Строение клетки Обобщающий урок по биологии 6 класс по ФГОС
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Обобщающий урок "Строение клетки" разработан для 6 класса по ФГОС с учетом развития функциональной грамотности. Разработана технологическая карта урока. На уроке используются разнообразные технологии, методы и приёмы.Создана презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Организационный

Метапредметные (УУД):

Предметные:

регулятивные: 

коммуникативные:

умение выполнять задания учителя

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Тихо сядем на места,

Знаний масса ждет тебя.

Ученики сели.

Проверили наличие всего необходимого к уроку.

1-2

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух.

Предметные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

Регулятивные: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. 

Метапредметные (УУД):

познавательные: самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

Проводит фронтальная беседа:

На предыдущих уроках, мы с вами заглянули внутрь клетки и узнали много нового.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока

Чем же мы займемся сегодня, на обобщающем уроке?

На доске записана тема «Обобщающий урок – нашим знаниям итог»

Слушают учителя,

строят предположения, высказывают мнения, предлагают версии.

Делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал

Определяют цели на урок

5

Обобщение и систематизация знаний

Метапредметные:

- регулятивные: -

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать  с учебником, микроскопом.

-проводить эксперимент;

- находить  отличия,

- сравнивать и выделять признаки

- развивать функциональную грамотность    

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  1. Разминка

Клетку сверху одевает,
От бед разных охраняет,
Еще форму придает.
Кто ее нам назовет?

- Чтоб ты клетки видеть мог, кто же создал микроскоп?

Компонент в клеточке этой 
Заполняет все "просветы".

Полужидкий, вязкий он,

Назовите, кто же он?

- В каком веке изобрели микроскоп?

2. Здесь проходит длинный «тракт», 
Вещества не просто так 
Могут в нем перемещаться, 
Ведь до "места" чтоб добраться, 
Нужно осторожным быть 
И структуру сохранить. 

 

- Какое увеличение имеет современный микроскоп?

3. Этот органоид важный, 
В центре он лежит отважно, 
А внутри него есть "банк", 
В "банке" этом точно, факт 
Хромосомы проживают, 
За наследство отвечают.

- О каких органоидах мы не сказали?

  1. Работа с микроскопом

А давайте ещё раз полюбуемся клеткой, посмотрим её в наш, световой микроскоп

  1. Сравним в образцом в учебнике (стр )

  1. Проверка ДЗ

Дома вы заполняли таблицу, в которую записывали функции органоидов.

Предлагаю побыть вам учителем, проверить таблицу своего соседа по парте. Для этого обменяйтесь тетрадями. Сверяемся с образцом на слайде и если правильно, ставим +, не правильно –.

Критерии оценивания (на слайде) –

«5» – 1 ошибка или 2 неточности

«4» - 2-3 ошибки

«3» - 4 ошибки или неполностью заполнена таблица

Разгадывают загадки;

На доске размещают органоиды в «Клетке».

  1. Мембрана

- Левенгук

2) Цитоплазма

- 17в

 

  1. ЭПС

Отвечают на вопросы в то время, пока ребенок прикрепляет органоид

- 40 000

Отвечают на вопрос, Достраиваем клетку

Работают с микроскопом

Работают с учебником

Открывают тетради с ДЗ.

Меняются тетрадями.

Проверяют работу соседа по парте, оценивают.

Органоид

Значение

Оболочка

Защищает,

придает  форму

Мембрана

Обмен веществ

Цитоплазма

Хранит питательные

вещества

Ядро с ядрышком

Хранит наследствен

ную информацию

Митохондрии

Дыхательная, энергетическая

ЭПС

Транспортная

Вакуоль

Запас веществ

Рибосомы

Синтез белка

Пластиды

Окрашенные тельца

4-5

3-4

2

3-4

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Продолжить формирование умения

взаимодействовать друг с другом;

- выражать свои

  1. Рисунок

А теперь порисуем. Мы художники-градостроители.

Раздаю рисунки. Разукрасьте, пожалуйста их.

Давайте, ребята, посмотрим, что у вас получилось, но не просто так, а используем программу. Дома вы все свои рисунки посмотрите. И не только посмотрите, а отработаете умения по распознаванию органоидов

Разукрашивают

Смотрим в программе планшета (на доске написано) Colar

5

2-3

Физминутка

Потрудились – отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд

Влево, вправо, поворот

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют разминку

2

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Продолжить формирование умения

взаимодействовать друг с другом;

- выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Ребята, на столах у вас выдан текст «Найдите ошибку»

Предлагаю поработать с текстом.

