РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Нигматуллина Гульсум Сагадатовна

Рабочая программа для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_elektivnomu_kursu_10_klass.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного учебного предмета

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

в 10 а классе

Учитель истории и обществознания Нигматуллина Г.С.

2020 – 2021 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Рабочая программа элективного курса «Цивилизационный подход к изучению истории» составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории.

Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования на 2020 – 2021 учебный год.

Основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 2» г. Покачи.

Учебного плана и календарного учебного графика МАОУ «СОШ № 2»  на 2020 – 2021 учебный год.

Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории.

Авторской программы И.Н. Ионова и Г.В. Клоковой «Цивилизационный подход к изучению обществознания».

Рабочая программа предполагает изучение элективного курса по учебнику Боголюбова Л.Н.. Обществознание. 10  класс. – М.: Дрофа, 2017.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает четкое распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет оптимальное сочетание лабораторных, практических работ, уроков – лекций, дискуссий, структурирует учебный материал, определяет последовательность его изучения. Элективный курс разбит на 4 модуля.

 В рабочей программе учтены особенности контингента обучающихся, связи с предметами инвариантной части учебного плана (обществознание, право, политология), а также согласуется с новыми требованиями  ФГОС, что позволяет сохранять логику учебного процесса, а также  оптимально использовать возможности предметов инвариантной и вариативной частей учебного плана.  

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Элективный курс «Цивилизационный подход к изучению обществознания» реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения, то есть, является элементом вариативной части учебного плана.  Элективный курс рассчитан на 35 учебных часов в 11 классе – 1 учебного часа в неделю в течение первого и второго полугодий. Выбор элективного курса определяется решением школы и осуществляется каждым отдельным школьником.

Данная рабочая программа реализуется в 2020 – 2021 учебном году.

Структура документа

Рабочая программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, представленного тематическим планом и календарно-тематическим планом, требований к уровню подготовки по итогам изучения курса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

 Изучение развития Российской цивилизации и других цивилизаций позволяет по-новому поставить и решить проблемы обучения и воспитания, сформировать у обучающихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.  История России в данном курсе представлена как история цивилизации, следовательно, ее изучение предполагается с точки зрения цивилизационного подхода. Цивилизационный подход учитывает действие не одного, а множества исторических факторов. Так, он не означает выведение всей истории цивилизации из особенностей ее культуры. Большую роль в цивилизационном анализе играет учет влияния естественной среды, способа хозяйствования, социального строя, причем не только на уровне классов и больших социальных групп, но и на уровне малых групп – общины и семьи, а также влияний политической системы, обладающей определенной независимостью, как от экономических, так и от культурных факторов.

 В рамках цивилизационного подхода взаимодействуют две разные модели – линейно-стадиальная и локально-региональная. Линейно-стадиальная модель соотносится с идеей модернизации и исторического развития по западному образцу, локально-региональная – с идеей неизменности местных особенностей локальных цивилизаций, ценности их культурного опыта и выработанного веками образа жизни.  С учетом этих моментов и предполагается изучение истории российской цивилизации – сочетание характеристики специфики России как локальной цивилизации и характеристики отдельных этапов общего для многих стран исторического пути, который она прошла.  Сохранение модернизационной «оси» истории позволяет интегрировать курс в общую картину мировой истории, сосредоточенность на проблеме препятствий модернизации дает возможность полнее показать цивилизационную специфику страны (так как появляется возможность сократить объем освещения общих черт социально – экономического и политического развития России и Запада).  В основу линейно-стадиальной схемы курса положена трехчленная модель: выделены архаический, традиционный и современный этапы в истории российской цивилизации и цивилизаций других стран. Большое внимание необходимо уделить архаическому (языческому по происхождению) этапу, что объясняется особенностями российской цивилизации – только в этом случае можно в полной мере оценить достижения и недостатки традиционного, а также современного общества. Последнее особенно важно для решения воспитательных задач (в частности, воспитание толерантности). Решение этой задачи достигается за счет оптимизации учебного процесса при изучении данной темы.

 Особенностью курса является также активное применение понятий «цивилизационный выбор», «цивилизационная альтернатива», «социокультурная инверсия» - они являются центральными в данном курсе. Следствием всего вышеизложенного является весьма сложная внутренняя структура и логика курса, что предопределяет изучение его в полном объеме более подготовленными учащимися.

