешок, задний корешок, рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга, парлич.

18

7. Строение и функции головного мозга.

П.Р №2  « Отделы головного мозга».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Задний мозг, продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг.

19

20

8. Полушария большого мозга.

Л.Р №4 «Рефлексы головного мозга».

9. Обобщение по теме: « Нервно-гуморальная регуляция». (индивидуальная работа по карточкам).

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Большие полушарии, кора больших полушарий; доли больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная; центр рвоты.

21

10. Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

Л.Р №5 «Строение глаза».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Анализатор, ощущение, восприятие, глаз, белочная оболочка, роговица, сосудистая оболочка, радужная оболочка, зрачок, сетчатка, зрительный нерв, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно, стереоскопическое зрение, движение глаз, острота зрения, близорукость, дальнозоркость.

22

11. Анализаторы слуха и равновесия.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Наружное ухо, барабанная перепонка, среднее ухо, слуховые косточки, внутреннее ухо, улитка, вестибулярный аппарат.

23

12. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Мышечная чувствительность, кожные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовая чувствительность.

24

13. Работа по карточкам.

 ( обобщение по теме: «Анализаторы»).

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

25

Опора и движение (8 часов).

1. Аппарат опоры и движения, его функции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Скелет, череп, позвоночник, грудная клетка, плечевой пояс, верхние конечности, тазовый пояс, нижние конечности.

26

27

2. Строение, свойства костей, типы их соединения.

Л.Р №6 « Свойства костей»

3. Состав костей.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Трубчатые кости, губчатые кости, суставы, суставная сумка, связки, хрящи.

28

4. П. Р №3 « Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей, шина.

29

5. Мышцы, их строение и функции.

Л.Р №7 «Строение мышечных тканей».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Поперечнополосатые мышцы, сухожилие, рычаги.

30

6. Работа мышц.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Мышечное сокращение, высшие двигательные центры, утомление, физический труд.

31

7. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Мышечная тренировка, малоподвижный образ жизни, осанка, искривление позвоночника, плоскостопие.

32

8. Обобщение по теме: « Опора и движение».

33

Внутренняя среда организма (5 часов).

1. Внутренняя среда организма и её значение.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

34

35

2. Состав и функции крови.

3. Л.Р №8 «Характеристика форменных элементов крови».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

36

4. Иммунитет.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

37

5. Характеристика групп крови.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

38

Транспорт веществ         (5часов)

1. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Артерии, вены, капилляры, большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, лимфатическая система, грудной поток, лимфатические узлы.

39

2. Работа сердца.

Л.Р №9 «Определение пульса и подсчёта числа сердечных сокращений».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Предсердие, желудочки, створчатые клапаны, полулунные клапаны, сердечный цикл, автоматизм сердца, электрокардиограмма, ацетилхолин, адреналин.

40

3. Движение крови и лимфы по сосудам.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Кровяное давление, саморегуляция кровяного давления, артериальный пульс, скорость движения крови, перераспределение крови, карманообразные клапаны, нервная регуляция просвета сосудов, гуморальная регуляция просвета сосудов.

41

42

4. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

П.Р №4 «Первая помощь при кровотечениях, при травмах органов кровообращения».

5. Обобщение по теме: «Транспорт веществ».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Резервы сердца, тренировка сердечно-сосудистой системы. Режим труда, влияние курения и употребления алкоголя на организм, капиллярное кровотечение, венозное кровотечение, артериальное кровотечение, давящая повязка, жгут и правила его наложения.

43

Дыхание (5 часов).

1.Строение органов дыхания.

Комбинированный, обучающий, первичное                

ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Воздухоносные пути, реснитчатый эпителий, голосовая щель, голосовые связки, легочные пузырьки, плевра, плевральная полость.

44

45

2. Газообмен в легких и тканях.

3. Дыхательные упражнения и их регуляция.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Жизненная емкость легких, дыхательный центр, регуляция дыхательных движений, обмен газов в легких, обмен газов в тканях.

46

47

4. Заболевания органов дыхания.

5. Обобщение по теме: «Дыхание».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Состав атмосферного воздуха, кислород, углекислый газ, азот, вентиляция, воздухообмен, первая помощь при удушьях, искусственное дыхание.

48

Пищеварение (7 часов).

1. Пищевые продукты и питательные вещества.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Пищевые продукты. Питательные вещества, пищеварительная система.

