Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 8 класс | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №429 им. М.Ю. Малофеева
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | |
На заседании Педагогического совета | Директор школы | |
Протокол № __от «___» ____ 2014 г | «____» ______________2014 г. | |
___________________Н.А. Лаврук | ||
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ 8 класс
(типовая)
УМК В.Б.Захаров, Н.И.Сонин
Человек -2 часа 68 ч.
Программа составлена
учителем биологии
высшей квалификационной категории
Павловой Галиной Витальевной
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников.
Цели и задачи:
освоение знаний о месте человека в системе органического мира; происхождении и эволюции человека; внешнем и внутреннем строение организма человека;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за природой с целью описания естественных процессов и явлений ; находить и анализировать информацию о живых объектах и их свойствах; проводить наблюдения, ставить учебные опыты, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы; фиксировать результаты своей деятельности в виде описаний, схем, таблиц, учебных рисунков, выводов и обобщений;
развитие активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; высоконравственной личности; человеколюбия;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения правил гигиены.
Содержание курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы является логическим продолжением программ предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах А. А. Плешакова и Н. И. Сонина «Живой организм» и «Биология. Многообразие живых организмов». Курс построен по блочному типу. на первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности;
Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе по биологии в 8 классе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой.
В основе методики преподавания курса «Биология. Человек и его здоровье» лежит проблемно-поисковый эвристический подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Курс предусматривает разнообразные практические работы и лабораторные опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, Оценка знаний осуществляется через проверочные и контрольные работы, тестирование, практические работы.
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Человек. 8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация
Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы,
рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки, доказывающие родство человека и животных.
Учащиеся должны уметь:
— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Биологические и социальные факторы антропосо - биогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— биологические и социальные факторы антропогенеза;
— основные этапы эволюции человека;
— основные черты рас человека.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма
человека (2 ч)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация
Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация
Схемы строения систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки организма человека.
Учащиеся должны уметь:
— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.
Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно - гуморальная регуляция.
Демонстрация
Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желёз. Нервная
регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация
Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— роль регуляторных систем;
— механизм действия гормонов.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
Раздел 6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения
костей. Заболевания опорно- двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно- двигательной системы.
Демонстрация
Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей.
Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно- двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— части скелета человека;
— химический состав и строение костей;
— основные скелетные мышцы человека.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать части скелета на наглядных пособиях;
— находить на наглядных пособиях основные мышцы;
— оказывать первую доврачебную помощь при переломах.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация
Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки внутренней среды организма;
— признаки иммунитета;
— сущность прививок и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
— объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности.
Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация
Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки транспорта веществ в организме.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
— измерять пульс и кровяное давление;
— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
Раздел 9. Дыхание (6 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения.
Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами
и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация
Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы дыхания, их строение и функции;
— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.
Раздел 10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах.
Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация
Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы пищеварительной системы;
— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии.
Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
— роль витаминов.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.
Раздел 12. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация
Модель почек.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы мочевыделительной системы;
— меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Раздел 13. Покровы тела (4 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции кожи;
— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизм терморегуляции;
— оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах.
Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции органов половой системы человека;
— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— особенности высшей нервной деятельности человека;
— значение сна, его фазы.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки психики человека;
— характеризовать типы нервной системы.
Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)
Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.
Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.
Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.
Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— приёмы рациональной организации труда и отдыха;
— отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
— выделять главные и существенные признаки понятий;
— составлять описание объектов;
— составлять простые и сложные планы текста;
— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
— выявлять причинноследственные связи;
— работать со всеми компонентами текста;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к учению,
труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
— формирование основ экологической культуры.
Резервное время — 2 ч.
