Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Кибирева Наталья Аркадьевна

 

   Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания художественных произведений. Даже если они и есть, то учащиеся по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из-за сложности формулировок. Возникает необходимость в разработке новых, наиболее приемлемых для школьников заданий по темам.  В этом учителю помогает применение технологии  модульного обучения.

При этом  осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику (подходишь, сразу видно, понял ученик тему или нет);

  создаются условия для развития сильных учащихся (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях);

 возможна  дифференциация в обучении (классные и домашние задания разноуровневые).

Данный урок – попытка внедрить всё это в практику обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока-модуля  

 Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева.
Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технология: блочно- модульного обучения

Методы и приемы: Словесные (беседа), практические (упражнения), метод работы под руководством учителя, метод работы с дополнительной литературой.
Задачи: 1) Продолжение знакомство с личностью поэта, его творческой деятельностью;

               2) Формирование навыков работы с лирическим произведением и коммуникативных навыков;

               3) Воспитание интереса к поэзии Тютчева, умения слушать и читать стихи, любви к природе своей страны;

Технологическая карта учащегося.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий
Модуль №2

Управление обучением

УЭ — 0

Общая цель: погружение в мир поэзии Тютчева, развитие умения анализировать, синтезировать и обобщать подобранный материал.  

Прочитайте цель — 1 мин.

УЭ — 1

Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний о  жизни и творчестве поэта.

- Что вам особенно запомнилось из  биографии Ф.И. Тютчева?

- Основные темы и мотивы лирики поэта?

Взаимоконтроль, рецензирование ответов товарищей.

УЭ — 2  

Восприятие нового материала.

Цель:

1) исследовать особенности пейзажной лирики поэта;

2) уметь давать краткую интерпретацию стихов;

3) развивать умение работать в группе.  

Задание: сделать краткое сообщение о пейзажной лирике Тютчева по временам года: осень, зима, весна, лето. Это могут быть машинописные, рукописные сборники стихов (не менее 5 листов), которые должны быть иллюстрированными, с комментариями, небольшим анализом стихов. Возможно применение ИКТ (работа над составлением сборников велась заранее).

Обсуждение в группах самостоятельно составленных сборников стихов – цикл «Времена года». Сравните свои работы с работами товарищей (возможна коллективная работа). Представьте на обсуждение в классе лучшие варианты. Примите участие в обсуждении, высказав своё доказательное мнение.

УЭ —  3

Осмысление нового материала.

Цель:

1)осмыслить прослушанное и увиденное и сделать выводы о составленных сборниках поэзии Тютчева;

2) в чём вы увидели особенность лирики природы поэта?

3)Какими средствами художественного изображения воспользовался поэт?


         

Записать выводы в тетрадь. Взаимопроверка написанного, дополнение.

УЭ — 4

 Контроль.

Творческий практикум.

Цель:

1)анализ стихотворения по предложенному плану;

2)внимательное прочтение стиха, а затем выразительное чтение вслух;

3)разноуровневая работа.

   Рецензия на чтение. Анализ стихов, выполнение предложенного задания. В случае затруднения можно обращаться к учителю.

 

1уровень: самостоятельный анализ  стихотворения «Есть в осени первоначальной».

 (план анализа лирического стихотворения)


 Возможна консультация учителя. Проверку проводит учитель.

 

2уровень

анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной».

Вопросы для анализа:

- Определить временные рамки стиха.

- Как одним словом назвать то, что видит читатель? (прозрачность, пустота, простор)

- Какие ассоциации вызывает эпитет «хрустальный»?

(хрупкий, прозрачный, красивый).

-Каково значение слов «лучезарный», «лазурь»?

-Картину увидели, теперь вслушайтесь в неё. Что можно «услышать» в этом стихотворении?  

-Где вы видите использованную поэтом скрытую антитезу?

- Какие ещё художественные средства вы увидели? Что они передают?

 -Какие чувства вызывает это стихотворение?

 

Проверка осуществляется учителем.

УЭ — 0

Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели? (Смотри общую цель)

 Самооценка и оценка учителя.

УЭ — 6

Выходной контроль: 

  1. Что вы узнали о пейзажной лирике Тютчева?
  2.  Назовите прозвучавшие стихи, Какова их основная тема?

Обменяйтесь мнениями

УЭ — 7

Домашнее задание: подобрать стихи Тютчева о любви.

Написать эссе на тему:

1  уровень - «Как я понимаю стихотворные строки Тютчева: «Не то, что мните вы, природа:…

  2 уровень -  Природа в изображении Тютчева.

Возможна консультация учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рельеф Южной Америки. Урок с применением модульной технологии.

Одной из новых технологий является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью, это ...

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева

Пояснительная записка.Данный урок разработан для учащихся 8-х классов в рамках подготовки к ГИА по литературе  и является завершающим  в системе уроков по изучению лирики 19 века (в рамках с...

Конспект урока с применением модульной технологии.

Конспект урока для 7 класса с использованием модульной технологии....

Разработки уроков с применением модульной технологии

Разработки уроков по математике 6 кл. с  применением  технологии модульного обученияАвтор учебника Виленкин Н. Я.Учитель Игнатова Лариса Евгеньевна СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С ПОМОЩЬЮ КООРДИНАТНОЙ...

Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"

Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....

Литературная гостиная. Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева

Литературная гостиная.  Пейзажная лирика Ф.И.ТютчеваЦели и задачи:Пробудить интерес к поэзии;Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять чувства и настроение поэта;Углубить ...

Урок литературы в 5 классе "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева".

Урок  литературы – это встреча с  прекрасным.  И данный  урок  не  исключение, поэтому старалась его построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и запомнил...