Интегрированный урок по теме: "Царство Грибы"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Сидоренко Елена Григорьевна

          Данная разработка урока позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения представителей царства Грибы, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации активности школьников, освоению новых жизненно-необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Интегрированный урок в 6 классе (биология + информатика) по теме:

«Царство Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы».

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с отличительными признаками представителей царства Грибы; показать их сходство и отличие от растений и животных.

2. Углубить знания о строении тела гриба, типах питания и размножения.

3. Сформировать понятие о микоризе.

4. Развивать умение использовать информационно-коммуникационные технологии с целью самостоятельного получения знаний.

5. Формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: 

- муляжи грибов;

- таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты», «Дрожжи»;

- гербарий растений с грибами-паразитами;

- запись оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта»;

- сделанные учащимися альбомы: «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы»;

- презентация к уроку;

- компьютер;

- проектор с экраном.

Ход урока:

        I. Изучение нового материала (сопровождается презентацией).

        <Приложение 1>

        1. Постановка познавательной задачи.

                Учащимся предлагается для определения темы урока отгадать загадку.

                Звучит фрагмент оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта».         

                                Живёт без забот

                                Населенье лесное.

                                Живёт под берёзой,

                                Живёт под сосною.

                                У каждого жителя

                                Нрав свой особый,

                                Их много в лесу,

                                А найди-ка, попробуй.

        Правильно, это загадка о грибах. Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное Царство микологии, Царство Грибы.

        2. Общие сведения о грибах и их многообразии. Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися.

        Своё научное название грибы получили от греческого «микос». Этот термин упоминался ещё в трудах «отца ботаники», греческого учёного Теофраста, жившего в IV – III вв. до н.э. Теофраст описывал главным образом съедобные грибы: «шампиньоны, сморчки, трюфели.

        

        В древнерусском языке слово «грибы» не существовало. Говорили «губы ломать». Как пишет В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка», оно означало «идти по грибы». Новое слово «грибы» появилось в русском языке в конце XV века.

        В настоящее время описано около 100 тысяч видов грибов.

        Внимание учащихся обращается на муляжи грибов, таблицы, гербарии растений с грибами-паразитами и предлагается их разделить на группы по признакам сходства. На основании проделанной работы составляется схема «Виды грибов».

        При таком многообразии грибов они имеют общие черты строения и жизнедеятельности.

        3. Общая характеристика Царства. Сходство и различие грибов, растений и животных.

        Рассказ учителя с элементами беседы.

        На основании беседы учащиеся приходят к выводу, что грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако они имеют черты сходства с представителями обоих царств.

        

        

        4. Строение вегетативного тела гриба, гиф мицелия и плодового тела.

        Объяснение учителя с демонстрацией таблицы «Строение гриба» и муляжей плодовых тел грибов.

        5. Типы питания грибов. Сходство типов питания бактерий и грибов.

        Самостоятельная работа с учебником по заполнению схемы. Проверка заполнения.

        

        6. Размножение грибов. Рассказ учителя с элементами беседы. Заполнение схемы:

        7. Многообразие шляпочных грибов. Особенности строения плодового тела шляпочного гриба. Объяснение учителя с элементами беседы.

        Среди муляжей грибов учащимся предлагается выбрать пластинчатые и трубчатые.

        8. Грибы съедобные и ядовитые. Рассказ учителя с элементами беседы.

        А) Съедобные грибы.

        «Чего это зовут белый гриб – «царём грибов»? Окраска простая, даже скромная, нет никакого вида. Разве за вкус, за качество. Но когда ещё издали увидишь его – забудешь всё. Всё будет, как если бы вместо разных духовых инструментов или гармонии заиграла скрипка. И просто, и ни с чем не сравнимо! Да, это царь грибов. Это маленький шедевр природы!»

                                                                        (В. Солоухин)

        Сообщения учащихся о съедобных грибах.

        Б) Ядовитые грибы.

        О ядовитых свойствах некоторых грибов люди знали много веков назад. Историки свидетельствуют, что ядовитые грибы становились грозным оружием в борьбе за власть в руках придворных интриганов. Это оружие действовало безотказно: отравление наступало внезапно, а медики были бессильны чем-либо помочь. Так погибли большой любитель грибных блюд римский император Клавдий, папа римский Клемент VII.

        По последним данным, в Центральной Европе встречаются 90 видов ядовитых грибов. Смертельно опасны из них 10-12. К ним относятся бледная поганка и мухоморы, яд которых не разрушается и не растворяется во время термической обработки или засолки.

        Сообщения учащихся о ядовитых грибах. В сообщениях обращается внимание на черты отличия съедобного гриба от соответствующего ему двойника (белый гриб – сатанинский гриб, лисичка – ложная лисичка, сыроежка – поганка зелёная, шампиньон – бледная поганка, опёнок – ложный опёнок).

        Симптомы отравления ядовитыми грибами.

        При отравлении грибами в первую очередь поражается желудочно-кишечный тракт, что сопровождается рвотой и сильными болями в животе и приводит к острому обезвоживанию организма.

        С целью предупреждения отравлений грибами нужно знать:

        9. Микориза как симбиоз гриба с корнями растения. Характер взаимоотношений гриба и растения. Рассказ учителя с элементами беседы.

        Ребята! Кто знает, как растут грибы? Вы встречали растения, которые могли бы вырасти за один день? А грибы вырастают и растут целыми семейками. Если вы увидели один гриб, то ищите рядом его родственников.

                Каждый гриб растёт под своим деревом.

