Программа элективного курса "Природа и цивилизация"
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Семенская Светлана Вячеславовна

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базо­вых программах. Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Целями изучения курса являются интеграция знаний учащихся по эколо­гии, полученных при изучении различных предметов, воспитание у учащихся экологически оправданного поведения в жизненных и производственных ситуациях, формирование научно-познавательного, эмоционально-нравствен­ного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к свое­му здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_i_tsivilizatsiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПРИРОДА   И    ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Пояснительная записка

Актуальность изучения данного элективного курса связана со все более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. При его изучении учащиеся углубляют свои знания об основных причинах нарушения устойчивости природных систем, изменения качественного состояния природных компонентов в природных комплексах, снижения способности природы воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека, для дальнейшего развития общества.

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Целями изучения курса являются интеграция знаний учащихся по экологии, полученных при изучении различных предметов, воспитание у учащихся экологически оправданного поведения в жизненных и производственных ситуациях, формирование научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Содержание курса раскрывается через уже знакомую учащимся систему понятий, которые в ходе изучения данного курса развиваются и конкретизируются, а также вводятся новые понятия. Наряду с теоретической частью программа предусматривает практические и самостоятельные работы школьников.

Учащиеся должны знать:

основную понятийно-терминологическую базу;

•  научно-методические основы охраны окружающей среды; разнообразие видов сообществ своей местности;

•  редкие виды растений и животных своего края; современное состояние природных комплексов Пензенской области;

•  характеристики абиотических, биотических и антропогенных факторов окружающей среды в регионе;

• современное состояние, использование и способы охраны растительности и животных края;

•  виды природных ресурсов и основные закономерности их размещения в области;

• памятники природы и заповедники родного края;

• сезонные изменения в жизни растений и животных края.

Учащиеся должны уметь:

•  применять знания экологических правил при анализе экологических ситуаций локального и регионального уровня;

• оценивать природные ресурсы природных комплексов области;

• определять уровень загрязнения воды и воздуха;

• проводить фенологические наблюдения;

•  принимать участие в озеленении ближайшего природного окружения и противоэрозионных мероприятиях.

Содержание курса предусматривает работу с разными источниками информации.

Курс рассчитан на 34 часа.

Учебно-тематический план

№ п/п 

Темы курса 

Всего часов 

Дата проведения

1 

Основные этапы взаимодействия человека и природы 

  1. Человек, его появление и развитие.
  2. Древнейшие люди, их связь с природой.
  3. Древние цивилизации.
  4. Роль географической среды в становлении цивилизаций.
  5. Особенности индустриальной эпохи (активное освоение ресурсов, развитие промышленности и т.д.).
  6. Период НТР - начало постиндустриальной эпохи.
  7. Современное состояние природных систем, их оценка.

Практикумы:

  1. Ознакомление учащихся с различными методами составления летописи Земли и человеческого общества.
  2. Составление истории природопользования своей местности.

9

1

1

1

1

1

1 

1

1

1

 

 

2 

Состояние природных систем: страна, регион 

  1. Парадоксы российского пространства.
  2. Знаки беды: территории острых экологических ситуаций.
  3. Экология и экономика: враги или друзья?
  4. Проблемы охраны окружающей среды Московской области.
  5. Городская среда - среда жизни человека.
  6. Факторы формирования городской среды г.Каширы, ее функциональная структура.
  7. Система служб области, стоящих на защите природы.

Практикумы:

  1. Анализ карт атласа России и Московской области, статистических данных, диаграмм.
  2. Составление проекта деления города на зоны по преобладающей функции.

9

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

3 

Использование   современных   способов   научных исследований в природопользовании 

  1. Прогнозирование и моделирование.
  2. Оценка качества окружающей среды.
  3. Мониторинг.
  4. Виды мониторинга.

Практикумы:

  1. Экологическая экспертиза хозяйственного проекта.
  2. Моделирование экологической проблемы (ситуации). Обоснование существа проблемы, анализ и прогнозирование функционирования и развития природной системы.
  3. Выбор практических рекомендаций по устранению возникающих экологических конфликтов.

