Элективный курс по биотехнологии
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Данный элективный курс представлен для предпрофильного обучения в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_biotekhnologii.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Основы биотехнологии».
(разработала учитель химии и биологии ЧСОШ №2 Алеева Р.В.)
Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы, рассчитан на 17 часов обучения для учащихся 9 классов, интересующихся биологией.
6 часов отводится на лекционные занятия, 1 час - семинарское занятие, 2 часа – лабораторные работы, 5 часов – практические работы, 2 часа – консультации.
на 10 часов
Пояснительная записка.
Биотехнология – это наука о методах и технологиях производства различных веществ и продуктов с использованием природных биологических объектов и процессов.
Люди с древнейших времен выступали в роли биотехнологов: пекли хлеб, варили пиво, получали молочнокислые продукты, вино. При этом они использовали различные микроорганизмы, даже не подозревая об их существовании.
Сегодня биотехнология – это интегральная наука, определяющая научно-технический прогресс. Биотехнология – единственная дисциплина, объединяющая фундаментальную и прикладную науку, а также производство. Развитие и широкое использование современных биотехнологий в медицине, пищевой, фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики является определяющим для устойчивого социально-экономического развития страны, повышения качества жизни населения. Важнейшим фактором успешного развития отечественной биотехнологии является дальнейшее совершенствование системы биотехнологического образования.
Перед современной школой стоит проблема реализации идеи концепции профильного обучения, требующего учета интересов и склонностей учащихся и предоставляющего возможность выбора собственной траектории обучения. Данная программа, решая поставленную задачу, позволяет учащимся 10 кл., целенаправленно готовящимся к поступлению в ВУЗы по биологическим и медицинским специальностям, убедиться в правильности выбора будущей профессии.
Программа элективного курса «Биотехнологии» используется в 10 классе в качестве «надстройки» к химико-биологическому профилю с целью расширения и углубления знаний по разделу «Основы генетики и селекции», в рамках которого отдельных часов на изучение данной темы не отведено.
Цель курса: формирование особой образовательной среды, способствующей расширению и углублению знаний по биологии, развитию познавательного интереса и удовлетворению образовательных потребностей и склонностей школьников.
Формы работы: лекция, лабораторная работа, практическая работа, экскурсия, семинар, консультация.
Актуальность программы.
Значение биотехнологии огромно, поскольку с ее помощью решаются серьезные проблемы. На базе микробиологии родилась и быстро развивается целая отрасль – микробиологическая промышленность. Благодаря успехам биотехнологии выпускаются средства интенсификации сельского хозяйства: высокоэффективные кормовые добавки и препараты (кормовые дрожжи, незаменимые аминокислоты, витамины, ферменты, кормовые и ветеринарные антибиотики). Также налажен выпуск микробиологических средств защиты растений от вредителей и болезней, бактериальных удобрений, препаратов для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности. Курс содержит необходимую информацию для научного формирования основ биотехнологии и ориентирован на подростков. Направленность курса—развивающая.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- характеристику основных методов биотехнологии (генная, клеточная инженерия, клонирование);
- общие принципы осуществления биотехнологических процессов;
- сферы применения биотехнологии (сельское хозяйство, медицина, пищевая промышленность, энергетика и т.п.)
Учащиеся должны уметь:
- классифицировать основные отрасли биотехнологии;
- соотносить биотехнологию и биоэтику;
- работать с различными источниками информации.
Учебно-познавательная деятельность детей организуется в интерактивном режиме на основе технологий: информационно-коммуникационных, практико-ориентированных, здоровьесберегающих.
В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, что способствует их саморазвитию, самообразованию и формированию ключевых компетенций.
^ Формы текущего контроля: тестирование, лабораторные работы, беседы
Форма итогового контроля: защита групповых проектов в форме презентации.
В процессе работы по изучению данного курса учащиеся должны овладеть:
- Умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой.
- Элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением, собранных данных, составлением самостоятельного микроисследования.
- Навыками наблюдения и самоанализа собственного организма.