Выполняют задание, оценивают правильность выполнения

4-5

Рефлексия

Фиксируется:

- новое содержание, изученное на уроке.

-выявляются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

- оценивать собственный вклад в работу группы.

   Подошёл к концу урок,

   Подведём ему итог.

  Что понравилось на уроке?

  Что было самым сложным?

  Смогли ли ответить на поставленные вопросы?

  Где могут пригодиться знания о клетке, её строении?

 Какие профессии людей вы знаете, которым необходимы эти знания?

 

 Оцени свою работу на уроке

Делятся впечатлениями.

Оценивают свою работу.

2

Домашнее задание

Домашнее задание.  

Всем:

  §8,

Творческий уровень:

Рассмотреть клетку в программе Colar или сочинить сказку о клетке

     

  Уточняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Сдают тетради на проверку

2

Обобщающий урок по теме «Строение клетки». 6 класс

Предмет:      Биология  

Учитель:     Кузнецова Маргарита Викторовна.

МАОУ «Гимназия 49 г Тюмени

Класс:         6

Тип урока:       Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Тема:     Строение клетки

Учебник: Пономарева И.Н., Вентана-Граф, М, 2021

Цель:       обеспечить формирование целостной системы  знаний обучающихся о строении клетки, значении органоидов клетки; обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Предметные результаты:

  • формировать умение выделять существенные признаки строения клеток  организмов;
  • формировать умение определять основные части клетки;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, митохондрии, рибосомы, ядро, эндоплазматическая сеть.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  2. Сформировать умение выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности.
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Сформировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Технология построения урока: Развивающее обучение, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная, критического мышления посредством развития функциональной грамотности

Материалы и оборудование:

- ПК

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

- Раздаточный материал

- магнитная модель клетки

Основные термины, понятия:   ядро, цитоплазма, оболочка, мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы:  частично-поисковый, проблемный

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, , ПК, презентация, микроскоп, препарат кожицы лука, наглядное пособие «Строение клетки, органоиды», магниты 6 шт, раздаточный материал

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

4) Применение знаний и умений в новой ситуации

5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7) Домашнее задание

 

Раздаточный материал: 

  1. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…

  1. Работа в группах:

«Найдите ошибку»- 5 минут, одна ошибка - один балл (члены команды вместе исправляют ошибки в тексте).

Текст с ошибками.

Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции, называют органом (ткань). Мышечные (покровные)  ткани выполняют защитную функцию. Они образованы только мёртвыми клетками (или живыми) с плотно сомкнутыми, утолщёнными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.  Покровная ткань из живых клеток называется пробкой (кожицей). Со временем на некоторых органах растений вместо пробки  (кожицы) образуется кожица (пробка).

Работа по карточкам

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток 

  1. Работа в группах:

Задание: Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов

ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ

Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хлоропласт        2) вакуоль        3) пигмент        4) митохондрия

5) сливаются        6) распадаются        7) целлюлоза        8) глюкоза

Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. (Обобщающий урок) Учитель биологии, МАОУ «Гимназия №49 г. Тюмени» Кузнецова М.В.

Слайд 5

Учебник стр 17

Слайд 6

Органоид Значение Оболочка Защищает, придает форму Мембрана Отвечает за обмен веществ Цитоплазма Обеспечивает все процессы жизнедеятельности (перетекает) Эндоплазматическая сеть Перемещает вещества Ядро с ядрышком Хранит наследственную информацию Вакуоль Содержит клеточный сок Митохондрии «Энергетическая станция клетки» Пластиды Окрашенные тельца

Слайд 8

Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…

Слайд 9

Задание: Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запиши те в текст цифры выбранных ответов ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) хлоропласт 2) вакуоль 3) пигмент 4) митохондрия 5) сливаются 6) распадаются 7) целлюлоза 8) глюкоза

Слайд 10

Подошёл к концу урок подведём ему итог

Слайд 11

Домашнее задание: §5. Для желающих: Рассмотреть клетку с ее органоидами в программе Colar , или сочинить сказку о клетке

Слайд 13

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии 10 класс "Строение клетки"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Строение клетки" в10 классе по биологии .Урок был проведен в классе с профильным обучением.Используемое оборудование: учебник В.Б.Захарова,Н.И.Сонина "Б...

Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС

Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....

Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС

Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....

Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС

Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....

Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС

Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....

Обобщающий урок по биологии по теме «Химический состав клетки» 10 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.Задачи урокаОбразовательные:систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, испол...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...