Раздел 1. Место человека в системе | 2 |
Раздел 2. Происхождение человека | 3 |
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 2 |
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 |
Раздел 5. Координация и регуляция | 10 |
Раздел 6. Опора и движение | 7 |
Раздел 7. Внутренняя среда организма | 4 |
Раздел 8. Транспорт веществ | 5 |
Раздел 9. Дыхание | 6 |
Раздел 10. Пищеварение | 5 |
Раздел 11. Обмен веществ и энергии | 3 |
Раздел 12. Выделение | 2 |
Раздел 13. Покровы тела | 4 |
Раздел 14. Размножение и развитие | 3 |
Раздел 15. Высшая нервная деятельность | 5 |
Раздел 16. Человек и его здоровье | 1 |
Резерв. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | № | Тема урока | Основные элементы содержания | Практика | Вид контроль | Планируемый результат | Дата |
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) | |||||||
1. | 1 | Место человека в системе органического мира. | Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными. |
| Фронтальный опрос | З: систематику человека, черты сходства человека и животных, сходство и различия человека и человекообразных обезьян У: работать с учебником |
|
2. | 2 | Особенности человека, его социальная, природная среда, адаптация к ней. | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. |
| Фронтальный опрос | З: особенности усовершенствования человека У: определять основные этапы эволюции человека Н: определять усовершенствование во внешнем и внутреннем строении |
|
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч) | |||||||
3. | 1 | Происхождение человека. Этапы его становления.. | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | З: особенности происхождения человека, этапы происхождения человека У: определять основные этапы эволюции человека Н: сравнивать одного предка с др. представителями семейства: Гоминид |
|
4. | 2 | Происхождение человека. Этапы его становления. | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. |
|
| З: особенности происхождения человека, этапы происхождения человека У: определять основные этапы эволюции человека Н: сравнивать одного предка с др. представителями семейства: Гоминид |
|
5. | 3 | Расы человека. Систематизация знаний о человеке, как биологическом виде. | Человеческие расы, их родство. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Расы человека, их происхождение и единство |
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Знать: сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас; единство человеческих рас. |
|
6. | 4 | Обобщение знаний . |
|
| Тестированный опрос |
|
|
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма | |||||||
7 | 1 | История развития знаний о человеке. | Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие. | Сообщение. Презентация | Фронтальный опрос. Словарная работа | Знать: краткую историю развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен и до наших дней; науки, изучающие человека, методы исследования. |
|
8 | 2 |
|
|
| |||
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) | |||||||
9 | 1 | Клеточное строение организма. Л\р «Строение клетки» Инстр. по т\б. | Особенности строения и жизнедеятельности клеток | Л.р. «Строение клетки» Инстр. по т\б. | Фронтальный опрос. | З: о клеточном строении органов и организма У: определять функции клеток, значимость клетки для жизнедеятельности Н: различать органеллы клетки, а также их функции |
|
10 | 2 | Клеточное строение организма. | Особенности строения и жизнедеятельности клеток |
| Индивидуальный опрос. | З: о клеточном строении органов и организма У: определять функции клеток, значимость клетки для жизнедеятельности Н: различать органеллы клетки, а также их функции |
|
11 | 3 | Ткани. П\р «Изучение строения тканей». | Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Особенности строения и жизнедеятельности тканей и органов | П\р «Изучение строения тканей». | Фронтальный опрос. | З: особенности строения тканей У: определить функции тканей Н: определять ткани по рисункам и препаратам |
|
12 | 4 | Органы. Система органов. Организм. П.Р. Распознавание на таблицах органов и систем органов. | Особенности строения и жизнедеятельности органов, систем органов человека. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза | П.Р. Распознавание на таблицах органов и систем органов. | Тест по теме: «Общий обзор организма человека». | З: знать особенности строения организма У: работать с таблицами и рисунками Н: распознавать на таблицах органов и систем органов |
|
Раздел 5. Координация и регуляция 3 часа | |||||||
13 | 1 | Гуморальная регуляция. | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Нервно – гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой |
| Фронтальный опрос. | Знать: сущность гуморальной регуляции; железы, образующие эндокринный аппарат; особенности работы желез внутренней секреции; чем железы внутренней секреции отличаются от желез внешней секреции; роль гормонов в жизнедеятельности человека. |
|
14 | 2 | Нервно- гуморальная регуляция. | Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант | Знать: что такое «гормоны», «нервно-гуморальная регуляция»; характерные особенности гормонов, их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику. |
|
