Урок «Особенности передвижения веществ в организме животных» 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Представленный материал содержит описание урока  с применением технологии взаимопередачи тем. УМК Сонин Н.И., концентрический курс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Особенности передвижения веществ в организме животных»

6 класс

           Урок биологии по теме « Особенности передвижения веществ в организме животных» по программе Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 6 класс» продолжает серию уроков об основных процессах жизнедеятельности живых организмов.  Программа рассчитана на 1 ч в неделю,  сложный для усвоения материал в учебнике изложен достаточно сжато,  но он очень важен для дальнейшего изучения биологии в 7 и 8 классах, для понимания взаимосвязей между органами, разнообразными процессами    в живом организме.  Поэтому применение технологии, основанной на изучении и дальнейшей передачи темы, оправдано, соответствует возрастным особенностям данного возраста, требующим взаимодействия и смены деятельности, и обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО,  позволяет каждому ученику осознанно усвоить материал.

          Возможность применения парной работы обусловлена  логикой и структурой  содержания данной темы, включающей две основные части: состав и функции крови, строение кровеносной системы.   С особенностями транспорта веществ у одноклеточных учащиеся ознакомились на предыдущем уроке.  Поэтому задания представлены в двух вариантах.

          Для осуществления обратной связи используются различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. В конце урока учащиеся выполняли индивидуальные  тестовые задания, оценка за которые влияет на общую оценку.  Кроме того, в качестве домашнего задания предлагаются задания более высокого, творческого уровня, которые выполняются учащимися по желанию.

        Тема урока. Особенности переноса веществ в организме животных

        Тип урока. Изучение нового материала.

         Цели урока. Создать условия для формирования представлений   о значении и особенностях переноса веществ в организме беспозвоночных и  позвоночных животных;

продолжить формирование умений работать с текстом, с рисунками, микроскопом;

формировать опыт равноправного сотрудничества учащихся между собой и с учителем в процессе работы в парах и малых группах;

создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях.

        Задачи: организовать работу учащихся  в парах и малых группах, провести контроль за уровнем  понимания и усвоения нового материала

         УМК: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы под редакцией  Н.И. Сонина, карточки-задания и инструкции  с описанием алгоритма деятельности, микроскопы и микропрепараты « Клетки крови человека», «Клетки крови лягушки» , тестовые задания, проектор.

        Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний и умений. Целеполагание. Фронтальная беседа по вопросам.

   Распределите термины  в соответствующие колонки: клетка, цитоплазма, вода, кровь, сосуды, устьица, сердце,  питательные  вещества.

Животные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 Растения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 Животные

  1. Клетка
  2. Цитоплазма
  3. Вода
  4. Сосуды
  5. Кровь
  6. Сердце
  7. Питательные вещества

 Растения

  1. Клетка
  2. Цитоплазма
  3. Вода
  4. Сосуды
  5. Устьица
  6. Ситовидные трубки
  7. Питательные вещества


       Обсуждение результатов

       Учитель.

1. Почему некоторые термины попали в обе колонки? (ответ - живые организмы состоят из клеток, в состав клетки входит цитоплазма, клетки и организмы нуждаются в воде, питательных веществах).

2. Какую роль играет цитоплазма для перемещения веществ  в  клетке?                                 3. Какие ткани в растительном организме транспортируют вещества?

4. Что в колонке « Животные» не совпало с колонкой «Растения» ? Как вы думаете, почему?

 (Учащиеся предполагают, что эти органы  есть только у животных или растений)

5. Как вы думаете, по какому принципу все эти термины подобраны вместе?

( Учащиеся высказывают  свои мнения  по этому вопросу - они связаны с функциями веществ и органов в организме).

       Учитель.

       Вы правы, и сегодня мы будем знакомиться с тем, как происходит передвижение веществ у животных.

        3. Постановка  целей и задач урока.  Запись темы.

       4.Изучение нового материала.