Цель курса:
- Образовательные: обобщить и закрепить знания об основных направлениях биотехнологии, сформулировать понятие о методах биотехнологии и особенностях их применения в различных отраслях народного хозяйства;
- Развивающие: продолжить формирование умения работать в группе и способность самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету, развитие навыков устной речи, умения пользоваться специальной терминологией, а также самостоятельной защитой рефератов.
- Воспитательные: продолжить развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе; сформулировать понятие о значении эффективности научных разработок для их промышленного использования.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с основными направлениями и методами биотехнологии, её значением в жизни человека; осветить достижения, проблемы и перспективы биотехнологии;
Заинтересовать учащихся новыми достижениями в области биологии.
3. Развивать умение работать с различными источниками информации, способами обработки полученных данных с помощью компьютерных программ;
6. Развитие мыслительной активности, навыков самостоятельной деятельности, коммуникативных способностей.
7. Воспитание сознательного отношения к будущей профессии.
Учебно-познавательная деятельность детей организуется в интерактивном режиме с использованием следующих методов обучения: объяснительно-иллюстративных, практических, исследовательских, проблемных.
В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, что способствует их саморазвитию, самообразованию и формированию ключевых компетенций
Учебно-тематический план курса.
№ | Наименование темы | Формы и методы организации деятельности | Оборудование | Кол. часов |
Введение. Биотехнология как наука. История становления. | ||||
1. | Биотехнология – наука будущего? | Лекция, эвристическая беседа | Таблицы, видеоматериал | 1. |
Объекты и методы биотехнологии | ||||
2. | Основы микробиологической промышленности ( что такое микробный синтез?) | Лекция, эвристическая беседа | Таблицы, видеоматериал | 1. |
3. | Основы клеточной инженерии. Каллусные культуры растений и химерные животные. | Лекция, эвристическая беседа | Таблицы, видеоматериал | 1. |
4. | Клонирование: за и против? | Лекция, эвристическая беседа | Таблицы, видеоматериал Статьи о клонированных животных | 1. |
5. | Основы генной инженерии | Лекция, эвристическая беседа | Таблицы, видеоматериал | 1. |
6. | Трансгенные продукты: за и против? | Лекция, эвристическая беседа | Таблицы, видеоматериал Обсуждение статей о трансгенных продуктах, обсуждение вопроса : «Чем мы питаемся?» | 1. |
| ||||
7. |
| 1. | ||
| ||||
|
Форма итогового контроля: В конце курса учащимся предлагается защита проектной работы в форме презентации по одному из выбранных тем:
1. Клонирование животных.
2. Трансгенные продукты.
3. Достижения биотехнологии и здоровье человека.
4. Микроорганизмы приходят на помощь людям.
5. Значение биотехнологии.
Примерные темы проектов для итогового контроля:
- Генно-модифицированные организмы в нашей жизни.
- Особенности производства биогумуса.
- Перспективы использования генно-модифицированных организмов.
- Системы ДНК-диагностики.
- Криосохранение генофонда животных и растений.
- Биологические добавки в пищевой промышленности.
- Биотехнологии в энергетике.
- Этические аспекты клонирования организмов.
- Особенности производства витаминов и антибиотиков.
- Современные биотехнологии в сельском хозяйстве.
Примерные темы рефератов для семинарского занятия:
- Использование биотехнологий при мониторинге окружающей среды.
- Биотехнологии и решение экологических проблем.
- Очистка воды с помощью биотехнологий.
- Использование отходов сельского хозяйства для решения экологических проблем.
- Создание и использование биопестицидов.
- Современные аспекты инженерной энзимологии и перспективы ее использования.
- Роль биотехнологии в защите и оздоровлении биосферы.
- Космическая биотехнология.
- Биологическая очистка твердых отходов.
- Экологические проблемы, порождаемые трансгенными организмами.
