методический материал к урокам химии в 9 классе, ФГОС
методическая разработка по химии (9 класс)
методический материал к урокам химии в 9 классе, ФГОС содержит самостоятельные, проверочные и контрольные работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_proverochnye_raboty_fgos.docx | 50.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме «Электролитическая диссоциация»
Вариант I
А-1. Среди перечисленных веществ и растворов электролитом является(ются)
1) раствор хлорида кальция 2) сахарный сироп
3) кристаллы сахара 4) раствор иода в спирте
А-2. Среди перечисленных веществ, растворов и расплавов электролитом не является
1) раствор серной кислоты 2) оксид кальция
3) расплав хлорида калия 4) раствор гидроксида кальция
А-3. При растворении в воде гидроксид-ионы образует вещество, формула которого: 1) Cu(OH)2 2) Fe(OH)3 3) LiOH 4) Al(OH)3
А-4. Ступенчатая диссоциация происходит при растворении в воде
1) карбоната калия 3) серной кислоты
2) гидроксида натрия 4) азотной кислоты
А-5. В водном растворе одинаковые анионы образуют вещества
1) FeCl3 и Fe(OH)3 3) Ba(OH)2 и Cu(OH)2
2) BaSO4 и Na2SO4 4) AgNO3 и HNO3
B-1. Установите соответствие между ионами и названием
вещества, которое образуется из этих ионов в водных растворах.
1) Ag+ и Br– 2) Mg2+ и CO32–
3) Zn2+ и OH– 4) Ca2+ и PO43–
А. гидроксид кальция
Б. гидроксид цинка
В. фосфорная кислота
Г. фосфат кальция
Д. карбонат магния
Е. бромид серебра
1 | 2 | 3 | 4 |
В-2. Назовите вещества, которые относятся к разным классам неорганических соединений, но образуют при диссоциации в водных растворах одинаковые анионы.
1) LiOH и Сu(OH)2 3) BaSO4 и Na2SO4
2) Ba(OH)2 и BaCl2 4) HNO3 и Zn(NO3)2
Ответ:
В-3. Выберите строку, в которой обозначены формулы веществ, образующих в водном растворе анионы OH–, NO3–, SO42–.
1) LiOH, NH4NO3, BaSO4 3) C2H5OH, HNO3, FeSO4
2) CH3COOH, AgNO3, PbSO4 4) NH4OH, LiNO3, K2SO4
Ответ:
B-4. Из приведённых формул выпишите формулы слабых электролитов: NaOH, Mg(OH)2, HNO3, H2S, H2CO3, H2SO4.
Ответ:
С-1. Даны вещества: Cr(OH)3, CrCl3, NaCrO2, KMnO4,
HClO4, Ca(OH)2. Запишите уравнения диссоциации тех веществ,
для которых она возможна.
С-2. Запишите и назовите анионы, которые образуются в процессе ступенчатой диссоциации кислот: а) фосфорной; б) сероводородной
Вариант II
А-1. Среди перечисленных растворов и расплавов веществ неэлектролитом является
1) расплав хлорида лития 2) раствор гидроксида калия
3) раствор уксусной кислоты 4) раствор сахара
А-2. Из перечисленных веществ, формулы которых приведены, электролитом является
1) Cu(NO3)2 3) Fe(OH)3
2) BaSO4 4) CaCO3
A-3. При растворении в воде ионы водорода образует вещество, формула которого
1) Ba(OH)2 3) C2H5OH
2) K2SO4 4) HNO3
A-4. При растворении в воде разные катионы образует только вещество
1) гидрокарбонат натрия 3) хлорид меди(II)
2) гидроксид кальция 4) соляная кислота
А-5. В водном растворе одинаковые катионы образуют вещества
1) Сu(NO3)2 и Cu(OH)2 3) Ba(OH)2 и BaCl2
2) H2SO4 и K2SO4 4) AgCl и AgNO3
В-1. Установите соответствие между названием вещества и ионами, с помощью которых можно определить качественный состав этого вещества.