       Начинается работа в парах сидящих за одним столом, каждый из   учащихся  поочередно выступает в роли учителя  и ученика. С этой целью на парты учащимся выдаются карточки-задания и инструкции с описанием алгоритма деятельности. Предварительно учитель проводит инструктаж, обращая внимание на время, отведенное   на выполнение заданий (Приложение №1). Работа  выполняется по вариантам.

        5.Самоконтроль.         

        Для проведения контроля на  данном этапе предлагаются задания по заполнению схем и небольших таблиц, отражающих состав крови и  кровеносной системы (Приложение №2).

        Для расширения представлений о составе крови можно предложить учащимся рассмотреть микропрепараты клеток крови человека и лягушки и сравнить их.  При недостатке оборудования можно использовать слайды презентации с изображением данных объектов.

       6.  Первичное осмысление, закрепление и применение знаний.

        Решение познавательных задач. Учащиеся  выполняют задание в группах (состав группы 4 человека) (Приложение №3).

       7. Итоги урока. Рефлексия.

       Учитель организует индивидуальную работу с использованием тестового задания.  (Приложение 4). Учащиеся осуществляют самопроверку, отмечают свои ошибки. Проводится  обсуждение работы учащихся.

       8. Домашнее задание.

       Повторить термины, уметь рассказывать о составе, функциях крови, кровеносной системы.

      Творческие задания:

-  Рассмотрите схемы строения кровеносной системы осы и мыши (стр.80). Сравните их. В чем они сходны и чем различаются? Попробуйте составить таблицу, выделив признаки для сравнения.

- Сравните строение сердца позвоночных животных (стр.82). Чем они различаются, а в чем сходны?  Какие преимущества дают  различия?  Попытайтесь представить ответ в  виде таблицы.

- Составьте кроссворд, используя термины   по теме урока.  Оформите его на отдельном листе

 Технологическая карта урока

Тема урока

Особенности переноса веществ в организме животных

Учебный предмет, класс

Биология , 6 класс

Тип и вид урока

Комбинированный урок

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Создать условия для формирования представлений   о значении и особенностях переноса веществ в организме беспозвоночных и  позвоночных животных.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом, с рисунками, схемами.

3. Формировать опыт равноправного сотрудничества учащихся между собой и с учителем в процессе диалогового взаимодействия

 Узнать о  значении транспорта веществ в животном организме, составе крови,  значении клеток крови, составе и типах кровеносной системы.

2. Развить умение выделять главное, отвечать на вопросы, составлять схемы, делать выводы.

3.  Передать изученный материал с сохранением правильности, используя необходимые термины

Образовательные результаты

Личностные: проявляют готовность к учебной деятельности, самообразованию, уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку (партнерам по диалогу, другим одноклассникам, учителю), готовность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные

Регулятивные УУД: формулируют цель, способы ее достижения, самостоятельно контролируют время выполнения заданий, прогнозируют результаты своей учебной деятельности, проводят само-  и взаимопроверку

Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации, устанавливают причинно-следственные связи сравнивают объекты между собой и делают выводы на основе сравнения, переводят информацию из одной формы в другую, развивают умение работать с текстом, рисунками, натуральными объектами  (микропрепаратами)  

Коммуникативные УУД:  в диалоговом общении передают информацию, участвуют в коллективном обсуждении тем, обмениваются  знаниями и мнениями, слушают партнеров, договариваются , помогают друг другу скорректировать знания.

Предметные:  научатся  характеризовать особенности переноса веществ  в организме беспозвоночных и позвоночных животных,  получат возможность выявлять и обосновывать значение   процесса переноса веществ в организме для жизнедеятельности

Образовательная среда урока

Учебник: стр. 80-82,  микроскопы, микропрепараты, компьютер, мультимедиапроектор, презентация,  карточки с алгоритмом действий учащихся, контролирующие задания.

Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности

технология работы в парах постоянного состава и в малых группах

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1. Организационный

Организация и приветствие учащихся, сообщение о работе в парах.

Готовятся к учебной деятельности, настраиваются на  работу, объединяются  в пары, планируют свою деятельность

2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Предлагает выполнить  задание по распределению предложенных терминов, относящихся к растениям или животным

Выполняют задание (распределяют термины согласно критериям),  размышляют, отвечают на вопросы.

