Строение, функции, гигиена органов зрения
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Породенко Анна Сергеевна

Прзентация урока в 8 классе по биологии "Строение, функции, гигиена органов зрения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 группа. Задание №1. Функции зрачка

  • 1.Исследователь внимательно рассматривает глаза испытуемого, обращает внимание на размеры зрачка.
  • 2.Испытуемый закрывает глаза ладонями на 60 сек., потом открывает глаза и смотрит в сторону источника света. Исследователь замечает изменение зрачка.
  • 3.В тетрадях заполните таблицу по этому опыту.

Группа 2. Задание 2. Функции хрусталика.

  • 1. Возьмите кусок полиэтилена с нанесенной на нем маркером буквой.
  • 2. Расположите его перед глазами на расстоянии 20-25 см. Сфокусируйте четкость изображения предметов сквозь полиэтилен. Четкая ли буква?
  • 3. Сфокусируйтесь на изображении буквы. Четкое ли изображение предметов?
  • В тетрадях заполните таблицу по этому опыту.

Группа 3. Задание 3. Определение слепого пятна. 

  • 1. Возьмите таблицу для определения слепого пятна.
  • 2.Закройте правый глаз. Правым глазом смотрите на знак «+». Не отводя взгляда от "000", постепенно отдаляйте таблицу вправо от глаз. На определённом расстоянии, один "0" исчезнет.
  • 3. В тетрадях заполните таблицу по этому опыту.

  • Задание 4. Группа 4. Цветоощущение 
  •  1. Возьмите красный карандаш в правую руку, поднесите его на уровне глаз на вытянутой руке, продолжайте смотреть вперед, а руку медленно двигайте по кругу вправо (красный карандаш превратится в черный). Почему?
  • 2. В тетрадях заполните таблицу по этому опыту.



Предварительный просмотр:

Урок 19. Технологическая карта

Тема урока

«Строение, функции, гигиена зрительного анализатора».

Предмет

Биология.

Класс

8

Тип урока

комбинированный.

Цели урока

Образовательные: раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и осознания знаний об особенностях строения и работе зрительного анализатора.

Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формированию навыков анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи.

Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению анатомии человека; продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

Задачи урока

- формировать умение высказывать свои мысли;

- формировать умений и навыков находить взаимосвязь строения и функции этого органа.

- формировать навыки высказывать свои мысли и индивидуально работать.

Необходимое оборудование и материалы

компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиапрезентация, фонарик, красные карандаши, полиэтилен с буквой, таблицы для определения слепого пятна

Мотивация учащихся

Приобретение новых знаний. Бережное отношение к своему здоровью.

Организационное начало урока

Рапорт

 

Мотивация

Первичная рефлексия.

Целеполагание

Проверка домашнего задания

Зрительный анализатор- главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза - более точные свидетели чем уши.» Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица- зрит. анализатор).Согласно трехкомпонентной теории цвета М. В .Ломоносова, в глазу имеются три вида приемников лучистой энергии (колбочек), воспринимающих соответственно красную (длинноволновую), желтую (средневолновую) и голубую (коротковолновую) части видимого спектра. Почему мы видим различные изображения?

Высвечивается таблица, где нужно выбрать что относится к вспомогательным структурам глаза, что – к оболочкам,  а что - к светопреломляющим.

Глаз – орган зрения

 

 

Вспомогательный аппарат глаза

 

 

 

 

 

 

Оболочки глаза

 

 

 

 

 

Светопреломляющие части глаза

1. Брови

2. Веки с ресницами

3. Слёзная железа

4. Слёзный канал

5. Глазодвигательные мышцы

6. Глазница

7. Глазное яблоко

8. Белочная оболочка – склера

9. Роговица

10. Сосудистая оболочка

11. Радужка

12. Зрачок

13. Хрусталик

14. Ресничная мышца

15. Сетчатка

16. Колбочки

17. Палочки

18. Стекловидное тело

19. Зрительный нерв

20. Зрительная зона коры больших полушарий

Зрительный

  анализатор

Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга.

Сформулируйте тему нашего урока.

  • Разделитесь на группы: вытяните разной формы и цвета фигуры. Определитесь со своей группой.

Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа №4
«Изучение размера зрачка»

  • Цель: изучить как меняется размер зрачка, выяснить функции глаза
  • Оборудование: фонарик, красный карандаш, полиэтилен, таблицы

№ задания

Название опыта

Наблюдение

Вывод

1 группа. Задание №1. Функции зрачка

  • Исследователь внимательно рассматривает глаза испытуемого, обращает внимание на размеры зрачка.
  • Испытуемый закрывает глаза ладонями на 60 сек., потом открывает глаза и смотрит в сторону источника света. Исследователь замечает изменение зрачка.
  • В тетрадях заполните таблицу по этому опыту.
  • Группа 2. Задание 2. Функции хрусталика.
  • 1. Возьмите кусок полиэтилена с нанесенной на нем маркером буквой.
  • 2. Расположите его перед глазами на расстоянии 20-25 см. Сфокусируйте четкость изображения предметов сквозь полиэтилен. Четкая ли буква?
  • 3. Сфокусируйтесь на изображении буквы. Четкое ли изображение предметов?
  • В тетрадях заполните таблицу по этому опыту.
  • Группа 3. Задание 3. Определение слепого пятна. 1. Возьмите таблицу для определения слепого пятна.
  • 2.Закройте правый глаз. Левым глазом смотрите на знак «+». Не отводя взгляда от "0", постепенно отдаляйте таблицу от глаз. На определённом расстоянии от монитора, «+" исчезнет. Это и есть слепое пятно.
  • 3. В тетрадях заполните таблицу по этому опыту.
  • Задание 4. Группа 4. Цветоощущение  1. Возьмите красный карандаш в правую руку, поднесите его на уровне глаз на вытянутой руке, продолжайте смотреть вперед, а руку медленно двигайте по кругу вправо (красный карандаш превратится в черный). Почему?
  • 2. В тетрадях заполните таблицу по этому опыту.

 Физминутка.

.Закрепление  учебного материала.

Составление памятки о гигиене зрения

Рефлексия деятельности на уроке

В начале урока  после определения цели и постановки проблемы высказывают свое мнение о значимости познания нового материала.

В конце урока высказывают свое мнение о значимости изученного материала.

Делятся полученным настроением.

Домашнее задание

изучить с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по биологии для 8 класса по теме: «Строение, функции, гигиена органов зрения» Преподавателя Породенко А.С.

Слайд 2

АВИЦЕННА (Ибн-Сина) (980-1037) - выдающийся ученый, философ и врач. Настоящее его имя Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина. Он подробно объяснил строение глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи, и эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение.

Слайд 3

Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894) Считал, что человек видит не глазами а мозгом. Считал , что его моделью является фотокамера . Немецкий физик, врач, физиологи, психолог. Имя Гельмгольца присвоено Московскому НИИ глазных болезней.

Слайд 4

Почему мы видим различные изображения?

Слайд 5

Строение, функции, гигиена органов зрения

Слайд 6

Глаз – орган зрения Вспомогательный аппарат глаза Оболочки глаза Светопреломляющие части глаза 1. Брови 2. Веки с ресницами 3. Слёзная железа 4. Слёзный канал 5. Глазодвигательные мышцы 6. Глазница 7. Глазное яблоко 8. Белочная оболочка – склера 9. Роговица 10. Сосудистая оболочка 11. Радужка 12. Зрачок 13. Хрусталик 14. Ресничная мышца 15. Сетчатка 16. Колбочки 17. Палочки 18. Стекловидное тело 19. Зрительный нерв 20. Зрительная зона коры больших полушарий Зрительный анализатор

Слайд 7

Глаз – орган зрения Вспомогательный аппарат глаза Оболочки глаза Светопреломляющие части глаза 1. Брови 2. Веки с ресницами 3. Слёзная железа 4. Слёзный канал 5. Глазодвигательные мышцы 6. Глазница 7. Глазное яблоко 8. Белочная оболочка – склера 9. Роговица 10. Сосудистая оболочка 11. Радужка 12. Зрачок 13. Хрусталик 14. Ресничная мышца 15. Сетчатка 16. Колбочки 17. Палочки 18. Стекловидное тело 19. Зрительный нерв 20. Зрительная зона коры больших полушарий Зрительный анализатор

Слайд 8

Разделитесь на группы: вытяните разной формы и цвета фигуры. Определитесь со своей группой.

Слайд 9

Цель: изучить как меняется размер зрачка, выяснить функции глаза Оборудование: фонарик, красный карандаш, полиэтилен, таблицы Лабораторная работа №4 «Изучение размера зрачка» № задания Название опыта Наблюдение Вывод

Слайд 10

Исследователь внимательно рассматривает глаза испытуемого, обращает внимание на размеры зрачка. Испытуемый закрывает глаза ладонями на 60 сек., потом открывает глаза и смотрит в сторону источника света. Исследователь замечает изменение зрачка. В тетрадях заполните таблицу по этому опыту. 1 группа. Задание №1 . Функции зрачка

Слайд 11

Функции хрусталика. 1. Возьмите кусок полиэтилена с нанесенной на нем маркером буквой. 2. Расположите его перед глазами на расстоянии 20-25 см. Сфокусируйте четкость изображения предметов сквозь полиэтилен. Четкая ли буква? 3. Сфокусируйтесь на изображении буквы. Четкое ли изображение предметов? В тетрадях заполните таблицу по этому опыту. Группа 2. Задание 2.