1) сульфат аммония 2) хлорид бария
3) карбонат кальция 4) хлорид железа(III)
А. Ag+ и SO42–
Б. H+ и SO42–
В. Ag+ и OH–
Г. H+ и Cl–
Д. Ba2+ и OH–
1 | 2 | 3 | 4 |
В-2. Назовите вещества, которые относятся к разным классам неорганических соединений, но образуют при диссоциации в водных растворах одинаковые катионы.
1) KOH и LiOH 3) BaSO4 и Ba(OH)2
2) Ba(OH)2 и Ba(NO3)2 4) CaCO3 и Ca(OH)2
Ответ:
B-3. Выберите строку, в которой обозначены формулы веществ, образующих в водном растворе катионы K+, Ba2+, H+.
1) KNO3, BaCl2, H3PO4 3) K2CO3, BaCO3, CH3COOH
2) KCl, BaSO4, KHSO4 4) K2SO4, Ba3(PO4)2, H2SiO3
Ответ:
B-4. Из приведённых формул выпишите формулы сильных электролитов: H2 K2S, Na2CO3, H2CO3, K2SiO3, Mg(NO3)2.
Ответ:
C-1. Даны вещества: Al(OH)3, ZnCl2, KClO4, Na3PO4, CaCO3,
NaHCO3. Запишите уравнения диссоциации тех веществ, для которых она возможна.
С-2. В водном растворе содержатся ионы H+, Ba2+, Fe3+, Mg2+, OH–, Cl–, SO42–. Запишите уравнения реакций, поясняющих, какие ионы будут связываться попарно при образовании малодиссоциирующего вещества.
Самостоятельная работа
«Реакции ионного обмена»
1. Запишите уравнения реакций ионного обмена (полные и сокращённые), происходящих между растворами следующих веществ:
Вариант I: NaOH и CuSO4, HNO3 и Ca(OH)2, K2CO3 и HCl, KCl и NaNO3
Вариант II: BaCl2 и Na2SO4, H2SO4 и KOH, CaCl2 и NaNO3,CaCO3 и HNO3
Вариант III:FeCl3 и KOH, CuCl2 и AgNO3, BaCl2 и NaNO3, Na2CO3 и HNO3
2. Отметьте признаки реакций в задании 1. Обозначьте знаком обратимости (_) реакцию, не идущую до конца.
3. Как осуществить на практике превращения, соответствующие схемам? Составьте уравнения химических реакций, подтверждающих ваши предположения.
Вариант I
Zn2+ + 2OH– --- Zn(OH)2
В а р и а н т II
H+ + OH– --- H2O
В а р и а н т III
SO32– + 2H+ --- H2O + SO2
Контрольная работа по темам «Классификация химических реакций»
и «Электролитическая диссоциация»
Вариант I
1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы кислот имеют общие свойства.
2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.
Zn + H2SO4 =
Cu + HCl =
Na2SO4 + BaCl2 =
3. Даны вещества: хлорид железа(III), бромид натрия, бромоводород, карбонат кальция, оксид серы(VI). К каждому из них добавили гидроксид натрия. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.
4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции
Pb2+ + 2OH– = Pb(OH)2
5. Приведите два примера реакций соединения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.
6. Составьте термохимическое уравнение реакции горения метана в кислороде, если при сжигании 21 л метана (н. у.) выделилось 837 кДж теплоты.
Вариант II
1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы щелочей имеют общие свойства.
2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.
K2CO3 + HNO3 =
Mg + FeSO4 =
Na2CO3 + Cu =
3. Даны вещества: сульфат натрия, оксид меди(II), карбонат калия, гидроксид калия. К каждому из них добавили разбавленную серную кислоту. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.
4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции
CO32– + 2H+ = H2O +CO2
2 2
5. Приведите два примера реакций разложения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.
6. Используя термохимическое уравнение
CaCO3(тв) + CO2(г) – 177,65 кДж,
рассчитайте количество теплоты, которая потребуется для разложения 50 кг карбоната кальция.
Вариант I
1. Объясните на основе знаний об электролитической
диссоциации, почему растворы кислот имеют общие свойства.
2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.
1) Zn + H2SO4 = 2) Cu + HCl = 3)Na2SO4 + BaCl2 =
3. Даны вещества: хлорид железа(III), бромид натрия, бромоводород, карбонат кальция, оксид серы(VI). К каждому из них добавили гидроксид натрия. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.
