Урок по теме «Транспорт веществ в организме животных» (6 класс, УМК Сонина)
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок биологии в 6 классе, УМК Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_transport_veshchestv_v_org._zhiv.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска
Кировской области
|
Урок по теме
«Транспорт веществ в организме животных»
(6 класс, УМК Сонина)
Автор-составитель:
учитель биологии МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова
Береснева Наталия Витальевна
Яранск, 2013
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами групповой самостоятельной работы.
Цели:
Образовательные: Продолжить знакомство с процессом транспорта веществ в организме, рассмотреть особенности транспорта веществ в организме животных, изучить состав крови.
Развивающие: Продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию логического мышления, речевой культуры.
Воспитательные: Способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, культуре межличностного отношения.
Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Актуализация знаний.
- Чтобы определиться с главным понятием сегодняшнего урока и вспомнить ранее изученный материал я предлагаю разгадать кроссворд.
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 |
- Процесс образования органических веществ из неорганических в зеленых растениях на свету? (фотосинтез)
- Растения по способу питания являются … (автотрофами)
- Как по-другому называется слой древесины? (ксилема)
- Что способствует поднятию воды с минеральными веществами? (давление)
- Вода с минеральными веществами поступает от корням к листьям растения по … (сосуд)
- Без них процесс фотосинтеза происходить не будет. (хлоропласт)
- В этом слое находятся ситовидные трубки. (флоэма)
- Как называется процесс испарения воды через листья? (транспирация)
- В клетке питательные вещества передвигаются с помощью … (цитоплазма)
- Итак, по вертикали получилось слово «транспорт» и мы будем продолжать знакомиться с этим процессом, но сегодня рассмотрим особенности этого процесса в организме животных, поэтому тема урока: «Транспорт веществ в организме животных» (учитель записывает на доску, учащиеся в тетрадь).
- Для выявления особенностей изучения данной темы мы должны вспомнить, как осуществляется транспорт веществ в растительном организме (учитель приглашает к доске ученика для монологического ответа по материалу прошлого урока; учащийся, используя таблицу поясняет его).
- Пока ученик готовится к ответу, учащиеся с целью актуализации знаний выполняют письменную индивидуальную работу в течении 2 минут.
Вставьте пропущенные слова
Растения по способу питания - ………... . Они сами образуют ………... в процессе ………... в листьях на ………... . Органические вещества передвигаются ко всем органам растения по ………... луба (флоэмы) коры. Вода с минеральными веществами всасывается из почвы через ……..... , затем передвигаются по ………... древесины (ксилемы) под действием ………... и ………... .
- Слушаем ответ у доски, учащиеся при необходимости дополняют ответ и оценивают его.
- Обсуждаем результаты самостоятельной работы с текстом (учитель зачитывает правильные ответы, учащиеся пастой другого цвета отмечают ошибки и оценивают свою работу 9б – «5», 8-7б – «4», 6-5б – «3», 4 и < - «2»).
- Учитель предлагает учащимся закончить фразу: «На прошлом уроке я узнал ………...»
Мотивация и целеполагание
- Внимательно прочитайте тему урока, т.е. снова будем говорить о транспорте веществ.
- А надо ли? Почему нам необходим этот материал? Где он может пригодиться?
- Что вы понимаете под словом «вещество»?
- Что в организме животных их будет транспортировать? (кровь)
- С какой системой органов будет связан этот процесс? (кровеносная система)
Поэтому, какую цель вы ставите на сегодняшний урок?
- Исходя из цели план сегодняшнего урока:
- Состав крови.
- Особенности кровеносной системы у животных. (эволюция кровеносной системы)
Первичное усвоение материала
Для изучения первого вопроса я предлагаю вам поработать в парах или индивидуально.
Задание. Внимательно прочитайте текст на стр.44 лабораторного практикума, сравните его с текстом учебника на стр.76, 1 абзац. Рассмотрите рисунок и данную информацию, сверните в схему (3 минуты).
/на доске/
- Анализ схемы (учитель с помощью учащихся записывает на доску, учащиеся в тетради).
- Найдите по таблице еще одно (кроме цвета и функций) различие эритроцита и лейкоцита?
- Есть ли вопросы по первому пункту плана?
- Переходим ко второму пункту плана.
- На какие 2 группы подразделяются животные? (беспозвоночные, позвоночные)
- Кого вы относите к беспозвоночным животным?
- А к позвоночным животным?
- Как вы думаете, суть процесса транспорта веществ у них будет одинаковая или разная?
- В чем суть транспорта веществ в организме животных?