Цели и задачи изучения элективного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»:

изучение социокультурных особенностей России и аналитическое сравнение их с типичными чертами западной и восточной цивилизаций;

развитие умений и навыков комплексной работы с различными типами исторических источников;

развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям исторической действительности;

развитие гражданственности, патриотизма, толерантности у обучающихся;

развитие исторического мышления обучающихся на базе материала курса;

создание условий для закрепления и развития у обучающихся интереса к прошлому историческому опыту;

изучение принципа цивилизационного подхода и понимание этапов исторического развития.

 Таким образом, изучение школьниками элективного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.

 Познавательная компетентность: 

способность адекватно понимать общественно-научные термины в контексте.

Учебно-логические умения и навыки:

установление причинно-следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления.

Учебно-управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.

 Информационная компетентность:

умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач;

умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.

 Гражданская компетентность: 

умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей;

умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах;

умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;

способность к самоидентификации.

Социальная (социально-коммуникативная) компетентность: 

способность работать в команде;

способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;

способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;

умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.

Ведущие формы и методы организации учебных занятий:

исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов;

лабораторные работы;

«мозговой штурм», эвристические беседы;

заседания круглых столов;

защита проектов;

интерактивные лекции с последующими дискуссиями.

 Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно-предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Основные формы отчетности (измерители обученности):

тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);

творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.);

выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров;

результаты решения тестов.

 Итогом изучения элективного курса является защита мини-проекта, подготовленного учеником по конкретной теме.

II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 по итогам изучения элективного курса«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» обучающиеся должны   знать/ понимать: 

ценностные ориентации восточных славян;

архаический тип культуры;

«неосевая» культура;

этапы развития славянского язычества;

цивилизационная альтернатива;

спиритуализм;

цивилизационный вариант;

исихазм;

социально – экологический кризис;

традиционалистская реакция;

корпоративное сознание;

синкретизм;

социокультурная инверсия;

имперский характер государства;

имперское сознание;

старчество;

русская идея;

цивилизационное самосознание;

милленаризм;

философия русского антропокосмизма;

евразийство;

коммунистический эксперимент;

«комсомольская» экономика;

принципы периодизации истории российской цивилизации;

взаимосвязь и особенности истории российской цивилизации и мировой, конфессиональной, этнонациональной, локальной истории.

Уметь:

проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника;

систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно – исторического процесса;

формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического планов, что позволяет избежать дублирования авторской программы, но одновременно указывает способ развертывания учебного материала, содержательную структуру программы, а также распределение учебного времени на изучение тем и методы, используемые при прохождении программы, то есть технологию подачи материала.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

в 11 классе (17 часов, 1 час в неделю, первое полугодие)

№ п/п

Тема

К/ч

Дата

Введение (1 час)

1-2

Цивилизационный подход к изучению обществознания.

1

Тема 1. Географические и культурные предпосылки развития российской цивилизации.

3-4

Природно-географические факторы в истории.

1

5-6

Верования восточных славян

1

7-8

Ценностные ориентации народной русской культуры

1

Тема 2. Древние цивилизации и их отличительные особенности (5 часов)

9-10

Египетская цивилизация

1

11-12

Цивилизации Западной Азии

1

13-14

Индия и Китай как особые цивилизации.

1

15-16

Цивилизация Древней Греции

1

17-18

Цивилизация Древнего Рима

1

Тема 3. Русская цивилизация и Западная цивилизация

19-20

 Особенности формирования государства

1

21-22

 Особенности христианизации.

1

23-25

 Различия в формировании Западного и Российского социума.

1

26-27

 Сказки как отражение цивилизационных ценностей.

1

28-29

 Эпосы и легенды.

1

30-32

Круглый стол «Особенности российской цивилизации

1

33-34

 Урок обобщения по темам курса

1

35

Зачет

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета по математике "Логические основы математики". 11 класс

      Программа элективного учебного предмета «Логические основы математики» адресована учащимся  11 классов  МАОУ СОШ №2. Данная программа изучается в течение одного г...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...

Рабочая программа элективного учебного предмета"Обществознание в вопросах и ответах"

Рабочая программа элективного учебного предмета "обществознание в вопрлсах и ответах"...