методический материал к урокам химии в 9 классе, ФГОС
методическая разработка по химии (9 класс)

Киреева Надежда Григорьевна

методический материал к урокам химии в 9 классе, ФГОС содержит самостоятельные, проверочные и контрольные  работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_proverochnye_raboty_fgos.docx50.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Электролитическая диссоциация»

Вариант I

А-1. Среди перечисленных веществ и растворов электролитом является(ются)

1) раствор хлорида кальция       2) сахарный сироп

3) кристаллы сахара                   4) раствор иода в спирте

А-2. Среди перечисленных веществ, растворов и расплавов электролитом не является

1) раствор серной кислоты                   2) оксид кальция

3) расплав хлорида калия                     4) раствор гидроксида кальция

А-3. При растворении в воде гидроксид-ионы образует вещество, формула которого:  1) Cu(OH)2    2) Fe(OH)3     3) LiOH     4) Al(OH)3

А-4. Ступенчатая диссоциация происходит при растворении в воде

1) карбоната калия                      3) серной кислоты

2) гидроксида натрия                  4) азотной кислоты

А-5. В водном растворе одинаковые анионы образуют вещества

1) FeCl3 и Fe(OH)3              3) Ba(OH)2 и Cu(OH)2

2) BaSO4 и Na2SO4             4) AgNO3 и HNO3

B-1. Установите соответствие между ионами и названием

вещества, которое образуется из этих ионов в водных растворах.

1) Ag+ и Br                                    2) Mg2+ и CO32–

3) Zn2+ и OH                                 4) Ca2+ и PO43–

А. гидроксид кальция

Б. гидроксид цинка

В. фосфорная кислота

Г. фосфат кальция

Д. карбонат магния

Е. бромид серебра

1

2

3

4

В-2. Назовите вещества, которые относятся к разным классам неорганических соединений, но образуют при диссоциации в водных растворах одинаковые анионы.

1) LiOH и Сu(OH)2                       3) BaSO4 и Na2SO4

2) Ba(OH)2 и BaCl2                       4) HNO3 и Zn(NO3)2

Ответ:

В-3. Выберите строку, в которой обозначены формулы веществ, образующих в водном растворе анионы OH,  NO3,  SO42–.

1) LiOH,  NH4NO3,  BaSO4                  3) C2H5OH, HNO3, FeSO4

2) CH3COOH, AgNO3, PbSO4             4) NH4OH, LiNO3, K2SO4

Ответ:

B-4. Из приведённых формул выпишите формулы слабых электролитов: NaOH,  Mg(OH)2,  HNO3,  H2S,  H2CO3,  H2SO4.

Ответ:

С-1. Даны вещества: Cr(OH)3, CrCl3, NaCrO2, KMnO4,

HClO4,  Ca(OH)2. Запишите уравнения диссоциации тех веществ,

для которых она возможна.

С-2. Запишите и назовите анионы, которые образуются в процессе ступенчатой диссоциации кислот: а) фосфорной; б) сероводородной

Вариант II

А-1. Среди перечисленных растворов и расплавов веществ   неэлектролитом является

1) расплав хлорида лития                        2) раствор гидроксида калия

3) раствор уксусной кислоты                  4) раствор сахара

А-2. Из перечисленных веществ, формулы которых приведены, электролитом является

1) Cu(NO3)2                                   3) Fe(OH)3

2) BaSO4                                         4) CaCO3

A-3. При растворении в воде ионы водорода образует вещество, формула которого

1) Ba(OH)2                             3) C2H5OH

2) K2SO4                                4) HNO3

A-4. При растворении в воде разные катионы образует только вещество

1) гидрокарбонат натрия                       3) хлорид меди(II)

2) гидроксид кальция                             4) соляная кислота

А-5. В водном растворе одинаковые катионы образуют вещества

1) Сu(NO3)2 и Cu(OH)2                       3) Ba(OH)2 и BaCl2

2) H2SO4 и K2SO4                               4) AgCl и AgNO3

В-1. Установите соответствие между названием вещества и ионами, с помощью которых можно определить качественный состав этого вещества.

