Конспект урока с применением модульной технологии.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Новикова Елена Алексеевна

Конспект урока для 7 класса с использованием модульной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnaya_tekhnologiya.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с применением модульной технологии.

Сегодня, а современном обществе, любой человек, гражданин, должен уметь гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место. И учитель должен стать проводником своих учеников в жизнь, научить школьников самостоятельно добывать и  применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться.

Возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей центральное место в системе «учитель-ученик» занимает ученик, а учитель управляет его учением –организовывает, консультирует, контролирует.

Использование модульной технологии в течении нескольких лет позволяет мне утверждать, что её применение обеспечивает активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, так же учащиеся получают возможность контролировать и оценивать свою работу, что укрепляет институт доверия между учителем и учеником.

Конспект урока.

Тема урока «Класс Земноводные или Амфибии. Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение лягушки. Скелет и мускулатура»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  1. сформировать представление о Земноводных, их усложнении по сравнению с представителями надкласса Рыбы;
  2. выявить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше;
  3. изучить строение опорно-двигательной системы лягушки, выявить ее особенности, связанные с наземной средой обитания.

 Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения опорно-двигательной системы Земноводных на примере лягушки, связанных со средой обитания;

Развивающие: развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания; воспитание навыков самооценки.

Методы.

  1. Словесный – проверка учебного материала в устной форме;
  2. Наглядный – демонстрация рисунков учебника, таблицы «Внешнее и внутреннее строение Земноводных», компьютерной презентации;
  3. Самостоятельная работа по индивидуальному плану с текстом учебника.

Оборудование.

  1. Учебник В.М.Константинов «Биология. Животные. 7 класс».
  2. Таблица «Внешнее и внутреннее строение Земноводных».
  3. Компьютерная презентация.
  4. Модуль урока для каждого ученика.

Подготовительный этап.

        Разработка индивидуального плана урока, задания для проверки знаний по изученной теме, компьютерной презентации.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Выявление отсутствующих.
  3. Пояснения к ходу урока: «Сегодня вы самостоятельно будите изучать материал, изложенный в учебнике по теме «Класс Земноводные или Амфибии. Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение лягушки. Скелет и мускулатура». В этом нам поможет алгоритм действий, который изложен в таблице и находится на парте у каждого из Вас. Наш урок, как вы видите, разбит на элементы, задания в которых мы начнем последовательно выполнять. Обратите внимание, в третьей графе дано руководство к выполнению задания и время, отведенное на его выполнение. В модуле указана общая цель нашего урока, которую необходимо достичь. Один из учеников вслух читает эту цель».

Актуализация знаний.

        Осуществляется через проверку домашнего задания.

Элемент № 1.

        Какова его цель (один из учеников читает цель)?

Чтобы достичь цели, необходимо написать проверочную работу.  Все необходимые рекомендации и критерии оценок находятся в модуле. Необходимо следить за временем, отведенным на выполнение задания.

Изучение нового материала.

Элемент № 2.

Цель читает один из учеников. Учащиеся читают статью «Общая характеристика класса Земноводные» и устно выявляют основные характерные для данной систематической группы признаки.

  • первые примитивные наземные позвоночные животные;
  • размножение осуществляется в воде;
  • характерно развитие с превращением;
  • парные пятипалые свободные конечности;
  • глаза имеют веки и слёзные железы;
  • дышат взрослые Земноводные лёгкими и кожей;
  • в кровеносной системе два круга кровообращения и трёх камерное сердце, смешанная кровь;
  • имеют среднее ухо с барабанной перепонкой;
  • кожа голая, богатая железами;
  • холоднокровные животные.

Элемент № 3.

Цель читает один из учеников.

        Учащиеся отвечают на вопросы по желанию.

Примерные ответы учащихся:

А) лягушки питаются насекомыми, пауками, червями;

Б) охотятся лягушки только за движущейся добычей. При ее  лягушка широко раскрывает рот, выбрасывает липкий язык, к нему приклеивается добыча, которую лягушка заглатывает;

В) лягушки, как и другие Земноводные, активны лишь в тёплое время года;

Г) с наступлением холодов лягушки опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение. Тритоны и жабы зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, норах грызунов, в углублениях почвы.

Элемент № 4.

Цель читает один из учеников.

Учащиеся про себя читают статью «Внешнее строение» и формулируют ответы на вопросы по плану, который указан в модуле. Отвечают учащиеся по желанию.

А) …тело лягушки широкое, короткое, без хвоста; голова плавно переходит в туловище.

Б) Строение. Пятипалая конечность Земноводных – многочленный рычаг. Передняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти, задняя – из бедра, голени, стопы. Функции. Задними конечностями лягушка отталкивается и прыгает на суше, приземляется, опираясь на короткие передние конечности. В воде лягушка плавает, отталкивается задними конечностями, между пальцами которых, натянута плавательная перепонка.

В) Кожа Земноводных голая, покрытая слизью, выделяемой кожными железами. Слизь предохраняет кожу лягушки от быстрого иссушения и защищает от бактерий.

