Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Тема урока: Химические свойства серной кислоты.
Система целей к уроку:
Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических свойствах серной кислоты.
Общедидактическая цель урока: создать условия для первичного осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами исследовательской технологии.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся понятия «кислота» на примере серной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств серной кислоты посредством решения экспериментальных и познавательных задач, отработать умения в написании уравнений реакций.
Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе выполнения и наблюдения эксперимента.
Воспитательные: поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество; способствовать развитию грамотной химической речи.
Приемы реализации исследовательского метода: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: общие и специфические свойства серной кислоты.
Уметь: прогнозировать свойства веществ на основе их строения; проводить реакции, характеризующие свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты, составлять уравнения этих реакций.
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к химии как науки
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности; умение организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»
Тема урока: Химические свойства серной кислоты.
Система целей к уроку:
Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических свойствах серной кислоты.
Общедидактическая цель урока: создать условия для первичного осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами исследовательской технологии.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся понятия «кислота» на примере серной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств серной кислоты посредством решения экспериментальных и познавательных задач, отработать умения в написании уравнений реакций.
Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе выполнения и наблюдения эксперимента.
Воспитательные: поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество; способствовать развитию грамотной химической речи.
Приемы реализации исследовательского метода: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: общие и специфические свойства серной кислоты.
Уметь: прогнозировать свойства веществ на основе их строения; проводить реакции, характеризующие свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты, составлять уравнения этих реакций.
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к химии как науки
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности; умение организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку. | Личностные: Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен) |
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (6 мин) | Вступительное слово. Интересное высказывание русского химика Ивана Владимировича Тананаева, с которого хочу начать урок: «Слово „кислота“ — эта функция вещества, а не этикетка с названием. Термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его „способности“». О какой кислоте пойдёт речь на сегодняшнем уроке, если я вам скажу, что эту кислоту образует сера, находясь в высшей степени окисления? Наша задача на уроке узнать о способностях, а именно о химических способностях серной кислоты. H2SO4 — очень интересное вещество, обладающее рядом разнообразных и нетрадиционных свойств. А как мы можем узнать о химических свойствах вещества? Каким способом? Обращает внимание учащихся на оборудование на их столах, и поясняет, что они будут проводить исследовательскую работу. Предлагает учащимся сформировать цели данного урока. Учитель записывает на доске цели, сформулированные учащимися. С целью актуализации знаний учитель предлагает учащимся ответить на вопросы в форме проведения «химической рулетки»: 1.Охарактеризуйте физические свойства серной кислоты. 2. Какие степени окисления сера может проявлять в соединениях? 3.Какими окисли-тельно-восстано-вительными свойствами будет обладать элемент, образующий несколько степеней окисления и почему? 4.Какие правила техники безопасности нуж-но соблюдать при работе с кислотами? | Слушают учителя. Отвечают: «О серной кислоте» Самостоятельное целеполагание: Знать уметь применять Варианты целей: Знать общие и специфические свойства серной кислоты. Уметь писать уравнения реакций с участием серной кислоты, проводить опыты. Отвечают: «Провести химический эксперимент, исследовать свойства» Отвечают на вопросы учителя. На первый вопрос отвечает ученик названный учителем, а на следующий вопрос отвечает тот, которого выберет этот ученик и т.д. | Познавательные формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом Регулятивные формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
3. Операционно-исполнительный. (30 мин) | Учитель предлагает выполнить группповое задание — исследование (приложение № 1), используя алгоритм экспери-ментальной работы (приложение № 2). Консультирует. Предлагает заслу-шать результаты проведенного исследования и сделать выводы. Записывает выводы на доске. | Вступают в самостоятельную исследовательскую деятельность. Выступления представителей групп. Формулируют выводы. Варианты выводов: Разбавленная серная кислота, как и другие разбавленные кислоты изменяет окраску индикатора; взаимодействует со щелочами, основными оксидами и солями, образованными более слабой кислотой. Концентрированная серная кислота взаимодействует с металлами не с выделением водорода, и взаимодействует с неактивными металлами. | Личностные самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению Предметные умения должны знать: химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты; должны уметь: проводить наблюдения, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов Метапредметные умения Познавательные общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные: Формируем умение организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). |
4. Рефлексивно-оценочный (4 мин) | Предлагает учащимся сделать вывод по уроку, исходя из поставленных целей. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество отчета. | Обсуждают записанные на доске выводы, формулируют вывод по уроку. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
5. Домашнее задание (3 мин) | Предлагает несколько вариантов домашнего задания (приложение № 3). | Записывают домашнее задание | Личностные самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению |
Приложение № 1
Задания для исследовательской работы
1. Докажите, что разбавленная серная кислота обладает кислотными свойствами (наличие иона водорода) и исследуйте, способна ли серная кислота к реакциям нейтрализации. Напишите уравнения реакций.
2. Исследуйте, взаимодействует ли раствор серной кислоты с оксидами и солями. Напишите уравнения реакций.
3. Спрогнозируйте результат взаимодействия цинка и меди с раствором серной кислоты и подтвердите свой прогноз экспериментально.
Сравните взаимодействие этих металлов с раствором серной кислоты.
4. Исследуйте, взаимодействует ли концентрированная серная кислота с медью: а) при обычной температуре; б) при нагревании. Составьте уравнения реакций.
Приложение № 2
Алгоритм экспериментальной работы
1. Внимательно прочитайте текст задания.
2. Сформулируйте цели.
3. Составьте план работы (определите порядок действий).
4. Повторите правила техники безопасности.
5. Подберите реактивы и необходимое оборудование.
6. Проведите эксперимент.
7. Зафиксируйте наблюдения и составьте уравнения возможных реакций.
8. Сделайте вывод и соотнесите его с поставленными целями.
9. Подготовьте выступающего для сообщения результатов исследования.
Приложение № 3
Варианты домашнего задания
1. Прочитать § 22 и ответить на вопросы 1,2.
2. Из § 22 выписать все окислительно-восстановительные реакции и составить к ним электронный баланс.
3. Написать памятку лаборанту по работе с серной кислотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ" -презентация. Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей №47" г. Саратов
Данная презентация: " Свойства серной кислоты" подготовлена для учащихся 9а класса( к открытому уроку для родителей). В первой части урока учащимся предлагается тест , варианты...
Химические свойства серной кислоты
Данный урок- презентация по теме « Химические свойства серной кислоты» позволяет реализовать принцип наглядности и доступности, повысить эф...
Урок в формате ТДМ "Химические свойства серной кислоты".
Данный материал может быть использован при изучении темы "Химические свойства серной кислоты" в 9 классе....
конспект урока по химии на тему "Окислительные свойства серной кислоты"
Материал содержит технологическую карту и конспект урока химии в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты" по учебнику Рудзитиса (ФГОС)...
Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"
Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным ...
Урок с использованием метода проектов. Тема «Химические свойства серной кислоты» 9 класс.
Тип урока: изучение нового материала.Метод урока: проектЦель: Выявить характерные свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты. Совершенствовать умения учащихся работать с реактивами и лаб...
Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"
Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...