Конспект урока с применением модульной технологии.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Конспект урока для 7 класса с использованием модульной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnaya_tekhnologiya.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с применением модульной технологии.
Сегодня, а современном обществе, любой человек, гражданин, должен уметь гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место. И учитель должен стать проводником своих учеников в жизнь, научить школьников самостоятельно добывать и применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться.
Возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей центральное место в системе «учитель-ученик» занимает ученик, а учитель управляет его учением –организовывает, консультирует, контролирует.
Использование модульной технологии в течении нескольких лет позволяет мне утверждать, что её применение обеспечивает активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, так же учащиеся получают возможность контролировать и оценивать свою работу, что укрепляет институт доверия между учителем и учеником.
Конспект урока.
Тема урока «Класс Земноводные или Амфибии. Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение лягушки. Скелет и мускулатура»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
- сформировать представление о Земноводных, их усложнении по сравнению с представителями надкласса Рыбы;
- выявить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше;
- изучить строение опорно-двигательной системы лягушки, выявить ее особенности, связанные с наземной средой обитания.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения опорно-двигательной системы Земноводных на примере лягушки, связанных со средой обитания;
Развивающие: развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания; воспитание навыков самооценки.
Методы.
- Словесный – проверка учебного материала в устной форме;
- Наглядный – демонстрация рисунков учебника, таблицы «Внешнее и внутреннее строение Земноводных», компьютерной презентации;
- Самостоятельная работа по индивидуальному плану с текстом учебника.
Оборудование.
- Учебник В.М.Константинов «Биология. Животные. 7 класс».
- Таблица «Внешнее и внутреннее строение Земноводных».
- Компьютерная презентация.
- Модуль урока для каждого ученика.
Подготовительный этап.
Разработка индивидуального плана урока, задания для проверки знаний по изученной теме, компьютерной презентации.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- Приветствие.
- Выявление отсутствующих.
- Пояснения к ходу урока: «Сегодня вы самостоятельно будите изучать материал, изложенный в учебнике по теме «Класс Земноводные или Амфибии. Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение лягушки. Скелет и мускулатура». В этом нам поможет алгоритм действий, который изложен в таблице и находится на парте у каждого из Вас. Наш урок, как вы видите, разбит на элементы, задания в которых мы начнем последовательно выполнять. Обратите внимание, в третьей графе дано руководство к выполнению задания и время, отведенное на его выполнение. В модуле указана общая цель нашего урока, которую необходимо достичь. Один из учеников вслух читает эту цель».
Актуализация знаний.
Осуществляется через проверку домашнего задания.
Элемент № 1.
Какова его цель (один из учеников читает цель)?
Чтобы достичь цели, необходимо написать проверочную работу. Все необходимые рекомендации и критерии оценок находятся в модуле. Необходимо следить за временем, отведенным на выполнение задания.
Изучение нового материала.
Элемент № 2.
Цель читает один из учеников. Учащиеся читают статью «Общая характеристика класса Земноводные» и устно выявляют основные характерные для данной систематической группы признаки.
- первые примитивные наземные позвоночные животные;
- размножение осуществляется в воде;
- характерно развитие с превращением;
- парные пятипалые свободные конечности;
- глаза имеют веки и слёзные железы;
- дышат взрослые Земноводные лёгкими и кожей;
- в кровеносной системе два круга кровообращения и трёх камерное сердце, смешанная кровь;
- имеют среднее ухо с барабанной перепонкой;
- кожа голая, богатая железами;
- холоднокровные животные.
Элемент № 3.
Цель читает один из учеников.
Учащиеся отвечают на вопросы по желанию.
Примерные ответы учащихся:
А) лягушки питаются насекомыми, пауками, червями;
Б) охотятся лягушки только за движущейся добычей. При ее лягушка широко раскрывает рот, выбрасывает липкий язык, к нему приклеивается добыча, которую лягушка заглатывает;
В) лягушки, как и другие Земноводные, активны лишь в тёплое время года;
Г) с наступлением холодов лягушки опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение. Тритоны и жабы зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, норах грызунов, в углублениях почвы.
Элемент № 4.
Цель читает один из учеников.
Учащиеся про себя читают статью «Внешнее строение» и формулируют ответы на вопросы по плану, который указан в модуле. Отвечают учащиеся по желанию.
А) …тело лягушки широкое, короткое, без хвоста; голова плавно переходит в туловище.
Б) Строение. Пятипалая конечность Земноводных – многочленный рычаг. Передняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти, задняя – из бедра, голени, стопы. Функции. Задними конечностями лягушка отталкивается и прыгает на суше, приземляется, опираясь на короткие передние конечности. В воде лягушка плавает, отталкивается задними конечностями, между пальцами которых, натянута плавательная перепонка.
В) Кожа Земноводных голая, покрытая слизью, выделяемой кожными железами. Слизь предохраняет кожу лягушки от быстрого иссушения и защищает от бактерий.
Г) Органы чувств лягушки:
- Обоняние – ноздри расположены на возвышениях головы;
- Зрение – крупные, выпуклые глаза, расположенные на возвышениях головы, снабжены веками и слёзными железами;
- Слух – барабанные перепонки, за которыми расположены среднее и внутреннее ухо.
Элемент № 5.
Цель читает один из учеников.
Таблица, предложенная в модуле, заполняется и проверяется поэтапно.