Учебная программа
Введение
Программа элективного курса «Биотехнологии» расширяет и углубляет базовый курс биологии, способствует развитию познавательного интереса к предмету за счет применения практических и исследовательских методов и средств обучения. Программа рассчитана на 17 часов обучения, в том числе 6 часов отводится на лекционные занятия, 1 час - семинарское занятие, 2 часа – лабораторные работы, 5 часов – практические работы, 1 час – экскурсия, 2 часа – консультации.
Лабораторная работа «Оценка качества хлебобулочных изделий»
^ Цель: научиться проводить органолептическую оценку качества
Оборудование: хлебобулочные изделия, нож, стандарты качества хлебобулочных изделий.
Ход работы:
- Рассмотреть внешний вид изделия. Данные занести в таблицу:
|
|
|
Результаты осмотра сравнить с описанием в стандартах. Сделать вывод.
- Определить состояние мякиша. (Для этого изделие разрезают по ширине и надавливают кончиками пальцев поверхность мякиша в центре изделия. У пропеченных изделий мякиш сухой и принимает первоначальную форму после надавливания)
- Определить состояние промесса и пористости. (Отсутствие или наличие комочков, пустот, уплотнений)
- Определить вкус. (Пробу 1-2 г разжевывают в течение 3-5 с и вкусовые ощущения сравнивают с описанием в стандарте)
- Определить запах. (определяют путем 2-3 разового глубокого вдыхания воздуха через нос как можно с большей поверхности в начале целого изделия, а затем после его разрезания. Запах сравнивают с описанием в стандарте)
- Сделать вывод о соответствии или несоответствии исследуемых показателей стандарту качества изделия.
Дополнительный материал к лабораторной работе.
К дефектам внешнего вида относят:
- неправильная форма - получается если хлеб выпечен из недобродившего или перебродившего теста или если тесто во время выпечки прогревалось не равномерно;
- дефекты поверхности - отсутствие корки, крупные трещины, темная корка, появляются при недостаточной растойке теста или при слишком высокой температуре, или при отсутствии пара в печи.
К дефектам мякиша относятся:
- непромес - это участки мякиша, содержащие муку, кусочки соли, получается в результате нарушения режима замеса теста;
- закал - беспористый влажный слой мякиша, расположенный около нижней корки; в результате отстаивания хлеба на холодной поверхности, при посадке в недостаточно разогретую печь;
- Липкий мякиш - при использовании муки из проросшего и морозобойного зерна, малого срока выпечки.
Дефекты вкуса и аромата - наличие хруста при разжевывании, присутствие посторонних примесей, использование перебродившего теста.
Из-за высокой влажности хлеб быстро портится, является средой для развития микроорганизмов.
Плесневение после выпечки - неправильное хранение. Хлеб при этом покрывается налетом различных цветов и неприятного вкуса.
Картофельная болезнь - вызывается бактерией картофельной палочкой. Мякиш приобретает неприятный запах и превращается в темную тягучую массу.
Меловая болезнь - возникает при хранении хлеба в целлофановых пакетах. Распространяется в виде сухих, белых пятен. Такой хлеб в пищу не используется
Органолептические показатели качества хлебобулочных изделий
|
| |
|
| |
| От светло - желтого до темно - коричневого (на верхней корке) |
Литература:
- Артамонов В.И. «Биотехнология – агропромышленному комплексу», М.: Наука, 1989.
- Вакула В. «Биотехнология: что это такое?»,М.: Молодая гвардия,1989.
- Каплун А.П. «Биотехнология, химия, медецина» Химия в школе, № 2, 1994, стр.6-12.
- Фролова Л.В. «Культура клеток высших растений», Биология в школе, № 2, 1991, СТР.12-17.
- Чирков Ю. «Ожившие химеры», М.: Детская литература, 1991.
- Манаков М.Н., Победимский Д.Г. Теоретические основы технологии микробиологических производств. - М.: Агропромиздат, 2000.
- Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. - М.: Мир, 2003.
- Сазыкин О.Ю. Биотехнология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева; под ред. А.В. Катлинского. - М. : Издательский центр «Академия», 2008.
- Печуркин Н.С., Брильков А.В., Марченкова Т.В. Популяционные аспекты биотехнологии.- Новосибирск: Наука, 2002.
