Урок «Особенности передвижения веществ в организме животных» 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Представленный материал содержит описание урока с применением технологии взаимопередачи тем. УМК Сонин Н.И., концентрический курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «Особенности передвижения веществ в организме животных» 6 класс | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Особенности передвижения веществ в организме животных»
6 класс
Урок биологии по теме « Особенности передвижения веществ в организме животных» по программе Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 6 класс» продолжает серию уроков об основных процессах жизнедеятельности живых организмов. Программа рассчитана на 1 ч в неделю, сложный для усвоения материал в учебнике изложен достаточно сжато, но он очень важен для дальнейшего изучения биологии в 7 и 8 классах, для понимания взаимосвязей между органами, разнообразными процессами в живом организме. Поэтому применение технологии, основанной на изучении и дальнейшей передачи темы, оправдано, соответствует возрастным особенностям данного возраста, требующим взаимодействия и смены деятельности, и обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО, позволяет каждому ученику осознанно усвоить материал.
Возможность применения парной работы обусловлена логикой и структурой содержания данной темы, включающей две основные части: состав и функции крови, строение кровеносной системы. С особенностями транспорта веществ у одноклеточных учащиеся ознакомились на предыдущем уроке. Поэтому задания представлены в двух вариантах.
Для осуществления обратной связи используются различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. В конце урока учащиеся выполняли индивидуальные тестовые задания, оценка за которые влияет на общую оценку. Кроме того, в качестве домашнего задания предлагаются задания более высокого, творческого уровня, которые выполняются учащимися по желанию.
Тема урока. Особенности переноса веществ в организме животных
Тип урока. Изучение нового материала.
Цели урока. Создать условия для формирования представлений о значении и особенностях переноса веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных;
продолжить формирование умений работать с текстом, с рисунками, микроскопом;
формировать опыт равноправного сотрудничества учащихся между собой и с учителем в процессе работы в парах и малых группах;
создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях.
Задачи: организовать работу учащихся в парах и малых группах, провести контроль за уровнем понимания и усвоения нового материала
УМК: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы под редакцией Н.И. Сонина, карточки-задания и инструкции с описанием алгоритма деятельности, микроскопы и микропрепараты « Клетки крови человека», «Клетки крови лягушки» , тестовые задания, проектор.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний и умений. Целеполагание. Фронтальная беседа по вопросам.
Распределите термины в соответствующие колонки: клетка, цитоплазма, вода, кровь, сосуды, устьица, сердце, питательные вещества.
Животные 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Растения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Животные
| Растения
|
Обсуждение результатов
Учитель.
1. Почему некоторые термины попали в обе колонки? (ответ - живые организмы состоят из клеток, в состав клетки входит цитоплазма, клетки и организмы нуждаются в воде, питательных веществах).
2. Какую роль играет цитоплазма для перемещения веществ в клетке? 3. Какие ткани в растительном организме транспортируют вещества?
4. Что в колонке « Животные» не совпало с колонкой «Растения» ? Как вы думаете, почему?
(Учащиеся предполагают, что эти органы есть только у животных или растений)
5. Как вы думаете, по какому принципу все эти термины подобраны вместе?
( Учащиеся высказывают свои мнения по этому вопросу - они связаны с функциями веществ и органов в организме).
Учитель.
Вы правы, и сегодня мы будем знакомиться с тем, как происходит передвижение веществ у животных.
3. Постановка целей и задач урока. Запись темы.
4.Изучение нового материала.
Начинается работа в парах сидящих за одним столом, каждый из учащихся поочередно выступает в роли учителя и ученика. С этой целью на парты учащимся выдаются карточки-задания и инструкции с описанием алгоритма деятельности. Предварительно учитель проводит инструктаж, обращая внимание на время, отведенное на выполнение заданий (Приложение №1). Работа выполняется по вариантам.
5.Самоконтроль.
Для проведения контроля на данном этапе предлагаются задания по заполнению схем и небольших таблиц, отражающих состав крови и кровеносной системы (Приложение №2).
Для расширения представлений о составе крови можно предложить учащимся рассмотреть микропрепараты клеток крови человека и лягушки и сравнить их. При недостатке оборудования можно использовать слайды презентации с изображением данных объектов.
6. Первичное осмысление, закрепление и применение знаний.
Решение познавательных задач. Учащиеся выполняют задание в группах (состав группы 4 человека) (Приложение №3).
7. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель организует индивидуальную работу с использованием тестового задания. (Приложение 4). Учащиеся осуществляют самопроверку, отмечают свои ошибки. Проводится обсуждение работы учащихся.
8. Домашнее задание.
Повторить термины, уметь рассказывать о составе, функциях крови, кровеносной системы.
Творческие задания:
- Рассмотрите схемы строения кровеносной системы осы и мыши (стр.80). Сравните их. В чем они сходны и чем различаются? Попробуйте составить таблицу, выделив признаки для сравнения.
- Сравните строение сердца позвоночных животных (стр.82). Чем они различаются, а в чем сходны? Какие преимущества дают различия? Попытайтесь представить ответ в виде таблицы.