1) сульфат аммония                               2) хлорид бария

3) карбонат кальция                              4) хлорид железа(III)

А. Ag+ и SO42–

Б. H+ и SO42–

В. Ag+ и OH

Г. H+ и Cl

Д. Ba2+ и OH

1

2

3

4

В-2. Назовите вещества, которые относятся к разным классам неорганических соединений, но образуют при диссоциации в водных растворах одинаковые катионы.

1) KOH и LiOH                                3) BaSO4 и Ba(OH)2

2) Ba(OH)2 и Ba(NO3)2                  4) CaCO3 и Ca(OH)2

Ответ:

B-3. Выберите строку, в которой обозначены формулы веществ, образующих в водном растворе катионы K+, Ba2+, H+.

1) KNO3, BaCl2, H3PO4                                  3) K2CO3, BaCO3, CH3COOH

2) KCl, BaSO4, KHSO4                                  4) K2SO4, Ba3(PO4)2, H2SiO3

Ответ:

B-4. Из приведённых формул выпишите формулы сильных электролитов: H2 K2S, Na2CO3,    H2CO3,   K2SiO3,   Mg(NO3)2.

Ответ:

C-1. Даны вещества: Al(OH)3, ZnCl2, KClO4, Na3PO4, CaCO3,

NaHCO3. Запишите уравнения диссоциации тех веществ, для которых она возможна.

С-2. В водном растворе содержатся ионы H+, Ba2+, Fe3+, Mg2+, OH, Cl, SO42–. Запишите уравнения реакций, поясняющих, какие ионы будут связываться попарно при образовании малодиссоциирующего вещества.

Самостоятельная работа

«Реакции ионного обмена»

1. Запишите уравнения реакций ионного обмена (полные  и сокращённые), происходящих между растворами следующих   веществ:

Вариант I: NaOH и CuSO4,   HNO3 и Ca(OH)2,  K2CO3 и HCl,   KCl и NaNO3

Вариант II: BaCl2 и Na2SO4, H2SO4 и KOH, CaCl2 и NaNO3,CaCO3 и HNO3

Вариант III:FeCl3 и KOH, CuCl2 и AgNO3, BaCl2 и NaNO3, Na2CO3 и HNO3

2. Отметьте признаки реакций в задании 1. Обозначьте знаком обратимости (_) реакцию, не идущую до конца.

3. Как осуществить на практике превращения, соответствующие схемам? Составьте уравнения химических реакций, подтверждающих ваши предположения.

Вариант I

Zn2+ + 2OH --- Zn(OH)2

В а р и а н т II

H+ + OH --- H2O

В а р и а н т III

SO32– + 2H+ --- H2O + SO2

Контрольная работа по темам «Классификация химических реакций»

и «Электролитическая диссоциация»

Вариант I

1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы кислот имеют общие свойства.

2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об  окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.

Zn + H2SO4  =

Cu + HCl  =

Na2SO4 + BaCl2  =

3. Даны вещества: хлорид железа(III), бромид натрия, бромоводород, карбонат кальция, оксид серы(VI). К каждому из них добавили гидроксид натрия. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой  ионной форме.

4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым  ионным уравнением реакции

Pb2+ + 2OH = Pb(OH)2

5. Приведите два примера реакций соединения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.

6. Составьте термохимическое уравнение реакции горения метана в кислороде, если при сжигании 21 л метана (н. у.)  выделилось 837 кДж теплоты.

Вариант II

1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы щелочей имеют общие свойства.

2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.

K2CO3 + HNO3  =

Mg + FeSO4 =

Na2CO3 + Cu  =

3. Даны вещества: сульфат натрия, оксид меди(II), карбонат калия, гидроксид калия. К каждому из них добавили разбавленную серную кислоту. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.

4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым  ионным уравнением реакции

CO32– + 2H+ = H2O +CO2

2 2

5. Приведите два примера реакций разложения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.

6. Используя термохимическое уравнение  

CaCO3(тв) + CO2(г) – 177,65 кДж,

рассчитайте количество теплоты, которая потребуется для разложения 50 кг карбоната кальция.

Вариант I

1. Объясните на основе знаний об электролитической

диссоциации, почему растворы кислот имеют общие свойства.

2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.