^ Методическая часть
Учебный план
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержательная часть
Учебно-тематический план.
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
Содержание курса.
^ Введение (1 час)
Биотехнология как наука, её задачи. История становления биотехнологии, перспективы развития.
Объекты и методы биотехнологии (3часа)
Растительные, животные и бактериальные клетки как объекты биотехнологии. Генная и клеточная инженерия. Выбор темы проекта. П/р «Поиск информации в Интернет о современных методах биотехнологии»
Промышленная биотехнология (6 часов)
Основные направления биотехнологии: биоэнергетика, биоэлектроника, биотехнология в нефтяной промышленности, медицине, производстве продуктов питания. Основные тип биопроцессов. Л/р «Оценка качества хлебобулочных изделий», Л/р «Органолептическая оценка качества молочно-кислых продуктов» П/р «Применение биотехнологий в быту» , П/р «Поиск информации в Интернет и литературных источниках по теме выбранного проекта»
Микроорганизмы в биотехнологическом производстве (2 часа)
Методы генной инженерии. Производство витаминов, аминокислот, пищевых белков. Получение антибиотиков.
Растительные и животные клетки – объекты биотехнологии (2 часа)
Трансгенные растения и животные. Особенности питательных сред и режима выращивания. Клонирование животных. Особенности клонирования органов. Этические аспекты клонирования. П/р «Поиск информации в Интернет о клонировании, подготовка презентации проекта»
Биотехнологии в экологии (2 часа)
Биологическая очистка сточных вод и твердых отходов. Экскурсия на очистные сооружения « Основные способы очистки сточных вод». Семинар «Биотехнологии спасут человечество?!»
Итоговое занятие (1 час)
Защита проектов.
Практические работы: «Поиск информации в Интернет о современных методах биотехнологии», «Применение биотехнологий в быту», «Поиск информации в Интернет и литературных источниках по теме выбранного проекта», «Поиск информации в Интернет о клонировании, подготовка презентации проекта»
Лабораторные работы: «Оценка качества хлебобулочных изделий», «Органолептическая оценка качества молочно-кислых продуктов»
Экскурсия: « Основные способы очистки сточных вод» (экскурсия на очистные сооружения)
Семинар: «Биотехнологии спасут человечество?!»
Литература для педагога
- Болгова И. В. Практические технологии в школе // Биология. – 2008. - №13. – С.29 – 33.
- Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение. Перевод с англ. – М.: Мир, 2002
- Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии: Учебное пособие для высших пед. учебн. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003
Интернет-ресурсы:
- Википедия – свободная энциклопедия http//ru.wikipedia.org/wiki/
- www.advertology.ru/article28118.htm
- www.sup99.ru/content/1409
- www.biotechnolog.ru
Приложение
Материалы для учителя.
Конспект учебного занятия
Тест по теме «Растительные, животные и бактериальные клетки как объекты биотехнологии»
1. Наличие целлюлозной клеточной стенки характерно для:
а) бактериальной клетки
б) животной клетки
в) растительной клетки
г) все ответы верны
2. Культура клеток бактерий называется:
а) порода
б) штамм
в) сорт
г) вид
3. Кольцевая молекула ДНК характерна для клетки:
а) бактериальной
б) растительной
в) животной
г) грибной
4. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов – это:
а) бионика
б) цитология
в) микробиология
г) биотехнология
5. Клетки животных, в отличие от клеток растений, не имеют:
а) пластид
б) клеточной мембраны
в) митохондрий
г) рибосом
6. Клетки животных относят к группе эукариотных, так как они имеют:
а) хлоропласты
б) плазматическую мембрану
в) оболочку
г) ядро
7. Собственную ДНК имеют:
а) хлоропласты
б) лизосомы
в) рибосомы
г) эндоплазматическая сеть
8. Какие клетки образуются путем мейоза:
а) мышечные
б) эпителиальные
в) половые
г) нервные
9. Установите соответствие:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы:
1В, 2Б, 3А, 4Г, 5А, 6Г, 7А, 8В
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа элективного курса по биологии для обучающихся 7 Пояснительная записка
Необходимость введения курса "Этология животных" обусловлена огромным образовательным значением, так как дает возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать животных в природе и в хозяйстве человека. Этология наглядно показывает, как человек путем воспитания, хорошего содержания и правильного ухода за животными изменяет природу организма.
