Урок - игра в 8 классе по теме « Скелет человека ».
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

 

Предлагаемый урок рекомендуется для проведения в 8 классе, при изучении темы: « Опорно-двигательная система» (Колесов Д.В., Маш Р.Д.; Биология. Человек). К конспекту прилагается красочная презентация, занимательная игра-закрепление материала "Морской бой", индивидуальные карточки-приложения для самостоятельной и групповой работы учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - игра  в 8 классе по теме « Скелет человека ».

Аннотация: предлагаемый урок рекомендуется для проведения в 8 классе, при изучении темы: « Опорно-двигательная система» (Колесов Д.В., Маш Р.Д.; Биология. Человек).

Тема урока:  Скелет человека.

Цели и задачи урока: 

  1. Обучающие:
  1. познакомиться и раскрыть взаимосвязь между строением и функциями отделов        скелета человека.
  2. показать различия и сходства в строении скелета человека и млекопитающих животных.
  3. акцентировать внимание на необходимость получения знаний и умений по оказанию первой помощи при вывихах, растяжениях связок, и переломах костей.

 

3. Воспитательные:

  1. воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
  2. продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека.
  3. воспитывать интерес к формированию познавательной активности;
  4. пробуждать творческие начала личности, стимулировать стремление к ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация.

2. Развивающие:

  1. развивать когнитивные способности такие как, анализ, синтез, обобщение;
  2. развивать воображение и интеллектуальные способности учащихся (участие в ролевой игре, размышление над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника).
  3. развивать креативные способности;
  4. формировать навыки оказания первой помощи пострадавшим.

Применяемые технологии

  1. коммуникативно-ориентированное обучение;
  2. разноуровневое обучение;
  3. развитие познавательных интересов;
  4. личностно-ориентированное обучение;
  5. информационно-коммуникационные технологии;

Методы и приемы:

  1. по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;
  2. по степени взаимодействия: самостоятельная работа, беседа, дозированная помощьучителя;
  3. по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Оборудование урока:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. экран;
  4. компьютерная презентация;
  5. карточки- задания
  6. интерактивное пособие « Собери скелет».
  7. Муляж « Скелет человека»
  8. Наборы по оказанию первой помощи (шины, бинты, жгуты, аптечки с медикаментами).
  9. Компьютерная игра « Морской бой»

Оформление доски:

  1. На  доске  написана дата проведения урока, название темы урока.

Тип урока: Комбинированный.

                                                    Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование и наглядность

1. Организационный

момент.

Дорогие ребята! Сегодня нашими средствами связи были получены сигналы SOS с маленьких островов, лежащих неподалеку от острова « Скелетов», правит которым жестокий тиран- Скелетон 14-й. Он угнетает жителей соседних государств, угрожая поработить их.

Наша задача победить Скелетона 14-го и его приспешников. Мы организуем 2 боевых корабля, выберем капитанов, назовем корабли и выступим в поход!

Побежденным враг будет считаться в том  случае, если одна из команд завладеет их флагом. Для этого необходимо собрать как можно больше ключей, защищенных ловушками и открыть сундук с флагом и сокровищами.

В путь!

  1. Актуализация знаний.

( проверка домашнего задания)


Чтобы добыть первый ключ, вы должны пройти ловушку, выполнив задание, приготовленное злыми скелетами. Но заданий так много, что придется потрудиться каждому члену команды самостоятельно!  


Команда, справившаяся с наименьшим числом ошибок, получает ключ.




















Выполняют работу индивидуально на карточках, по вариантам. Капитаны фиксируют окончание работы своей команды по последнему закончившему участнику. Проверка правильности выполненных заданий.




















Карточки- задания. Приложение № 1.


Слайд №2, №3.        (проверка правильности выполнения)




 

Ну вот! Скелет собран. Молодцы! Но мы, по-прежнему,  не знаем сильных и слабых сторон врага. А чтобы узнать, я предлагаю сравнить его с тем, что нам хорошо известно.  В 7 классе мы изучали зоологию, соответственно, строение скелета млекопитающего мы знаем.