 Г) Органы чувств лягушки:

  • Обоняние – ноздри расположены на возвышениях головы;
  • Зрение – крупные, выпуклые глаза, расположенные на возвышениях головы, снабжены веками и слёзными железами;
  • Слух – барабанные перепонки, за которыми расположены среднее и внутреннее ухо.

Элемент № 5.

Цель читает один из учеников.

Таблица, предложенная в модуле, заполняется  и проверяется поэтапно.

Строение скелета лягушки

Отдел скелета

Строение отдела

Череп

Широкий, плоский. Нижняя челюсть подвижна. Подвижное сочленение с позвоночником.

Позвоночник

Отделы: шейный (1 позвонок), туловищный (7 позвонков), крестцовый (1), хвостовой (одна хвостовая кость).

Скелет свободных конечностей:

А) передних

Б) задних

Плечо, предплечье, запястье, пясть, фаланги пальцев;

Бедно, голень, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев.

Пояса конечностей

А) плечевой пояс

Б) пояс задних конечностей

Парные лопатки, ключицы, коракоиды (вороньи кости). Ключицы и коракоиды соединяются с грудиной.

Тазовые кости (подвздошные и седалищные), лобковые хрящи срастаются с крестцовым позвонком.

Далее учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в этом же элементе.

Вопрос: в чем усложнение строения мускулатуры лягушки по сравнению с рыбами?

Предполагаемый ответ:

Развиты мышцы конечностей. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям конечностей. У хвостатых амфибий хорошо развиты мышцы хвоста.

 Элемент № 6. 

Цель читает один из учеников.

Чтобы закрепить знания, полученные на уроке, учащиеся по вариантам отвечают на вопросы, поставленные в модуле. Проверка осуществляется устно.

Вопрос для первого варианта: какие признаки характеризуют лягушку как обитателя водной среды?

Предполагаемый ответ:

  • голая, богатая железами кожа, для которой опасно иссушение;
  • перепончатые задние лапы;
  • глаза и ноздри расположены на возвышенностях головы;
  • размножение происходит в воде;
  • из икринок появляются головастики, которые живут в воде.

Вопрос для второго варианта: какие признаки во внешнем и внутреннем строении лягушки характеризуют ее как обитателя наземно-воздушной среды?

Предполагаемый ответ:

  • пятипалые парные конечности;
  • глаза снабжены веками и слёзными железами;
  • барабанные перепонки;
  • воздушное дыхание;
  • скелет и мышцы парных конечностей типичны для наземных позвоночных;
  • позвоночник расчленен на отделы;
  • кости лёгкие.

Учащиеся переносят в тетрадь таблицу, которую будут заполнять дома.

Подведение итогов урока. 

Достижение поставленных целей.

Выставление оценок.

Организация домашнего задания.

Параграф 36, заполнить таблицу.

Спасибо за урок!

ПРИМЕЧАНИЕ.

Оформление доски.

  1. Число.
  2. Тема урока.
  3. Домашнее задание
  4. На закрытой доске окончания фраз проверочной работы.

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

1.

Обтекаемая;

Годичное кольцо;

2.

Голова, туловище, хвост;

Грудные, брюшные;

3.

Слизистые железы;

Грудные;

4.

Спинные, хвостовой, подхвостовой (анальный);

Роговица;

5.

Чешуя;

Голова, туловище, хвост;

6.

Хвостовой плавник;

Боковая линия;

7.

Боковая линия;

Внутреннее ухо;

8.

Жаберные крышки;

Кожа;

9.

Орган равновесия;

Жаберные крышки;

10.

Обоняние.

Ноздри.


Модуль для учащихся.

ТЕМА УРОКА «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ. МЕСТА ОБИТАНИЯ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛЯГУШКИ. СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА»

№ элемента урока

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала (время отведенное для выполнения задания)

ЭУ-0

Цель урока:

  1. сформировать представление о Земноводных, их усложнении по сравнению с представителями надкласса Рыбы;
  2. выявить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше;
  3. изучить строение опорно-двигательной системы лягушки, выявить ее особенности, связанные с наземной средой обитания.

Читает вслух один из учеников (1 минута)

ЭУ-1

Цель: закрепить знания о внешнем строении рыбы, как обитателе водной среды.

1.1. Письменный опрос. Карточки с фразами, которые необходимо закончить.

- подпишите чистый лист (фамилия, имя, класс);

- поставьте по порядку номера фраз и запишите их окончания.

1.2. Возьмите ручку другого цвета или карандаш, проверьте ваши ответы (правильные ответы записаны на доске);

1.3. Поставьте себе оценку по тем критериям, которые указаны ниже:

Количество правильных ответов

Оценка

0 – 4

«2»

5 – 7

«3»

8 – 9

«4»

10

«5»

1.4. Работы и задания отложите на край стола.

Фраза не переписывается (5 мин.)

Если возникают вопросы при проверке работы, они решаются с учителем в индивидуальном порядке после урока (2 мин.)

ЭУ-2

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: познакомиться с представителями класса земноводных, дать им общую характеристику.

