Конспект урока по биологии в 6 классе по ФГОС Строение и функции листа
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Конспект урока с технологической картой и презентацией.
Строение и функции листа. 6 класс ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г Вытегры»
Конспект урока по биологии в 6 классе по ФГОС
Строение и функции листа.
Исполнитель: Тупицына И.Н.,
Должность: учитель биологии,
образовательное учреждение:
МОУ «Средняя общеобразо-
вательная школа №1 г.Вытегра»
2013
Технологическая карта урока
Предмет _________________________________биология__________________ Класс __6______________________
Базовый учебник __Сонин Н. И. «Биология. Живой организм. 6 класс» М.: Дрофа, 2008. – 174с_______________
Тема урока ____________________Строение и функции листа____________________________________________
Цель урока ____организовать деятельность обучающихся по формированию представлений о строении, многообразии и функциях листьев растений___
Задачи урока: __1) обеспечить достижение личностных результатов обучения: формирование способности обучающихся к саморазвитию и самостоятельной познавательной деятельности; формировать позитивное эмоциональное отношение к сверстникам, их мнению; к изучаемым биологическим объектам;
2) обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия для формирования и развития научного мышления; развития умения самостоятельно ставить цели своего обучения; умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; умения выражать мысли в словесной форме; умения осуществлять контроль и самоконтроль деятельности; умения классифицировать и самостоятельно выбирать основания классификации; умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
3) обеспечить достижение предметных результатов обучения: формирование системы научных знаний о строение растений; формирование представления о стоении и функциях листа, многообразии листьев; формирование морфологических понятий – части листа (листовая пластинка, основание листа, черешок, прилистники), простые и сложные листья, жилкование листа, видоизменение листьев; формирование умений работать с гербарием, описывать, выделять признаки для сравнения и сравнивать простые и сложные листья
Тип урока _________урок открытия новых знаний________________________________________
Необходимое оборудование ___мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Строение и функции листа», гербарий «Простые и сложные листья», дидактические карточки для описания листьев, комнатные растения (бегония, алое, пералгония, нефролепис), таблица «внешнее и внутреннее строение листа»; листья осины в чашках Петри, рисунки «Термометр вашего настроения», картонные листочки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационно-мотивационный | |||
1.1 | Организационный момент | приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку, обращает внимание на термометры, которые лежат на партах (слайд 1 – прил.2), объясняет правила работы с термометром настроения (приложение1), просит закрасить первый сектор, обращает внимание: «В течение урока вы будете получать за правильные ответы зеленые листики, которые в конце урока помогут вам оценить уровень ваших знаний». | приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте, закрашивают первый сектор термометра | Личностные: самоопределение; регулятивные: организация своей учебной деятельности коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
1.2 | Постановка цели урока | Подводит учащихся к формулировке темы урока. Загадывает загадку: Из почек появляются, Весною распускаются Летом шелестят Осенью летят? Как вы думаете какова тема нашего урока сегодня? Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу: «По каким признакам мы определяем то или иное растение? (ответы учащихся). «Очень часто мы определяем вид того или иного растения по его листьям (форме или размерам). Известны ли вам особенности строения листьев, которые можно использовать для определения вида растения?» Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока. «Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений? (ответы учащихся). А как они отличаются по размерам! Например, лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3-х миллиметров, а лист виктории амазонской может достигать одного метра в диаметре (слайд 2 – прил 2). Листья некоторых тропических пальм достигают 20 -22 м. в длину. Слайд 3 (прил 2) | называют отгадку (Лист) Формулируют тему урока. Называют варианты ответов. Ставят цели урока. Называют размеры и формы листьев, которые могут вспомнить. | личностные: мотивация учебной деятельности регулятивные: целеполагание коммуникативные: формулировка ответов. познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли. |
1.3 | Актуализа-ция знаний УУД в начале урока | проверяет знания учащихся о листе как части побега: «Каким образом листья растений отличаются друг от друга? Свяжите эти отличия со строением листа, как органом побега». Демонстрирует задания на слайдах 4, 5, 6 (прил.2) Организует взаимопроверку в парах: демонстрирует правильные ответы и критерии оценивания работы на слайде 7 (прил2) | учащиеся выполняют задания, взаимопроверка в парах, | Личностные: оценивание уровня осваиваемого содержания Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коммуникативные: работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
2. | Операционно-технологический | |||
