Элективный курс "Древнерусская цивилизация"
элективный курс по истории

Федоренкова Анна Юрьевна

Наблюдения над историей всех стран и континентов показывают, что менталитет народов складывается веками и тысячелетиями как своеобразное (чаще всего неосознанное) подчинение определенным формам общежития. И поэтому без изучения истории восточных славян невозможно понимание социально-политических процессов не только древности и средневекового периода, но и современной России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 Н.Зайцевой»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

 _____________Е.И.Шелашская

«31» августа 2022 г.

Директор

___________ Л.С. Гаврилюк

«31»  августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс

Древнерусская цивилизация

Класс: 10

 

Разработал:

Учитель  истории и обществознания

Федоренкова А.Ю.

г. Рославль

2022

Пояснительная записка.

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования,      утвержденным      приказом Министерства образования Российской Федерации от  05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Учебно-методический комплект:

  1. Программа элективного курса «Древнерусская цивилизация» Е.С. Галкина, Ю. В. Козленко.-М.: Дрофа ,2007 г.

Древняя Русь — основа современной России. Ведь именно в Древней Руси были заложены базовые принципы тысячелетней русской государственности и культуры. Но изучению истории Древней Руси даже в профильной старшей школе уделяется лишь 14 часов, в течение которых невозможно осветить панораму этой уникальной цивилизации, содержащей в себе ответы на многие концептуальные вопросы российской истории и современности.

Наблюдения над историей всех стран и континентов показывают, что менталитет народов складывается веками и тысячелетиями как своеобразное (чаще всего неосознанное) подчинение определенным формам общежития. И поэтому без изучения истории восточных славян невозможно понимание социально-политических процессов не только древности и средневекового периода, но и современной России.

Другой важный аспект, на который необходимо обратить внимание учащихся, — изначально многонациональный характер Российского государства. Древняя Русь строилась на основе взаимодействия восточных славян с множеством соседних племен (финно-угры, балты, тюрки, остатки скифо-сарматского населения).

Изучение уникальной культуры Древней Руси, сложившейся в симбиозе язычества и христианства, будет способствовать формированию гуманистических ценностей и религиозной толерантности. Элективный курс «Древнерусская цивилизация» рассчитан на учащихся 10 классов, изучающих историю на профильном уровне.

Цель курса:

 формирование у старшеклассников представления об уникальности и ценности наследия древнерусской цивилизации как феномена всемирной истории, о преемственности социальных и культурных традиций в истории нашей Родины, об исторических основах национального самосознания. При этом под цивилизацией авторы настоящего курса понимают совокупность историко-культурных общностей, основанных на определенном хозяйственно-культурном типе.

Задачи курса:

— усвоение учащимися знаний об основных закономерностях складывания Древнерусского государства и древнерусской народности на основе синтеза различных этносов и культурных традиций;

— овладение базовыми принципами работы с разноплановыми историческими и историографическими источниками по средневековой истории Руси;

— развитие на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления Древней Руси в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

— развитие творческого мышления учащихся, их познавательной активности, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и приумножению.

Место курса в образовательном процессе.

 Курс построен по проблемно-хронологическому принципу на основе векторно-стадиального подхода, который в равной степени позволяет раскрыть хозяйственно-культурную и социально-экономическую составляющие древнерусской историко-культурной общности.

Тематика курса предполагает высокий уровень как насыщенности конкретно-историческим материалом, так и обобщения исторических сведений. Это вызвано спецификой содержания курса, слабо освещенного на базовом уровне. Содержательная последовательность проблемно-хронологических блоков курса непосредственно связана с программой отечественной истории в старшей школе (специального предварительного освоения каких-либо разделов других школьных курсов не требуется).

Элективный курс «Древнерусская цивилизация» имеет межпредметный характер и связан с содержанием курсов истории, обществознания и мировой художественной культуры.

  Программа рассчитана на 10 классы, 1 час в неделю, 35 часов в год.