1) Zn + H2SO4 =          2) Cu + HCl =                   3)Na2SO4 + BaCl2 =

3. Даны вещества: хлорид железа(III), бромид натрия, бромоводород, карбонат кальция, оксид серы(VI). К каждому из них добавили гидроксид натрия. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой  ионной форме.

4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть  которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции

Pb2+ + 2OH = Pb(OH)2 

5. Приведите два примера реакций соединения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.

6. Составьте термохимическое уравнение реакции горения

метана в кислороде, если при сжигании 21 л метана (н. у.) выделилось 837 кДж теплоты.

Вариант II

1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы щелочей имеют общие свойства.

2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.

1) K2CO3 + HNO3 =            2) Mg + FeSO4 =                  3) Na2CO3 + Cu =

3. Даны вещества: сульфат натрия, оксид меди(II), карбонат калия, гидроксид калия. К каждому из них добавили разбавленную серную кислоту. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.

4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции

CO32- + 2H+ = H2 O +CO2

5. Приведите два примера реакций разложения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.

6. Используя термохимическое уравнение  CaCO3(тв) + CO2(г) – 177,65 кДж,

рассчитайте количество теплоты, которая потребуется для разложения 50 кг карбоната кальция.

Самостоятельная работа «Окислительно-восстановительные реакции»

Вариант I

Составьте уравнения реакций, используя предложенные    схемы.

а) Mg + HNO3 --- … + … + …

           80 %

б) Mg + HNO3 --- … + N2 + …

             10 %

                       t

в) Zn(NO3)2 --- … + … + …

Вариант II

Составьте уравнения реакций, используя предложенные   схемы.

а) Mg + HNO3 --- … + NO + …

             30 %

б) Mg + HNO3 --- … + N2O + …

             20 %

                        t

в) Hg(NO3)2 ---… + … + …

Проверочная работа

Вариант I

1. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и   восстановитель.

Cu  + HNO3(разб)  = NO + H2O + Cu(NO3)2

HNO3 + S = H2SO4 + NO2 + H2O

2. Почему, применяя суперфосфат в качестве удобрения, его нельзя смешивать с известью? Почему фосфат кальция менее пригоден в качестве удобрения, чем гидрофосфат?

Вариант II

1. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

Ca3(PO4)2 + C + SiO2 =CaSiO3 + P + CO

P + KClO3 =KCl + P2O5

2. Объясните, почему перед внесением в почву нельзя

смешивать с гашённой известью: а) сульфат аммония; б) нитрат аммония. Подтвердите ответ уравнениями химических

Контрольная работа  по теме «Неметаллы»

Вариант I

А-1. Схема строения атома химического элемента кремния

1) +32  )  )   )  )

            2 8 18  4

2) +20 )  )  )   )

          2  8  8  2

3) +16  )  )   )

          2   8   6

4) +14  )   )   )

           2   8  4

А-2. Положительную степень окисления хлор проявляет в  соединении

1) NaCl    2) PCl5    3) HCl    4) Cl2O7

А-3. Кислотные свойства высших оксидов химических элементов VА-группы периодической таблицы Д. И. Менделеева в ряду  

N2O5     P2O5     As2O5      Sb2O5

1) усиливаются                       2) ослабевают

3) остаются неизменными     4) сначала усиливаются, затем ослабевают

А-4. Аммиак не вступает в химическую реакцию

1) с кислородом               3) с соляной кислотой

 2) с водородом               4) с водой

А-5. Соединения серы с металлами называют

1) сульфатами                     3) сульфидами

2) сульфитами                      4) сернистыми металлами

А-6. В результате окисления аммиака в присутствии катализатора образуются

1) оксид азота(II) и вода                  3) азот и вода

2) оксид азота(IV) и вода                4) оксид азота(II) и водород

А-7. Сокращённому ионному уравнению: CO2+ 2OH–  = H2O+ CO32–

соответствует химическая реакция

1) между соляной кислотой и карбонатом кальция

2) между гидроксидом натрия и оксидом углерода(IV)

3) между кремниевой кислотой и карбонатом калия

4) между карбонатом натрия и оксидом кремния(IV)

А-8. Реакцией ионного обмена не является реакция

1) NaBr + AgNO3 = NaNO3 + AgBr

2) (NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O

3) NH4OH + HNO3 = NH4NO3 + H2O

4) 2NH4OH + CuCl2 = 2NH4Cl + Cu(OH)2

В-1. Установите соответствие между исходными (исходным) и полученными веществами в уравнениях химических реакций, характеризующих свойства фосфорной кислоты.

