Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Бикмаева Марьям Зуфяровна

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 8

Название предмета: биология

Тема урока:Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»

Тип урока: комбинированный урок

Цель:сформировать у учащихся представление о зрительном анализаторе, органе зрения, выполняемых функциях, способствовать формированию представления о работе зрительного анализатора.

Задачи:

Образовательная:обеспечить усвоение учащимися знаний о строении зрительного анализатора, значении зрения для человека.

Развивающая:  научить выделять существенные черты сходства и различия между понятием «зрительный анализатор» и «орган зрения»

Воспитательная: показать важность профилактики заболеваний органов зрения для нормального функционирования организма человека, продолжить повышать культуру общения учащихся.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные: описывать строение анализатора , уметь выявлять существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора, дать определения изучаемых понятий рецептор, склера , роговица , радужная оболочка, зрачок, сетчатка , палочки , колбочки , желтое пятно , слепое пятно , соблюдать меры профилактики органов чувств.

Метапредметные

- Познавательные: уметь ориентироваться в источниках информации, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);     строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

- Коммуникативные:с лушать и понимать речь другого человека;   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.

- Регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний, умение управлять своей познавательной деятельностью; 

Личностные: знать  основы здорового образа жизни, признание ценности здоровья своего , и других людей , , выстраивать собственное целостное мировоззрение.    

Основные понятия, изучаемые на уроке: зрительный анализатор , брови , веки ,ресницы , рецептор, склера , роговица , радужная оболочка, зрачок, хрусталик , сетчатка , палочки , колбочки , желтое пятно , слепое пятно .

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Содержание учебного материала

Время

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный

-приветствие, фиксация отсутствующих;

-проверка подготовлено-

сти классного помещения;  

2

1. Создает положительную эмоциональную и целевую установки у обучающихся;«Добрый день, друзья! Сегодня нам предстоит изучить новую тему, надеюсь этот процесс окажется для нас интересным и запоминающимся. Хороших Вам оценок и глубоких знаний»

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Подготовка учебных принадлежностей

Личностные:

- сформированность потребности

в самовыражении а

самореализации,

Коммуникативные:

- умение передавать информацию

интонацией,

- слушать,

- интегрироваться в группу

сверстников и строить

продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и

взрослыми,

- умение выражать свои мысли в

соответствии с условиями

коммуникации,

- планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание,- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и

уровня усвоения знаний.

II. Проверка степени усвоения содержания учебного материала

1.Установить правиль-

ность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.

2. Выявить пробелы в знаниях уч-ся.

3. Устранить в ходе проверки пробелы        

5

Предлагает задание на повторение пройденного материала по вариантам, два человека решают у доски (приложение 1):

  1. Выполните тестовое задание

  1. Выполняют тестовое задание.
  2. Двое учащихся выполняют задание у доски.
  3. Все учащиеся выполняют взаимопроверку результатов работы (соседи по парте или доски, ключ на слайде).

Познавательные:  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная:  умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделенияособенностей.

III. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

5

  1. Дает учащимся задание самостоятельно определить тему урока, исходя из содержания высказываний известных людей, пословиц и поговорок.
  2. Уточняет тему урока.
  1. Слушают высказывания, зачитываемые учителем или одноклассников, предлагают свои варианты;
  2. Предлагают свои варианты темы урока.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    

 Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий

IV. Постановка познавательной задачи

Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

3

  1. Предлагает учащимся составить план работы на уроке, задачи. «Метод целесообразных задач»
  2. Исходя из ответов учащихся, уточняет, определяет задачи урока.
  1. Предлагают свои варианты целей и плана урока;
  2. Определяют каких знаний им не хватает для того чтоб понимать механизм работы глаза;
  3. Формулируют задачи урока (фронтально);
  4. Оценивают ответы одноклассников, выбирают лучшие.

Личностные:

- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки,

самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:

- построение понятных для партнёров высказываний,

использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

- использование знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

V. Усвоение новых знаний и способов действий

1.Обеспечить восприятие, осмыслениеуч-ся изучаемого материала:

-существенных признаков понятий;

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые приведут к определенному выводу (обобщению)

3.Создать условия усвоения уч-ся изучаемого материала.