Основные приемы организации деятельности:

Интерактивные - лекция, научно-практическая конференция, диспут, дискуссия, мини-сочинение;

Активные - семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, экскурсия, ситуация, дебаты.

   Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать:

— основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса и предусмотренные государственным стандартом общего образования;

— основные закономерности развития восточнославянского этноса;

— хозяйственно-культурные типы и историкокультурные общности на территории Древней Руси и их исторически сложившиеся особенности;

— важнейшие концепции этнокультурных процессов в России, их научную и мировоззренческую основу;

уметь:

— самостоятельно проводить комплексный поиск и анализ информации исторического, этнографического и социологического характера различных источников в рамках поставленной проблемы;

— формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию по историческим, этнологическим и культурологическим проблемам в публичных дискуссиях;

— формирования собственного взгляда на этнические, политические и социальные процессы современности с позиций толерантности, используя историко-этнологические сведения;

— создания фактической и теоретической базы для понимания места России во всемирно-историческом процессе;

— осознания себя гражданином своего Отечества.

Основное  содержание курса.

Вводное занятие (2 ч)

Древнерусская цивилизация как феномен всемирной истории.

Дискуссия о цивилизации и формации, хозяйственно-культурные типы и историко-культурные общности во всемирном историческом процессе. Прогресс и регресс — вопрос об обратимости исторических процессов.

Понятие «древнерусского»: хронология, социум, государство. Основные источники по периоду, их виды и проблема трактовки. Начало Руси — проблема на стыке наук.

Тема 1. Происхождение народов: теории и подходы (2 ч)

Понятие этноса и этногенеза, основные теории и дискуссии.

Проблема хронологической глубины расо - и социогенеза. Роль природно-климатического фактора. Социальные институты эпохи разложения первобытного общества: кровнородственная территориальная община.

Национальный менталитет как продукт истории. Разные типы общностей в догосударственный период. Этническая составляющая социогенеза и образования государства. Роль миграций в становлении народов.

Тема 2. Этнические и социальные процессы в Евразии (древнейший период) (2 ч)

Происхождение индоевропейцев в научной литературе. Хронология, возможные территории первоначального расселения. Формирование индоевропейского антропологического типа.

Этнос и археологическая культура. Этническое дробление индоевропейского единства.

Память о переселениях индоевропейцев в этногенетических преданиях различных народов Европы (греки, римляне, германцы, славяне).

Тема 3. Происхождение и ранняя история славян (2 ч)

Вопрос о позднем появлении этнонима «славяне» в письменных источниках. Дискуссии о времени и возможных территориях первичного расселения славян по данным археологии и лингвистики. Вопрос о времени обособления праславянского языка. Глубокое расовое смешение славянства. Антропологическая дифференциация ранних славян.

Проблема славяно-балто-германских отношений в свете современных научных данных.

Неизменность признаков славян в археологических культурах II тыс. до н. э. — конца I тыс. н. э.: погребальный обряд (трупосожжение), лепная керамика, размеры жилища, структура поселений (кучевая застройка). Изначальность земледелия и территориальной общины у славян. Компоненты этногенеза протославян.

Роль иноэтничных элементов в становлении славян. Особенности славянской территориальной общины и проблемы ассимиляции. Геродотова Скифия, глубина славяно-иранских лингвистических параллелей.

Славяне в римское время. Свидетельства о венедах Тита Ливия, Страбона, Плиния Старшего. Зарубинецкая культура: славяне, кельты, сарматы.

Природно-климатические изменения в Европе в III— VI вв. Славяне в эпоху Великого переселения народов.

Появление славян на исторической карте в VI в. Направления славянской экспансии. Склавины и анты: сообщения о социальном строе, характере рабства, быте славян. Археологические данные о славянах VI—VII вв. Миграция славян на Балканы, в Западную Европу. Проникновение в Испанию и Малую Азию.

Тема 4. Истоки древнерусской народности (3 ч)

Неразрывная связь формирования народности и образования государства. Этнический аспект образования Древнерусского государства. Специфика этнических процессов в Европе в I тыс. н. э. (отсутствие прямой преемственности в археологических культурах).