Таким образом, определив черты сходства и различия, мы найдем эти сильные и слабые места, чтобы знать, чего опасаться и как бороться!

 Сделайте вывод, о чем говорят черты сходства и отличия в строении скелета человека и млекопитающего.

Команда, справившаяся раньше, получает ключ.


Работа в парах.

Слабые учащиеся получают задание найти сходства в скелете человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу. Делают вывод об общности происхождения человека и животных.

Сильные - отличия в строении скелетов человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу.

Делают вывод об особенностях, свойственных скелету человека и причинах их возникновения. 






Слайд № 8


Таблица в тетради

 « Особенности    скелета человека»            (приложение №3).

На кораблях несчастье! На корабли пробрался вражеский лазутчик! В неравном бою ранены капитаны!

У капитана корабля «Динамит» перелом большой и малой берцовых костей. Рана открыта, кости торчат наружу, кровь алая, вытекает толчками.

У капитана корабля « Шмель» перелом плечевой кости, рана открыта кровь темная, бурая, вытекает ровно.

 Ваша задача - поставить диагноз и оказать первую помощь с использованием подручных средств.

 Ключ получает команда, которая правильно справится с заданием быстрее.




Индивидуальная работа с учебником.


Практическая работа с набором по оказанию первой помощи.



Учебник стр. 76 – 77.

Набор по оказанию первой помощи.

Текст учебника.


Слайд №9

  « Первая помощь при повреждениях скелета».

  1. Обобщение и систематизация знаний.


Молодцы! Посчитайте количество ключей у каждой команды.

 Но, о ужас! Скелетон 14-й для защиты своего флага выставил целую флотилию. И нам придется сразиться с его флотом в морском бою! Право первой вступить в бой получает команда с большим числом ключей. После первой ошибки в бой вступает вторая команда.

Побеждает команда, давшая большее число правильных ответов.

Итак, враг побежден, флаг захвачен, а сокровища – это те бесценные знания, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке!


После этого капитанам предлагается составить список членов команды, особо отличившихся в бою, для представления их к награде (оценки в журнал).



  1. Заключительный этап урока. Рефлексия.

Давайте подведем итог урока.

Чем мы сегодня занимались?

Что нового узнали?

Какие навыки приобрели?

Таким образом, учащиеся формулируют цели урока.

            Домашнее задание:

   Учебник: § 11;

Предлагается на выбор выполнить один из проектов:

  1. Диета для больных остеопорозом.
  2. Диета для пациентов с переломом кости.
  3. Скелет человека в 3000 году.
  4. Кроссворд « Опорно-двигательная система».




Работают с компьютерной игрой       « Морской бой».

Члены команды дают ответ на вопрос по очереди.




















Обобщающая беседа.




Компьютерная игра

 « Морской бой».





















Слайд № 10.











Слайд№11.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – игра «Строение скелета» Выполнила: учитель биологии МБОУ “Калининская СОШ” Бородина Евгения Александровна

Слайд 2

Неподвижное соединение Полуподвижное соединение Подвижное соединение Кости конечностей Кости черепа Позвонки Частичная свобода движений + защита мозга Свобода движений Прочность + защита мозга Охарактеризуйте способы соединения костей в скелете ( Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами). Задание №1 (1 вариант) Правильный ответ : 159 ; 267; 348.

Слайд 3

Нормальная кость Декальцинированная кость Прокаленная кость Без минеральных веществ Без органических веществ Органические + минеральные вещества Хрупкая Твердая, прочная, упругая. Мягкая, упругая. Задание №1 (2 вариант) Охарактеризуйте способы соединения костей в скелете ( Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами). Правильный ответ: 168 ; 249 ; 357.

