Программа элективного курса "Биохимия и основами молекулярной биологии и биотехнологии"
элективный курс по биологии (11 класс) по теме

 Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_biohimiya.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Лисун Н.М.

Биохимия с основами молекулярной биологии и биотехнологии.

Пояснительная записка

Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, носит межпредметный характер и сопровождает учебные предметы «химия» и «биология» в общем  образовании школьников.

Данный элективный курс позволяет в доступной форме познакомить учащихся с биохимическими аспектами метаболизма, механизмами передачи наследственной информации и применением в биотехнологических процессах. Поскольку курс является завершающим в системе элективных курсов по естественнонаучному направлению, то позволяет обобщить знания и практические навыки полученные  при изучении химии и биологии в средней школе.

 Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля.

Цель курса является обеспечить углубленное изучение биологической химии, молекулярной биологии и биотехнологии.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть:

  1. системой знаний об основных понятиях биохимии;
  2. приобрести практические навыки проведения биохимического исследования биологических объектов и моделирования биологических процессов, что позволяет осуществлять преемственность содержания данной дисциплины с другими предметами химического и биологического блоков.

В ходе организации занятий рекомендуется использовать коллективные формы, что позволит  осуществить дифференцированный подход к процессу обучения. Большое место в курсе отводится практическим работам, которые направлены на развитие способности исследовать биологические системы, умения устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке.

Содержание программы

Введение. Определение биохимии и история ее развития. Методы биохимических исследований и их характеристика. Молекулярная биология и биотехнология, предмет и задачи. Значение биохимии, молекулярной биологии и биотехнологии для развития биологии, медицины, сельского хозяйства и промышленности.

Белки. Аминокислот ный состав белков.

Структура белковой молекулы. Первичная структура белков. Первичная структура и видо вая специфичность белков (на примере инсулина). Вторичная структура белков. Особенности α-спирали и β-структуры полипеп тидной цепи. Третичная структура белков. Типы связей, обеспечивающих поддержание третичной структуры белковой молекулы. Четвертичная структура белков. Субъединицы (протомеры) и эпимолекулы (мультимеры). Денатурация и ренатурация белков. Понятие о нативном белке.

 Амфотерность и реакционная способность белков. Изоэлектрическое со стояние белковой молекулы. Физико-химические свойства белков.

 Методы выделения белков из биологического материала. Методы фракционирования белков. Способы очистки белковых препаратов от низкомолекулярных примесей.

Номенклатура и классификация белков.

Функции белков в организме (структурная, механохимическая, ката литическая, гормональная, рецепторная, защитная, регуляторная, транспортная, токсическая).

Ферменты. Каталитическая (ферментативная) функция белков. Роль ферментов в явлениях жизнедеятельности. История открытия и изучения ферментов.

Строение ферментов.

Механизм действия ферментов. Зависимость скорости ферментативной реакции от различных факторов: концентрации субстрата и фермента, температуры, рН среды, ионной силы раствора, действия активаторов и ингибиторов, специфичности.

Классификация ферментов, ее принципы и современное со стояние.

Локализация ферментов в клетке.

Методы белковой химии, используемые для выделения и очистки ферментов. Промышленное получение и практическое использование фер ментов.

Нуклеиновые кислоты. История открытия и изучения нуклеиновых кислот. Химиче ский состав нуклеиновых кислот.

Дезоксирибонуклеиновая кислота. Локализация ДНК в клетке. Первичная структура ДНК. Вто ричная структура ДНК (модель Дж. Уотсона и Ф. Крика). Правила Чаргаффа. Виды ДНК. Полиморфизм ДНК. Структура хроматина ядра и хро мосомы. Понятие о сателлитных ДНК. Плавление молекул ДНК.

Рибонуклеиновые кислоты, их классификация (тРНК, рРНК, иРНК, яРНК, вРНК). Сравнительная характеристика видов нук леиновых кислот.

Матричные биосинтезы и основы генной инженерии. Механизм биосинтеза ДНК (репликация).

Регуляция биосинтеза ДНК в клетке. Природа спонтанного и искусственного мутагенеза. Роль ДНК в передаче наследствен ной информации. История развития генной инженерии. Биотехнология рекомбинантных ДНК.

Механизм биосинтеза РНК (транскрипция).

Локализация биосинтеза ДНК и РНК в клетке.

Схема матрич ного биосинтеза белка (трансляция). Активирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка. Генетический код. Регуляция рибосомального биосинтеза белков.

