Интегрированный урок по теме: "Царство Грибы"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Данная разработка урока позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения представителей царства Грибы, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации активности школьников, освоению новых жизненно-необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 6 классе (биология + информатика) по теме:
«Царство Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы».
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с отличительными признаками представителей царства Грибы; показать их сходство и отличие от растений и животных.
2. Углубить знания о строении тела гриба, типах питания и размножения.
3. Сформировать понятие о микоризе.
4. Развивать умение использовать информационно-коммуникационные технологии с целью самостоятельного получения знаний.
5. Формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- муляжи грибов;
- таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты», «Дрожжи»;
- гербарий растений с грибами-паразитами;
- запись оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта»;
- сделанные учащимися альбомы: «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы»;
- презентация к уроку;
- компьютер;
- проектор с экраном.
Ход урока:
I. Изучение нового материала (сопровождается презентацией).
<Приложение 1>
1. Постановка познавательной задачи.
Учащимся предлагается для определения темы урока отгадать загадку.
Звучит фрагмент оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта».
Живёт без забот
Населенье лесное.
Живёт под берёзой,
Живёт под сосною.
У каждого жителя
Нрав свой особый,
Их много в лесу,
А найди-ка, попробуй.
Правильно, это загадка о грибах. Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное Царство микологии, Царство Грибы.
2. Общие сведения о грибах и их многообразии. Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися.
Своё научное название грибы получили от греческого «микос». Этот термин упоминался ещё в трудах «отца ботаники», греческого учёного Теофраста, жившего в IV – III вв. до н.э. Теофраст описывал главным образом съедобные грибы: «шампиньоны, сморчки, трюфели.
В древнерусском языке слово «грибы» не существовало. Говорили «губы ломать». Как пишет В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка», оно означало «идти по грибы». Новое слово «грибы» появилось в русском языке в конце XV века.
В настоящее время описано около 100 тысяч видов грибов.
Внимание учащихся обращается на муляжи грибов, таблицы, гербарии растений с грибами-паразитами и предлагается их разделить на группы по признакам сходства. На основании проделанной работы составляется схема «Виды грибов».
При таком многообразии грибов они имеют общие черты строения и жизнедеятельности.
3. Общая характеристика Царства. Сходство и различие грибов, растений и животных.
Рассказ учителя с элементами беседы.
На основании беседы учащиеся приходят к выводу, что грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако они имеют черты сходства с представителями обоих царств.
4. Строение вегетативного тела гриба, гиф мицелия и плодового тела.
Объяснение учителя с демонстрацией таблицы «Строение гриба» и муляжей плодовых тел грибов.
5. Типы питания грибов. Сходство типов питания бактерий и грибов.
Самостоятельная работа с учебником по заполнению схемы. Проверка заполнения.
6. Размножение грибов. Рассказ учителя с элементами беседы. Заполнение схемы:
7. Многообразие шляпочных грибов. Особенности строения плодового тела шляпочного гриба. Объяснение учителя с элементами беседы.
Среди муляжей грибов учащимся предлагается выбрать пластинчатые и трубчатые.
8. Грибы съедобные и ядовитые. Рассказ учителя с элементами беседы.
А) Съедобные грибы.
«Чего это зовут белый гриб – «царём грибов»? Окраска простая, даже скромная, нет никакого вида. Разве за вкус, за качество. Но когда ещё издали увидишь его – забудешь всё. Всё будет, как если бы вместо разных духовых инструментов или гармонии заиграла скрипка. И просто, и ни с чем не сравнимо! Да, это царь грибов. Это маленький шедевр природы!»
(В. Солоухин)
Сообщения учащихся о съедобных грибах.
Б) Ядовитые грибы.
О ядовитых свойствах некоторых грибов люди знали много веков назад. Историки свидетельствуют, что ядовитые грибы становились грозным оружием в борьбе за власть в руках придворных интриганов. Это оружие действовало безотказно: отравление наступало внезапно, а медики были бессильны чем-либо помочь. Так погибли большой любитель грибных блюд римский император Клавдий, папа римский Клемент VII.
По последним данным, в Центральной Европе встречаются 90 видов ядовитых грибов. Смертельно опасны из них 10-12. К ним относятся бледная поганка и мухоморы, яд которых не разрушается и не растворяется во время термической обработки или засолки.
Сообщения учащихся о ядовитых грибах. В сообщениях обращается внимание на черты отличия съедобного гриба от соответствующего ему двойника (белый гриб – сатанинский гриб, лисичка – ложная лисичка, сыроежка – поганка зелёная, шампиньон – бледная поганка, опёнок – ложный опёнок).
Симптомы отравления ядовитыми грибами.
При отравлении грибами в первую очередь поражается желудочно-кишечный тракт, что сопровождается рвотой и сильными болями в животе и приводит к острому обезвоживанию организма.
С целью предупреждения отравлений грибами нужно знать:
9. Микориза как симбиоз гриба с корнями растения. Характер взаимоотношений гриба и растения. Рассказ учителя с элементами беседы.
Ребята! Кто знает, как растут грибы? Вы встречали растения, которые могли бы вырасти за один день? А грибы вырастают и растут целыми семейками. Если вы увидели один гриб, то ищите рядом его родственников.
Каждый гриб растёт под своим деревом.
Называют меня люди
Часто – боровик.
Потому что знают люди –
К бору я привык.
Нравятся мне сосны,
Ели я люблю,
И со многими деревьями
Я ещё дружу.