Направления массовых миграций по данным археологии, лингвистики и письменных источников.

Славянские «племена»-земли по «Повести временных лет».

Славянские миграции на Восточно-Европейскую равнину во второй половине I тыс. н. э.

«Повесть временных лет» о балтийской родине словен новгородских, вятичей, радимичей. Особенности культуры балтийских славян. Волин, Ретра, Аркона и их связи с Новгородом. Южная Балтика в восточнославянском фольклоре.

Легенда о происхождении славян из Норика в «Повести временных лет». Миграция славян со Среднего Дуная в VIII в.

Славяне VI—VIII вв. в Среднем Поднепровье.

Происхождение варягов. «Варяжский вопрос» в русской историографии. Новгородское происхождение легенды о призвании варягов. Варяги «Повести временных лет» в узком и широком смыслах. Археологические доказательства расселения варягов по Волго-Балтийскому пути до Волжской Булгарии. Варяги — население южного побережья Балтики. Обособленный характер летописных варягов-руси. Позднейшее распространение названия «варяги» на скандинавов.

Русы. Дискуссии об этнической принадлежности русов. Этноним «русь» в западноевропейских, византийских, восточных источниках. Принципиальные различия в локализации и описании обычаев русов в источниках. Значение индоевропейского корня «рус/рос» и его социальный аспект (светлый — царственный). Археологи о различных теориях происхождения племени «русь».

Тема 5. Начала Древнерусского государства (4 ч)

Многомерность понятия «государство». Теории государства Т. Гоббса и Дж. Локка, М. Бакунина, К. Маркса и Ф. Энгельса. Вопрос о роли славян, русов и варягов в образовании Древнерусского государства.

Норманнская теория и ее критика. Политические причины возникновения норманизма. Борьба вокруг норманнской теории. XVIII в. — 3. Байер, Г. Миллер, В. Тредиаковский, М. Ломоносов. XIX в. — А. Шлецер, Г. Эверс, Н. Карамзин, М. Погодин, А. Куник, Ю. Вене-лин, С. Гедеонов, Д. Иловайский. Аргументы «за» и «против». Русские и славянские названия Днепровских порогов. Имена в договорах Руси с Византией. Финское название Швеции — «Руотси» — «страна скал». Причины возрождения норманизма в последние десятилетия. Важность этнического аспекта политогенеза.

Политогенез — три пути образования государства по Ф. Энгельсу. Славянские «племена»-земли — «государства» афинского типа. Территориальная община как основа социальной структуры. Народное собрание — вече. Совет старейшин — старцы градские. Социальная структура городов и сел: десятки, сотни, тысячи. Институт тысяцких.

Обособление княжеской власти. «Русь» как племя-объединитель восточнославянских земель.

Легендарный характер летописных известий об истории Древней Руси IX—Хвв. Противоречивость княжеских генеалогий. Происхождение княжеской династии.

Вопрос о форме государственного устройства Киевской Руси. Новгород и Киев — политические центры Древней Руси.

Понятие «от рода русского» и обычное право русов.

Конфликт Святослава с древлянами 945 г. — свидетельство конфедеративного устройства Древней Руси. Монополизация полюдья в руках династии Рюриковичей. Ограниченность княжеской власти.

Расширение земель Руси при Владимире: собирание государства или увеличение числа данников? Установление политической гегемонии киевского княжеского дома. Отмена полюдья. Сыновья Владимира — князья-наместники. Вопрос о «лествичной системе» и завещание Ярослава Мудрого.

Тема 6. Социальные основы Древней Руси (3 ч)

Проблема специфики социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке (рабовладение, феодализм).

Проблема «земли» и «власти».

Роль веча. Летописные известия о проявлениях вечевой демократии в политической жизни Руси. Народные движения X—XI вв. — «антифеодальные» или в рамках феодализма? Роль города. Пути возникновения городов в Древней Руси.