Изучение данного курса тесно связано с такой дисциплиной, как "Общая зоология". А между тем объединить животных в животный мир и, таким образом, сделать стройной и целостной науку о них – зоологию (что, прежде всего, необходимо обучающимся в углубленных классах естествознания) – не может ни одна из областей зоологического знания, кроме общей этологии животных. Именно общая этология должна и способна стать стержнем всего зоологического знания ради выделения в особую (во всех значениях слова) зоологическую дисциплину – науку и учебный спецкурс.
В связи с отсутствием Государственного стандарта образования на этот спецкурс, учебная программа разработана на основе изучения учебного предмета "Зоология".
Данный спецкурс преследует цель сделать системной и цельной трактовку всей области поведения животных.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1) Исследовать животный мир как целостную развивающую структуру.
2) Обращаться при этом к общественным фактам, но не заниматься их изысканием в наблюдении и эксперименте, а обобщать данные (или пользоваться обобщенными данными), накопленными всей эмпирической этологией.
3) Строить общеэтологическую теорию как теорию животной организации.
4) Брать на вооружение метод познания животных, с одной стороны, выявляя общеэтологические и общебиологические факты, а с другой – используя общую теорию жизни.
Спецкурс "Этология животных" предусмотрен в 7– 8–м классах, рассчитан на 34 часа в течение всего учебного года.
Курс включает в себя следующие разделы:
I. Движение – простейшая форма поведения (1 час).
II. Научение и инсайт (8 часов).
III. Иерархия и территориальное поведение (5 часов).
IV. Брачные церемонии (4 часа).
V. Запахи в мире животных (4 часа).
VI. Механизм поведения (4 часа).
VII. Представления о сложном поведении (2 часа).
VIII. Животное и среда (4 часа).
IX. Поведение человека" (1 час)
Специфика данного спецкурса обусловлена тем, что, оставаясь частью биологии, этология конкретизирует биологическое разнообразие, не вырывая животных из генерального многообразия организмов, а рассматривая их его частью и определяя эту часть не прямым сравнением с другими формами, а через целое – нахождением места животных во всей системе организмов (биологической системе).
Зависимость общей этологии от развитости биологического знания такова, что без общей теории жизни нельзя построить общую теорию животной организации.
Программа спецкурса предусматривает теоретические знания, решение практических задач на занятиях.
Особое место в овладении данного курса отводится самостоятельной работе, которая включает написание реферата. Тема реферата выбирается в начале изучения спецкурса, работа над рефератом продолжается в течение учебного года.
В результате изучения курса "Этология животных" обучающиеся должны знать:
1. Основные понятия и термины науки о поведении животных.
2. Методы исследования поведения животных.
3. Причины поведения животных.
4. Усложнения поведения животных в процессе эволюции.
Прослушав этот спецкурс, школьник должен уметь:
1. Объяснять разницу между врожденным и приобретенным поведением и привести по одному примеру для каждого типа.
2. Перечислить селективные преимущества, которые дают врожденное, приобретенное и стереотипное поведение.
3. Привести пример стимула и обусловленного этим стимулом поведения, объяснить, почему один и тот же стимул не всегда вызывает одинаковое поведение.
4. Описать характерные черты территориального поведения и привести пример.
5. Описать роль угрожающего и умиротворяющего поведения в поддержание иерархии доминирования и привести примеры этих форм поведения.
6. Описать конфликтное поведение и объяснить, почему считается, что демонстрация угрозы и ухаживание сформировались на основе конфликтного поведения.
7. Сравнивать человеческое общество с социальными группами позвоночных, рассмотренных в данном спецкурсе.
