Разработка конспекта урока по биологии 7 класс «Морфология листа. Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах»
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Урок биологии «Морфология листа» проводился в 7 классе в ходе программного изучения раздела «Строение и жизнедеятельность семенных растений. Лист.»
Данный урок позволил провести анализ в пределах изученного раздела с применением приемов: графический диктант с взаимопроверкой, работу с живыми объектами (комнатными растениями и побегами),межпредметные связи с использованием отрывка из стихотворения Ф.Тютчева «Лист», окружающий мир(строение растений). Изучить новый материал с использованием приемов самостоятельной работы с учебником, заполнение рабочего листа по внешнему строению.
Выполнение лабораторной работы, работа с гербарием и живыми объектами: побегами и комнатными растениями, работа с биологическими терминами помогли учащимся лучше изучить тему урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._morfologiya_lista.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №37 01.02.2024 7 класс Биология
Тема. «Морфология листа. Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах»
Цель урока: - изучить признаки простых и сложных листьев; сформировать понятия связанные с морфологией листа; закрепить знание о расположении листьев на стебле; развитие логической и научной речи.
- Обучающая: oбoбщить знaния об осoбеннoстях строения листа, расширить знания учащихся по данной теме, научить детей самостоятельно работать с использованием опорного конспекта.
- Развивающая: развивать умение обобщать ранее полученные знания, закрепить умения выделять, сравнивать, развивать навыки логического мышления. Развивать умения применять полученные знания на практике.
- Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к живой природе.
Планируемые результаты:
предметные:
— формирование систематизированных представлений о внешнем строении листа и его функциях;
— объяснять роль листа в жизни растения, его значения для человека и природы, соблюдать правила работы в кабинете биологии;
метапредметные:
—делать выводы и заключения, сравнивать, описывать защищать и отстаивать свою точку зрения при ответе;
— формировать умение находить и применять биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать её;
личностные:
— формировать ответственное отношения к учению, познавательных интересов;
— отрабатывать умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, работать индивидуально и в паре;
— формировать личностные представления о ценности и единстве растений, осознание их значимости в природе и для человечества;
— формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование и материалы: дидактический материал, комнатные растения, побеги: липы, плюща, сирени, жимолость, гербарий, карточки с тестами, ноутбук, проектор, мультимедийный экран, презентация, учебное пособие по биологии 5-6 класс Пасечник В.В.
Формы и методы: устные: фронтальный и индивидуальный опрос; письменные: графический диктант; практические: лабораторная работа.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие, Проверка готовности к уроку, наличие тетради, учебника, ручки, простого карандаша.
Отметить отсутствующих.
ІI. Повторение и актуализация знаний.
Устный опрос: (работа у доски 2 учащихся)
Один учащийся на живом объекте (плюще) рассказывает о строении побега, показывая основные части, (ответ: стебель с расположенными на нем листьями и почками называют побегом.
Второй показывает виды почек по положению и сравнивает строение генеративной и вегетативной почки на побеге сирени. (Ответ Почка это зачаточный еще не развивающийся побег, положение на вершине побега обычно имеется верхушечная, а в пазухах листьев - пазушные почки.
Фронтальный опрос
1.Как называются почки, которые развиваются не в пазухе листа? (ответ: на междоузлиях, листьях, корнях), называют придаточными.)
2.За счет чего происходит удлинение побега? (ответ: побег удлиняется за счет деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань).
3.Назовите науки, которые изучают внешнее и внутреннее строение организмов.(ответ: морфология –внешнее, анатомия- внутреннее строение).
Графический диктант
Да нет не говорю, домик черточку черчу ^⎯ на одну клеточку
1. Расположение почек одна за другой называется Очередное
2. угол между черешком листа и стеблем называется пазухой листа
3. Земляника имеет тонкие побеги с удлиненными междоузлиями – усики.
4. От корневища отходят воздушные корни.
5. Древесина проводит воду и минеральные вещества от корня к листьям.
6. Ситовидные трубки – живые клетки ,проводящие органические вещества от листьев к стеблю.
7. В клубне на поперечном срезе можно рассмотреть пробку, луб, камбий, древесину и сердцевину
8. Клубни – наземные побеги.