7

1

1

1

1

1

1

1

 

4 

Будущее человечества под угрозой 

  1. Диалектическое единство природы и человека.
  2. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
  3. Понятие об экологической культуре, этике, мышлении.
  4. Внутренняя гармония человека - необходимое условие достижения гармонии мира.
  5. На пути к устойчивому развитию.

Роль международных организаций в решении глобальных проблем.

  1. Формирование планетарного мышления.

Практикумы:

  1. Классификация глобальных проблем человечества.
  2. Конференция. От экологических проблем к глобальным проблемам человечества.
  3. Теоретическое обоснование стратегии личного поведения в природной среде в соответствии с экологической целесообразностью.

9

1

1

1

1

1 

1

1

1

1

 

Итого: 

34

Содержание программы (34 часа)

Тема 1. Основные этапы взаимодействия человека и природы (9часов)

1.  Человек, его появление и развитие. Древнейшие люди, их связь с природой.

2.  Древние цивилизации. Роль географической среды в становлении цивилизаций.

3.  Особенности индустриальной эпохи (активное освоение ресурсов, развитие промышленности и т.д.).

4.  Период НТР - начало постиндустриальной эпохи. Современное состояние природных систем, их оценка.

Практикумы: 1. Ознакомление учащихся с различными методами составления летописи Земли и человеческого общества.

2. Составление истории природопользования своей местности.

Тема 2. Состояние природных систем: страна, регион (9 часов)

1.  Парадоксы российского пространства.

2. Знаки беды: территории острых экологических ситуаций.

3. Экология и экономика: враги или друзья?

4.  Проблемы охраны окружающей среды Московской области.

5. Городская среда - среда жизни человека.

6.  Факторы формирования городской среды г.Каширы, ее функциональная структура.

7.  Система служб области, стоящих на защите природы.

Практикумы:

1. Анализ карт атласа России и Московской области, статистических данных, диаграмм.

2. Составление проекта деления города на зоны по преобладающей функции:

а) промышленная зона,

б) селитебная зона,

в) рекреационная зона,

г) транспортная зона,

д) коммунально-складская зона.

3. Обсуждение проекта. Предложения по улучшению качества городской среды.

Тема 3. Использование современных способов научных исследований в природопользовании (7 часов)

1.  Прогнозирование и моделирование.

2. Оценка качества окружающей среды.

3. Мониторинг. Виды мониторинга.

Практикумы: 1. Экологическая экспертиза хозяйственного проекта.

2. Моделирование экологической проблемы (ситуации). Обоснование существа проблемы, анализ и прогнозирование функционирования и развития природной системы. Выбор практических рекомендаций по устранению возникающих экологических конфликтов.

Тема 4. Будущее человечества под угрозой (10 чаова)

1. Диалектическое единство природы и человека. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

2.  Понятие об экологической культуре, этике, мышлении. Внутренняя гармония человека - необходимое условие достижения гармонии мира.

3.  На пути к устойчивому развитию. Роль международных организаций в решении глобальных проблем. Формирование планетарного мышления.

Практикумы: 1. Классификация глобальных проблем человечества.

2. Конференция. От экологических проблем к глобальным проблемам человечества.

3. Теоретическое обоснование стратегии личного поведения в природной среде в соответствии с экологической целесообразностью.

Литература

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., СонинВ.И. Общая биология. 10-11 кл.М.: Дрофа, 2010.

2.  Чернова Н.М., Гачушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. 9 кл. М.: Просвещение, 2010.

3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 9 кл. М.: Дрофа, 2010.

4. Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф. Природопользование. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2012.

5.  Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Книга для учащихся. М.: Школа-Пресс, 2012.

6. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология: Краткий справочник. М.: Дрофа, 2012.

7. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М.: Дрофа, 2013.

8. Пономарева О.Н. Задания и упражнения по экологии. Пенза, 2012.

9. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ 10-11 кл. М.: Дрофа, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Элективный курс "Исчезнувшие цивилизации"

Программа знакомит учащихся с культурой и искусством древнейших цивилизаций, которые дали жизнь современному искусству....

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...