Урок - игра в 8 классе по теме « Скелет человека ».
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Предлагаемый урок рекомендуется для проведения в 8 классе, при изучении темы: « Опорно-двигательная система» (Колесов Д.В., Маш Р.Д.; Биология. Человек). К конспекту прилагается красочная презентация, занимательная игра-закрепление материала "Морской бой", индивидуальные карточки-приложения для самостоятельной и групповой работы учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок - игра в 8 классе по теме « Скелет человека ».
Аннотация: предлагаемый урок рекомендуется для проведения в 8 классе, при изучении темы: « Опорно-двигательная система» (Колесов Д.В., Маш Р.Д.; Биология. Человек).
Тема урока: Скелет человека.
Цели и задачи урока:
- Обучающие:
- познакомиться и раскрыть взаимосвязь между строением и функциями отделов скелета человека.
- показать различия и сходства в строении скелета человека и млекопитающих животных.
- акцентировать внимание на необходимость получения знаний и умений по оказанию первой помощи при вывихах, растяжениях связок, и переломах костей.
3. Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
- продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека.
- воспитывать интерес к формированию познавательной активности;
- пробуждать творческие начала личности, стимулировать стремление к ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация.
2. Развивающие:
- развивать когнитивные способности такие как, анализ, синтез, обобщение;
- развивать воображение и интеллектуальные способности учащихся (участие в ролевой игре, размышление над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника).
- развивать креативные способности;
- формировать навыки оказания первой помощи пострадавшим.
Применяемые технологии
- коммуникативно-ориентированное обучение;
- разноуровневое обучение;
- развитие познавательных интересов;
- личностно-ориентированное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
Методы и приемы:
- по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;
- по степени взаимодействия: самостоятельная работа, беседа, дозированная помощьучителя;
- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.
Оборудование урока:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- компьютерная презентация;
- карточки- задания
- интерактивное пособие « Собери скелет».
- Муляж « Скелет человека»
- Наборы по оказанию первой помощи (шины, бинты, жгуты, аптечки с медикаментами).
- Компьютерная игра « Морской бой»
Оформление доски:
- На доске написана дата проведения урока, название темы урока.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование и наглядность |
1. Организационный момент. Дорогие ребята! Сегодня нашими средствами связи были получены сигналы SOS с маленьких островов, лежащих неподалеку от острова « Скелетов», правит которым жестокий тиран- Скелетон 14-й. Он угнетает жителей соседних государств, угрожая поработить их. Наша задача победить Скелетона 14-го и его приспешников. Мы организуем 2 боевых корабля, выберем капитанов, назовем корабли и выступим в поход! Побежденным враг будет считаться в том случае, если одна из команд завладеет их флагом. Для этого необходимо собрать как можно больше ключей, защищенных ловушками и открыть сундук с флагом и сокровищами. В путь!
( проверка домашнего задания) Чтобы добыть первый ключ, вы должны пройти ловушку, выполнив задание, приготовленное злыми скелетами. Но заданий так много, что придется потрудиться каждому члену команды самостоятельно! Команда, справившаяся с наименьшим числом ошибок, получает ключ. | Выполняют работу индивидуально на карточках, по вариантам. Капитаны фиксируют окончание работы своей команды по последнему закончившему участнику. Проверка правильности выполненных заданий. | Карточки- задания. Приложение № 1. Слайд №2, №3. (проверка правильности выполнения) |
Ну вот! Скелет собран. Молодцы! Но мы, по-прежнему, не знаем сильных и слабых сторон врага. А чтобы узнать, я предлагаю сравнить его с тем, что нам хорошо известно. В 7 классе мы изучали зоологию, соответственно, строение скелета млекопитающего мы знаем. Таким образом, определив черты сходства и различия, мы найдем эти сильные и слабые места, чтобы знать, чего опасаться и как бороться! Сделайте вывод, о чем говорят черты сходства и отличия в строении скелета человека и млекопитающего. Команда, справившаяся раньше, получает ключ. | Работа в парах. Слабые учащиеся получают задание найти сходства в скелете человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу. Делают вывод об общности происхождения человека и животных. Сильные - отличия в строении скелетов человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу. Делают вывод об особенностях, свойственных скелету человека и причинах их возникновения. | Слайд № 8 Таблица в тетради « Особенности скелета человека» (приложение №3). |
На кораблях несчастье! На корабли пробрался вражеский лазутчик! В неравном бою ранены капитаны! У капитана корабля «Динамит» перелом большой и малой берцовых костей. Рана открыта, кости торчат наружу, кровь алая, вытекает толчками. У капитана корабля « Шмель» перелом плечевой кости, рана открыта кровь темная, бурая, вытекает ровно. Ваша задача - поставить диагноз и оказать первую помощь с использованием подручных средств. Ключ получает команда, которая правильно справится с заданием быстрее. | Индивидуальная работа с учебником. Практическая работа с набором по оказанию первой помощи. | Учебник стр. 76 – 77. Набор по оказанию первой помощи. Текст учебника. Слайд №9 « Первая помощь при повреждениях скелета». |
Молодцы! Посчитайте количество ключей у каждой команды. Но, о ужас! Скелетон 14-й для защиты своего флага выставил целую флотилию. И нам придется сразиться с его флотом в морском бою! Право первой вступить в бой получает команда с большим числом ключей. После первой ошибки в бой вступает вторая команда. Побеждает команда, давшая большее число правильных ответов. Итак, враг побежден, флаг захвачен, а сокровища – это те бесценные знания, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке! После этого капитанам предлагается составить список членов команды, особо отличившихся в бою, для представления их к награде (оценки в журнал).