Бояре. Дискуссия о происхождении института боярства. Место боярства в социальной структуре Древней Руси.

Закон русский. Русская Правда. Дискуссия о происхождении и характере распространения Русской Правды.

Правда Ярослава как регулятор отношений новгородцев князем. Правда Ярославичей — закон княжеского доме HI Вотчины трех сыновей Ярослава и их бояр.

Категории населения: свободные и челядины, смерды, 1акупы, холопы и др. Смерды — рабы, посаженные на и мню или свободное сельское население? Закупы-наймиты: установление зависимости за долг.

Русская Правда и «варварские правды» Западной Европы: причины сходства и различия.

Т е м а 7. Крещение Руси — рождение новой культуры (3 ч)

Летописные версии о месте принятия крещения Владимиром. Возможные центры распространения христианства — Константинополь, Болгария, Моравия. Крещение «руси» в 867 г. патриархом Фотием. Христиане — дружинники Игоря. Поездка Ольги в Византию в 957 г. и принятие ею христианства. Компилятивный характер летописных статей о крещении Руси. Дискуссии о крещении Владимира и характере раннего русского христианства.

Ярослав и появление митрополии Византийского подчинения на Руси. Первый русский митрополит Иларион и борьба с Константинополем. Десятинная церковь и Софийский собор. Языческие традиции в христианской Руси (природное и социальное).

Тема 8. Славяне и Русь между Востоком и Западом (3 ч)

Восточные славяне на пересечении торговых путей (Волго-Балтийский, Дунайско-Днепровский пути, «из варяг в греки»).

Проблема Леса и Степи (земледельцы и кочевники). Кочевая периферия восточных славян и Киевской Руси.

Политические традиции Тюркского каганата в формировании кочевых государств Восточной Европы VI—VII вв. Великая Булгария и ее распад. Контакты славян с кочевниками в VI—IX вв. Хазарский каганат VIII—X вв.: этническая структура и проблема государственности. Вопрос о хазарской дани.

Новые волны переселений с Востока. Миграции венгров в 830—860 гг. Печенеги. Появление половцев и уничтожение ими причерноморских славянских поселений. Возникновение государственности у половцев. Половецкие объединения — вассалы Руси (берендеи и «черные клобуки»).

Возникновение Волжской Булгарии в конце VIII — начале IX в. Роль Великого Булгара в торговле по Вол-го-Балтийскому пути. Поход Святослава на Булгарию. Тмутараканская Русь.

Польша и Червенские города. Связи польского и русского княжеских домов.

Этапы политических отношений с Моравией.

Установления отношений со Швецией при Ярославе. Шведо-варяжская дружина. Дипломатические браки Ярослава. Византия. Колонии русов в Константинополе.

Торговые договора Руси с греками. Военные столкновения, последний поход 1043 г. на Византию и установление мира. Зависимость русской церкви от Константинополя.

Культурные влияния Востока и Запада.

Т е м а 9. Средневековая конфедерация — удельная Русь (4 ч)

Политическая раздробленность как закономерный и прогрессивный этап в общественном развитии. Вопрос о феодальной основе политической раздробленности на Руси.

Социально-экономические изменения на Руси в XII — начале XIII в. Подъем сельского хозяйства (расширение территории пахотных земель, двух - и трехпольная система севооборота, применение удобрений).

Рост городов и их территории. Преобладание в городах ремесленного и торгового населения. Русская Правда пространной редакции.

Характер этнических отношений при феодализме. Дискуссия о хронологии раздробленности. Принцип «каждый держи отчину свою» — установки завещания Ярослава и Любечского съезда («узаконение» раздробленности).

Изменение границ племенных территориальных объединений — свидетельство сложения системы государственных отношений. Экономическая основа дробления земель и межкняжеских столкновений.

Установление более тесных связей между землями и начале XIII в. Проекты княжеских конфедераций.

Политическое устройство русских земель. Структура управления. Роль местных политических традиций. Состав веча в XII — начале XIII в. (феодалы и посадская верхушка).