Спецкурс "Этология животных" общим объемом 34 часа изучается в течение всего учебного года. Эти часы занятий распределены еженедельно по одному часу.
Курс завершается проведением зачета. К зачету обучающийся должен предоставить свой реферат на зачетном занятии.
Тематическое планирование
№ | Разделы. Темы | Количество часов | |
1 | 2 | 3 | |
1 | Введение. | 1 | |
Раздел I. Движение – простейшая форма поведения | 1 | ||
2 | Тропизмы. Солнечный компас. | 1 | |
Раздел II. Научение и инсайт | 8 | ||
3 | Причины поведения. | 1 | |
4 | Релизеры. | 1 | |
5 | Запечатления. | 1 | |
6 | Игры – особая форма познания. | 1 | |
7 | Подражение. | 1 | |
8 | Инсайт. | 1 | |
9 | Инстинкты и научение. | 1 | |
10 | Стимулы и научение. | 1 | |
Раздел 111. Иерархия и территориальное поведение | 5 | ||
11 | Ранги у животных. | 1 | |
1 | 2 | 3 | |
12 | Позы подчинения и ритуальные бои. | 1 | |
13 | Чем отличается территория от ареала. | 1 | |
14 | Почему поют птицы. | 1 | |
15 | Территориальное поведение. | 1 | |
Раздел IV. Брачные церемонии | 4 | ||
16 | Ухаживание некоторых беспозвоночных. | 1 | |
17 | Брачное поведение аквариумных рыб. | 1 | |
18 | Брачные игры птиц. | 1 | |
19 | Забота о потомстве у позвоночных животных. | 1 | |
Раздел V. Запахи в мире животных | 4 | ||
20 | Эпагоны – феромоны любви. | 1 | |
21 | Аминоны – оборонные вещества. Прогаптоны – боевые вещества | 1 | |
22 | Запахи и насекомые. | 1 | |
23 | Запахи и позвоночные животные. | 1 | |
Раздел VI, Механизмы поведения | 4 | ||
24 | Хеморецепция и терморецепция. | 1 | |
25 | Механорецепция и ультразвуковые коммуникации. | 1 | |
26 | Акустические сигналы. | 1 | |
27 | Зрение. | 1 | |
Раздел VII. Представление о сложном поведении | 2 | ||
28 | Сложное поведение медоносных пчел. | 1 | |
29 | Социальное поведение (социобиология). | 1 | |
Раздел VIII. Животное и среда | 4 | ||
30 | Координация и пространственная ориентация. | 1 | |
31. | Миграции. | 1 | |
32 | Акклиматизация. | 1 | |
33 | Биологические часы. | 1 | |
Раздел IX. Поведение человека | 1 | ||
34 | Археология человеческих пристрастий. | 1 |
Содержание программы
Введение
История изучения поведения животных. Методы изучения поведения животных. Этология – наука о поведении, ее структура.
I. Движение – простейшая форма поведения
Отличия движений животных и растений. Тропизмы. Понятия о положительных и отрицательных тропизмах. Геотропизм. Фототропизм. Стереотропизм. Реотропизм. Хемотропизм. Термотропизм. Солнечный компас.
II. Научение и инсайт
Три формы поведения. Причины поведения. Релизеры. Запечатление (импринтинг). Познание в форме игры. Подражание. Инсайт. Владение оружием труда у животных. Инстинктивное (врожденное) поведение. Приобретенное (в результате навыков) поведение. Стереотипное поведение. Рефлекс. Комплекс фиксированных действий. Стереотипные акты. Стимулы. Научение. Хабитуация (привыкание). Метод проб и ошибок. Варианты ассоциативного научения: латентное научение, инсайт, запечатление (импринтинг), усвоение навыков.
III. Иерархия и территориальное поведение
Конфликтное поведение. Смещенная активность. Угрожающая демонстрация. Иерархия доминирования. Умиротворяющее поведение. Ритуальные бои. Ареал. Территория обитания. Защита своей территории. Песни птиц как сексуальный релизер. Песни птиц как охрана гнездовой территории.