1) H3PO4 + Ca  =          2) H3PO4 + Ca(OH)2 =

3) H3PO4 + CaCl2          4) H3PO4 =

A. P2O5 + H2O

Б. Ca3(PO4)2 + HCl

В. P + H2O

Г. Ca3(PO4)2 + H2

Д. Ca3(PO4)2 + H2O

1

2

3

4

В-2. Установите соответствие между реактивом и группой  веществ, которые можно обнаружить с помощью этого реактива.

1) растворимые соли  бария

2) растворимые соли   серебра

3) летучие кислоты (соляная, азотная, уксусная)

4) растворимые соли  меди

А. карбонаты

Б. сероводородная кислота и   растворимые в воде сульфиды

В. галогеноводородные кислоты и их соли, кроме фтористоводородной кислоты

Г. соли железа в степенях  окисления +2 и +3 или соли   свинца

Д. серная кислота и её соли — сульфаты

1

2

3

4

В-3. Установите соответствие между схемой перехода

электронов в химической реакции и примером, иллюстрирующим её.

1) N 0   ---    N+2               2) N–3   ---   N+2

3) N+5   --- N+2                  4) N +5   ---   N+4

А. HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + NO + H2O

Б. NO + O2 =  NO2

В. N2 + O2 = NO

Г. NH3 + O2 = NO + H2O

Д. HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

1

2

3

4

В-4. Концентрированная серная кислота является окислителем в химических реакциях

1) Cu + H2SO4 = CuSO4 + H2O + SO2

2) CuO + H2SO4 =CuSO4 + H2O

3) NaCl + H2SO4 =Na2SO4 + HCl

4) C + H2SO4  = CO2 + H2O + SO2

5) C12H22O11 + H2SO4 =  CO2 + H2O + SO2

Ответ:

В-5. Напишите полные и сокращённые ионные уравнения

возможных химических реакций, в которых оксид углерода(IV)

будет взаимодействовать с гидроксидом лития, гидроксидом

железа(III), оксидом кальция, водой, хлоридом меди(II).

Ответ:

С-1. Какая из приведённых схем показывает, что азот может быть восстановителем? Ответ поясните соответствующими уравнениями химических реакций.

1) N 0  + 3e --- N-3               

2) N –3  + 5e ---  N+2

С-2. В приведённой схеме напишите над стрелками формулы веществ, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

NaCl --- HCl ---ZnCl2 --- AgCl

Рассмотрите одно из уравнений химических реакций в свете представлений об электролитической диссоциации.

Вариант II

А-1. Схема строения иона углерода со степенью окисления –4

1) +14   )   )   )

              2 8   4

2) +6    )     )

            2   4

3) +6   )    )

           2   8

4) +14   )   )   )

             2  8   8

А-2. Положительную степень окисления кислород проявляет в соединении

1) N2O   2) СO   3) OF2     4) Al2O3

А-3. В ряду SiO2 --- P2O5  --- SO3  ---- Cl2O7 с увеличением относительной молекулярной массы оксидов

1) усиливаются основные свойства веществ

2) усиливаются кислотные свойства веществ

3) усиливаются амфотерные свойства веществ

4) свойства веществ практически не изменяются

А-4. Сера не вступает в химическую реакцию

1) с водородом                 3) с металлами

2) с кислородом               4) с водой

А-5. Соединения азота с металлами называют

1) нитратами                       3) нитридами

2) нитритами                      4) азотистыми металлами

А-6. В результате полного сгорания метана образуются

1) углекислый газ и водород                             3) углекислый газ и вода

2) углерод (сажа) и вода                                    4) угарный газ и вода

А-7. Сокращённому ионному уравнению:   PO4 –3   +3 Ag + =  Ag3 PO4

соответствует химическая реакция

1) между фосфатом натрия и хлоридом серебра

2) между фосфатом натрия и нитратом серебра

3) между фосфатом натрия и оксидом серебра

4) между фосфатом натрия и серебром

А-8. Из приведённых уравнений химических реакций реакцией обмена является

1) (NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O

2) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O

3) Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

4) 4P + 5O2 = 2P2O5

В-1. Установите соответствие между исходными и полученными веществами в уравнениях химических реакций, характеризующих свойства аммиака.