Киевская земля. Традиционно значительная роль веча. Вопрос о боярском влиянии. Ослабление княжеской В мсти после смерти Мстислава Великого. Система княжеского «дуумвирата»: происхождение и сущность.

Новгородская земля. Ранний характер сложения боярской республики. X—XI вв. — период отсутствия института княжеской власти. Функции князя в Новгородской республике.

Галицко-Волынская Русь. Роль боярства в управлении землей. Ограниченность княжеской власти боярами.

Северо-Восточная Русь. Сложный этнический состав населения Волго-Окского междуречья. Финно-угорский субстрат. Два потока славянской колонизации (середина I тыс. н. э. и конец X — начало XI в.). Причины возникновения сильной княжеской власти. Новые города — княжеские центры. Противостояние старых (Ростов, Суздаль) и новых (Владимир) административных центров.

Притязания владимирских князей на ведущую роль в русских землях.

Система древнерусских княжеств-государств как цивилизационная альтернатива.

Тема 10. Древнерусская культура: духовное и материальное (4 ч)

Понятие культуры и ее структура.

Истоки культуры Древней Руси: славянское и русское язычество. Сосуществование язычества и христианства. Роль певца и сказителя у славян по данным византийских источников. Русский фольклор. Былины Киевского цикла. Сказки, пословицы и поговорки. Быт населения Древней Руси по данным письменности и археологии.

Письменность. Время и причины возникновения письменности у славян. Черты и резы. Кириллица и глаголица. Истоки глаголицы. Вопрос о распространении глаголицы на Руси.

Грамотность и образование. Школы в Древней Руси по «Повести временных лет». Берестяные грамоты — свидетельство грамотности населения. Летописание. Возникновение русского летописания. Памятники летописания и летописные традиции Древней Руси. Политическая тенденциозность летописцев. «Повесть временных лет». Проблема авторства «Повести временных лет».

Книжное дело. Писцы. Орудия и материалы для письма. Пергамен. Украшения: миниатюры, заставки, инициалы. Переплет.

Литературные памятники. Распространение каменного строительства. Мозаики и фрески. Иконопись.

Итоговое повторение по курсу (3 ч)

Древняя Русь на геополитической карте эпохи.

Стадиальная характеристика древнерусского общества контексте всеобщей истории.

Древнерусские основы российской культуры и менталитета.

Учебно - тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Сроки

проведения

Виды промежуточного контроля

(по итогам изучения главы, темы)

Вводное занятие

2

Происхождение народов: теории и подходы

2

Этнические и социальные процессы в Евразии (древнейший период)

2

Происхождение и ранняя история славян

2

Истоки древнерусской народности

3

Начала Древнерусского государства

4

Социальные основы Древней Руси

3

контрольное тестирование

Крещение Руси — рождение новой культуры

3

Славяне и Русь между Востоком и Западом

3

Средневековая конфедерация — удельная Русь

4

Древнерусская культура: духовное и материальное

4

Итоговое повторение по курсу

1

контрольное тестирование

Защита презентаций « Проблемы развития Древнерусской цивилизации»

2

Итого

35

Описание материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6-7 экз.).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Старшая  школа

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования,      утвержденный      приказом Министерства        образования Российской Федерации от  05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Д

Авторская программа курса «Древнерусская цивилизация» составлена на основе программой элективного курса «Древнерусская цивилизация» Е.С. Галкина, Ю. В. Козленко.-М.: Дрофа ,2007 г

Д

Авдусин Д. А. Основы археологии. М., 1989. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. Артамонов М. Т. История хазар. СПб., 2001.

Захаров Л. Н. Дипломатия Древней Руси: IX в. - М., 1980.

Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование, М., 2002.

Трубачев О. Н. К истокам Руси (наблюдения лингвиста). М,, 1993,

Фомин В. В. Варяги и варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005.

Янин В. JI. Я послал тебе бересту... М., 1998.

