Программа элективного курса "Природа и цивилизация"
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
Целями изучения курса являются интеграция знаний учащихся по экологии, полученных при изучении различных предметов, воспитание у учащихся экологически оправданного поведения в жизненных и производственных ситуациях, формирование научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_tsivilizatsiya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИРОДА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Пояснительная записка
Актуальность изучения данного элективного курса связана со все более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. При его изучении учащиеся углубляют свои знания об основных причинах нарушения устойчивости природных систем, изменения качественного состояния природных компонентов в природных комплексах, снижения способности природы воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека, для дальнейшего развития общества.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
Целями изучения курса являются интеграция знаний учащихся по экологии, полученных при изучении различных предметов, воспитание у учащихся экологически оправданного поведения в жизненных и производственных ситуациях, формирование научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Содержание курса раскрывается через уже знакомую учащимся систему понятий, которые в ходе изучения данного курса развиваются и конкретизируются, а также вводятся новые понятия. Наряду с теоретической частью программа предусматривает практические и самостоятельные работы школьников.
Учащиеся должны знать:
• основную понятийно-терминологическую базу;
• научно-методические основы охраны окружающей среды; разнообразие видов сообществ своей местности;
• редкие виды растений и животных своего края; современное состояние природных комплексов Пензенской области;
• характеристики абиотических, биотических и антропогенных факторов окружающей среды в регионе;
• современное состояние, использование и способы охраны растительности и животных края;
• виды природных ресурсов и основные закономерности их размещения в области;
• памятники природы и заповедники родного края;
• сезонные изменения в жизни растений и животных края.
Учащиеся должны уметь:
• применять знания экологических правил при анализе экологических ситуаций локального и регионального уровня;
• оценивать природные ресурсы природных комплексов области;
• определять уровень загрязнения воды и воздуха;
• проводить фенологические наблюдения;
• принимать участие в озеленении ближайшего природного окружения и противоэрозионных мероприятиях.
Содержание курса предусматривает работу с разными источниками информации.
Курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы курса | Всего часов | Дата проведения |
1 | Основные этапы взаимодействия человека и природы
Практикумы:
| 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
2 | Состояние природных систем: страна, регион
Практикумы:
| 9 1 1 1 1 1 1 1
1 1 | |
3 | Использование современных способов научных исследований в природопользовании
Практикумы:
| 7 1 1 1 1 1 1 1 |
|
4 | Будущее человечества под угрозой
Роль международных организаций в решении глобальных проблем.
Практикумы:
| 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
| Итого: | 34 |
Содержание программы (34 часа)
Тема 1. Основные этапы взаимодействия человека и природы (9часов)
1. Человек, его появление и развитие. Древнейшие люди, их связь с природой.
2. Древние цивилизации. Роль географической среды в становлении цивилизаций.
3. Особенности индустриальной эпохи (активное освоение ресурсов, развитие промышленности и т.д.).
4. Период НТР - начало постиндустриальной эпохи. Современное состояние природных систем, их оценка.
Практикумы: 1. Ознакомление учащихся с различными методами составления летописи Земли и человеческого общества.
2. Составление истории природопользования своей местности.
Тема 2. Состояние природных систем: страна, регион (9 часов)
1. Парадоксы российского пространства.
2. Знаки беды: территории острых экологических ситуаций.
3. Экология и экономика: враги или друзья?
4. Проблемы охраны окружающей среды Московской области.
5. Городская среда - среда жизни человека.
6. Факторы формирования городской среды г.Каширы, ее функциональная структура.
7. Система служб области, стоящих на защите природы.
Практикумы:
1. Анализ карт атласа России и Московской области, статистических данных, диаграмм.
2. Составление проекта деления города на зоны по преобладающей функции:
а) промышленная зона,
б) селитебная зона,
в) рекреационная зона,
г) транспортная зона,
д) коммунально-складская зона.
3. Обсуждение проекта. Предложения по улучшению качества городской среды.
Тема 3. Использование современных способов научных исследований в природопользовании (7 часов)
1. Прогнозирование и моделирование.
2. Оценка качества окружающей среды.
3. Мониторинг. Виды мониторинга.
Практикумы: 1. Экологическая экспертиза хозяйственного проекта.
2. Моделирование экологической проблемы (ситуации). Обоснование существа проблемы, анализ и прогнозирование функционирования и развития природной системы. Выбор практических рекомендаций по устранению возникающих экологических конфликтов.
Тема 4. Будущее человечества под угрозой (10 чаова)
1. Диалектическое единство природы и человека. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
2. Понятие об экологической культуре, этике, мышлении. Внутренняя гармония человека - необходимое условие достижения гармонии мира.
3. На пути к устойчивому развитию. Роль международных организаций в решении глобальных проблем. Формирование планетарного мышления.
Практикумы: 1. Классификация глобальных проблем человечества.
2. Конференция. От экологических проблем к глобальным проблемам человечества.
3. Теоретическое обоснование стратегии личного поведения в природной среде в соответствии с экологической целесообразностью.
Литература
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., СонинВ.И. Общая биология. 10-11 кл.М.: Дрофа, 2010.
2. Чернова Н.М., Гачушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. 9 кл. М.: Просвещение, 2010.
3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 9 кл. М.: Дрофа, 2010.
4. Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф. Природопользование. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2012.
5. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Книга для учащихся. М.: Школа-Пресс, 2012.
6. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология: Краткий справочник. М.: Дрофа, 2012.
7. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М.: Дрофа, 2013.
8. Пономарева О.Н. Задания и упражнения по экологии. Пенза, 2012.
9. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ 10-11 кл. М.: Дрофа, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Элективный курс "Исчезнувшие цивилизации"
Программа знакомит учащихся с культурой и искусством древнейших цивилизаций, которые дали жизнь современному искусству....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Рабочая программа для 10 класса...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Рабочая программа элективного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Разработка внеурочной деятельности по обществознанию, 10 класс...