  1. Запишите число и тему урока в тетрадь.
  1. Откройте учебник стр. 32 статья «Общая характеристика».

2.3. Прочитайте эту статью. При прочтении карандашом         отметьте характерные признаки данной систематической группы.

Задание проверяется устно (5 мин. подготовка и проверка).

ЭУ-3

Цель: выявить места обитания и условия существования земноводных.

  1.  Прочитайте статью §36 «Места обитания».
  2. Устно дайте ответы на вопросы:

А) чем питаются лягушки;

Б) как питаются лягушки;

В) какие условия необходимы земноводным для     поддержания активности;

Г) как зимуют земноводные?

Ответы даются устно (4-5 минут подготовка и ответ).

ЭУ-4

Цель: изучить особенности внешнего строения лягушки, связанные с образом жизни и средой обитания.

4.1.Рассмотрите рисунок 131 на странице 34.

  1. С помощью статьи «Внешнее строение лягушки» дайте описание внешнего облика по следующему плану:

1) форма тела лягушки –

2) конечности (строение и функции) –

3) покровы тела –

4) органы чувств -

Ответы формулируются и проверяются устно по очереди (5 минут).

ЭУ-5

Цель: изучить опорно-двигательную систему лягушки, выявить черты ее усложнения, связанных с обитанием в водной и наземно-воздушной средах жизни.

  1. Запишите в тетради название таблицы и начертите ее

Строение скелета лягушки

Отдел скелета

Строение отдела

Череп

Позвоночник

Скелет свободных конечностей:

А) передних

Б) задних

Пояса конечностей

А) плечевой пояс

Б) пояс задних конечностей

  1. Прочитайте последний абзац §36 и дайте ответ на вопрос: в чем усложнение строения мускулатуры лягушки по сравнению с рыбами?

Таблица заполняется и проверяется поэтапно, по мере прочтения статьи «Скелет и мускулатура» (10 минут).

Ответ дается устно.

ЭУ-6

Цель. Закрепить знания, полученные на уроке.

  1. Вспомните все о чем мы говорили сегодня на уроке и дайте ответы на вопросы:

- какие признаки характеризуют лягушку как обитателя водной среды?

- какие признаки во внешнем и внутреннем строении лягушки характеризуют ее как обитателя наземно-воздушной среды?

6.2. Начертите таблицу.

Лягушка – наземноводное животное.

Черты приспособленности к водной среде обитания.

Черты приспособленности к наземной среде обитания.

Ответы готовятся по вариантам: первый вопрос – 1 вариант, второй вопрос – 2 вариант. Проверка осуществляется устно (4 мин.).

(2 минуты).

Заключение.

Подведение итогов.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

Параграф 36, заполнить таблицу.


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБЫ»

1 вариант.

  1. Тело рыбы имеет …. форму тела.
  2. Тело рыбы подразделяется на отделы: …
  3. В коже рыбы находится много …
  4. Непарные плавники – это …
  5. Снаружи тело рыбы покрыто …
  6. Основным моторным органом служит …
  7. Орган чувств, состоящий из каналов, лежащих в коже под чешуей, называется …
  8. Снаружи органы дыхания рыбы прикрыты …
  9. Орган чувств, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела, называется …
  10. Ноздри – это органы …

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБЫ»

2 вариант.

  1. Возраст рыбы можно определить по …
  2. Парные плавники – это …
  3. Плавники, которые участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны, называются …
  4. Довольно большие глаза рыбы, с плоской поверхностью, покрыты …
  5. Отдела тела рыбы – это …
  6. Орган чувств, позволяющий воспринимать направление и силу потока воды, называется…
  7. Органов слуха на поверхности головы не видно, внутри черепа находится …
  8. Железы, которые выделяют слизь, находятся в …
  9. Жабры защищают …
  10. К обонятельным рецепторам ведут отверстия, которые называются …

Используемая литература.

  1. Учебник. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /   В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кумченко: под редакцией проф. В.М.Константинова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. В.С.Кумченко, С.В.Суматохин. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 176 с.
  3. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя. МИОО. Москва. 2002.

Автор статьи

Новикова Елена Алексеевна – учитель биологии Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1937 г. Москвы.

Педагогический стаж – 21 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)

 Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания ...

Конспект уроков с применением проектной технологии

Тема урока: Буряад орон (90 жэлэй ойн баярта зорюулагдана)...

Рельеф Южной Америки. Урок с применением модульной технологии.

Одной из новых технологий является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью, это ...

конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий

Учителя, входящие в состав НМО физмат блока, отчетливо понимают, что именно на изучение наших дисциплин выделено большее количество часов, именно на наших уроках и дополнительных занятиях учащиеся про...

Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»

Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...

Разработки уроков с применением модульной технологии

Разработки уроков по математике 6 кл. с  применением  технологии модульного обученияАвтор учебника Виленкин Н. Я.Учитель Игнатова Лариса Евгеньевна СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С ПОМОЩЬЮ КООРДИНАТНОЙ...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...