4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции
Pb2+ + 2OH– = Pb(OH)2
5. Приведите два примера реакций соединения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.
6. Составьте термохимическое уравнение реакции горения
метана в кислороде, если при сжигании 21 л метана (н. у.) выделилось 837 кДж теплоты.
Вариант II
1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы щелочей имеют общие свойства.
2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.
1) K2CO3 + HNO3 = 2) Mg + FeSO4 = 3) Na2CO3 + Cu =
3. Даны вещества: сульфат натрия, оксид меди(II), карбонат калия, гидроксид калия. К каждому из них добавили разбавленную серную кислоту. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.
4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции
CO32- + 2H+ = H2 O +CO2
5. Приведите два примера реакций разложения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.
6. Используя термохимическое уравнение CaCO3(тв) + CO2(г) – 177,65 кДж,
рассчитайте количество теплоты, которая потребуется для разложения 50 кг карбоната кальция.
Самостоятельная работа «Окислительно-восстановительные реакции»
Вариант I
Составьте уравнения реакций, используя предложенные схемы.
а) Mg + HNO3 --- … + … + …
80 %
б) Mg + HNO3 --- … + N2 + …
10 %
t
в) Zn(NO3)2 --- … + … + …
Вариант II
Составьте уравнения реакций, используя предложенные схемы.
а) Mg + HNO3 --- … + NO + …
30 %
б) Mg + HNO3 --- … + N2O + …
20 %
t
в) Hg(NO3)2 ---… + … + …
Проверочная работа
Вариант I
1. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
Cu + HNO3(разб) = NO + H2O + Cu(NO3)2
HNO3 + S = H2SO4 + NO2 + H2O
2. Почему, применяя суперфосфат в качестве удобрения, его нельзя смешивать с известью? Почему фосфат кальция менее пригоден в качестве удобрения, чем гидрофосфат?
Вариант II
1. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
Ca3(PO4)2 + C + SiO2 =CaSiO3 + P + CO
P + KClO3 =KCl + P2O5
2. Объясните, почему перед внесением в почву нельзя
смешивать с гашённой известью: а) сульфат аммония; б) нитрат аммония. Подтвердите ответ уравнениями химических
Контрольная работа по теме «Неметаллы»
Вариант I
А-1. Схема строения атома химического элемента кремния
1) +32 ) ) ) )
2 8 18 4
2) +20 ) ) ) )
2 8 8 2
3) +16 ) ) )
2 8 6
4) +14 ) ) )
2 8 4
А-2. Положительную степень окисления хлор проявляет в соединении
1) NaCl 2) PCl5 3) HCl 4) Cl2O7
А-3. Кислотные свойства высших оксидов химических элементов VА-группы периодической таблицы Д. И. Менделеева в ряду
N2O5 P2O5 As2O5 Sb2O5
1) усиливаются 2) ослабевают
3) остаются неизменными 4) сначала усиливаются, затем ослабевают
А-4. Аммиак не вступает в химическую реакцию
1) с кислородом 3) с соляной кислотой
2) с водородом 4) с водой
А-5. Соединения серы с металлами называют
1) сульфатами 3) сульфидами
2) сульфитами 4) сернистыми металлами
А-6. В результате окисления аммиака в присутствии катализатора образуются
1) оксид азота(II) и вода 3) азот и вода
2) оксид азота(IV) и вода 4) оксид азота(II) и водород
А-7. Сокращённому ионному уравнению: CO2+ 2OH– = H2O+ CO32–
соответствует химическая реакция
1) между соляной кислотой и карбонатом кальция
2) между гидроксидом натрия и оксидом углерода(IV)
3) между кремниевой кислотой и карбонатом калия
4) между карбонатом натрия и оксидом кремния(IV)
А-8. Реакцией ионного обмена не является реакция
1) NaBr + AgNO3 = NaNO3 + AgBr
2) (NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O
3) NH4OH + HNO3 = NH4NO3 + H2O
4) 2NH4OH + CuCl2 = 2NH4Cl + Cu(OH)2
В-1. Установите соответствие между исходными (исходным) и полученными веществами в уравнениях химических реакций, характеризующих свойства фосфорной кислоты.