Катаболизм нуклеиновых кислот, белков и обмен нуклеотидов и аминокислот. Пути распада нуклеиновых кислот до свободных нуклеотидов

Обмен нуклеозидфосфатов. Пути их деструкции. Конечные продукты распада пуриновых и пиримидиновых оснований.

Биосинтез пиримидиновых и пуриновых нуклеотидов.

Пути распада белков (экзо- и эндогенный).

Метаболизм аминокислот.

Пути новообразования аминокислот в природе и их соотноше ние у различных классов организмов. Производство синтетических аминокислот. Проблема искусственной (синтетической) пищи.

Обмен углеводов.Пути распада поли- и олигосахаридов (экзо- и эндогенные).

Метаболизм моносахаридов. Обмен глюкозо-6-фосфата (дихотомический и апотомический пути, их соотношение в организ ме). Обмен пировиноградной кислоты. Гликолиз и гликогенолиз. Химизм спиртового) брожения. Окис лительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты при посредстве мультиэнзимного комплекса. Цикл трикарбоновых и дикарбоновых кислот.

Биосинтез углеводов. Механизм первичного биосинтеза угле водов в процессе фотосинтеза и хемосинтеза. Его энергетическое обеспечение.

Обмен липидов. Гидролиз липидов при участии липазы. Обмен глицерина. α и β-окисление высших жирных кислот, их локализация в клетке и соотношение в жи вотном и растительном царстве. Обмен ацетил-КоА. Биосинтез высших жирных кислот. Локализация биосинтеза высших жирных кислот в клетке. Меха низм биосинтеза триглицеридов, роль ацилтрансфераз (моно- и диглицеридтрансацилаз) в этом процессе. Фосфатидные кисло ты — промежуточные продукты в биосинтезе триглицеридов.

Биологическое окисление и энергетический обмен.Определение понятия «биологическое окисление».

Современные представления о механизмах биологического окисления: митохондриальное, микросомальное окисление, пероксидное окисление липидов и короткие пути окисления.

Сопряжение биологического окисления с фосфорилированием. Дыхательная цепь ферментов, осуществляющих сопряжение окисления с фосфорилированием.

Локализация окислительного фосфорилирования в клетке. Регуляция окис лительного фосфорилирования в митохондриях. Разобщение окис ления и фосфорилирования.

Энергетический эффект распада углеводов; сопоставление брожения, гликолиза и дыхания по этому показателю. Энер гетический эффект окисления триглицеридов и других липидов.

Гормоны. История развития учения о гормонах. Определение понятия «гормоны». Номенклатура и классификация гормонов. Биологические функции гормонов и гормоноподобных веществ

Получение и применение гормонов в сельском хозяйстве и медицине.

Взаимосвязь обмена белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов. Общие положения о взаимосвязи обмена веществ в орга низме.

Роль ключевых метаболитов: ацетил-КоА, ПВК, глюкозо-6-фосфата, 3-фосфоглицеринового  альдегида в метаболических процессах.

Обмен веществ как единое целое.

Регуляция процессов жизнедеятельности.Уровни регуляции жизненных процессов в живой природе: метаболитный, оперонный, клеточный, организменный, популяционный.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма организации

Методы работы

Вид контроля за результа-тами образования

1.

Введение

Определение биохимии и история ее развития. Методы биохимических исследований и их характеристика. Молекулярная биология и биотехнология, предмет и задачи. Значение биохимии, молекулярной биологии и биотехнологии для развития биологии, медицины, сельского хозяйства и промышленности.

1

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

2.

Белки

Аминокислот ный состав белков. Амфо-терность и реакцион-ная способность белков. Изоэлектри-ческое со стояние белковой молекулы. Физико-химические свойства белков.

Структура белковой молекулы.

Денатурация и ренатурация белков. Понятие о нативном белке.

Номенклатура и классификация белков.

Функции белков в организме (структур-ная, механохими-ческая, ката литии-ческая, гормональная, рецепторная, защит-ная, регуляторная, транспортная, токси-ческая).

Методы выделения белков из биологического материала. Методы фракционирования белков. Способы очистки белковых препаратов от низкомолекулярных примесей.