Ответ ^^⎯⎯^^^⎯(записывается на доске)
Обмениваются листочками .Осуществляется учащимися взаимопроверка
Критерии оценивания
«5» -8 правильных
«4»- 7-6 –правильных
«3»- 5-4 правильных ответа
II. Мотивация
Вопрос к классу: И так мы с вами узнали ,что такое побег- это часть (Пауза, или может быть варианты ответов.) ?
Молодцы!!!
Чтобы определить тему урока и название прослушайте Стихотворение Федора Тютчева
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь! [1].
О каком из органов растений идет речь? ( Ответ Лист).
Вот и стихотворение Ф.Тютчева тоже называется Лист.
К какому отделу относится Ель и Сосна? (ответ- Голосемянные или Хвойные) как называются у них листья- (ответ- хвоя), а растения которые имеют семя ? (Покрытосемянные) Молодцы!
Тема урока «Морфология листа»
Ребята, сформулируйте цель урока:……(учащиеся формулируют цель урока)
IV. Изучение нового материала
( частично-поисковый метод на основе дидактических принципов: преемственности, системности, доступности, наглядности, диалоговая форма, комбинированный урок)
Вы уже знаете, что лист- это …..(ответ : боковая часть побега , вегетативный орган растения) которые расположены в стеблях, выполняют определенные функции. Работа с учебником §43 стр. 174 (учебное пособие)
основные | дополнительные |
|
|
Давайте рассмотрим лист (гербарий, комнатное растение, фронтальное рассмотрение и заполнение опорного конспекта , которые лежат у учащихся на столах) Учащиеся делают записи .
Морфологические признаки листьев: (по ходу объяснения заполняют рабочий лист)
1.Строение листа.
2.Наличие черешка и прилистника.
3.Количество листовых пластинок на черешке.
4. Жилкование [2].
Почему говорят, что осень «золотая». Эту формулировку осеннего периода из века в век, описывают художники, писатели, воспевают поэты.
Какую окраску в этот время года имеют листья? А летом? Благодарить детей.
Правильно, зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черенка.
(демонстрирую живые растения и гербарные экземпляры). Черешок соединяет листовую пластинку с чем? Как вы думаете? Правильно, со стеблем. Такие листья называются черешковыми.
А если нет черешка, они прикрепляются к стеблю основания и листовой пластинки например орхидея называют сидячими, но есть растения у которых разросшееся основание листа, охватывающее стебель образует влагалище. Имеют злаковые и зонтичные растения. Влагалище выполняет механическую и защитную функции- лист пшеницы
На основании черешка иногда развиваются выросты прилистники, например роза демонстрация гербария.
Мы с Вами говорим о листьях? Но Вы и раньше слышали о них, на каких уроках? (окружающий мир, рисовании, литературе )
А давайте постараемся вспомнить, какие же формы имеют листовые пластинки?
(примерный ответ учащихся - округлые, овальные) Молодцы!!! Кроме овальных есть еще сердцевидные, игольчатые формы листовых пластинок [3].
Физминутка Комплекс упражнений офтальмогимнастики
- Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза (3–5 сек.), затем открыть (3–5 сек.).
- Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 3–5 сек., закрыть глаза (3–5 сек.). Повторить 4–5 раз.
- Выполняется сидя или стоя. Вытяните правую руку вперед. Следите глазами за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево–вправо, вверх–вниз. Голову не поворачивать. Повторить 4–5 раз.
- Выполняется сидя или стоя. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки (3 сек.), перенести взор вдаль на 3 сек. Повторить 4–5 раз [4].
А сейчас посмотрите (демонстрация гербарных экземпляров) формы края пластинки листья. Они одинаковые?
Ответ - Нет.
А чем они отличаются друг от друга?
Ответ – У одних края ровные, а у других нет.
Хорошо. По форме края пластинки листья такие разнообразны.
(рисунок на доске) Бывают цельные, зубчатые, пильчатые и городчатые листья.
Определите форму и край листа на гербарном материале: у вишни, дуба, сирени [5].
А сейчас посмотрите на эти гербарии. Гербарные растения отличаются ли друг от друга? Если да, то чем?
Ответ – На черешке один лист, или много.
Классификация листья( по количеству листовых пластинок) –
записываю в рабочую тетрадь
простые сложные.