15 | 3 | Строение и значение НС. | Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. |
| Фронтальный опрос. | Знать: строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию. |
|
16 | 4 | Спинной мозг. | Строение и функции спинного мозга. |
| Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос | Знать: место спинного мозга в организме человека, форму, длину и массу; внешнее и внутреннее строение, функции. |
|
17 | 5 | Строение и функции головного мозга. | Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. |
| Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос | Знать: строение основных отделов головного мозга, выполняемые ими функции; особенности микроскопического строения мозга. |
|
18 | 6 | Полушария большого мозга. П.Р. Изучение головного мозга человека (по муляжам). |
| П.Р. Изучение головного мозга человека (по муляжам). | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос | З: особенности строения полушарий мозга У: находить полушария мозга по рисункам по муляжам, определять значимость полушарий для человеческого организма, функции полушарий Н: изучение головного мозга по муляжам |
|
19 | 7 | Анализаторы, их строение, функции. Зрительный анализатор. П.р. Изучение изменения размера зрачка. | Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Гигиена органов чувств | П.р. Изучение изменения размера зрачка. | Фронтальный опрос. | Знать: что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; гигиену зрения. |
|
20 | 8 | Анализаторы слуха и равновесия. | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Гигиена органов чувств |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант | Знать: строение и функции анализаторов слуха и равновесия; гигиену органа слуха. |
|
21 | 9 | Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант | Знать: различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов; роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения |
|
22 | 10 | Взаимодействие анализаторов. Обобщение знаний об анализаторах. | Взаимодействие анализаторов. Гигиена анализаторов. Роль нервной системы в приспособлении организма человека к среде обитания. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант | З: какова роль НС в приспособлении организма человека к среде обитания У: объяснить взаимосвязь человека с окружающей средой |
|
23 | 11 | Зачёт по теме: «Нервная система». «Анализаторы». |
|
| Тестированный опрос | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
|
Раздел 6. Опора и движение (7ч) | |||||||
24 | 1 | Опорно-двигательный аппарат, его функции. Скелет человека. | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением |
| Фронтальный опрос. | Знать: значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. |
|
25 | 2 | Строение и свойства костей, их соединения. П.р. Изучение внешнего строения костей. | Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. | П.р. Изучение внешнего строения костей. | Фронтальный, индивидуальный опрос. Тест. | Знать: виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей. |
|
26 | 3 | Первая помощь при нарушениях опорно-двигательного аппарата. | Профилактика заболеваний и травматизма. Приемы оказания первой помощи. |
| Фронтальный, индивидуальный опрос. Терминологический диктант. | З: о правилах профилактики опорно-двигательного аппарата У: соблюдать правильную осанку Н: оказывать первую мед помощь при травмах. Факторы риска: гиподинамия |
|
27 | 4 | Мышцы, их строение и функции. | Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. |
| Фронтальный, индивидуальный опрос. Терминологический диктант. | Знать: особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение. |
|
28 | 5 | Работа мышц. П.р. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц. | Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. | П.р. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц. | Фронтальный, индивидуальный опрос. Терминологический диктант. | Знать: условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц. |
|
29 | 6 | Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата. Л/ Р «Измерение массы и роста своего организма» Инстр. по т. б. | Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. | Л/ Р «Измерение массы и роста своего организма» Инстр. по т. б. | Фронтальный опрос. Тест. | З: значение физических упражнений для опорно-двигательного аппарата У: работать с дополнительной литературой, с ростомером, весами Н: приводить несколько примеров физических заданий, измерять рост и вес. |
|
30 | 7 | Урок – обобщения по теме: «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата, его значение». |
|
| Тестированный опрос | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
|
Раздел 7. Внутренняя среда организма (4 ч) | |||||||
31 | 1 | Внутренняя среда организма, её значение. | Значение постоянства внутренней среды организма. Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. |
| Биологический диктант | Знать: состав внутренней среды организма; особенности и значение тканевой жидкости, крови, лимфы. |
|
32 | 2 | Состав крови. Л. р. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» | Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. | Л. р. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» | Заполнение таблицы | Знать: состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови. |