IV. Брачные церемонии
Брачные танцы различных видов беспозвоночных: бабочек, пауков, скорпионов, тараканов. Ритуал ухаживания у колюшек. Брачные церемонии циклид. Поведение птиц в брачный период. Токующие птицы, особенности их поведения: токовые позы, танцы. Свадебные подношения в обычае у разных птиц. Моногамия. Полигамия. Полигиния в животном мире. Брачный ритуал позвоночных животных: дельфинов, китов, зайцев, "лицевая ориентация" волков.
V. Запахи в мире животных
Обоняние насекомых – одно из главных чувств. Разная роль феромонов. Половые феромоны (эпагоны) у рыб, хвостатых амфибий и пресмыкающихся. Аминоны – оборонные вещества. Их роль в жизни насекомых, пауков, рыб и млекопитающих.
VI. Механизмы поведения
Понятие о хеморецепции. Деление хеморецепторов на экстерорецепторы и интерорецепторы. Терморецепция, ее роль в поддержании постоянной температуры тела. Механорецепторы и слух. Зрение: монохроматическое, дихроматическое и трихроматическое. Значение органов чувств, для нормальной жизнедеятельности, влияние их строения и функционирования на поведение животных.
VII. Представление о сложном поведении
Понятие о сложном поведении. Примеры сложного поведения у медоносных пчел, муравьев, тлей. Социальное поведение и его роль в жизни животных. Примеры социального поведения высших позвоночных животных. Социобиология.
VIII. Животное и среда
Координация движений и пространственная ориентация животных. Миграции животных. Акклиматизация животных: ее положительные и отрицательные последствия. Биологические (внутренние) часы.
IX. Поведение человека
Врожденное поведение. Инстинкт. От инстинктивных запретов к морали, родители и дети. Выделяющее поведение. Усиление социальности в поведении человека.
ЛИТЕРАТУРА
1 Авилова К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Книга для учителя – М.: Просвещение, 1983. – 160 С., ил.
2 Айрапетьянц Э. Ш., Константинов А. И. Эхолокация в природе. – Л.: Наука, 1970.
3 Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 191 с, ил.
4 Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития, 1998.
5 Алексеев В.А.– 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль; Академия развития, 1998.
6 Анашкина Е. И. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: Академия развития, 1998.
7 Бертон Р. Чувства животных. – М.: Мир, 1972.
8 Биоакустика. – М.: Высшая школа, 1975.
9 Брэм А. Э. Жизнь животных. В 3–х т. – М.: Терра, 1992.
10 Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. – М.: Олимп, 1997. – 288 с, ил.
11 Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. –М.: Педагогика–Пресс, 1994. – 208 с, ил.
12. Животные. – Смоленск: Русич, 2000. – 128 с.
13. Жизнь животных. В 7–ми т. / Гл. ред. В. Е. Соколов. – перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 527 с, 32 л. ил.
14. Калабухов Н. И. Спячка животных. – М.; Советская наука, 1946.
15. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 671 с., ил.
16. Мак–Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с, ил.
17. Мосияш С. С. Летающие ночью: Научно–популярный очерк о рукокрылых. –М.: Знание, 1985. – 160 с.
18. Панов Е. Н. Этология – ее истоки, становление и место в исследовании поведения. – М., 1975.
19. Поведение животных. – Смоленск: Русич, 1998.
20. Поправке С. С. Пчела на цветке. – М.: Агропроиздат, 1989. – 351 с: ил.
Программа элективного курса по химии «Окислительно-восстановительные реакции».
Составила учитель химии и биологии Алеева Рамзия Вагизовна.
Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы. Рассчитан на 10 часов для учащихся 9 классов, для более глубокого понимания сущности ОВР и его значения в повседневной жизни.
Актуальность программы.
В 8-ом классе школьники получили необходимые первоначальные знания по химии, которые в дальнейшем помогут им ориентироваться в сложном мире химической информации. Одной и сложных для понимания учащихся тем по химии являются разделы, связанные с процессами окисления и восстановления.