49

2. Пищеварение в ротовой полости.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Молочные зубы, постоянные зубы, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, аппендикс, слюнные железы, ферменты, безусловные и условные слюноотделительные рефлексы, ферменты слюны, глотание.

50

51

52

3. Пищеварение в желудке.

Л.Р №10 «Действие желудочного сока на белки».

4. Роль пищеварительных желёз.

5. Кишечное пищеварение.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Желудочный сок, рефлекторное сокоотделение, безусловные и условные сокоотделительные рефлексы, нервный механизм регуляции сокоотделения, гуморальный механизм регуляции сокоотделения, поджелудочный сок, кишечный сок, барьерная роль печени, полостное пищеварение, пристеночное (мембранное) пищеварение, всасывание.

53

54

6. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

7. Обобщение по теме:

       « Пищеварение».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Кулинарная обработка пищи, режим питания, аппетит, желудочно-кишечные болезни.

55

Обмен веществ и энергии. Витамины. (2 часа).

1. Обмен веществ.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Обмен воды, обмен минеральных солей, обмен жиров, обмен белков, обмен углеводов, гликоген, мочевина, пластический и энергетический обмен.

56

2. Витамины.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Витамины, авитаминозы, поливитамины, энергетические траты организма.

57

58

Выделение (3 часа).

1. Характеристика выделительной системы.

2. Строение и работа почек.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Капиллярные клубочки, почечные канальцы, почечные капсулы, первичная моча, вторичная моча.

59

3. Заболевания почек, их предупреждение.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

60

Покровы тела (3 часа).

1. Строение и функции кожи.

Л.Р №11 «Строение кожи, волос, ногтей».

 Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Эпидермис, собственная кожа, подкожная клетчатка, волосы, потовые и сальные железы, рецепторы кожи.

61

2. Роль кожи в терморегуляции организма.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Постоянство температуры тела, терморегуляция, перегревание, ожоги, отморожение.

62

63

3. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

1. Итоговая годовая работа за курс 8 класса.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Факторы закаливания организма, гигиенические свойства одежды.

64

Размножение  и развитие

 (2 часа).

1. Половая система человека.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Половые клетки, семенники, яичники, матка, сперматозоиды, яйцеклетки, оплодотворение, беременность, плацента, пуповина.

65

2. Возрастные процессы.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Грудной период, раннее детство, дошкольный период, школьный период, акселерация, физиологическая зрелость, психологическая зрелость, социальная зрелость.

 

66

Высшая нервная деятельность (6 часов).

1. Поведение человека.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Потребности человека, целенаправленное поведение, психика, пищевой безусловный рефлекс, защитный безусловный рефлекс, ориентировочный рефлекс, условный рефлекс, временная связь, навыки.

67

2. Торможение, его виды и значение.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Безусловное торможение, условное торможение, угасание, различие сигналов, дрессировка.

68

3.  Сон, его значение.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сон, медленный сон, быстрый сон, сновидения.

69

4. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Внимание, принцип доминанты, сосредоточенность, устойчивость внимания, память, кратковременная память, долговременная память, повторение, переутомление; слово, отвлечение и обобщение, речь, мышление, письменность.

70

5. Типы нервной системы.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

71

6. Человек и его здоровье

72

1. Обобщение по курсу.

VIII КЛАСС (72 ч, 2 ч в неделю )

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

ВВЕДЕНИЕ 2 ч

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина и др. История и методы изучения человека. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья.

 СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (6 ч)

ОБЗОР  СИСТЕМ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА  СТРОЕНИЕ И СОСТАВ КЛЕТКИ.

Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост, дифференцировка. Ткани, их строение и функции. Рефлекторная регуляция.

Лабораторные работы

Рассматривание микропрепаратов строения тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).

ОРГАНЫ. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ.

Координация и регуляция (13ч)

Опорно-двигательная система (8 ч).

 Значение опорно-двигательной системы. Общий обзор скелета человека. Соединения костей. Мышцы. Сухожилий.

Работа мышц. Регуляция деятельности опорно-двигательной системы. Заболевания, Гигиена опорно-двигательной системы. Доврачебная помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, черепа, конечностей, позвонков, распилов костей; приемов первой помощи при травмах; определения осанки человека.

Внутренняя среда организма (5ч). Кровь, кровообращение. Лимфатическая система (5ч).

 Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Состав крови. Функции компонентов крови. Иммунитет. Переливание крови. Органы кровообращения, их строение и функций. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности кровеносной системы. Заболевания и их профилактика. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую систему. Доврачебная помощь при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы. Лимфообращение.