2.1 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | 1) произносит вступительное слово: «Лист – часть побега. Это специализированный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления фотосинтеза (воздушного питания)». 2) Направляет деятельность детей на выявление общих признаков в строении листьев; на составление классификации листьев. Задает вопросы: «В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Знаем ли мы эти черты?» Организует выполнение самостоятельной работы с учебником: «Проанализируйте материал учебника стр.42-43 и выделите основные части листа». 3) Организует обсуждение результатов выполнения работы, показывая слайд 8 (прил.2). 4) организует работу в парах: «Основываясь на знаниях о строении листа составьте классификацию листьев, используя полученные знания о строении листа и рисунки в учебнике стр.42-43». 5) Организует обсуждение, показывая слайд 9 (прил.2). За правильные ответы учащиеся получают листики. 6) организует работу в парах с выданным материалом (листья осины в чашке Петри) «Возьмите лист в руки, потрогайте его, что вы чувствуете?» 7) Организует обсуждение, показывая слайд 10 (прил.2). 8) Направляет на работу с термометром. | За правильные ответы на этом этапе урока учащиеся получают листики. отвечают на вопрос, читают материал в учебнике находят и запоминают части листа: листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники. Выделяют типы листьев по строению: черешковые и сидячие, простые и сложные. выполняют задание, анализируют ощущения, высказывают предположения закрашивают следующий сектор | Личностные: межличностные отношения; Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов, смысловое чтение; |
2.2 | Примене-ние теоретичес-ких положений в условиях выполнения упражне-ний и решения задач | 1) демонстрирует пары комнатных растения: бегонию и алое, нефролепис и пеларгонию. 2) предлагает решить проблему: «Сегодня случилась неожиданность 4 комнатных растения покинули свое привычное местоположение и объединились попарно!!! Определите, по какому признаку растения объединились в пары» | ведут дискуссию, выявляют отличия : 1 пара – черешковые листья и сидячие; вторая пара – сложные и простые листья. За правильные ответы учащиеся получают листики. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями Регулятивные: саморегуляция Познавательные: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения. |
2.3 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | 1) Организует выполнение лабораторной работы «Простые и сложные листья», выдает гербарии и дидактические карточки (прил. 3), демонстрирует ход работы на слайдах 11-14 (прил.2) 2) направляет на работу с термометром | работают с гербариями, дидактическими карточками, выполняют задания лабораторной работы, формулируют выводы, закрашивают следующий сектор | Личностные: самоопределение, смыслообразование Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Познавательные: анализ объектов, структурирование знаний |
2.4 | Динамическая пауза | организует паузу: читает стихотворение и показывает движения. (Прил.4) | повторяют движения за учителем | Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии |
2.5 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | 1) побуждает к обобщению изученного материала: «Ребята! Вспомните, пожалуйста, действительно ли листья являются частью побега?» «Какое положение лист занимает на побеге?» слайд 15. (прил.2) 2) организует выполнение задания по соотношению полученных знаний к уже имеющимся: «Давайте вспомним ткани растений и определим, какие из них образуют лист?».слайд 16-18 (прил.2) 3) организует фронтальное обсуждение «зачем нужен лист?» слайды 19-25 | отвечают: да, т.к. прорастают из вегетативных почек. отвечают: боковое. отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. За правильные ответы учащиеся получают листики. | Личностные: осознание своих возможностей в учении; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний; синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей. |
3 | Рефлексивно – оценочный. | |||
3.1 | Рефлексия деятель-ности | организует работу с термометром, определяя значение цветов (прил.1) | анализируют перемену своего настроения в течение урока по термометру | Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: оценка |
3.2 | Контроль за процессом и результа-том учебной деятельнос-ти школьни-ков | 1) направляет подсчитать заработанные листики, оценить себя в соответствии с критериями (прил.5) 2) собирает тетради с отчетом по лабораторной работе, для последующей проверки 3) побуждает записать домашнее задание.слайд27 (прил.2) | подсчитывают и оценивают сдают тетради записывают домашнее задание | Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; самоопределение Коммуникативные: вступают в диалог Регулятивные: оценка результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВИКТОРИЯ РЕГИЯ. У нее огромные округлые листья, диаметром до 2 м, нижняя часть листа покрыта мелкими колючками.
Тема урока: Строение и функции листа Цель урока : изучить строение и функции листа, познакомиться с многообразием листьев.
Какие части побега соответствуют указанным цифрам?
Определите тип листорасположения 1 2 3
Рассмотрите рисунки с видоизменен-ными побегами и их частями, расставьте по местам названия. колючка клубень луковица ус корневище усик 1 2 3 4 5 6
Правильные ответы Задание 1 . 1-узел; 2-междоузлие; 3-пазуха листа Задание 2. 1- очередное; 2-супротивное; 3-мутовчатое Задание 3. 1-корневище; 2-клубень; 3-усик; 4-ус; 5-луковица; 6-колючка. Критерии оценивания Оценка «5» – все задания выполнены верно; Оценка «4» – два задания выполнены верно; Оценка «3» – одно задание выполнено верно; Оценка «2» – все задания выполнены не верно.
Строение листа 1 – листовая пластинка; 2 – черешок; 3 – место соединения черешка со стеблем (основание листа); 4 – прилистники.