Д

Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).

П

Экспозиционный экран

Д

Мультимедийный компьютер с графической операционной системой, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet.

Д

Многофункциональное устройство

Д

Мультимедийный проектор

Д

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Д

Шкаф (ящик) для хранения карт

Д

Ящики для хранения таблиц

Д

Компьютерный стол

Д

Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)

Д

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Тема урока

Дата

план

факт

Вводное занятие

Древнерусская цивилизация как феномен всемирной истории

Дискуссия о цивилизации и формации

Тема 1 Происхождение народов: теории и подходы

Вопрос о позднем появлении этнонима «славяне»

Проблема хронологической глубины расо - и социогенеза

Тема 2 Этнические и социальные процессы в Евразии (древнейший период)

Происхождение индоевропейцев в научной литературе

Этнос и археологическая культура

Тема 3. Происхождение и ранняя история славян

Вопрос о позднем появлении этнонима «славяне»

Роль иноэтничных элементов в становлении славян

Этнический аспект образования Древнерусского государства

Тема 4. Истоки древнерусской народности

Славянские «племена» - земли по «Повести временных лет».

Происхождение варягов. «Варяжский вопрос» в русской историографии

Тема 5. Начала Древнерусского государства

Многомерность понятия «государство»

Норманнская теория и ее критика

Политогенез — три пути образования государства по Ф. Энгельсу

Понятие «от рода русского» и обычное право русов.

Тема 6. Социальные основы Древней Руси

Проблема специфики социального строя Древней Руси.

Проблема «земли» и «власти».

Дискуссия о происхождении института боярства

Тема 7. Крещение Руси — рождение новой культуры

Летописные версии о месте принятия крещения Владимиром

Ярослав и появление митрополии Византийского подчинения на Руси

Языческие традиции в христианской Руси

Тема 8. Славяне и Русь между Востоком и Западом

Восточные славяне на пересечении торговых путей

Проблема Леса и Степи

Новые волны переселений с Востока

Т е м а 9. Средневековая конфедерация — удельная Русь (ч)

Политическая раздробленность как закономерный и прогрессивный этап в общественном развитии.

Социально-экономические изменения на Руси в XII — начале XIII в.

Рост городов и их территории

Северо-Восточная Русь

Тема 10. Древнерусская культура: духовное и материальное

Понятие культуры и ее структура.

Истоки культуры Древней Руси

Письменность

Литературные памятники

Итоговое повторение по курсу

Древняя Русь на геополитической карте эпохи

Защита презентаций « Проблемы развития Древнерусской цивилизации»

Проблемы развития Древнерусской цивилизац

Проблемы развития Древнерусской цивилизац


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "На пути к современной цивилизации"

Предлагаемая программа  представляет собой элективный курс  для учащихся 10 – 11-х  классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению курса обществознани...

Программа предпрофильного элективного курса «По следам цивилизации».

Программа предпрофильного элективного курса “По следам цивилизации” рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов и является предметноориентированной....

Методическая разработка «Реализация технологии историзации на уроках геометрии основной школы». Элективный курс «История математики от Древних цивилизаций до наших дней».

При проведении уроков маематики крайне редко удается излагать исторические сведения. Здесь сказывается нехватка учебного времени, желание уделить больше внимания закреплению и многое другое. Поэтому я...

Программа элективного курса "Природа и цивилизация"

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базо­вых программах. Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.Целями изучения курса явля...

Элективный курс "Исчезнувшие цивилизации"

Программа знакомит учащихся с культурой и искусством древнейших цивилизаций, которые дали жизнь современному искусству....

Элективный курс по истории " Российская цивилизация. IX - конец XX века" 10 класс

Элективный курс по истории России  " Российская цивилизация.  IX -  конец XX века" .Рабочая программа и календарно - тематическое планирование  10 класс...

Элективный курс французского языка «Цивилизация. Культурные ценности и наследие Франции»

Данный элективный курс предназначен для обущающихся 11 класса (углубленный уровень)...