Электрон завоевал физику, а потом и химию, став для этой науки почти идолом. Окислительно-восстановительные реакции находятся во власти электронных переходов от одного атома к другому как внутри молекулы, так и между молекулами. Перемещение электронов сопровождается изменениями степени окисления атомов, участвующих в этих процессах. Для более полного понимания сущности ОВР и рассчитан данный курс, ведь чем полнее и глубже раскрывается материал, тем понятнее он становится для школьников, легче усваивается, так как усвоить можно только то, что было осмыслено и понято. Понять же его можно, лишь вскрывая глубинную сущность, поскольку понимание не может быть поверхностным. Без вскрытия сущности, которая никогда не лежит на поверхности, нет понятия.
Цель курса:
Рассмотреть основы протекания окислительно-восстановительных реакции в природе, в быту, а также внутри нашего организма; создать целостное представление о ОВР и связанных с ним процессах.
Задачи курса:
1. Закладка основ знаний по ОВР.
2. Организация и проведение лабораторных опытов, связанные с ОВР.
3. Развитие мыслительной активности, навыков самостоятельной деятельности, умение анализировать.
4. Воспитание сознательного отношения к будущей профессии.
Направленность курса—развивающая.
В процессе работы по изучению данного курса учащиеся должны овладеть:
- Умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой.
- Элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением, собранных данных, составлением самостоятельного микроисследования.
- Навыками наблюдения за проводимыми опытами и научиться делать выводы над наблюдаемыми явлениями
Учебно-тематический план курса.
№ занятия | Наименование темы | Формы и методы организации деятельности | Оборудование | Кол. часов | |||
1. | Сущность ОВР: основные определения, понятия. ОВР вокруг нас. | Лекция, эвристическая беседа, в ходе которого необходимо вспомнить материал 8-ого класса об окислителях и восстановителях | Таблицы, видеоматериал | 1. | |||
2. | Типичные окислители и восстановители. ОВР в водном растворе. | Лекция, эвристическая беседа. | Таблицы, видеоматериал | 1. | |||
3. | Ряд напряжений металлов и его значение. | Лекция, эвристическая беседа. | Таблицы, видеоматериал | 1. | |||
4,5,6 | Семинарские занятия: научить учащихся составлять электронных баланс» и уравнивать ОВР различными способами. |
Объяснение материала на конкретных примерах | Задачники 6 Г.П. Хомченко, Н.Е. Кузьменко и других авторов | 3. | |||
7,8,9. | Экспериментальные занятия -- проведение опытов, раскрывающих сущность ОВР: « Он окисляет воду», «Голубое холодное пламя», «Первые спички», «Химический хамелеон», «Почему отбеливает «Белизна», «Медные фокусы», « «Цветная загадка» и др. | Экспериментальное проведение лабораторных работ учащимися и наблюдение за процессами, сопровождающие ОВР, аналитический отчет | Пробирки, соответствующие реактивы, бюретка, штативы и т. д. | 3. | |||
10. | Защита проектов: «ОВР в нашей жизни». | Защита учащимися проектных работ, посвященных ОВР в нашей повседневной жизни. | Таблицы, видеоматериал | 1. |
Литература:
- Р.А.Лидин,Л.Ю.Аликберова «Химия справочник для старшеклассников поступающих в ВУЗы»,Дрофа, 2004.
- Л.Ю.Аликберова, Б.Д. Степин «Занимательные задания и эффективные опыты по химии», Дрофа, 2002.
- Н.Е. Кузьменко,В.В. Еремин «2500 задач по химии с решениями», М., «Мир и образование»,2003.
- Г.П.Хомченко., И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы», М., Высш.шк., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Биохимия и основами молекулярной биологии и биотехнологии"
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Элективный курс Основы биотехнологии
Этот элективный курс поддерживает и углубляет знания учащихся по биологии....
По элективному курсу «Основы биотехнологии»
Содержание материала элективного курса расширено историческими данными об открытиях, способствующих развитию биотехнологии, сведениями о методах клеточной и генной инженерии, актуальных научных основа...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...