                

                Называют меня люди

                Часто – боровик.

                Потому что знают люди –

                К бору я привык.

                Нравятся мне сосны,

                Ели я люблю,

                И со многими деревьями

                Я ещё дружу.

        Под какими деревьями растёт белый гриб? А подосиновик? Подберёзовик? Почему?

        Грибы, поселяясь рядом с деревом, переплетают своими гифами его корни и получают готовые органические вещества. Растение посредством гиф гриба получает из почвы дополнительное количество воды с минеральными веществами. Грибы разлагают остатки растений и животных, обогащая почву пищей для деревьев. Так грибы и растения помогают друг другу.

        Некоторые грибники, вооружившись палкой, перерывают лесную подстилку, что приводит к повреждению грибницы, незащищённая подстилкой она высыхает и погибает, а на её восстановление потребуется много лет. И дерево, лишённое дополнительного количества воды, может со временем засохнуть!

        Всё в лесу надо беречь, даже ядовитые грибы. В природе всё взаимосвязано.

II. Закрепление знаний. Задания проецируются на экран. Слайды с 27 по 31.

III. Домашнее задание. Учебник: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, «Биология. Растения»,

      1-4 ч., М., Вентана-Граф, 2009.

        1. Параграф 52, стр. 12-14. Параграф 53, стр. 17-18.

        2. Творческое задание на выбор:

                а) составить кроссворд о грибах;

                б) сочинить сказку о грибах;

                в) подобрать поговорки, пословицы, приметы о грибах.

От слова «микос» получила своё название наука о грибах – микрология, возникшая в конце XIX в. Основателем этой науки считается русский учёный Ф.М. Каменский.

Виды грибов

Шляпочные грибы

Плесневые грибы

Дрожжи

Грибы-паразиты

Все грибы имеют ядро и являются эукариотами.

Признаки сходства с растениями:

1. Неподвижность.

2. Постоянный рост.

3. Питание растворёнными веществами путём всасывания.

4. Способы синтезировать витамины.

5. Наличие клеточных стенок.

6. Размножение с помощью спор.

Признаки сходства с животными:

1. Отсутствие пластид.

2. По типу питания гетеротрофы.

3. Наличие в клеточных стенках особого вещества – хитина.

4. В качестве запасных питательных веществ накапливаются гликоген и липиды.

5. В обмене веществ грибов присутствует мочевина.

Признаки, свойственные только грибам:

1. Вегетативное тело представляет собой грибницу, или мицелий, состоящий из нитей – гиф.

2. Гифы представляют собой либо одну разветвленную клетку с большим количеством ядер, либо много клеток с одним или несколькими ядрами.

3. Гифы образуют: грибницу - плодовое тело - споры.

Типы питания

Сапротрофы

Симбионты

Паразиты

Хищники

Размножение

Вегетативное

Бесполое

Половое

Частями мицелия

Почкованием

Спорами

Специализированными клетками (гаметами)

шляпка

пенёк

плодовое тело

(из мицелия)

мицелий

из гиф

Когда люди собирают в лесу подосиновики, сыроежки, маслята, волнушки, то срывают лишь их плодовые тела (шляпку и пенёк),

а сам гриб, то есть его грибница, остаётся в почве.

Шляпочные грибы

Пластинчатые

Трубчатые

Нижний слой плодового тела покрыт многочисленными пластинками

Нижний слой пронизан трубочками

Правила сбора грибов:

1. Собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы и которые вы точно можете отличить от ядовитых.

2. Не собирайте старые, червивые, впитавшие воду после долгих дождей и покрывшиеся плесенью.

3. Внимательно осмотрите грибы, прежде чем положить их в корзинку.

4. Помните, что даже самый лучший и, безусловно, съедобный гриб, если он перезрел, начал гнить или долго лежал без обработки, может стать ядовитым. Срок хранения свежих грибов не должен превышать 18-24 часа при температуре не выше +10 градусов.

5. Не собирайте грибы, появившиеся после первых заморозков.

6. Не собирайте грибы вдоль дорог и вблизи промышленных предприятий: они накапливают в плодовых телах тяжёлые металлы и радиоактивные вещества, опасные для здоровья.

7. Не используйте для сбора грибов полиэтиленовые пакеты или другую пластиковую тару, не пропускающую воздух.

8. При первых признаках отравления следует срочно обратиться к врачу. До его прихода надо выпить много теплой воды и вызвать рвоту.

Взаимовыгодное сожительство живых организмов называют симбиозом.

А симбиоз грибов и растений называется микоризой.

Открыл его в 1881 году русский учёный Ф.М. Каменский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра по теме «Царства прокариоты, грибы, растения».

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты, грибы, растения" 7класс....

Урок – путешествие. Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

Урок биологии в  7 классе по теме «Царство  Грибы». ( УМК Сонина Н.И.) Цель урока – дать основные понятия о Царстве Грибы, показать практическую значимость данного царства для человека. Испо...

Конспект урока на тему "Царство Грибы"

этот урок проводится в 7 классе. на этом уроке дети повтроряют "Типы червей" и знакомятся с многообразием "Типа Моллюски"По каждоиу классу ребята делают сообщения и заполняют сравнительную таблицу по ...

Обобщённый урок по теме « Царство грибов».

Урок  закрепления  знаний  на основе  ране   изученного. Целеполагание  на повторение  темы....

Разработка урока по теме "Царство Грибы" 5 класс

Проектирование урока в 5 классе в условиях реализации ФГОС ОООпо теме «Царство Грибы» Технология проблемного обучения...