2

  1. Предлагает описать зрительный анализатор используя полученные ранее знания и материал учебника.
  2. Слушает варианты ответа учеников, корректирует при необходимости.
  3. Предлагает законспектировать в тетрадь полученные предложения (сокращенно)

1.Описывают зрительный анализатор;

2.Озвучивают свои варианты заполнения пробелов в предложениях, корректируют ответы одноклассников, дополняют их;

3.Записывают в тетрадях ответ в соответствии с рекомендациями учителя и одноклассников.

Личностные:

- формирование ценностных

ориентиров и смыслов учебной

деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление

к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий в

соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации,

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- формулирование проблемы,

самостоятельное создание

способов решения проблемы,

- поиск разнообразных способов

решения задачи,

- структурирование знания.

VI. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала

1.Установить правильность и осознанность изученного материала

2.Выявить пробелы первичного осмысления  материала.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

5

  1. Предлагает поставить знак «равно»(не равно) в схему «глаз»    «зрительный анализатор»
  2. Слушает ответы учеников, корректирует при необходимости.
  3. Предлагает верный ответ

  1. Ставят соответствующий знак «равно(не равно)» в схему «глаз»    «зрительный анализатор», объясняют свой выбор устно
  2. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, корректируют ответы при необходимости
  3. Слушают информацию, предложенную учителем, задают уточняющие вопросы, исправляют по эталону.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов,

учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и«незнания».

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения (позиции),

- использование речи для регуляции своего действия,

- построение монологического высказывания.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения,

различение способа и результата действия.

Познавательные:

- использование знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

Установление причинно-

следственных связей.

VII. Физкультминутка

Снятие статического напряжения в мышцах,  активизация кровоснабжения головного мозга

2

Предлагает выполнить зрительную гимнастику

Выполняют задания, повторяют упражнения

VIII. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

1.Обеспечить закрепление знаний и способов действийнеобходимых для самостоятельной работы уч-ся по новому материалу

2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания.

7

  1. Предлагает послушать фрагмент научного текста о работе и строении глаза и зрительного анализатора.
  1. Объясняет задание, дает консультации по необходимости по работе с карточками
  2. Слушает ответы учащихся по выполнению работы, корректирует, дает устную оценку качеству выполненных работ.

  1. Дополняет и комментирует ответы учеников

  1. Вывод к работе делается совместно, учитель слушает варианты ответов учеников, корректирует при необходимости
  1. Смотрят и слушают видеофрагмент, при необходимости делают пометки в тетрадях
  2. Слушают устную инструкцию по выполнению работы, выполняют работу, опираясь на инструктивные карточки (по группам – 1 ряд – вспомогательный аппарат глаза, второй ряд – оболочки глаза, третий ряд – оптическую систему глаза)
  3. Представляют полученные результаты (согласно инструктивной карточке, каждая группа отвечает на свое задание).
  4. Слушают ответы одноклассников, учителя, корректируют их при желании
  5. Заполняют схему в тетради

Личностные:

- развитие самооценки личности,

- формирование адекватной

позитивной самооценки,

- формирование границ

собственного «знания» и

«незнания».

Регулятивные:

- учёт правил в контроле способа

решения,

- оценка правильности

выполнения действия на уровне

адекватной ретроспективной

оценки,

- внесение необходимых

корректив действие после его

завершения на основе его оценки

и характера сделанных ошибок.

IX. Обобщение и систематизация знаний

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся

2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

4.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

5.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

8

  1. Предлагает оценить рисунок художника с позиции биолога
  2. Предлагает выполнить тестовое задание

(1 вариант – нечетные номера, 2 вариант – четные)

  1. Предлагает озвучить ответы, слушает учеников
  1. Отвечают на вопросы учителя, работают с рисунком на карточке
  2. Выполняют тестовое задание согласно инструкции учителя
  3. Предлагают свои ответы, сравнивают с эталоном на слайде, оценивают себя, выставляют оценки

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

Х. Рефлексия

1.Инициировать рефлексию уч-ся своего эмоционального состояния, мотивации деятельности, взаимодей-

ствияво время урока

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции,сотрудничества

2

Предлагает определить достигнута ли цель урока, какие этапы урока удались или не удались, что мешало получить больше информации на уроке, кто работал наиболее активно, кто мешал работе. Определить удался ли урок в целом. Используется видеофрагмент «Рефлексия. Картинная галерея».

