2.Проверка домашнего задания
| На доске «магический квадрат» из 9 клеток. Каждая клетка имеет свое число, под которым спрятана буква. Учитель задает вопросы, на которые предлагает два варианта ответов, каждый из которых подразумевает свою букву.
Вопросы учителя: - Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас (опорная или двигательная)
- Какая функция опорно-двигательной системы возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета? (защитная или двигательная)
- В каком возрасте кости человека наиболее прочны (5-10 лет или 20-30 лет)
- Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости? (подкостница или надкостница)
- Кости плеча, предплечья, бедра и голени – это трубчатые или губчатые кости?
- В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей? (20-25 лет или 50-55 лет)
| Слушают условия игры
Отвечают на вопросы Верный вариант: Опорная С-2 Двигательная К-5 20-30 лет Е-7 Надкостница Л-4 Трубчатые Е-3 20-25 лет Т-9 Неверный вариант: Двигательная Е-3 Защитная В-6 5-10 лет Л-4 Подкостница К-5 Губчатые Ф-8 50-55 лет Е-7 | Умение использовать имеющиеся знания в нестандартных учебных ситуациях
| Логическое мышление
|
3.Целеполагание | Итак, ключевое слово «Скелет». - Как вы думаете, почему именно это слово является ключевым? Записывает тему урока на доске «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности» - Что мы уже знаем о скелете? Записывает на доске то, что уже знаем: - образует каркас; - выполняет опорную, двигательную, защитную функции; - функционирует вместе с мышцами. Исходя из знаний, которые у нас имеются, я предлагаю вам дать определение скелета. Варианты записывает на доске. Верно ли вы сформулировали определение, давайте посмотрим в учебнике на стр. 50 Итак, тема сегодняшнего урока «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности» и мы уже знаем, что такое скелет, тогда давайте сформулируем цель нашего урока
|
Отвечают на вопрос – это тема урока
Ответы учащихся.
Дают определение.
Находят определение в учебнике и сравнивают его с записанным на доске. Верный вариант записывают в тетрадь
Изучить приспособления скелета к прямохождению, трудовой деятельности |
Умение применять имеющиеся знания, обобщать их
Умение работать с учебником
Умение четко формулировать свои мысли | Логическое мышление |
4.Изучение нового материала | Начнем с того, что человек является млекопитающим. Я предлагаю сравнить скелет человека со скелетом другого млекопитающего животного – кролика. - Что общего в рассмотренных скелетах?
- Чем они отличаются?
- В скелете человека различают осевой скелет и добавочный (рассказ учителя сопровождается выполнением схемы на доске). Скелет |
|
|
|
|
|
| Осевой |
|
| Добавочный |
|
|
| Череп | Скелет туловища |
| Пояса конечностей |
| Свободные конечности |
|
| Позвоночник | Грудная клетка | Плечевой пояс | Тазовый пояс | Скелет руки | Скелет ноги |
- Для чего служит череп?
Череп имеет мозговой и лицевой отделы. - Чем они отличаются?
Кости черепа неподвижно соединены между собой, кроме нижней челюсти. - Как вы думаете, почему?
Основу скелета туловища составляет позвоночник (рассказ сопровождается показом на модели). Он имеет S-образную форму, образован отдельными позвонками (показ моделей), которые имеют тело, дугу и отростки. Межпозвоночные хрящевые диски придают позвоночному столбу подвижность, упругость, смягчают сотрясения при ходьбе и беге. Позвоночник человека имеет 4 изгиба (шейный, грудной, поясничный и крестцовый) и 5 отделов (шейный – 7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5 сросшихся позвонков, копчиковый – 4-5 сросшихся маленьких позвонков). Итак, мы рассмотрели строение скелета человека, но цель наша: изучить его приспособления к прямохождению и трудовой деятельности. - Какие приспособления из рассказа вы уже можете назвать?
- Кроме этого, приспособлением к прямохождению является массивность костей нижних конечностей, широкая стопа. А преобладание мозгового отдела над лицевым говорит о приспособлении человека еще и к трудовой деятельности. Таким образом, скелет человека состоит примерно из 208-210 костей (это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека) весом около 10-15 кг. Самая маленькая кость 3 мм (стремечко), самая большая 70 см (бедренная). Позвоночник выдерживает нагрузку 2 т, большеберцовая кость – 1,6 -1,8 т, бедренная кость -1,5 т, плечевая кость - 850 кг. 1 мм кости выдерживает нагрузку 15 кг, это в 30 раз больше, чем строительный кирпич. - Так почему же наши кости не ломаются от таких нагрузок, что же способствует прочности костной ткани? |
Рассматривают модели скелетов человека и кролика
Отвечают на вопрос (Отделы скелетов, строение костей, внешняя форма некоторых костей) Ответы учащихся (человек стоит на двух конечностях, кролик – на четырех, кости человека крупнее)
Выполняют схему в тетради
Ответы учащихся (Защита головного мозга, органов слуха, обоняния, зрения)
Ответы учащихся (в мозговом – находится головной мозг, в лицевом – находятся органы зрения, обоняния)
Ответы учащихся (нижняя челюсть выполняет жевательные движения, благодаря ее движению люди разговаривают) Слушают учителя и рассматривают модель «Скелет человека» и «Позвонки скелета человека»
Отвечают на вопрос учителя (S-образная форма позвоночника, 4 изгиба позвоночника (у других млекопитающих – 2). |
Умение работать с моделями
Умение четко формулировать свои мысли
Умение работать с источником информации - схемой
Умение работать с моделями
Умение работать с учебными моделями
Умение формулировать выводы |
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия |
7.Рефлексия | Итак, мы сегодня на уроке познакомились со скелетом человека. Я думаю, после проделанной работы, вы без труда сможете ответить на вопрос: - Какие знания, полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни? - А сейчас я раздам вам смайлики (веселый, равнодушный, грустный). Если все было понятно на уроке и справились со всеми заданиями – поставьте веселый смайлик. Если справились, но не со всей работой – равнодушный, если было очень трудно – грустный. |
Отвечают на вопрос
Оставляют свои смайлики на магнитной доске, по желанию, объясняя свой выбор |
Умение анализировать | Коммуникативные учебные действия |