3. Постановка целей и задач

Помогает определить цели и задачи урока.

Формулируют цели урока и задачи

4. Изучение нового материала

  Ввод

Организует работу в парах.    

Проводит краткий инструктаж.

Раздает задания    по вариантам. Контролирует ход работы парах, оказывает  необходимую помощь  учащимся.

Передача темы

 Помогает учащимся, следит за ходом взаимопередачи  тем.

Пары образуют сидящие за одной партой учащиеся.

Работают с  текстом учебника по вариантам согласно заданиям карточек,   отвечают на вопросы, осуществляют самоконтроль

устно передают изученный материал партнеру.

Приложение 1

5. Самопроверка

Организует индивидуальную работу. ( Приложение  №2)

 Выполняют задания по заполнению схем, отражающих состав крови и  кровеносной системы (Приложение №2). Осуществляют   самопроверку.

6.  Первичное осмысление, закрепление и применение знаний.

Организует работу в малых  группах по решению познавательных задач.  (Приложение №3).

 Учащиеся  выполняют задание в группах (состав группы 4 человека),  договариваются и вырабат ывают общее мнение,  представляют его. (Приложение №3).

7. Рефлексия

  Проверка качества усвоения

Предлагает выполнить тест по новой теме. (Приложение № 4)

Организует самопроверку, побуждает учащихся оценить  результаты своей  работы  на уроке

  Выполняют тестовое задание, производят самопроверку, оценивают свою работу.

(Приложение № 4).

8. Домашнее задание

Разъясняет домашнее задание,  предлагает выполнить  творческое задание по выбору : а) сравнить строение сердца позвоночных животных по рисункам учебника (стр.82), б) сравнить  кровеносную систему мыши и осы по рисункам учебника (стр.80), в) составить кроссворд  с использованием терминов по теме; отвечает на вопросы учащихся

Осознают домашнее задание, задают учителю вопросы, требующие разъяснения

9. Подведение итогов

Анализирует работу учащихся на уроке и выполненное индивидуальное задание, окончательно оценивает работу учащихся.

 Осуществляют самооценку, корректируют отметки за работу на уроке с учетом выполненного задания по карточке

Приложение 1

Алгоритм работы учащегося

I вариант

  1. Внимательно прочитайте текст параграфа   на  стр. 80  до слов: «… Кровь состоит из…». (3мин.)
  2. Ответьте на вопросы: (5мин.)

А.  Как называется система, обеспечивающая  перенос веществ у многоклеточных организмов?

Б.  Из каких органов состоит кровеносная система?

В.  Чем заполнены сосуды? Каков состав крови?

Г.  В чем состоит значение крови, циркулирующей  по сосудам?

Д. Какие клетки входят в состав крови?  Какова их функция?

Е.  Какова  роль  гемоглобина? В каких клетках крови он находится?

      3.   При необходимости обсудите ответы на вопросы с партнером по варианту.

      4.   Передайте полученную информацию партнеру в паре (учащемуся 2  варианта).  Задайте   ему вопросы своей карточки. (3 мин.)        

  1. Поменяйтесь ролями. (3 мин.)
  2. Проверьте свои знания. Работая в паре (I и II варианты), выполните задание  2 уровня.  Заполните  схему «Состав крови»( 3 мин.)

.

Алгоритм работы учащегося

2 вариант

           

1.  Внимательно прочитайте текст параграфа  на  стр.81. (3мин.)

           

 2.  Ответьте на вопросы: (5мин.)

     А.   Из каких органов состоит кровеносная система у  позвоночных (рыб,  земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих)?  

     Б.  Какие существуют кровеносные сосуды?

     В.  В каком направлении движется кровь в артериях, в венах?

     Г.  В каких сосудах происходит обмен веществами  между кровью и тканями?

    Д. Из каких камер состоит сердце? В чем их значение?

    Е.  У каких животных кровеносная система достигла наибольшего развития?   В чем это     выражается  и какие преимущества дает животным?

