Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Тема урока: Химические свойства серной кислоты.

Система целей к уроку:

Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических свойствах серной кислоты.

Общедидактическая цель урока: создать условия для первичного осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами исследовательской технологии.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся понятия «кислота» на примере серной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств серной кислоты посредством решения экспериментальных и познавательных задач, отработать умения в написании уравнений реакций.

Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе выполнения и наблюдения эксперимента.

Воспитательные: поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество; способствовать развитию грамотной химической речи.

Приемы реализации исследовательского метода: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: общие и специфические свойства серной кислоты.

Уметь:  прогнозировать свойства веществ на основе их строения; проводить  реакции, характеризующие свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты, составлять уравнения этих реакций.

Личностные:  воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к химии как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать,  наблюдать, делать выводы, формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности; умение организовывать работу в  группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»

Тема урока: Химические свойства серной кислоты.

Система целей к уроку:

Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических свойствах серной кислоты.

Общедидактическая цель урока: создать условия для первичного осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами исследовательской технологии.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся понятия «кислота» на примере серной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств серной кислоты посредством решения экспериментальных и познавательных задач, отработать умения в написании уравнений реакций.

Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе выполнения и наблюдения эксперимента.

Воспитательные: поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество; способствовать развитию грамотной химической речи.

Приемы реализации исследовательского метода: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: общие и специфические свойства серной кислоты.

Уметь:  прогнозировать свойства веществ на основе их строения; проводить  реакции, характеризующие свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты, составлять уравнения этих реакций.

Личностные:  воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к химии как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать,  наблюдать, делать выводы, формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности; умение организовывать работу в  группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный (2 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку.

Личностные: Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен)

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (6 мин)

Вступительное слово.

Интересное высказывание русского химика Ивана Владимировича Тананаева, с которого хочу начать урок: «Слово „кислота“ — эта функция вещества, а не этикетка с названием. Термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его „способности“».

О какой кислоте пойдёт речь на сегодняшнем уроке, если я вам скажу, что эту кислоту образует сера, находясь в высшей степени окисления? Наша задача на уроке узнать о способностях, а именно о химических способностях серной кислоты. H2SO4 — очень интересное вещество, обладающее рядом разнообразных и нетрадиционных свойств.

А как мы можем узнать о химических свойствах вещества? Каким способом?

Обращает внимание учащихся на оборудование на их столах, и поясняет, что они будут проводить исследовательскую работу.

Предлагает учащимся сформировать цели данного урока.

Учитель записывает на доске цели, сформулированные учащимися.

С целью актуализации знаний учитель предлагает учащимся ответить на вопросы в форме проведения «химической рулетки»:

1.Охарактеризуйте физические свойства серной кислоты.

2. Какие степени окисления сера может проявлять в соединениях?

3.Какими окисли-тельно-восстано-вительными свойствами будет обладать элемент, образующий несколько степеней окисления и почему?

4.Какие правила техники безопасности нуж-но соблюдать при работе с кислотами?

Слушают учителя.

Отвечают: «О серной кислоте»

Самостоятельное целеполагание:

Знать

уметь

применять

Варианты целей:

Знать общие и специфические свойства серной кислоты.

Уметь писать уравнения реакций с участием серной кислоты, проводить опыты.

Отвечают: «Провести химический эксперимент, исследовать свойства»

Отвечают на вопросы учителя.

На первый вопрос отвечает ученик названный учителем, а на следующий вопрос отвечает тот, которого выберет этот ученик и т.д.

Познавательные

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  

3. Операционно-исполнительный. (30 мин)

Учитель предлагает выполнить группповое задание — исследование (приложение № 1), используя алгоритм экспери-ментальной работы (приложение № 2).

  Консультирует.

Предлагает заслу-шать результаты проведенного исследования и сделать выводы.

Записывает выводы на доске.

Вступают в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Выступления представителей групп. Формулируют выводы.

Варианты выводов: Разбавленная серная кислота, как и другие разбавленные кислоты изменяет окраску индикатора; взаимодействует со щелочами, основными оксидами и солями, образованными более слабой кислотой.

Концентрированная серная кислота взаимодействует с металлами не с выделением водорода, и взаимодействует с неактивными металлами.

Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предметные умения

должны знать: химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты;

должны уметь: проводить наблюдения, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов

Метапредметные умения

 Познавательные

общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные: Формируем умение организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

4. Рефлексивно-оценочный (4 мин)

Предлагает учащимся сделать вывод по уроку, исходя из поставленных целей.

Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество отчета.

Обсуждают записанные на доске выводы, формулируют вывод по уроку.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Домашнее задание (3 мин)

Предлагает несколько вариантов домашнего задания (приложение № 3).

Записывают домашнее задание

Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Приложение № 1

Задания для исследовательской работы

1. Докажите, что разбавленная серная кислота обладает кислотными свойствами (наличие иона водорода) и исследуйте, способна ли серная кислота к реакциям нейтрализации. Напишите уравнения реакций.

2. Исследуйте, взаимодействует ли раствор серной кислоты с оксидами и солями. Напишите уравнения реакций.

3. Спрогнозируйте результат взаимодействия цинка и меди с раствором серной кислоты и подтвердите свой прогноз экспериментально.

Сравните взаимодействие этих металлов с раствором серной кислоты.

4. Исследуйте, взаимодействует ли концентрированная серная кислота с медью: а) при обычной температуре; б) при нагревании. Составьте уравнения реакций.

Приложение № 2

Алгоритм экспериментальной работы

1. Внимательно прочитайте текст задания.

2. Сформулируйте цели.

3. Составьте план работы (определите порядок действий).

4. Повторите правила техники безопасности.

5. Подберите реактивы и необходимое оборудование.

6. Проведите эксперимент.

7. Зафиксируйте наблюдения и составьте уравнения возможных реакций.

8. Сделайте вывод и соотнесите его с поставленными целями.

9. Подготовьте выступающего для сообщения результатов исследования.

Приложение № 3

Варианты домашнего задания

1. Прочитать § 22 и ответить на вопросы 1,2.

2. Из § 22 выписать все окислительно-восстановительные реакции и составить к ним электронный баланс.

3. Написать памятку лаборанту по работе с серной кислотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ" -презентация. Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей №47" г. Саратов

Данная презентация:  " Свойства  серной кислоты" подготовлена для учащихся 9а класса(  к открытому уроку для родителей). В первой части урока  учащимся предлагается тест , варианты...

Химические свойства серной кислоты

Данный урок- презентация по теме « Химические свойства серной кислоты» позволяет реализовать принцип наглядности и доступности, повысить эф...

Урок в формате ТДМ "Химические свойства серной кислоты".

Данный материал может быть использован при изучении темы "Химические свойства серной кислоты" в 9 классе....

конспект урока по химии на тему "Окислительные свойства серной кислоты"

Материал содержит технологическую карту и конспект урока химии в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты" по учебнику Рудзитиса (ФГОС)...

Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"

Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным ...

Урок с использованием метода проектов. Тема «Химические свойства серной кислоты» 9 класс.

Тип урока: изучение нового материала.Метод урока: проектЦель: Выявить характерные свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты. Совершенствовать умения учащихся работать с реактивами и лаб...

Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"

Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...