Рабочая программа по биологии для 7 класса
творческая работа учащихся по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 7 класса (Сонин Н.И)содержит пояснительную записку, содержание курса, требования к учащимся, тематическое и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая програма по биологии для 7 класса | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель школьного методического объединения учителей ________/__Юрлова Т.М./ Протокол №_______ от «___» __________2014 г |
| Утверждаю Директор школы _______/Бундаева Н.В. Приказ№___ от «___» __________2014 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
7 класс
на 2013-2014 учебный год
Составила: Косякова Татьяна Дмитриевна, учитель биологии и химии, высшей квалификационной категории
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» автора В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы / авт.- сост.И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2012. , полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся и Сборника нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 2-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником « Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина и учебником « Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 классов.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Дрофа, 2012.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, и т.д. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Содержание курса
( 68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3ч.)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
Царство Прокариоты ( 3ч.)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов ( 3 ч.) Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение ( на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Царство Грибы ( 4 ч.)
Тема 2.1
Общая характеристика грибов (3 ч.)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомиткота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
- Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 2.2
Лишайники ( 1 ч.)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
- Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Царство Растения ( 17ч.)
Тема 3.1
Общая характеристика растений ( 1ч.)
Растительный организм как целостная система. Клетки. ткани, органы и системы органов растений. регуляция жизнедеятельности растений4 фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
- Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2
Низшие растения ( 2ч.)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
- Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
- Лабораторная работа
Изучение внешнего строения водорослей.
Тема 3.3
Высшие растения ( 4ч.)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
- Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
- Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов.
Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения ( 2ч.)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных. их роль в биоценозах и практическое значение.
- Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
- Лабораторная работа
Изучение строения и многообразие голосеменных растений.
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения ( 6 ч.)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства ( 2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Демонстрация. Схемы строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений ( двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
- Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.
Царство Животные ( 38ч.)
Тема 4.1
Общая характеристика животных (1 ч.)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани. органы и системы органов животных. регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные ( беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные ( 2ч.)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики – паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
- Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Тема 4.3
Подцарство Многоклеточные (1ч.)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные- губки; их распространение и экологическое значение.
- Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4
Тип Кишечнополостные ( 3ч.)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные. сцифоидные и кораллы. роль в природных сообществах.
- Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5
Тип Плоские черви ( 2ч.)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособление к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей- паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
- Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6
Тип Круглые черви ( 1ч.)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
- Демонстрация. Схемы строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви (3 ч.)
Особенности организации кольчатых червей ( на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
- Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Тема 4.8
Тип Моллюски ( 2ч.)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Тема 4.9
Тип Членистоногие ( 7ч.)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
- Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
- Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Тема 4.10
Тип Иглокожие
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
- Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные ( 1 ч.)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Под тип Бесчерепные: особенности его организации и распространения.
- Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.12
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы ( 2ч.)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые ( акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
- Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лечеперых рыб.
- Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема 4.13
Класс Земноводные (2ч.)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно- функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
- Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
- Лабораторная работа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся ( 2ч.)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно- функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
- Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15
Класс Птицы (4ч.)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц ( птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
- Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Тема 4.16
Класс Млекопитающие (4ч.)
Происхождение млекопитающих. Первозвери ( утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные. хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
- Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
- Лабораторная работа
Изучение строения млекопитающих.
Царство Вирусы (1ч.)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболеваний гриппом. Происхождение вирусов.
Заключение (1ч.)