на черешке –… на черешке –….
Ответ:.( одна листовая пластинка) ( несколько листовых пластинок)
А сейчас вы повнимательнее рассмотрите листовые пластинки этих растений. Есть ли различия между ними?
Ответ – Да, есть. Рисунки разные.
Эти рисунки по другому называют жилкованием.
Листовые пластинки пронизаны в разных направлениях проводящими пучками- жилками.
Какие функции могут выполнять жилки?
Работа с учебным пособием
Функции: (записывают в тетрадь)
1. проводят растворы питательных веществ
2. придают прочность гибкость и упругость листу.
Продолжите схему (заполнение опорного конспекта)
Жилкование листа
Сетчатое. Дуговое.
перистое и пальчатое. Параллельное
Характерно для характерно для класса однодольных растений
двудольных растений
V. Закрепление.
Наша Земля, очень красива благодаря разнообразию растений и растительного мира. Листья - основа зеленого мира. Какие они? Давайте закрепим полученные знания, выполнив исследование лабораторную работу
«Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа».
Цель:….(формулируют учащиеся)
Эту лабораторную работу проведем по инструктивной карточке стр.179
Задания:
1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые
листья. По какому признаку вы их отбираете?
2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете?
Какое жилкование у отобранных вами листьев?
3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?
4. Заполните таблицу.
5. Сделать вывод [6].
Название растения | Листья простые и сложные | Жилкование | Листорасположение |
1. Сирень 2. Орхидея 3. Вишня 4.Клевер ползучий |
VI. Подведение итогов урока и выставление оценок
Листья бывают разные…
Жилкование: …..
Край листовой пластинки ……
А еще могут быть по количеству листовых пластинок …. и …….
VII. Рефлексия
1 Я узнал для себя нового-----
2. Мне понравилось----
3. Мне было особенно интересно узнать что ---.
VIІI. Домашнее задание.
(Дифференцированный подход).Работа с учебником:
Изучить §43, ответить на вопросы после параграфа
Задание по выбору
-Найти в произведениях поэтов и писателей описание листьев.
-Нарисовать лист с указанием его морфологического строения.
-Нарисовать картину по выбору сюжета: осенний, весенний, летний лес, с красочным описанием цветовой гаммы листьев.
1. https://www.culture.ru/poems/45597/listya.
3..https://cf.ppt-online.org/files/slide/z/ZoqOjatbcxQnPGXM7vSLhp4wD9N1IBiTmYFV85/slide-38.jpg.
4. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/02/08/fizminutki.
5.https://cf.ppt-online.org/files1/slide/t/TMpYKoUqszia4ndQrkBVy3IhAebcLNWwF9Sl5XmxZ0/slide-4.jpg.
6. Биология.5-6 классы:учеб.для образоват.организаций/В.В. Пасечник, С.В., Суматохин, Г. С.Калинова, З.Г.Гапонюк; под ред.В.В.Пасечника- 9-е изд. перераб.- М.:Просвещение, 2019.-224 с.: ил.- (Линия жизни), с. 179.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта урока ИЗО 2 класс по теме " Посуда у тебя дома"
На уроке ребята знакомятся с народным промысло Хохлома. Учатся рисовать элементы узора . Создают эскизы посуды...
разработка конспекта урока для 4 класса по основам мировых религиозных культур с презентацией по теме "Добро и зло в буддизме, христианстве и иудаизме"
урок в 4 классе по теме "Добро и зло" рекомендую проводить в технологии проблемно-развивающего обучения учащихся. Данный материал был опробирован на районном открытом уроке 18 декабря 2013 года....
Разработка конспекта урока по биологии8 класс по теме: Класс Насекомые
Конспект урока с использованием фрагмента биоадекватной методики...
Методическая разработка конспекта урока в 6 классе
Предлагаемая разработка, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентирована, прежде всего, на учителей, работающих с УМК «Новый курс английского языка для российских школ: 2-й год обучен...
Методическая разработка, конспект урока в 6 классе «Шотландия»
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока английского языка по теме «Шотландия» (6 класс). Урок входит в цикл уроков, посвященных Шотландии, и является заключительным при изучении темы. ...
Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс
Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........