1) H3PO4 + Ca = 2) H3PO4 + Ca(OH)2 =
3) H3PO4 + CaCl2 4) H3PO4 =
A. P2O5 + H2O
Б. Ca3(PO4)2 + HCl
В. P + H2O
Г. Ca3(PO4)2 + H2
Д. Ca3(PO4)2 + H2O
1 | 2 | 3 | 4 |
В-2. Установите соответствие между реактивом и группой веществ, которые можно обнаружить с помощью этого реактива.
1) растворимые соли бария
2) растворимые соли серебра
3) летучие кислоты (соляная, азотная, уксусная)
4) растворимые соли меди
А. карбонаты
Б. сероводородная кислота и растворимые в воде сульфиды
В. галогеноводородные кислоты и их соли, кроме фтористоводородной кислоты
Г. соли железа в степенях окисления +2 и +3 или соли свинца
Д. серная кислота и её соли — сульфаты
1 | 2 | 3 | 4 |
В-3. Установите соответствие между схемой перехода
электронов в химической реакции и примером, иллюстрирующим её.
1) N 0 --- N+2 2) N–3 --- N+2
3) N+5 --- N+2 4) N +5 --- N+4
А. HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + NO + H2O
Б. NO + O2 = NO2
В. N2 + O2 = NO
Г. NH3 + O2 = NO + H2O
Д. HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
1 | 2 | 3 | 4 |
В-4. Концентрированная серная кислота является окислителем в химических реакциях
1) Cu + H2SO4 = CuSO4 + H2O + SO2
2) CuO + H2SO4 =CuSO4 + H2O
3) NaCl + H2SO4 =Na2SO4 + HCl
4) C + H2SO4 = CO2 + H2O + SO2
5) C12H22O11 + H2SO4 = CO2 + H2O + SO2
Ответ:
В-5. Напишите полные и сокращённые ионные уравнения
возможных химических реакций, в которых оксид углерода(IV)
будет взаимодействовать с гидроксидом лития, гидроксидом
железа(III), оксидом кальция, водой, хлоридом меди(II).
Ответ:
С-1. Какая из приведённых схем показывает, что азот может быть восстановителем? Ответ поясните соответствующими уравнениями химических реакций.
1) N 0 + 3e --- N-3
2) N –3 + 5e --- N+2
С-2. В приведённой схеме напишите над стрелками формулы веществ, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
NaCl --- HCl ---ZnCl2 --- AgCl
Рассмотрите одно из уравнений химических реакций в свете представлений об электролитической диссоциации.
Вариант II
А-1. Схема строения иона углерода со степенью окисления –4
1) +14 ) ) )
2 8 4
2) +6 ) )
2 4
3) +6 ) )
2 8
4) +14 ) ) )
2 8 8
А-2. Положительную степень окисления кислород проявляет в соединении
1) N2O 2) СO 3) OF2 4) Al2O3
А-3. В ряду SiO2 --- P2O5 --- SO3 ---- Cl2O7 с увеличением относительной молекулярной массы оксидов
1) усиливаются основные свойства веществ
2) усиливаются кислотные свойства веществ
3) усиливаются амфотерные свойства веществ
4) свойства веществ практически не изменяются
А-4. Сера не вступает в химическую реакцию
1) с водородом 3) с металлами
2) с кислородом 4) с водой
А-5. Соединения азота с металлами называют
1) нитратами 3) нитридами
2) нитритами 4) азотистыми металлами
А-6. В результате полного сгорания метана образуются
1) углекислый газ и водород 3) углекислый газ и вода
2) углерод (сажа) и вода 4) угарный газ и вода
А-7. Сокращённому ионному уравнению: PO4 –3 +3 Ag + = Ag3 PO4
соответствует химическая реакция
1) между фосфатом натрия и хлоридом серебра
2) между фосфатом натрия и нитратом серебра
3) между фосфатом натрия и оксидом серебра
4) между фосфатом натрия и серебром
А-8. Из приведённых уравнений химических реакций реакцией обмена является
1) (NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O
2) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O
3) Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
4) 4P + 5O2 = 2P2O5
В-1. Установите соответствие между исходными и полученными веществами в уравнениях химических реакций, характеризующих свойства аммиака.