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Тематическое планирование по биологии в 7 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | |||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрользнаний. | |||
1. | Введение | 3 | 3 | - | - |
2. | Прокариоты | 3 | 3 | - | - |
3. | Грибы | 4 | 4 | 2 | - |
4 | Растения | 16 | 15 | 6 | 1 |
5 | Животные | 37 | 37 | 4 | |
6 | Вирусы | 1 | 1 | ||
7 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | ||
Итого | 68 | 66 | 12 | 2 |
Календарно -тематический план
№п/п урока | Тема урока | Вид занятия | Дата | Причины | |
по плану | фактически | ||||
Введение ( 3 ч.) | |||||
1. | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | Вводный урок | |||
2. | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | Комбинированный урок | |||
3. | Многообразие живых организмов и их классификация. | Комбинированный урок | |||
Раздел 1. Царство Прокариоты ( 3ч.) | |||||
4. | Общая характеристика и происхождение прокариот. | Вводный урок | |||
5. | Особенности строения, жизнедеятельности прокариот подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, их роль в природе и практическое значение. | Комбинированный урок | |||
6. | Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе и практическое значение. | Комбинированный урок | |||
Раздел 2. Царство Грибы ( 4ч.) | |||||
7. | Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека. | Вводный урок | |||
8. | Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности. | Л.Р.№1.Строение плесневого гриба мукора | |||
9. | Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты. | Л.Р.№2.Шляпочные грибы | |||
10. | Отдел Лишайники. | Комбинированный урок | |||
Раздел 3. Царство Растения ( 16 ч.) | |||||
11. | Общая характеристика Царства Растения. | Вводный урок | |||
12. | Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. | Л.Р.№3 Изучение внешнего строения водорослей | |||
13. | Размножение и развитие водорослей. | Комбинированный урок | |||
14. | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. | Комбинированный урок | |||
15. | Подцарство Высшие растения.Общая характеристика подцарства Высшие растения. | Комбинированный урок | |||
16. | Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности. | Л.Р.№4 Изучение внешнего строения мхов. | |||
17. | Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности. | Комбинированный урок | |||
18. | Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | Комбинированный урок | |||
19. | Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение. | Л.Р.№5 Изучение внешнего строения папоротника | |||
20. | Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение. | Комбинированный урок | |||
21. | Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение. | Л.Р.№6.Изучение строения и многообразие голосеменных растений. | |||
22. | Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. | Л.Р.№7.Изучение строения покрытосеменных растений. | |||
23. | Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные | Комбинированный урок | |||
24. | Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных. | Комбинированный урок | |||
25. | Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых. | Комбинированный урок | |||
26. | Класс Однодольные, характерные особенности растений семейства злаковых. | Комбинированный урок | |||
27. | Класс Однодольные, характерные признаки растений семейства лилейных. | Комбинированный урок | |||
28. | Повторительно-обобщающий урок по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения. | Л.Р.№8.Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, Обобщающий урок | |||
Раздел 4. Царство Животные (38 ч.) | |||||
29. | Общая характеристика царства Животные. | Вводный урок | |||
30. | Подцарство Одноклеточные. Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация. | Комбинированный урок | |||
31. | Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека. | Обобщающий урок | |||
32. | Подцарство Многоклеточные. Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные. | Комбинированный урок | |||
33. | Особенности организации кишечнополостных. | Комбинированный урок | |||
34. | Особенности организации кишечнополостных (продолжение). | Комбинированный урок | |||
35. | Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека. | Урок - путешествие | |||
36. | Особенности организации плоских червей. | Комбинированный урок | |||
37. | Плоские черви-паразиты. | Комбинированный урок | |||
38. | Тип Круглые черви, особенности их организации. | Комбинированный урок | |||
39. | Особенности строения и жизнедеятельности Кольчатых червей. | Комбинированный урок | |||
40.-41. | Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые. | Комбинированный урок | |||
42. | Особенности организации моллюсков, их происхождение. | Комбинированный урок | |||
43. | Многообразие моллюсков, значение их в природе | Комбинированный урок | |||
44. | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. | Л.Р.№9. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. | |||
45. | Многообразие ракообразных, их роль в природе. | Комбинированный урок | |||
46. | Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. | Комбинированный урок | |||
47. | Многообразие паукообразных, их роль в природе. | Комбинированный урок | |||
48. | Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. | Комбинированный урок | |||
49. | Размножение и развитие насекомых. | Комбинированный урок | |||
50. | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | Комбинированный урок | |||
51. | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе. | Комбинированный урок | |||
52. | Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные. | Вводный урок | |||
53. | Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные. | Л.Р. №10. Особен-ности внешнего строения рыб | |||
54. | Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. | Комбинированный урок | |||
55. | Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. | Комбинированный урок | |||
56. | Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе. | Комбинированный урок | |||
57. | Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных. | Комбинированный урок | |||
58. | Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. | Обобщающий урок | |||
59. | Класс Птицы, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | Л.Р.№11.Особенности внешнего строения птиц | |||
60. | Особенности организации птиц, связанные с полетом | Комбинированный урок | |||
61. | Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. | Комбинированный урок | |||
62. | Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека (продолжение). | Комбинированный урок | |||
63. | Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | Комбинированный урок | |||
64. | Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных (продолжение). | Л.Р.№12Особенности внешнего строения млекопитающих | |||
65. | Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе, практическое значение. | Комбинированный урок | |||
66. | Сумчатые и Первозвери. | Комбинированный урок | |||
Раздел 5. Царство Вирусы (1ч.) | |||||
67. | Вирусы. | Комбинированный урок | |||
68 | Итоговый контроль знаний | Урок контроля знаний |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
В результате изучения курса учащиеся должны :
знать/ понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект. реферат;
- владеть языком предмета.
Список литературы
1.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
4.Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.
5. Сонин Н. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2012.
6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.
Научно-популярная литература
1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
Учебно-образовательные ресурсы
- Таблицы
- Микроскопы
- Микропрепараты
- Гербарии
- Коллекции
- Муляжи
- ЭОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....