Слайд 12

1. Возьмите таблицу для определения слепого пятна. 2.Закройте правый глаз. Левым глазом смотрите на знак «+». Не отводя взгляда от "0", постепенно отдаляйте таблицу от глаз. На определённом расстоянии от монитора, «+" исчезнет. Это и есть слепое пятно . 3. В тетрадях заполните таблицу по этому опыту. Группа 3. Задание 3. Определение слепого пятна.

Слайд 13

1. Возьмите красный карандаш в правую руку, поднесите его на уровне глаз на вытянутой руке, продолжайте смотреть вперед, а руку медленно двигайте по кругу вправо (красный карандаш превратится в черный). Почему? 2. В тетрадях заполните таблицу по этому опыту. Задание 4. Группа 4. Цветоощущение

Слайд 14

Офтальмология – наука, изучающая анатомию, физиологию органа зрения, заболевания, относящиеся к органу зрения, а также структуру слепоты. Задачи офтальмологии – максимальное уменьшение количества слепых и слабовидящих. По данным ВОЗ в мире насчитывается 42 миллиона слепых и слабовидящих. Причем ежегодно наблюдается увеличение этого показателя, и прирост составляет 3-6% в год.

Слайд 15

близорукость Это нарушение работы глаза, которое проявляется в снижении четкости зрения вдаль. В близоруких глазах изображение фокусируется перед сетчаткой. Близорукость Норма

Слайд 16

Близоруким людям тяжело дается видеть номера маршрутов общественного транспорта, прочитать дорожные знаки, а также различать другие предметы на расстоянии. При этом, близорукие могут хорошо видеть на близком расстоянии. В близи В дали

Слайд 17

Причины близорукости чрезмерная зрительная работа на близком расстоянии от предмета (без отдыха для глаз и при плохом освещении); - наследственная предрасположенность, выражающаяся в особенностях строения глазного яблока и обмена веществ в нем; - ослабленная склера, которая не оказывает должного сопротивления чрезмерному росту глаза; - недостаточно развитая аккомодационная мышца глаза, которая отвечает за "настрой" хрусталика на разные расстояния; - перенапряжение ослабленной мышцы.

Слайд 18

дальнозоркость Это нарушение зрения, при котором ухудшается четкость изображения предметов, находящихся на близком расстоянии (20–30 см от глаз).

Слайд 19

В дальнозорких глазах изображение фокусируется за сетчаткой .

Слайд 20

Коррекция зрения

Слайд 21

1) хорошее освещение рабочего места, 2) расположение источника света слева, 3) расстояние от глаза до рассматриваемого предмета должно быть около 30—35 см. Чтение лежа или в транспорте приводит к ухудшению зрения, так как из-за постоянно меняющегося расстояния между книгой и хрусталиком происходит ослабление эластичности хрусталика и ресничной мышцы. Глаза следует беречь от попадания в них пыли и других частиц, слишком яркого света. Факторы, способствующие сохранению зрения

Слайд 22

Стр. 76-82 Обязательно в тетради стр. 45 № 64 Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе.Тема:Кожа, ее строение и функции. Гигиена кожи.

Модульный урок в 8 классе "Кожа,ее строение и функции.Гигиена кожи."  ориентирован прежде всего на активную рабочую деятельность детей. Освоение приемов модульного обучения способствует быст...

модульный урок.Строение,функции и гигиена кожи.

Программа биологии 8 класса подходит для применения этой технологии. В своей работе я опиралась на рекомендации Т.И. Шамовой. Была разработана модульная программа по образовательной программе В....

Разработка урока для учащихся 8 класса по теме «Строение, функции и гигиена кожи»

Разработка урока по теме «Строение, функции и гигиена кожи» построена  с использованием  метода инцидента кейс-технологии. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информа...

Строение, функции, гигиена органов зрения

Прзентация урока в 8 классе по биологии "Строение, функции, гигиена органов зрения"...

Контрольная работа по биологии "Эволюция строения, функций органов и их систем". УМК В.В. Пасечник. 7 класс.

Контрольная работа составлена для двух вариантов. Представляет собой задания разных типов, соответствующих контрольным измерительным материалам по биологии....

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...