|
33 | 3 | Иммунитет. Профилактика. ВИЧ-инфекций и заболеваний СПИДОМ. | Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные при-вивки |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотка и вакцина, предупредительные прививки, аллергия. |
|
34 | 4 | Группы крови. Донорство. Резус фактор. | Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Донорство |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: группы крови, их отличительные признаки; совместимость крови по группам; значение переливания крови, роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей. |
|
Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч) | |||||||
35 | 1 | Движение крови и лимфы в организме. | Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: строение и функции крови; как происходит движение крови в организме, и каково значение этого процесса; особенности строения органов кровообращения. |
|
36 | 2 | Работа сердца. | Фазы работы сердца, пауза Особенности регуляции работы сердца. Автоматизм, нервная и гуморальная регуляция работы сердца. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности регуляции работы сердца: автоматизм, нервную и гуморальную регуляции |
|
37 | 3 | Движение крови по сосудам. Л.р. Измерение кровяного давления. | Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. | Л.р. Измерение кровяного давления. | Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: что такое кровяное давление; в каких пределах кровеносной системы оно наибольшее, а где наименьшее; причины изменения кровяного давления и движения крови по организму; что такое пульс; скорость движения крови в разных отделах кровеносной системы; особенности движения крови по венам; особенности работы лимфатической системы. |
|
38 | 4 | Заболевание сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. | П/Р «Изучение приемов остановки каппилярного, артериального и венозного кровотечения» Инстр. по т. б. |
| З: о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, вредные привычки, их влияние на организм человека У: распознавать виды кровотечений по их признакам Н: оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях |
|
39 | 5 | Обобщающий урок по теме: «Внутренняя среда организма». «Транспорт веществ». |
|
| Тестированный опрос | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
|
Раздел 9. Дыхание (6 ч) | |||||||
40 | 1 | Строение органов дыхания. | Органы дыхания. Строение органов дыхания. |
| Фронтальный опрос. | Знать: сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок. |
|
41 | 2 | Газообмен в лёгких и тканях. | Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: особенности строения легких; механизм газообмена в легких и тканях; понятие о жизненной емкости легких; сущность дыхательных движений, регуляцию вдоха и выдоха. |
|
42 | 3 | Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. П.р. Определение частоты дыхания. | Дыхательные движения. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. | П.р. Определение частоты дыхания. | Фронтальный опрос. Заполнение таблицы. | З: механизм вдоха и выдоха, понятие жизненная ёмкость лёгких У: объяснить механизм вдоха и выдоха, выдоха Н: определение частоты дыхания |
|
43 | 4 | Регуляция дыхания. |
|
| Фронтальный опрос. Тест. | З: процесс регуляции дыхательных движений У: объяснить взаимосвязь дыхательных процессов от гуморальной регуляции Н: работать с текстом учебника |
|
44 | 5 | Заболевание органов дыхания. | Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | З: о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания, оказание первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность У: объяснять приёмы оказания первой мед. помощи Н: показывать приёмы первой мед. помощи |
|
45 | 6 | Обобщающий урок по теме: «Дыхание». |
|
| Тестированный опрос | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
|
Раздел 10. Пищеварение (5 ч) | |||||||
46 | 1 | Пищеварительные продукты. Пищеварение. | Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. |
| Фронтальный опрос. | Знать: понятия «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты»; функции пищеварительной системы; роль питательных веществ. |
|
47 | 2 | Пищеварение в ротовой полости. | Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Строение ротовой полости. Ферменты. |
|
|
| |
48 | 3 | Пищеварение в желудке. Л.р. Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал. | Строение и функции органов пищеварения. Этапы процессов пищеварения | Л.р. Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал. | Фронтальный опрос. Биологический диктант | З: особенности пищеварения в желудке У: дать объяснение данного процесса Н: приводит примеры правил профилактики заболеваний желудка, демонстрация воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал. |
|
49 | 4 | Пищеварение в кишечнике. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Л/Р «Определение норм рационального питания» Инстр. по т.б. | Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. | Л/Р «Определение норм рационального питания» Инстр. по т.б. | Фронтальный опрос. | З: особенности пищеварения в кишечнике У: оказать первую доврачебную помощь при отравлении, укрепление здоровья: двигательная активность, вредные привычки, их влияние на организм человека Н: приводить примеры правил профилактики заболеваний кишечника, определение норм рационального питания |
