Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека. Осевой скелет"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Вайс Марина Григорьевна

Конспект урока биологии по теме: "Скелет человека. Осевой скелет" в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_skelet_cheloveka._osevoy_skelet.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

Вайс Марина Григорьевна, учитель биологии

МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

Урок биологии

в 8 классе

Тема: СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА. ОСЕВОЙ              

            СКЕЛЕТ.

Учитель: Вайс Марина Григорьевна

Покровка 2011

Тема урока: Скелет человека. Осевой скелет.

Цель: Сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека.

Задачи: Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих. Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы. Формировать навыки самонаблюдений. Ввести понятия «осевой скелет», «добавочный скелет».

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, компьютер, наглядные пособия «Скелет человека», муляж черепа скелета человека.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тестовая работа (слайды)

  1. Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас:
  1. опорная;*
  2. двигательная;
  3. рефлекторная.
  1. Какая функция опорно-двигательной системы возможная только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:
  1. опорная;
  2. двигательная;*
  3. защитная.
  1. В каком возрасте кости человека наиболее прочны:
  1. 5-10 лет;
  2. 20-30 лет;*
  3. 60-70 лет.
  1. Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости:
  1. подкостница;
  2. закостница;
  3. надкостница.*
  1. Какие клетки выполняют кроветворную функцию костей:
  1. клетки желтого костного мозга;
  2. клетки красного костного мозга;*
  3. клетки синего костного мозга.
  1. Кости плеча, предплечья, бедра и голени – это:
  1. трубчатые кости;*
  2. губчатые кости;
  3. плоские кости.
  1. Какие кости состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми крест-накрест располагается, как балки, губчатое вещество:
  1. трубчатые;
  2. плоские;*
  3. губчатые;
  1. В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей:
  1. 5-10 лет;
  2. 20-25 лет;*
  3. 50-55 лет.

III. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя.

Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Выполнение схемы в тетрадях.              

                     

2. Череп – определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Мозговой отдел черепа:

- лобная кость;                                                          НАХОДИТСЯ

- затылочная кость;                                               ГОЛОВНОЙ МОЗГ

- теменные кости (парные);

- височные кости (парные);

- клиновидная кость;

- пирамидные отростки височных костей.

Лицевой отдел черепа:

- верхняя челюсть;                                   НАХОДИТСЯ

- нижняя челюсть;                              ОРГАН ОБАНЯНИЯ

- скуловые кости (парные);

- носовые кости (парные);

- решетчатая кость.

Кости мозгового и лицевого отделов черепа неподвижно соединены между собой, кроме нижней челюсти.

3. Скелет туловища

  • образная форма;
  • образован отдельными позвонками (имеют тело, дугу и отростки);
  • межпозвоночные хрящевые диски (придают позвоночному столбу подвижность, упругость и смягчают сотрясения при ходьбе и беге);
  • имеет четыре изгиба (шейный, грудной, поясничный, крестцовый);
  • имеет отделы (шейный – 7 позвонков, грудной – 12 позвонков, поясничный – 5 позвонков, крестцовый – 5 сросшихся позвонков, копчиковый – 4-5 сросшихся маленьких позвонков)        

4. Работа в рабочих тетрадях

Задание № 38

IV. Закрепление.

- Что такое скелет?

- Какие части скелета относятся к добавочному, а какие к осевому скелету?

- Чему способствует подвижность нижней челюсти?

- Какое значение имеет S-образный изгиб позвоночника?

- Из скольких отделов состоит позвоночник?

V. Домашнее задание: § 11, задание в р/т № 35.

VI. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скелет человека. Осевой скелет.

Разработка  урока  по  теме  скелет  в  8  классе...

Урок - игра в 8 классе по теме « Скелет человека ».

Предлагаемый урок рекомендуется для проведения в 8 классе, при изучении темы: « Опорно-двигательная система» (Колесов Д.В., Маш Р.Д.; Биология. Человек). К конспекту прилагается красочная презен...

Урок по биологии в 8 классе на тему "Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей."

На этом уроке рассмотривается  строение скелета, изучается строение и состав костей, соединение костей. ...

Урок биологии 8 класс «Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион»

Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать н...

Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»

Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные...

Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....