- Вы сказали, что транспорт веществ связан с кровеносной системой, поэтому ответьте на вопросы:
- Чем представлена кровеносная система? (сердце и кровеносные сосуды)
- Какие кровеносные сосуды вы знаете? (артерии, капилляры, вены)
- Задание: На стр.76, 3 абзац снизу найдите понятия: «артерия», «капилляр», «вена» и карандашом поставьте точку, что означает: «знать наизусть».
- А сейчас наша задача в том, чтобы познакомиться с эволюцией кровеносной системы. Для этого каждая группа выбирает инструктивную карточку (см. приложение 1) и в течении 8 минут работает с ней. Затем полученную информацию свернуть в таблицу.
Таблица – Эволюция кровеносной системы
Животные (представители) | Сердце | Тип кровеносной системы |
1. Тип кольчатые черви (дождевой червь) | __ | Замкнутая |
2. Тип моллюски (большой прудовик) | Двухкамерное: 1 предсердие, 1 желудочек. | Не замкнутая |
- класс рыбы | двухкамерное: 1 предсердие, 1 желудочек | Замкнутая |
- класс земноводные | трехкамерное: 2 предсердия, 1 желудочек | Замкнутая |
- класс пресмыкающиеся | трехкамерное: 2 предсердия, 1 желудочек с неполной перегородкой | Замкнутая |
- класс птицы | четырехкамерное: 2 предсердия, 2 желудочка | Замкнутая |
- класс млекопитающие | четырехкамерное: 2 предсердия, 2 желудочка | Замкнутая |
- Какие выводы можно сделать, глядя на эту таблицу?
- Впервые кровеносная система появилась у кольчатых червей.
- Впервые настоящее сердце появилось у моллюсков.
- Сердце у хордовых в процессе эволюции усложнялось.
Обобщение, систематизация и применение знаний
- Найдите пару:
Плазма
Форменные элементы
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы, млекопитающие
Трехкамерное с неполной перегородкой
Двухкамерное сердце
Сердце четырехкамерное
Жидкая часть крови
Трехкамерное сердце
Лейкоциты, эритроциты, тромбоциты
- Ответьте на вопросы:
- Назовите основные органы, входящие в систему транспорта веществ у человека?
- Случайно ли кровеносная система человека изображена двухцветной? Что обозначают разные цвета?
- Предположите, что могло бы быть, если бы в организме не было системы транспорта веществ?
Домашнее задание:
- Изучить стр.74-76.
- Сконструировать 5 разноуровневых вопросов по теме (что, где, когда, почему, как).
Приложение№1
Тип кольчатые черви
1) Прочитайте текст на стр.76(УМК Сонин), 1абзац.
2) Используя дополнительную информацию в учебнике «Биология. Животные »на стр.46,перескажите текст.
3) Выберите, кто будет отвечать перед классом по таблице.
4) Выберите, кто будет заполнять таблицу на доске.
Тип моллюски
- Прочитайте текст на стр.76(УМК Сонин), 2 абзац.
- 2) Используя дополнительную информацию в учебнике «Биология. Животные »на стр.51-52,перескажите текст.
- 3) Выберите, кто будет отвечать перед классом по таблице.
- 4) Выберите, кто будет заполнять таблицу на доске.
Тип хордовые
1)Прочитайте текст на стр.76-77(УМК Сонин).
2)Проследите, как изменялось сердце в процессе эволюции у кл. рыб, кл. земноводных,
кл. пресмыкающихся.
кл. птиц,
кл. млекопитающих.
3) Выберите, кто будет отвечать перед классом по таблице.
4) Выберите, кто будет заполнять таблицу на доске.
Используемая литература
- Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. Изд. Дрофа, 2003
- В.Н.Семенцова . Поурочное планирование. 6 кл.2001.
3.Биология .Учебное пособие .М. Аст-пресс. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Движение веществ в организме животного" 6 класс
Урок по теме "Движение веществ в организме животного" 6 класс, программа Н.И.Сонина, с описанием лабораторной работы....
"Транспорт веществ в организме" по программе Н.И. Сонина
Конспект и анализ урока на котором рассматриваются особенности передвижение веществ в растительном и животном организме....
Движение веществ в организме животных
Технологическая карта урока Тема: Движение веществ в организмах животных.6 класс. Цель: Изучить особенности движения веществ в организмах животных Задачи:1. изуч...
Рабочий лист по теме:"Транспорт веществ в организме животных"
Рабочий лист для учащихся 6 класса по теме: ""Транспорт веществ в организме животных" (по программе Сонина)...
Конспект урока на тему "Транспорт". СБО 9 класс.
Урок обобщение знаний по теме транспорт. Проводится в форме игры двух команд....
Урок «Особенности передвижения веществ в организме животных» 6 класс
Представленный материал содержит описание урока с применением технологии взаимопередачи тем. УМК Сонин Н.И., концентрический курс...