Давайте подведем итог урока. Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Какие навыки приобрели? Таким образом, учащиеся формулируют цели урока. Домашнее задание: Учебник: § 11; Предлагается на выбор выполнить один из проектов:
| Работают с компьютерной игрой « Морской бой». Члены команды дают ответ на вопрос по очереди. Обобщающая беседа. | Компьютерная игра « Морской бой». Слайд № 10. Слайд№11. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неподвижное соединение Полуподвижное соединение Подвижное соединение Кости конечностей Кости черепа Позвонки Частичная свобода движений + защита мозга Свобода движений Прочность + защита мозга Охарактеризуйте способы соединения костей в скелете ( Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами). Задание №1 (1 вариант) Правильный ответ : 159 ; 267; 348.
Нормальная кость Декальцинированная кость Прокаленная кость Без минеральных веществ Без органических веществ Органические + минеральные вещества Хрупкая Твердая, прочная, упругая. Мягкая, упругая. Задание №1 (2 вариант) Охарактеризуйте способы соединения костей в скелете ( Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами). Правильный ответ: 168 ; 249 ; 357.
Скелет головы (череп) Мозговой отдел Лицевой отдел
Грудина Ребра (12 пар) Грудной отдел позвоночника Скелет туловища:
Плечевой пояс Скелет свободной верхней конечности Тазовый пояс Скелет свободной нижней конечности Скелет конечностей:
Особенности строения скелета человека
Перелом – нарушение целостности кости Закрытый Открытый
Что делали? 2. Что нового узнали? 3. Какие навыки приобрели? Повторяли пройденный материал. Изучали новую тему. Изучили строение скелета человека. Определили сходства и различия в строении скелета человека и млекопитающих. Научились оказывать первую помощь пострадавшим с травмами скелета. Сегодня на уроке:
Домашнее задание: Учебник § 11. Творческий проект на тему: Кроссворд « Опорно-двигательная система» Диета для пациентов с переломом кости Диета для больных остеопорозом Скелет человека в 3000 году.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение № 1.
Проверка домашнего задания:
1 вариант:
( тесты на соответствие)
Охарактеризуйте мысленно способы соединения костей в скелете. Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами.
- Неподвижное соединение
- Полуподвижное соединение
- Подвижное соединение
- кости конечностей
- Кости черепа
- Позвонки
- Частичная свобода движений + защита мозга
- Свобода движений
- Прочность + защита мозга
Ответы: 1,5,9; 2,6,7; 3,4,8.
2 вариант:
Охарактеризуйте мысленно состав и свойства костей. Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами, начиная с первого:
- Нормальная кость
- Декальцинированная кость
- Прокаленная кость
- Без минеральных веществ
- Без органических веществ
- Органические + минеральные вещества
- Хрупкая
- Твердая, прочная, упругая
- Мягкая, упругая
Ответы: 1,6,8; 2,4,9; 3,5,7
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Таблица « Строение скелета человека»
Отделы тела | Отделы скелета | Кости скелета | Типы костей | Характер соединения костей |
1. Голова | Череп | Лицевой отдел |
Мозговой отдел |
2. Туловище | Позвоночник |
Грудная клетка |
3.Верхние конечности | Плечевой пояс |
Свободная верхняя конечность |
4.Нижние конечности | Тазовый пояс |
Свободная нижняя конечность |
( Таблица заполняется учащимися)
Предварительный просмотр:
Отдел скелета | Особенности, свойственные скелету человека | Причины появления этих особенностей |
Череп | Преобладание мозгового отдела над лицевым. | Увеличение объема головного мозга; развитие речи. |
Позвоночник | Изгибы; массивность костей поясницы; срастание позвоночного крестца. | Прямохождение; смещение центра тяжести. |
Грудная клетка | Расширена в стороны. | Прямохождение. |
Таз | Широкий, в виде чаши; сросшиеся кости. | Прямохождение; смещение центра тяжести. |
Верхние конечности | Подвижные кости кисти; противопоставленный большой палец. | Трудовая деятельность. |
Нижние конечности | Массивные кости; сводчатая стопа. | Прямохождение; смещение центра тяжести. |
Приложение № 3
Таблица « Особенности скелета человека»
( Заполняется учащимися)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии по теме "Скелет человека" 9 класс школы VIII вида
В нашей школе обучаются дети с ДЦП,с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому тема урока актуальна для них....
Обобщающий урок 11 класс по теме "Влияние человека на эволюцию биосферы"
Обобщить знания о глобальных экологических проблемах ипутях их решения....
Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека. Осевой скелет"
Конспект урока биологии по теме: "Скелет человека. Осевой скелет" в 8 классе...
Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности"
Методическая разработка урока биологии в 8 классе...
Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет" по программе Д.В. Колесова,Р.Д. Маша,И. Н. Беляева.
Данная презентация предназначена для проведения комбинированного урока по биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет". При проведении урока выделяется время для самостоятельной работы...
Урок по теме "Скелет человека" 8 класс
Изучаем скелет человека....
Методическая разработка урока по теме "Скелет человека". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся со строением отделов скелета человека и с особенностями, связанными с прямохождением....