- Составьте кроссворд, используя термины по теме урока. Оформите его на отдельном листе
Технологическая карта урока
Тема урока | Особенности переноса веществ в организме животных | |
Учебный предмет, класс | Биология , 6 класс | |
Тип и вид урока | Комбинированный урок | |
Цели урока | Для учителя | Для ученика |
Создать условия для формирования представлений о значении и особенностях переноса веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных. 2. Продолжить формирование умений работать с текстом, с рисунками, схемами. 3. Формировать опыт равноправного сотрудничества учащихся между собой и с учителем в процессе диалогового взаимодействия | Узнать о значении транспорта веществ в животном организме, составе крови, значении клеток крови, составе и типах кровеносной системы. 2. Развить умение выделять главное, отвечать на вопросы, составлять схемы, делать выводы. 3. Передать изученный материал с сохранением правильности, используя необходимые термины | |
Образовательные результаты | Личностные: проявляют готовность к учебной деятельности, самообразованию, уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку (партнерам по диалогу, другим одноклассникам, учителю), готовность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания | |
Метапредметные Регулятивные УУД: формулируют цель, способы ее достижения, самостоятельно контролируют время выполнения заданий, прогнозируют результаты своей учебной деятельности, проводят само- и взаимопроверку Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации, устанавливают причинно-следственные связи сравнивают объекты между собой и делают выводы на основе сравнения, переводят информацию из одной формы в другую, развивают умение работать с текстом, рисунками, натуральными объектами (микропрепаратами) Коммуникативные УУД: в диалоговом общении передают информацию, участвуют в коллективном обсуждении тем, обмениваются знаниями и мнениями, слушают партнеров, договариваются , помогают друг другу скорректировать знания. | ||
Предметные: научатся характеризовать особенности переноса веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных, получат возможность выявлять и обосновывать значение процесса переноса веществ в организме для жизнедеятельности | ||
Образовательная среда урока | Учебник: стр. 80-82, микроскопы, микропрепараты, компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки с алгоритмом действий учащихся, контролирующие задания. | |
Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности | технология работы в парах постоянного состава и в малых группах | |
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
1. Организационный | Организация и приветствие учащихся, сообщение о работе в парах. | Готовятся к учебной деятельности, настраиваются на работу, объединяются в пары, планируют свою деятельность |
2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний | Предлагает выполнить задание по распределению предложенных терминов, относящихся к растениям или животным | Выполняют задание (распределяют термины согласно критериям), размышляют, отвечают на вопросы. |
3. Постановка целей и задач | Помогает определить цели и задачи урока. | Формулируют цели урока и задачи |
4. Изучение нового материала | Ввод Организует работу в парах. Проводит краткий инструктаж. Раздает задания по вариантам. Контролирует ход работы парах, оказывает необходимую помощь учащимся. Передача темы Помогает учащимся, следит за ходом взаимопередачи тем. | Пары образуют сидящие за одной партой учащиеся. Работают с текстом учебника по вариантам согласно заданиям карточек, отвечают на вопросы, осуществляют самоконтроль устно передают изученный материал партнеру. Приложение 1 |
5. Самопроверка | Организует индивидуальную работу. ( Приложение №2) | Выполняют задания по заполнению схем, отражающих состав крови и кровеносной системы (Приложение №2). Осуществляют самопроверку. |
6. Первичное осмысление, закрепление и применение знаний. | Организует работу в малых группах по решению познавательных задач. (Приложение №3). | Учащиеся выполняют задание в группах (состав группы 4 человека), договариваются и вырабат ывают общее мнение, представляют его. (Приложение №3). |
7. Рефлексия | Проверка качества усвоения Предлагает выполнить тест по новой теме. (Приложение № 4) Организует самопроверку, побуждает учащихся оценить результаты своей работы на уроке | Выполняют тестовое задание, производят самопроверку, оценивают свою работу. (Приложение № 4). |
8. Домашнее задание | Разъясняет домашнее задание, предлагает выполнить творческое задание по выбору : а) сравнить строение сердца позвоночных животных по рисункам учебника (стр.82), б) сравнить кровеносную систему мыши и осы по рисункам учебника (стр.80), в) составить кроссворд с использованием терминов по теме; отвечает на вопросы учащихся | Осознают домашнее задание, задают учителю вопросы, требующие разъяснения |
9. Подведение итогов | Анализирует работу учащихся на уроке и выполненное индивидуальное задание, окончательно оценивает работу учащихся. | Осуществляют самооценку, корректируют отметки за работу на уроке с учетом выполненного задания по карточке |
Приложение 1
Алгоритм работы учащегося
I вариант
- Внимательно прочитайте текст параграфа на стр. 80 до слов: «… Кровь состоит из…». (3мин.)
- Ответьте на вопросы: (5мин.)
А. Как называется система, обеспечивающая перенос веществ у многоклеточных организмов?
Б. Из каких органов состоит кровеносная система?
В. Чем заполнены сосуды? Каков состав крови?
Г. В чем состоит значение крови, циркулирующей по сосудам?
Д. Какие клетки входят в состав крови? Какова их функция?
Е. Какова роль гемоглобина? В каких клетках крови он находится?
3. При необходимости обсудите ответы на вопросы с партнером по варианту.
4. Передайте полученную информацию партнеру в паре (учащемуся 2 варианта). Задайте ему вопросы своей карточки. (3 мин.)
- Поменяйтесь ролями. (3 мин.)
- Проверьте свои знания. Работая в паре (I и II варианты), выполните задание 2 уровня. Заполните схему «Состав крови»( 3 мин.)
.
Алгоритм работы учащегося
2 вариант
1. Внимательно прочитайте текст параграфа на стр.81. (3мин.)
2. Ответьте на вопросы: (5мин.)
А. Из каких органов состоит кровеносная система у позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих)?
Б. Какие существуют кровеносные сосуды?
В. В каком направлении движется кровь в артериях, в венах?
Г. В каких сосудах происходит обмен веществами между кровью и тканями?
Д. Из каких камер состоит сердце? В чем их значение?
Е. У каких животных кровеносная система достигла наибольшего развития? В чем это выражается и какие преимущества дает животным?
3. При необходимости обсудите ответы на вопросы с партнером по варианту.
4. Передайте полученную информацию партнеру в паре (учащемуся 1 варианта) Задайте ему вопросы своей карточки. (3мин.)
5. Поменяйтесь ролями. (3мин.)
6 . Проверьте свои знания. Работая в паре (1 и 2 варианты), выполните задание 2 уровня. Заполните схему « Состав кровеносной системы» (3 мин.)
Приложение 2
Задание 2 уровня 1 вариант
Состав крови
? |
Клетки |
Название клетки | Функция |
1. ? | А. Переносят кислород или углекислый газ |
2. ? | Б. ? |
Задание 2 уровня. 2 вариант
Состав кровеносной системы
Сердце |
? |
Камеры | Функции |
| А. ? |
| Б. проталкивает кровь в артерии |
Тип | Функции |
| А. Несут кровь к сердцу |
2. артерии | Б. ? |
| В. обеспечивают обмен веществами между кровью и клетками |
Приложение3
Задания 3 уровня.
Решение познавательных задач
1. Брюхоногий моллюск катушка имеет красную кровь (в ней содержится вещество гемиэритрин, способное связываться с кислородом воздуха). У прудовика же кровь бесцветная. Кто из них может дольше находиться под водой, не всплывая для дыхания?
2. Составьте логическую цепочку, используя данные.
Транспорт кислорода (из воздуха в клетки организма):
- органы дыхания, 2-вены, 3- сердце, 4- клетки, 5- капилляры органов, 6- артерии, 7- кислород воздуха.
Ответ: 7-1-2-3-6-5-4
3. Составьте логическую цепочку, используя данные.
Транспорт углекислого газа:
1-клетки, 2- вены, 3- легочные артерии, 4- легкие, 5- воздух, 6- сердце, 7-капилляры органов.
Ответ: 1- 7- 2 - 6 - 3 - 4- 5
- Кровеносная система рака транспортирует в органы кислород и питательные вещества. У насекомых она не участвует в транспорте кислорода. Как вы считаете, почему? (вспомните, как доставляется кислород к органам у насекомых, какие они имеют органы для дыхания).
Приложение 4
Контрольный тест
1. Сосуд, по которому кровь движется к сердцу:
а) капилляр, б) вена, в) артерия.
2. У рыб кровеносная система: а) незамкнутая, б) замкнутая, в) отсутствует
3. Эритроциты выполняют функцию: а) переноса кислорода, б) переноса питательных веществ, в) переноса воды и минеральных солей.
4. Белок гемоглобин находится:
а) в плазме крови, б) в лейкоцитах, в) в эритроцитах.
5.Наиболее развитая кровеносная система:
а) у земноводных, б) у млекопитающих, в) у рыб.
Правильные ответы: 1 б, 2 б, 3 а, 4 в, 5 б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Движение веществ в организме животного" 6 класс
Урок по теме "Движение веществ в организме животного" 6 класс, программа Н.И.Сонина, с описанием лабораторной работы....
Урок по теме «Транспорт веществ в организме животных» (6 класс, УМК Сонина)
Урок биологии в 6 классе, УМК Сонина...
Движение веществ в организме животных
Технологическая карта урока Тема: Движение веществ в организмах животных.6 класс. Цель: Изучить особенности движения веществ в организмах животных Задачи:1. изуч...
Презентация на тему "Передвижение веществ в организме растения"
Презентация на тему "Передвижение веществ в организме растения" к уроку биологии в 6 класс,. линия Сонина...
Рабочий лист по теме:"Транспорт веществ в организме животных"
Рабочий лист для учащихся 6 класса по теме: ""Транспорт веществ в организме животных" (по программе Сонина)...
Обмен веществ в организме 6 класс
Презентация с использованием ссылок на ресурс в сети интернет....
Тест по теме «Транспорт веществ в организме. 6 класс».
Тест по теме «Транспорт веществ в организме. 6 класс»....