1) NH3 + H2O =                              2) NH3 + H2SO4 =

3) NH3 + O2(недостаток) =           4) NH3 + O2(избыток) =

A. N2 + H2O

Б. NO2 + H2O

В. NH4HSO4 + H2O

Г. NO + H2O

Д. NH4OH

1

2

3

4

В-2. Установите соответствие между ионом и способом его обнаружения в растворах:    1) I           2) SO42–                3) NO3           4) NH4+

А. при добавлении щёлочи образуется газ  с характерным запахом

Б. при добавлении нитрата серебра образуется жёлтый творожистый осадок, нерастворимый в азотной кислоте

В. при нагревании с медью и концентрированной серной кислотой образуется голубой раствор и выделяется бурый газ

Г. при добавлении нитрата бария выпадает мелкокристаллический осадок, нерастворимый в азотной кислоте

1

2

3

4

В-3. Установите соответствие между схемой перехода

электронов в химической реакции и примером, иллюстрирующим её.

1) S 0  ---  S–2                                      2) S–2  ---   S+4

3) S+4 --- S0                                        4) S+4 ---  S+6

                       

A. SO2 + H2S = S + H2O

Б. S + O2 = SO2

В. S + H2  =  H2S

Г. H2S + O2  = SO2 + H2O

Д. SO2 + O2   = SO3

1

2

3

4

В-4. Сероводород проявляет свойства восстановителя в химических реакциях

1) H2S + O2  = S + H2O

2) H2S + NaOH   = Na2S + H2O

3) H2S + SO2  =  S + H2O

4) H2S + Pb(NO3)2  = PbS + HNO3

5) H2S + O2 = SO2 + H2O

Ответ:

В-5. Напишите полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций в тех случаях, где возможно взаимодействие между следующими парами веществ:

1) SiO2 + O2 =

2) (NH4)2CO3 + HNO3 =

3) SiO2 + H2O =

4) Ca(OH)2 + CO2 =

5) SiO2 + HCl =

Ответ:

С-1. Какая из приведённых схем показывает, что азот может быть восстановителем? Ответ поясните соответствующими  уравнениями химических реакций.

1) N+5 + e  --- N+4                       2) N0 – 2e  --- N+2

С-2. В приведённой схеме напишите над стрелками формулы веществ, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

KMnO4 --- Cl2 --- Zn  --- AlI3

Рассмотрите одно из уравнений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

Задание. Запишите уравнения возможных реакций. Объясните их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Вариант I

Fe + CuCl2 =

Ag + CuCl2 =

Na + H2O =

Ca + Cl2 =

Li + O2 =

Mg + HCl =

Ag + HCl =

Al + S =

Вариант II

Cu + O2 =

Cu + H2O =

Fe + S =

Ca + H2O=

Al + CuSO4 =

Mg + H2SO4 =

Cu + HCl =

Cu + ZnSO4 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по уроку технологии 5 класс

Цель: ознакомиться с видами пороков древесины....

Учебно-методический материал к уроку музыки.1 класс. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Здесь представлена технологическая карта урока музыки в 1 классе. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Данный материал ориентирован на работу с учебником "1 класс. ...

Урок химии 8 класс. ФГОС. Рудзитис. Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева

Урок химии 8 класс ФГОС на тему: Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Содержит презентацию к уроку и конспект урока, приложение и дополнительные материалы....

календарно-тематическое планирование уроков химии 8 класса (ФГОС)

КТП для уроков химии в 8 классе (ФГОС) к учебнику Химия. Рудзитис, Фельдман...

Дидактический материал к урокам химии (8 класс)

В условиях дистанционного обучения важно обеспечить индивидуализацию учебного процесса. Поэтому по возможности каждому учащемуся целесообразно предложить вариант самостоятельной или тренировочной рабо...

Методический материал «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Основной формой организации обучения по-прежнему остается урок, поэтому необходимо знать принципы построения современного урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системн...