2

Практическая работа в группах:

- разделение смеси из трех аминокислот методом бумажной хроматографии;

 - разделение альбуминов и глобулинов яичного белка методом выса-ливания с сульфатом аммония;

 - осаждение белка при кипячении;

 - осаждение белка под действием концен-трированных мине-ральных кислот (серная и азотная);

 - осаждение белка под действием органических кислот;

 - осаждение белка под действием солей тяжелых металлов (сульфат меди и нитрат свинца);

 - осаждение белка под действием спирта;

 - очистка белка от ионов натрия и хлора методом диализа.

 

Решение задач.

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

3.

Ферменты

История открытия и изучения ферментов.

Строение фермен-тов. Механизм действия фермен-тов. Зависимость скорости фермен-тативной реакции от концентрации суб-страта и фермента.

Свойства фермен-тов. Активаторы и ингибиторы фермен-тов. Конкурентное и не конкурентное торможение действия фермен-тов.

Классификация ферментов, ее прин-ципы и современное со стояние.

Локализация фер-ментов в клетке. Методы белковой химии, исполь-зуемые для выде-ления и очистки ферментов. Промышленное по-лучение и практи-ческое использова-ние фер ментов.

2

Доклад учащих-ся. Лекция. Практическая работа в группах:

- Выявление воздей-ствия различных факторов внешней среды на активность амилазы слюны (влияние темпера-турного режима (0°С, 37°С и 100°С) и выявление темпе-ратурного оптимума; влияние рН среды    ( 1,2; 7,0 и 10,0 ) и выявление оптимума рН; влияние  Na Сl  и  CuSO4   и выявле-ние активатора и ингибитора).

- Проверка специи-фичности амилазы слюны при исполь-зовании крахмала   и сахарозы в качестве субстрата.

Коллективная работа.

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский

Составление отчета

4.

Нуклеиновые кислоты

Дезоксирибонуклеиновая кислота.

Нуклеотидный сос-тав ДНК: правила Чаргаффа. Первичная структура ДНК. Вто ричная структура ДНК (модель Дж. Уотсона и Ф. Крика). Плавление молекул ДНК. Структура хроматина ядра и хро мосомы.

Рибонуклеиновые кислоты, их классификация (тРНК, рРНК, иРНК, яРНК, вРНК). Сравнительная характеристика видов нук леиновых кислот.

1

Лекция,

индивидуальная работа, взаимопроверка в парах

Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом, составление сводных таблиц.

5.

Обмен нуклеиновых кислот

Пути распада нуклеиновых кислот до свободных нуклеотидов. Локка-лизация.Ферменты. Обмен нуклеозид-фосфатов. Пути их деструкции. Конечные продукты распада пуриновых и пиримидиновых оснований.

Образование пири-мидинового цикла и пуриновых нуклеотидов.

Механизм биосинтеза ДНК. Комплементарный механизм обеспечения специфич ности воспроизведения структуры при био синтезе ДНК. Регуляция биосинтеза ДНК в клетке. Биосинтез РНК. Локализация био-синтеза РНК в клетке.

2

Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах

Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом.

6.

Обмен белков

Пути распада белков. Гидролиз белков. Метаболизм амино-кислот.

Матричная теория биосинтеза белков. Общая схема матрич ного биосинтеза белков. Активирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка. Этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация. Код белкового синтеза. Регуляция рибосомального биосинтеза белков.

2

Практическая работа в группах:

- Определение общего содержа-ния белка в растворах различной концентрации биуре-товым методом с использованием калибровочной кривой.

Индивидуальная работа, взаимо-проверка в парах, решение задач.

Проблемно-исследователь-ский, фронтально-эвристическая беседа.

Составление отчета, самокон-троль, сверка с кодоскопом.

7.

Обмен углеводов

Пути распада полисахаридов и олигосахаридов. Мета-болизм моносахари-дов. Обмен глюкозо-6-фосфата. Обмен ПВК. Гликолиз и гликогенолиз. Химизм спиртового) брожения. Окис лительное декарбоксилирование ПВК. Цикл три- и дикарбоновых кислот.

Биосинтез углеводов. Механизм первичного биосинтеза угле водов в процессе фото-синтеза и хемосинтеза. Его энергетическое обеспечение.

1

Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах

Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом.

8.

Обмен липидов

Гидролиз липидов при участии липазы. Обмен глицерина. β-окисление ВЖК. Обмен ацетил-КоА. Биосинтез ВЖК. Меха низм биосинтеза триглицеридов, роль ацилтрансфераз в этом процессе. Фосфатидные кисло ты — промежуточные продукты в био-синтезе триглицери-дов.