Слайд 4

Скелет головы (череп) Мозговой отдел Лицевой отдел

Слайд 5

Грудина Ребра (12 пар) Грудной отдел позвоночника Скелет туловища:

Слайд 6

Плечевой пояс Скелет свободной верхней конечности Тазовый пояс Скелет свободной нижней конечности Скелет конечностей:

Слайд 8

Особенности строения скелета человека

Слайд 9

Перелом – нарушение целостности кости Закрытый Открытый

Слайд 10

Что делали? 2. Что нового узнали? 3. Какие навыки приобрели? Повторяли пройденный материал. Изучали новую тему. Изучили строение скелета человека. Определили сходства и различия в строении скелета человека и млекопитающих. Научились оказывать первую помощь пострадавшим с травмами скелета. Сегодня на уроке:

Слайд 11

Домашнее задание: Учебник § 11. Творческий проект на тему: Кроссворд « Опорно-двигательная система» Диета для пациентов с переломом кости Диета для больных остеопорозом Скелет человека в 3000 году.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                       Приложение № 1.

Проверка домашнего задания:

1 вариант:

( тесты на соответствие)

Охарактеризуйте мысленно способы соединения костей в скелете. Ответы зашифруйте  последовательно трехзначными числами.

  1. Неподвижное соединение
  2. Полуподвижное соединение
  3. Подвижное соединение
  4.   кости конечностей
  5. Кости черепа
  6. Позвонки
  7. Частичная свобода движений + защита мозга
  8. Свобода движений
  9. Прочность + защита мозга

 

Ответы: 1,5,9;  2,6,7;  3,4,8.

2 вариант:

Охарактеризуйте мысленно состав и свойства костей. Ответы зашифруйте  последовательно трехзначными числами, начиная с первого:

  1. Нормальная кость
  2. Декальцинированная кость
  3. Прокаленная кость
  4. Без минеральных веществ
  5. Без органических веществ
  6. Органические + минеральные вещества
  7. Хрупкая
  8. Твердая, прочная, упругая
  9. Мягкая, упругая

Ответы: 1,6,8;  2,4,9;  3,5,7



Предварительный просмотр:

                                 Приложение №2

                  Таблица « Строение скелета человека»

Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Типы костей

Характер соединения костей

1. Голова



Череп

Лицевой отдел

Мозговой отдел

2. Туловище


Позвоночник


Грудная клетка

3.Верхние конечности


Плечевой пояс

Свободная верхняя конечность

4.Нижние конечности


Тазовый пояс

Свободная нижняя конечность

                      ( Таблица заполняется учащимися)

 

                                                                                             

                                                                                                                                                                                     

                                                                         

 

                               

                           

                                     

         



Предварительный просмотр:

Отдел скелета

Особенности, свойственные скелету человека

Причины появления этих особенностей

Череп

Преобладание мозгового отдела над лицевым.

Увеличение объема головного мозга; развитие речи.

Позвоночник

Изгибы; массивность костей поясницы; срастание позвоночного крестца.

Прямохождение; смещение центра тяжести.

Грудная клетка

Расширена в стороны.

Прямохождение.

Таз

Широкий, в виде чаши; сросшиеся кости.

Прямохождение; смещение центра тяжести.

Верхние конечности

Подвижные кости кисти; противопоставленный большой палец.

Трудовая деятельность.

Нижние конечности

Массивные кости; сводчатая стопа.

Прямохождение; смещение центра тяжести.

                                          Приложение № 3

                Таблица « Особенности скелета человека»

                                   ( Заполняется учащимися)

                                                                                                               

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии по теме "Скелет человека" 9 класс школы VIII вида

В нашей школе обучаются дети с ДЦП,с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому тема урока актуальна для них....

Обобщающий урок 11 класс по теме "Влияние человека на эволюцию биосферы"

Обобщить знания о глобальных экологических проблемах ипутях их решения....

Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека. Осевой скелет"

Конспект урока биологии по теме: "Скелет человека. Осевой скелет" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет" по программе Д.В. Колесова,Р.Д. Маша,И. Н. Беляева.

Данная презентация предназначена для проведения комбинированного урока по биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет". При проведении урока выделяется время для самостоятельной работы...

Урок по теме "Скелет человека" 8 класс

Изучаем скелет человека....

Методическая разработка урока по теме "Скелет человека". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся со  строением  отделов скелета человека и с особенностями, связанными с прямохождением....