|
50 | 5 | Обобщение знаний по теме: «Пищеварение». | 1 |
| Тестированный опрос | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
|
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3ч) | |||||||
51 | 1 | Обмен веществ и энергии. | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. |
| Фронтальный опрос. | Знать: сущность процесса обмена веществ; виды обмена веществ: энергетический и пластический обмен; роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ. |
|
52 | 2 | Витамины. | Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. |
| Заполнение таблицы "Витамины" | Знать: значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет общественной науки в открытии витаминов. |
|
53 | 3 | Обобщающий урок теме: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Витамины» |
|
| Тестированный опрос | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
|
Раздел 12. Выделение (2 ч) | |||||||
54 | 1 | Выделение. Строение и работа почек. | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. |
| Фронтальный опрос. | Знать: значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме человека; строение нефрона; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией. |
|
55 | 2 | Предупреждение заболеваний почек. | Профилактика заболеваний. Болезни органов выделения, их предупреждение Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни. Вредные привычки и их отрицательное влияние на организм |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: о влиянии заболеваний почек на здоровье человека; роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом. |
|
Раздел 13. Покровы тела (4 ч) | |||||||
56 | 1 | Строение и функции кожи. | Строение и функции кожи |
| Фронтальный опрос. | Знать: строение и функции кожи. |
|
57 | 2 | Роль кожи в терморегуляции организма. | Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант | Знать: роль кожи в теплорегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека; физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи. |
|
58 | 3 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | З: раскрыть роль и сущность закаливания организма У: оказание первой доврачебной помощи при обморожениях, ожогах. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, влияние на организм. Укрепления здоровья |
|
59 | 4 | Урок обобщений по теме: «Выделение. Покровы тела». |
|
| Тестированный опрос | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
|
Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч) | |||||||
60 | 1 | Половая система человека. | Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. |
| Фронтальный опрос. | Знать: преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма; сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери. |
|
61 | 2 |
| Индивидуальный опрос. |
| |||
62 | 3 | Возрастные процессы. | Рост и развитие ребенка |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности. |
|
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч) | |||||||
63 | 1 | Поведение человека. Рефлекс. | Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. |
| Фронтальный опрос. | Знать: особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды; заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности; рефлекс – основа нервной деятельности; суть рефлекторной теории поведения; особенности врожденных и приобретенных форм поведения. |
|
64 | 2 | Торможение, его виды и значение. | Торможение |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: роль и физиологическую природу различных видов торможения; взаимосвязь процессов возбуждения и торможения. |
|
65 | 3 | Биологические ритмы. Сон. Гигиена сна. | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья, факторы риска, адаптация. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: биологическое значение чередования сна и бодрствования; расстройства возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики. |
|
66 | 4 | Особенности высшей нервной деятельности. | Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Гигиена умственного труда. |
| Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Знать: особенности высшей нервной деятельности человека; значение речи, сознания и мышления; роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания; сущность памяти, ее виды; способность к трудовой деятельности в становлении человека. |
|
67 | 5 | Типы нервной деятельности. | Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека |
| Фронтальный опрос. Тест. | Знать: типы нервной деятельности; темперамент; характерные признаки типов нервной системы; сущность понятий «темперамент», «характер», «личность»; роль окружающей среды на формирование типа нервной системы. |
|
Раздел 16. Человек и его здоровье (1 ч) | |||||||
68 | 1 | Человек и его здоровье. П.р. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды. | Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. | П.р. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды. |
| Учащиеся должны знать: |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...