3.   При необходимости обсудите ответы на вопросы с партнером по    варианту.    

4.   Передайте полученную информацию партнеру в паре (учащемуся 1 варианта) Задайте  ему вопросы своей карточки. (3мин.)

 5.  Поменяйтесь ролями. (3мин.)

6 .  Проверьте свои знания. Работая в паре (1 и 2 варианты), выполните задание 2 уровня.  Заполните  схему « Состав кровеносной системы» (3 мин.)

Приложение 2

Задание  2 уровня     1 вариант

                                               Состав крови

?                                

Клетки

                               

Название клетки

 Функция

1.    ?

 А.  Переносят кислород или углекислый газ

2.     ?

 Б.        ?

   Задание 2 уровня.   2 вариант

                               Состав  кровеносной  системы

Сердце

?


 Камеры

 Функции

  1.  Предсердие

 А.         ?

  1. ?

 Б. проталкивает кровь в артерии

 Тип

 Функции

  1. ?

 А. Несут кровь к сердцу

2.     артерии

 Б.   ?

  1. ?

 В.   обеспечивают обмен веществами между кровью и клетками

Приложение3

Задания 3 уровня.

Решение познавательных задач

1. Брюхоногий моллюск катушка имеет красную кровь (в ней содержится  вещество гемиэритрин, способное связываться с кислородом воздуха). У  прудовика же кровь бесцветная. Кто из них может дольше находиться под водой, не всплывая для дыхания?    

2. Составьте логическую цепочку, используя  данные. 

 Транспорт  кислорода (из воздуха в клетки организма):

  1. органы дыхания, 2-вены, 3- сердце, 4- клетки, 5- капилляры органов, 6- артерии, 7- кислород воздуха.

 Ответ: 7-1-2-3-6-5-4

 3. Составьте логическую цепочку, используя  данные.

       Транспорт   углекислого  газа:

1-клетки, 2- вены, 3-  легочные артерии, 4- легкие, 5- воздух,  6- сердце, 7-капилляры органов.

Ответ: 1- 7- 2 - 6 - 3 - 4- 5

  1. Кровеносная система рака транспортирует в органы кислород и питательные вещества. У насекомых она не участвует в транспорте кислорода. Как вы считаете, почему? (вспомните, как доставляется кислород к органам у насекомых, какие они имеют органы для дыхания).

 

 

Приложение 4

Контрольный тест

1.  Сосуд, по которому кровь движется к сердцу:

а) капилляр, б) вена, в) артерия.

2. У рыб кровеносная система: а) незамкнутая, б) замкнутая, в) отсутствует

3. Эритроциты выполняют функцию: а) переноса кислорода,  б) переноса питательных веществ, в) переноса воды и минеральных солей.

4. Белок гемоглобин находится:

а) в плазме крови, б) в лейкоцитах, в) в эритроцитах.

5.Наиболее развитая кровеносная система:

а) у земноводных, б) у млекопитающих, в) у рыб.

Правильные ответы: 1 б, 2 б, 3 а, 4 в, 5 б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Движение веществ в организме животного" 6 класс

Урок по теме "Движение веществ в организме животного" 6 класс, программа Н.И.Сонина, с описанием лабораторной работы....

Движение веществ в организме животных

Технологическая карта урока Тема: Движение веществ в организмах животных.6 класс. Цель: Изучить особенности движения веществ в организмах животных Задачи:1.     изуч...

Презентация на тему "Передвижение веществ в организме растения"

Презентация на тему "Передвижение веществ в организме растения" к уроку биологии в 6 класс,. линия Сонина...

Рабочий лист по теме:"Транспорт веществ в организме животных"

Рабочий лист для учащихся 6 класса по теме: ""Транспорт веществ в организме животных" (по программе Сонина)...

Обмен веществ в организме 6 класс

Презентация с использованием ссылок на ресурс в сети интернет....

Тест по теме «Транспорт веществ в организме. 6 класс».

Тест по теме «Транспорт веществ в организме. 6 класс»....