Дают оценку проведенному уроку, работе себя и одноклассников устно в целом, затем, используя видеофрагмент «Рефлексия. Картинная галерея» оценивают себя и свою работу на уроке.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки,

самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого

высказывания в устной и

письменной форме.

XI. Подведение итогов

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

2

Сообщение учителя. Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты

Анализируют итоги работы на уроке

XII. Домашнее задание

1.Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2

Объявляет домашнее задание

Задание на «3» - прочтите текст учебника параграф     и конспект, выучите термины, понятия

Задание на «4» - то же, плюс составьте 10 утверждений по теме «Строение глаза» (ответ указать)

Задание на «5» - прочтите текст учебника параграф     и конспект, выучите термины, понятия, составьте схему «Эволюция глаз у животных» с примерами.

Используя информационные ресурсы (учебник, интернет-ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний

Приложение

Инструктивная карта к уроку биологии  8 класс

Задание 1. Повторение.   Установите соответствие

  1. Центральный обрабатывающий
  2. Височная
  3. Аксон
  4. Дендрит
  5. Теменная
  6. Переферический
  7. Проводниковый
  8. Тело нейрона
  9. Затылочная
  10. Лобная

А - компонент анализатора

Б - доли коры больших полушарий

В – компоненты нейрона

(Сравните вариант с эталоном, оцените работу:

           0-1 ошибка – «отлично»,

            2-3 ошибки – «хорошо»,

            4-5 ошибок – «удовлетворительно»,

            6 и более – «неудовлетворительно».

Оценку запишите в тетрадь на полях)

Задание 2. Прочтите известные высказывания и пословицы, на основании их попытайтесь сформулировать тему урока: Лучше один раз увидеть, чем, сто раз услышать. Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70% всей информации мы получаем с его помощью. Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера. Сравните ваши предположения с ответами одноклассников, запишите тему урока.

Задание 3. Предложите этапы изучения темы, сформируйте план проведения урока и цель занятия.

Задание 4. Найдите в тексте учебника и заполните пробелы в тексте «Зрительный анализатор» (устно). Запишите компоненты анализатора в тетрадь. Зрительный анализатор включает …… отдела. Переферический отдел представлен …….. сетчатки, проводниковый – …….. нервом, центральный обрабатывающий - ……….. долей коры больших полушарий.

Задание 5. Поставьте соответствующий знак (= или не =) в схемы (устно объясните свой вопрос):

                                                                                Глаз             зрительный анализатор?

Задание 6. Выполните практическую работу «Изучение строения и работы органа зрения».

Цель работы: познакомиться с особенностями строения и принципами работы органа зрения.

Ход работы:

  1. Посмотрите видеоматериал по теме.
  2. Используя полученные знания и материал учебника, перечертите схему в тетрадь, заполнив пробелы.

Сделайте вывод по работе, ответьте на вопросы:

Чем представлены рецепторы зрительного анализатора? Что такое слепое пятно? Что такое желтое пятно?

Задание 7. Оцените рисунок художника, верно ли отражен принцип работы глаза? Какая структура глаза «переворачивает» изображение? Чем является эта структура глаза с позиции физики?https://konspekta.net/infopediasu/baza10/2675577497493.files/image041.jpg

Задание 8. Выполните тестовое задание, выберите верные ответы на вопросы:

1. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется:

1) сетчаткой               2) сосудистой             3) роговицей    4) радужной

2.Какую функцию выполняет зрачок глаза?

1) преобразует энергию света в нервный импульс   2) регулирует световой поток

3) фокусирует изображение на сетчатку                    4) обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС

3.Часть глаза, меняющая свою преломляющую способность в зависимости от степени удалённости рассматриваемого предмета, — это

       1) хрусталик                   2) передняя камера    3) роговица     4) зрачок

4. Зрачок расположен в середине

        1) сетчатой оболочки    2) радужки                 3) роговицы    4) белочной оболочки

5. Место максимального скопления палочек и колбочек:

         1) красное пятно          2) слепое пятно          3) желтое пятно   4) радужка

6.Пигмент, который определяет цвет передней части сосудистой оболочки глаза человека, расположен в

        1) белочной оболочке   2) радужке                  3) хрусталике   4) роговице

7. Какое из перечисленных образований относится к оптической системе глаза?