1

Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах

Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом.

9.

Биологическое окисление

Определение поня-тия «биологическое окисление». Совре-менные представле-ния о механизмах биологического окисления.

Сопряжение биологического окисления с фосфорилированием Дыхательная цепь ферментов, осущест-вляющих сопряжение окисления с фосфорилированием.

Разобщение окис ления и фосфори-лирования. Свободное окисле-ние; переключе ние с окисления, сопря-женного с фосфо-рилированием, на сво бодное окисление. Пероксисомы и их функции.

Энергетический эффект распада углеводов; сопо-ставление брожения, гликолиза и дыхания по этому показателю. Энер гетический эффект окисления триглицеридов и других липидов.

2

Индивидуальная работа, решение задач, взаимопроверка в парах

Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом.

10.

Гормоны

История развития учения о гормонах. Номенклатура и классификация гормонов.

Стероидные гормоны: строение, свойства и функции.

Пептидные гормоны: структура и функции.

Прочие гормоны: адреналин, тироксин, ауксины, гиббереллины, простогландины. Их структура и функции.

Получение и применение гормо-нов в сельском хозяйстве и медицине.

1

Доклады учащихся.

Групповая работа.

Фронтально- эвристическая беседа

Составление сводных таблиц.

11.

Взаимосвязь обмена белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов

Общие положения о взаимосвязи обмена веществ в орга низме.

Взаимосвязь обме-нов нуклеиновых кислот и белков, нуклеиновых кислот и углеводов, нуклеиновых кислот и липидов, белков и углеводов, белков и липидов, углеводов и липидов. Роль ацетил-КоА, ПВК, глюкозо-6-фосфата, 3-фосфоглицери-нового  альдегида в этих процессах.

1

Коллективная работа.

Проблемно-исследовательский

Сверка с кодоскопом.

12.

Регуляция процессов жизнедеятельности

Уровни регуляции жизненных процессов в живой природе: метаболитный, оперон-ный, клеточный, орга-низменный, популя-ционный.

1

Коллективная работа.

Проблемно-исследовательский

Сверка с кодоскопом.

Итого

17

 Библиографический список

Основная

  1. Обмен веществ: Метод. рекомендации для учителей биологии/ Сост. Лисун Н.М. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001.
  2. Методические рекомендации для учителей биологии и химии по изучению темы «Ферменты»/ Сост. Никонова Н.Ф., Туманова Р.Н. – Челябинск, 1992.
  3. Филиппович Ю.Б., Егорова Т.А., Севастьянова Г.А. Практикум по общей биохимии. - М.: Просвещение, 1982.
  4. Филиппович Ю.Б., Севастьянова Г.А., Щеголева Л.И. Упражнения и задачи по биологической химии. - М.: Просвещение, 1986.
  5. Курилова Т.В., Туманова Р.Н., Соболевская Т.М. Методические рекомендации для  проведения школьных вариантов опытов по теме  "Нуклеиновые кислоты".- Челябинск, 1991.

Дополнительная

  1. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М., Высшая школа, 1985.
  2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1982.
  3. Курилова Т.В., Соболевская Т.М., Шибкова Д.З. Механизмы гормональной регуляции метаболизма и физиологических функций. - Челябинск, 1993.
  4. Ленинджер А.   Биохимия. - М.: Мир, 1976.
  5. Лифшиц Р.И. и др. Методические указания к практическим занятиям по биологической химии. - Челябинск, 1983.
  6. Мусил Я. и др. Современная биохимия в схемах. - М.: Мир, 1981.
  7. Марри Р. и др. Биохимия человека. - М.: Мир, 1993.
  8. Николаев А.Я.  Биологическая химия. - М.: Высш. шк.,  1989.
  9. Строев Е.А.  Биологическая химия. - М.: Высш. шк., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Программа элективного курса "Экологические основы охраны природы"

Программа элективного курса разработана в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. учителем биологии.     Основные задачи обучения обусловили построение программы элективного курса на ба...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", 11 класс

Данна рабочая програма элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой,...

Программа элективного учебного предмета "Основы экономических знаний"

Программа составлена для 9-х классов, 1 раз в неделю в течение года. Основная цель курса «Основы экономических знаний» - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоя...

Авторская учебная программа по курсу «Основы молекулярной биологии, цитологии и генетики»

Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно...