"Транспорт веществ в организме" по программе Н.И. Сонина
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Конспект и анализ урока на котором рассматриваются особенности передвижение веществ в растительном и животном организме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_biologii_v_6_klasse.doc | 63 КБ |
transportveshchestv_v_organizme_6.ppt | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 6 классе.
Тема: Транспорт веществ в организме.
Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;
Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;
Показать значение процесса движения веществ.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
Развивающие:
продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;
Тип урока:
По содержанию – анатомо-физиологический;
По дидактической цели – комбинированный;
По положению в теме – раскрывающий содержание темы.
Методы:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация рисунков
Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.
Междисциплинарные связи: химия, экология.
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, цитология.
Средства:
ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация
Структура урока:
- Организационный момент
- Проверка знаний
- Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
- Изучение нового материала
- Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.
- Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.
- Проводящие образования растений.
- Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.
- Закрепление. Подведение итогов урока.
Ход урока
- Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
- Проверка знаний.
Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.
| А – кожа Б – легкие В – жабры Г – трахеи Д – клеточное дыхание Е – легочные мешки Ж - устьица |
Задание: вставьте пропущенные слова.
Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.
- Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
На доске записано слово «транспорт».
- Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».
- Что перемещается в живом организме?
Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.
- Изучение нового материала.
1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.
Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.
- На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).
2. Особенности транспорта веществ в растении.
Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.
- Где происходит этот процесс? (в листьях)
- Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)
- Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)
- Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).
- У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.
- Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)
Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.
3. Проводящие образования растений.
Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.
Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.
Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:
- Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?
- У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?
- Особенности переноса веществ в организме животных.
Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.
- Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?
- Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.
Задание: заполнить схемы:
1: Типы кровеносной системы
_______________ ______________
(……………..) (………………)
2: Органы кровеносной системы
______________ ______________
___________ __________ ___ ________ _______ _______
3: Работа с текстом:
В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.
Состав крови
_____________ _______________
__________ ____________
(………………….) (…………………….)
V. Закрепление. Подведение итогов урока.
Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.
А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.
Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.
1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.
2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.
3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.
Тестовые вопросы.
Домашнее задание:
§12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.
Литература.
- Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс:поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина.- изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255 с.
- Морзунова И.Б. Книга для учителя. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: Дрофа, 2010. – 493 с.
- Интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транспорт веществ в организме растений.
Методическая разработка интегрированного с физикой урока-исследования, включающая конспект и электронное домашнее задание для дистанционного обучения....
Транспорт веществ у животных.
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина в технологии развития критического мышления. Включает конспект занятия, презентацию, электронное домашнее задание для дистанц...
Транспорт веществ в живом организме
презентация сопровождение урока биологии в 11 профильном классе по программе Пономаревой...
Транспорт веществ у животных. 6 класс ( линия Н.И.Сонина)
Урок разработам для интерактивной доски. На слайдах представлены особенности транспорта веществ в животных одноклеточных. многоклеточных. Рассматриваютс особенности строения кровенносной системы живот...
Игра "Крестики-нолики" по теме "Транспорт веществ"
Данный материал можно использовать для проведения уроков обобщения в 9 классе при подготовке к ГИА, а также для проведения внеклассного мероприятия по биологии....
Урок по теме «Транспорт веществ в организме животных» (6 класс, УМК Сонина)
Урок биологии в 6 классе, УМК Сонина...
«Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях»
Технологическая карта урока...