Под какими деревьями растёт белый гриб? А подосиновик? Подберёзовик? Почему?
Грибы, поселяясь рядом с деревом, переплетают своими гифами его корни и получают готовые органические вещества. Растение посредством гиф гриба получает из почвы дополнительное количество воды с минеральными веществами. Грибы разлагают остатки растений и животных, обогащая почву пищей для деревьев. Так грибы и растения помогают друг другу.
Некоторые грибники, вооружившись палкой, перерывают лесную подстилку, что приводит к повреждению грибницы, незащищённая подстилкой она высыхает и погибает, а на её восстановление потребуется много лет. И дерево, лишённое дополнительного количества воды, может со временем засохнуть!
Всё в лесу надо беречь, даже ядовитые грибы. В природе всё взаимосвязано.
II. Закрепление знаний. Задания проецируются на экран. Слайды с 27 по 31.
III. Домашнее задание. Учебник: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, «Биология. Растения»,
1-4 ч., М., Вентана-Граф, 2009.
1. Параграф 52, стр. 12-14. Параграф 53, стр. 17-18.
2. Творческое задание на выбор:
а) составить кроссворд о грибах;
б) сочинить сказку о грибах;
в) подобрать поговорки, пословицы, приметы о грибах.
От слова «микос» получила своё название наука о грибах – микрология, возникшая в конце XIX в. Основателем этой науки считается русский учёный Ф.М. Каменский.
Виды грибов
Шляпочные грибы
Плесневые грибы
Дрожжи
Грибы-паразиты
Все грибы имеют ядро и являются эукариотами.
Признаки сходства с растениями:
1. Неподвижность.
2. Постоянный рост.
3. Питание растворёнными веществами путём всасывания.
4. Способы синтезировать витамины.
5. Наличие клеточных стенок.
6. Размножение с помощью спор.
Признаки сходства с животными:
1. Отсутствие пластид.
2. По типу питания гетеротрофы.
3. Наличие в клеточных стенках особого вещества – хитина.
4. В качестве запасных питательных веществ накапливаются гликоген и липиды.
5. В обмене веществ грибов присутствует мочевина.
Признаки, свойственные только грибам:
1. Вегетативное тело представляет собой грибницу, или мицелий, состоящий из нитей – гиф.
2. Гифы представляют собой либо одну разветвленную клетку с большим количеством ядер, либо много клеток с одним или несколькими ядрами.
3. Гифы образуют: грибницу - плодовое тело - споры.
Типы питания
Сапротрофы
Симбионты
Паразиты
Хищники
Размножение
Вегетативное
Бесполое
Половое
Частями мицелия
Почкованием
Спорами
Специализированными клетками (гаметами)
шляпка
пенёк
плодовое тело
(из мицелия)
мицелий
из гиф
Когда люди собирают в лесу подосиновики, сыроежки, маслята, волнушки, то срывают лишь их плодовые тела (шляпку и пенёк),
а сам гриб, то есть его грибница, остаётся в почве.
Шляпочные грибы
Пластинчатые
Трубчатые
Нижний слой плодового тела покрыт многочисленными пластинками
Нижний слой пронизан трубочками
Правила сбора грибов:
1. Собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы и которые вы точно можете отличить от ядовитых.
2. Не собирайте старые, червивые, впитавшие воду после долгих дождей и покрывшиеся плесенью.
3. Внимательно осмотрите грибы, прежде чем положить их в корзинку.
4. Помните, что даже самый лучший и, безусловно, съедобный гриб, если он перезрел, начал гнить или долго лежал без обработки, может стать ядовитым. Срок хранения свежих грибов не должен превышать 18-24 часа при температуре не выше +10 градусов.
5. Не собирайте грибы, появившиеся после первых заморозков.
6. Не собирайте грибы вдоль дорог и вблизи промышленных предприятий: они накапливают в плодовых телах тяжёлые металлы и радиоактивные вещества, опасные для здоровья.
7. Не используйте для сбора грибов полиэтиленовые пакеты или другую пластиковую тару, не пропускающую воздух.
8. При первых признаках отравления следует срочно обратиться к врачу. До его прихода надо выпить много теплой воды и вызвать рвоту.
Взаимовыгодное сожительство живых организмов называют симбиозом.
А симбиоз грибов и растений называется микоризой.
Открыл его в 1881 году русский учёный Ф.М. Каменский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – игра по теме «Царства прокариоты, грибы, растения».
Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты, грибы, растения" 7класс....
Урок – путешествие. Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.
Урок биологии в 7 классе по теме «Царство Грибы». ( УМК Сонина Н.И.) Цель урока – дать основные понятия о Царстве Грибы, показать практическую значимость данного царства для человека. Испо...
Конспект урока на тему "Царство Грибы"
этот урок проводится в 7 классе. на этом уроке дети повтроряют "Типы червей" и знакомятся с многообразием "Типа Моллюски"По каждоиу классу ребята делают сообщения и заполняют сравнительную таблицу по ...
Обобщённый урок по теме « Царство грибов».
Урок закрепления знаний на основе ране изученного. Целеполагание на повторение темы....
Разработка урока по теме "Царство Грибы" 5 класс
Проектирование урока в 5 классе в условиях реализации ФГОС ОООпо теме «Царство Грибы» Технология проблемного обучения...
Тестовые задания к уроку по теме "Царство Грибы"
тестовые задания...
Конспект обобщающего урока на тему "Царство Грибы" 5 класс
Обобщающий урок...