Строение скелета лягушки
Отдел скелета | Строение отдела |
Череп | Широкий, плоский. Нижняя челюсть подвижна. Подвижное сочленение с позвоночником. |
Позвоночник | Отделы: шейный (1 позвонок), туловищный (7 позвонков), крестцовый (1), хвостовой (одна хвостовая кость). |
Скелет свободных конечностей: А) передних Б) задних | Плечо, предплечье, запястье, пясть, фаланги пальцев; Бедно, голень, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев. |
Пояса конечностей А) плечевой пояс Б) пояс задних конечностей | Парные лопатки, ключицы, коракоиды (вороньи кости). Ключицы и коракоиды соединяются с грудиной. Тазовые кости (подвздошные и седалищные), лобковые хрящи срастаются с крестцовым позвонком. |
Далее учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в этом же элементе.
Вопрос: в чем усложнение строения мускулатуры лягушки по сравнению с рыбами?
Предполагаемый ответ:
Развиты мышцы конечностей. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям конечностей. У хвостатых амфибий хорошо развиты мышцы хвоста.
Элемент № 6.
Цель читает один из учеников.
Чтобы закрепить знания, полученные на уроке, учащиеся по вариантам отвечают на вопросы, поставленные в модуле. Проверка осуществляется устно.
Вопрос для первого варианта: какие признаки характеризуют лягушку как обитателя водной среды?
Предполагаемый ответ:
- голая, богатая железами кожа, для которой опасно иссушение;
- перепончатые задние лапы;
- глаза и ноздри расположены на возвышенностях головы;
- размножение происходит в воде;
- из икринок появляются головастики, которые живут в воде.
Вопрос для второго варианта: какие признаки во внешнем и внутреннем строении лягушки характеризуют ее как обитателя наземно-воздушной среды?
Предполагаемый ответ:
- пятипалые парные конечности;
- глаза снабжены веками и слёзными железами;
- барабанные перепонки;
- воздушное дыхание;
- скелет и мышцы парных конечностей типичны для наземных позвоночных;
- позвоночник расчленен на отделы;
- кости лёгкие.
Учащиеся переносят в тетрадь таблицу, которую будут заполнять дома.
Подведение итогов урока.
Достижение поставленных целей.
Выставление оценок.
Организация домашнего задания.
Параграф 36, заполнить таблицу.
Спасибо за урок!
ПРИМЕЧАНИЕ.
Оформление доски.
- Число.
- Тема урока.
- Домашнее задание
- На закрытой доске окончания фраз проверочной работы.
№ вопроса | 1 вариант | 2 вариант |
1. | Обтекаемая; | Годичное кольцо; |
2. | Голова, туловище, хвост; | Грудные, брюшные; |
3. | Слизистые железы; | Грудные; |
4. | Спинные, хвостовой, подхвостовой (анальный); | Роговица; |
5. | Чешуя; | Голова, туловище, хвост; |
6. | Хвостовой плавник; | Боковая линия; |
7. | Боковая линия; | Внутреннее ухо; |
8. | Жаберные крышки; | Кожа; |
9. | Орган равновесия; | Жаберные крышки; |
10. | Обоняние. | Ноздри. |
Модуль для учащихся.
ТЕМА УРОКА «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ. МЕСТА ОБИТАНИЯ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛЯГУШКИ. СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА»
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБЫ»
1 вариант.
- Тело рыбы имеет …. форму тела.
- Тело рыбы подразделяется на отделы: …
- В коже рыбы находится много …
- Непарные плавники – это …
- Снаружи тело рыбы покрыто …
- Основным моторным органом служит …
- Орган чувств, состоящий из каналов, лежащих в коже под чешуей, называется …
- Снаружи органы дыхания рыбы прикрыты …
- Орган чувств, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела, называется …
- Ноздри – это органы …
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБЫ»
2 вариант.
- Возраст рыбы можно определить по …
- Парные плавники – это …
- Плавники, которые участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны, называются …
- Довольно большие глаза рыбы, с плоской поверхностью, покрыты …
- Отдела тела рыбы – это …
- Орган чувств, позволяющий воспринимать направление и силу потока воды, называется…
- Органов слуха на поверхности головы не видно, внутри черепа находится …
- Железы, которые выделяют слизь, находятся в …
- Жабры защищают …
- К обонятельным рецепторам ведут отверстия, которые называются …
Используемая литература.
- Учебник. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кумченко: под редакцией проф. В.М.Константинова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- В.С.Кумченко, С.В.Суматохин. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 176 с.
- Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя. МИОО. Москва. 2002.
Автор статьи
Новикова Елена Алексеевна – учитель биологии Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1937 г. Москвы.
Педагогический стаж – 21 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)
Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания ...
Конспект уроков с применением проектной технологии
Тема урока: Буряад орон (90 жэлэй ойн баярта зорюулагдана)...
Рельеф Южной Америки. Урок с применением модульной технологии.
Одной из новых технологий является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью, это ...
конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий
Учителя, входящие в состав НМО физмат блока, отчетливо понимают, что именно на изучение наших дисциплин выделено большее количество часов, именно на наших уроках и дополнительных занятиях учащиеся про...
Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»
Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...
Разработки уроков с применением модульной технологии
Разработки уроков по математике 6 кл. с применением технологии модульного обученияАвтор учебника Виленкин Н. Я.Учитель Игнатова Лариса Евгеньевна СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С ПОМОЩЬЮ КООРДИНАТНОЙ...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...