Демонстрация модели сердца человека; примеров первой помощи при кровотечениях.

Дыхательная система (5ч).

 Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции. Газообмен в легких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы. Заболевания и их профилактика. Гигиена органов дыхания. Влияние вредных привычек на дыхательную систему. Доврачебная помощь при нарушениях функций дыхательной системы.

Демонстрация модели гортани; приемов искусственного дыхания.

Пищеварительная система (7 ч).

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гиги(ена пищеварения. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Лабораторные работы                                                                '

Действие слюны на крахмал.      

Обмен веществ и энергии 2 ч.

 Взаимосвязь систем органов. Обмен веществ и энергии. Ассимиляция, диссимиляция. Витамины. Энергозатраты.

 Выделительная система, 3ч.

Покровы тела  (3 ч).

 Строение и функции, регуляция деятельности выделительной системы. Заболевания и профилактика. Гигиена выделительной системы  Кожа. Терморегуляция. Закаливание. Заболевания и их профилактика. Гигиена кожи.                        

Нервная система. ( 6 ч).

 Центральный и периферический отделы нервной системы, их строение и функции. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Вегетативная нервная система. Понятие об экстерорецепторах и интерорецепторах.

 Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (11ч).

Анализаторы и их роль в деятельности нервной системы. Строение и функции анализаторов. Возрастные особенности деятельности нервной системы и анализаторов. Высшая нервная деятельность. Заболевания нервной системы и их профилактика. Влияние вредных привычек на деятельность нервной системы. Гигиена нервной системы и анализаторов.

Демонстрация разборных моделей глаза, уха и головного мозга.

Здоровый образ жизни. Личная и социальная гигиена. Интересы, склонности, способности. Здоровье - величайшая ценность для личности и общества.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся VIII класса

Учащиеся должны знать:

—  систематическое положение человека и его происхождение;

—  особенности строения и функции основных тканей» органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

—  о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;

—  особенности индивидуального развития организма человека;

—  об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;                                                          

-- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

—  правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

—  факторы, разрушающие здоровье человека;

— этические нормы межличностных отношений.

-- основные группы болезней детей и подростков в условиях республики;

-- основные группы профзаболеваний населения;

-- о влиянии промышленных и сельскохозяйственных предприятий на здоровье населения;

-- основные загрязняющие вещества и их влияние на организм человека.

 Учащиеся должны уметь:

—  распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

—  объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

—  оказывать первую помощь при несчастных случаях;

—  соблюдать правила личной и общественной гигиены;

---  соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания;

—  пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты; работать с учебником; с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных.
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;  родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;  
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий).

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

КИМЫ

  1. Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь с тестами. 8 класс.   М.: Дрофа, 2008.

Методическая литература:

  1. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2006.
  2. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособ. – СПб.: «Паритет», 2003.
  3. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007.
  4. Интернет ресурсы.

Лабораторные и практические работы

№ темы

Название темы

Сроки

1

Лабораторная работа №1

«Строение животной клетки»

П е р в о е   п о л у г о д и е

2

Лабораторная работа №2

 «Изучение микроскопического строения тканей»

3

Практическая работа №1

«Распознавание на таблицах органов и систем органов»

4

Лабораторная работа №3

 «Определение безусловных рефлексов спинного мозга».

5

Практическая работа №2

«Отделы головного мозга»

6

Лабораторная работа №4

«Рефлексы головного мозга».

7

Лабораторная работа №5

«Строение глаза»

8

Лабораторная работа №6

«Свойства костей. Состав костей»

9

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Практическая работа №3

10

Лабораторная работа №7

«Строение мышечных тканей»

11

Лабораторная работа №8

« Характеристика форменных элементов крови».

12

Лабораторная работа №9

«Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

В т о р о р о е   п о л у г о д и е

13

Практическая работа №4 «Первая помощь при травмах органов кровообращения, кровотечениях».

14

Лабораторная работа №10

«Действие желудочного сока на белки»

15

Лабораторная работа №11  «Строение кожи, волос, ногтей».

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

ИСТОЧНИКИ ЛИРАТУРЫ:

  1. Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Основы гигиены. М.: Айрис-пресс, 2007.
  2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  3. Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа», 2001.
  4. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. М.: Академия, 1998.
  5. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Издательство Московского университета, 1991.
  6. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
  7. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...