1) NH3 + H2O = 2) NH3 + H2SO4 =
3) NH3 + O2(недостаток) = 4) NH3 + O2(избыток) =
A. N2 + H2O
Б. NO2 + H2O
В. NH4HSO4 + H2O
Г. NO + H2O
Д. NH4OH
1 | 2 | 3 | 4 |
В-2. Установите соответствие между ионом и способом его обнаружения в растворах: 1) I– 2) SO42– 3) NO3– 4) NH4+
А. при добавлении щёлочи образуется газ с характерным запахом
Б. при добавлении нитрата серебра образуется жёлтый творожистый осадок, нерастворимый в азотной кислоте
В. при нагревании с медью и концентрированной серной кислотой образуется голубой раствор и выделяется бурый газ
Г. при добавлении нитрата бария выпадает мелкокристаллический осадок, нерастворимый в азотной кислоте
1 | 2 | 3 | 4 |
В-3. Установите соответствие между схемой перехода
электронов в химической реакции и примером, иллюстрирующим её.
1) S 0 --- S–2 2) S–2 --- S+4
3) S+4 --- S0 4) S+4 --- S+6
A. SO2 + H2S = S + H2O
Б. S + O2 = SO2
В. S + H2 = H2S
Г. H2S + O2 = SO2 + H2O
Д. SO2 + O2 = SO3
1 | 2 | 3 | 4 |
В-4. Сероводород проявляет свойства восстановителя в химических реакциях
1) H2S + O2 = S + H2O
2) H2S + NaOH = Na2S + H2O
3) H2S + SO2 = S + H2O
4) H2S + Pb(NO3)2 = PbS + HNO3
5) H2S + O2 = SO2 + H2O
Ответ:
В-5. Напишите полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций в тех случаях, где возможно взаимодействие между следующими парами веществ:
1) SiO2 + O2 =
2) (NH4)2CO3 + HNO3 =
3) SiO2 + H2O =
4) Ca(OH)2 + CO2 =
5) SiO2 + HCl =
Ответ:
С-1. Какая из приведённых схем показывает, что азот может быть восстановителем? Ответ поясните соответствующими уравнениями химических реакций.
1) N+5 + e --- N+4 2) N0 – 2e --- N+2
С-2. В приведённой схеме напишите над стрелками формулы веществ, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
KMnO4 --- Cl2 --- Zn --- AlI3
Рассмотрите одно из уравнений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях.
Задание. Запишите уравнения возможных реакций. Объясните их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Вариант I
Fe + CuCl2 =
Ag + CuCl2 =
Na + H2O =
Ca + Cl2 =
Li + O2 =
Mg + HCl =
Ag + HCl =
Al + S =
Вариант II
Cu + O2 =
Cu + H2O =
Fe + S =
Ca + H2O=
Al + CuSO4 =
Mg + H2SO4 =
Cu + HCl =
Cu + ZnSO4 =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку в 11 классе по произведению М. Шолохова "Тихий Дон" (первое знакомство с романом)
презентация...
Методический материал по уроку технологии 5 класс
Цель: ознакомиться с видами пороков древесины....
Учебно-методический материал к уроку музыки.1 класс. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Здесь представлена технологическая карта урока музыки в 1 классе. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Данный материал ориентирован на работу с учебником "1 класс. ...
Урок химии 8 класс. ФГОС. Рудзитис. Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева
Урок химии 8 класс ФГОС на тему: Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Содержит презентацию к уроку и конспект урока, приложение и дополнительные материалы....
календарно-тематическое планирование уроков химии 8 класса (ФГОС)
КТП для уроков химии в 8 классе (ФГОС) к учебнику Химия. Рудзитис, Фельдман...
Дидактический материал к урокам химии (8 класс)
В условиях дистанционного обучения важно обеспечить индивидуализацию учебного процесса. Поэтому по возможности каждому учащемуся целесообразно предложить вариант самостоятельной или тренировочной рабо...
Методический материал «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Основной формой организации обучения по-прежнему остается урок, поэтому необходимо знать принципы построения современного урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системн...