       1) зрительный нерв         2) слепое пятно          3) сосудистая оболочка   4) хрусталик

8. В глазном яблоке человека за зрачком следует

      1) хрусталик                    2) стекловидное тело  3) передняя камера          4) сетчатка

9. Изображение на сетчатку попадает в следующем виде 9выберите наиболее точный ответ):

       1) уменьшенном        2) увеличенном     3) уменьшенном и перевернутом     4) перевернутом

(Сравните вариант с эталоном, оцените работу:

            0-1 ошибка – «отлично»,

            2-3 ошибки – «хорошо»,

            4-5 ошибок – «удовлетворительно»,

            6 и более – «неудовлетворительно».

Оценку запишите в тетрадь на полях)

Задание 9. Перечертите в тетрадь рисунок «Строение глаза», подпишите структуры глаза.

Задание 10. Задание на «3» - прочтите текст учебника параграф     и конспект, выучите термины, понятия

                        Задание на «4» - то же, плюс составьте 10 утверждений по теме «Строение глаза» (ответ указать)

                        Задание на «5» - прочтите текст учебника параграф     и конспект, выучите термины, понятия, составьте схему «Эволюция глаз у животных» с примерами.

           

Заполнение таблицы «Строение и функции органа зрения».

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные системы

Брови

Волосы, идущие от внутреннего к внешнему углу глаза

Отводят пот со лба

Веки

Кожные складки с ресницами

Защита глаза, равномерное распределение слезной жидкости

Слезный аппарат

Слезная железа и слезовыводящий канал

Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют

Оболочки глаза

Белочная

Склера – плотная непрозрачная ткань белого цвета (толстая, 1 мм, прочная)

Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту

Сосудистая

Средняя оболочка (0,2-0,4 мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом

Питание глаза

Сетчатка

Внутренняя оболочка (0,15-0,20 мм) состоит из пигментного слоя и прилегающих к нему фоторецепторных клеток

Пигмент поглощает свет, уменьшает отражение и рассеивание света.

Формируются нервные импульсы под действием света.

Оптическая система

Роговица

Прочная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями)

Преломляет лучи

Защитные рефлексы (слезотечение, моргание, смыкание век)

Радужная оболочка

Передняя часть сосудистой оболочки

Содержит пигмент, придающий цвет глазу

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами

Путем расширения и сужения регулирует количество поступающего света

Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией (Аккомодация – это  настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика).

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество

Заполняет глазное яблоко, преломляет лучи

                                    Световоспринимающая

Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи

В сетчатке 2 вида фоторецепторов: палочки (130 млн.) и колбочки (7 млн.)

Слепое пятно – место, откуда выходит зрительный нерв, изображение не воспринимает.

Палочки воспринимают форму, их больше по краям (зрение при слабом освещении), колбочки воспринимают цвет, сосредоточены на задней поверхности глаза против зрачка (образуют желтое пятно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орган зрения и зрительный анализатор

Разработка педагогического сценария урока биологии с использованием средств мультимедийных технологий...

Методическая разработка с презентацией по биологии на тему "Орган зрения и зрительный анализатор"

В ходе изучения темы "Орган зрения и зрительный анализатор" ученики выполняют практические работы и  опытным путем узнают функции частей глаза....

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Предмет: биологияУровень образования: основное общееТема: Орган зрения и зрительный анализаторТип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)Форма ...

Лекция с использованием ЦОР. Орган зрения и зрительный анализатор

Лекция по биологии для учащихся 8 класса,расказывающая о значении зрения, строении органа зрения и работе зрительного анализатора. Материал лекции можно использовать на уроках биологии. Лекция содержи...

:«Орган зрения и зрительный анализатор».

План-конспект урока по учебнику «Биология» 8 классраздел «Человек и его здоровье»Авторы: А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш...

Методическая разработка урока "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс

      Аннотация        Урок «Орган зрения и зрительный анализатор» - второй из двух по программе в 8 классе. На уроке используется ...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Аннотация к уроку. Учащиеся:- Закрепляют понятие «Анализатор», раскрывают особенности его строения на примере зрительного анализатора;- Объясняют строение и функции глаза и его частей; сво...