Типы листьев
сетчатое дуговое линейное
Лабораторная работа №7 «Простые и сложные листья» Цель работы: научиться выявлять признаки простых и сложных листьев.
Ход работы. Рассмотрите образцы листьев в гербарии. Разделите листья на простые и сложные. Выпишите номера простых и сложных листьев в тетрадь. По какому признаку вы разделили листья на группы?
4. Выберите один из листьев и составьте для него описание по пунктам: Черешковый или сидячий лист. Определите форму листовой пластинки по дидактической карточке.
3) Определите по рисунку форму края листовой пластинки.
Лист – один из основных органов растения, занимающий боковое положение на побеге. Листья растений очень разнообразны — от многометровых сложных конструкций у тропических пальм, до крошечных листочков клюквы. Но в их строении есть много общего. В каждый лист через черешок входит одна или несколько жилок. Внутри листа они ветвятся, образуя жилкование — сетчатое (в виде сети), дуговое или параллельное. У листа обычно есть черешок, одна или несколько листовых пластинок и прилистники — небольшие придатки у основания черешка. Некоторые из этих частей могут исчезать или напротив, развиваться очень сильно.
Эпидермис
Внутреннее строение листа (листовой пластинки) Эпидермис (кожица) Столбчатая ткань Губчатая ткань Эпидермис (кожица) Устьице Жилка Пары воды, О 2 , СО 2
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИСТ? Лист — орган фотосинтеза.
У гороха часть листа превратилась в усик и служит для того, чтобы прикрепляться к опоре. ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИСТ?
Шипы, образовавшиеся из листьев, служат для защиты растения. ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИСТ?
На листьях формируются почки, служащие для размножения. ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИСТ?
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИСТ? Листья алоэ служат хранилищами запасов воды.
Листья некоторых растений-хищников способны к движению. ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИСТ?
Лист кувшинки содержит много воздуха, а устьица на нем расположены не снизу, а сверху. Почему? ПОДУМАЙТЕ
Домашнее задание Оценка «3» подготовить пересказ стр 42-43 в учебнике Оценка «4» + письменная работа. Решить задачу: листьев на ветвях деревьев и на стебле травянистого растения очень много, и на каждый из них падает свет. Что этому способствует? Оценка «5» + Творческое задание . Сделайте оттиск листа. Для этого вам понадобятся: засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для акварели, небольшой малярный валик. Лист густо намазывается акварельной или гуашевой краской и кладется на бумагу для акварели. Сверху накрывается промокательной бумагой и прокатывается валиком.Составьте композицию из оттисков различных листьев. Оценка «5» + или предложите практическое применение информации, полученной на уроке.
Предварительный просмотр:
Динамическая пауза. Гимнастика выполняется стоя у парты. Учитель показывает движения, учащиеся повторяют.
Дом.
- Я хочу построить дом,
- Чтоб окошко было в нем,
- Чтоб у дома дверь была,
- Рядом чтоб сосна росла,
- Чтоб вокруг забор стоял,
- Пес ворота охранял.
- Чтоб на травке жил жучок,
- Бегал быстрый паучок,
- Солнце было,
- Дождик шел,
- И тюльпан в саду расцвел,
- Чтоб флажок на доме был
- А за домом ежик жил.
- Складываем руки над головой «домиком»
- Смыкаем пальцы перед глазами окошком.
- Ладони поворачиваем к себе, смыкаем их боковыми частями.
- Пальцы растопыриваем, руки тянем вверх.
- Выводим руки перед собой кольцом, пальцы соединяем.
- Одна рука «пес» (большой палец направлен вверх, мизинец – вниз).
- Левая рука травка. Пальцы растопырены. Смотрят вверх. Пальцы правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой.
- Меняем руки.
- Ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены.
- Выполняем стряхивающие движения.
- Предплечья прижимаем, пальцы-лепестки смотрят вверх.
- Качаем кистями рук параллельно полу.
- Пальцы рук переплетаем, направляем вверх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
План-конспект урока по биологии 8 класс "Строение и работа сердца"
"Строение и работа сердца"...
Урок биологии 8 класс. Тема "Кожа. Строение и функции"
План -конспект урока. Методы: частично-поисковые, поблемные, исследовательские.Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа. В приложении презентация к...
Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...
Конспект урока по биологии 5 класс фгос
Конспект урока по биологии 5 класс составлен по стандарту второго поколения фгос. В разработке собраны различные методические приемы и способы обучения....
Строение клетки Обобщающий урок по биологии 6 класс по ФГОС
Обобщающий урок "Строение клетки" разработан для 6 класса по ФГОС с учетом развития функциональной грамотности. Разработана технологическая карта урока. На уроке используются разнообразные т...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс «Морфология листа. Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах»
Урок биологии «Морфология листа» проводился в 7 классе в ходе программного изучения раздела «Строение и жизнедеятельность семенных растений. Лист.»Данный урок позволил пр...