Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания художественных произведений. Даже если они и есть, то учащиеся по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из-за сложности формулировок. Возникает необходимость в разработке новых, наиболее приемлемых для школьников заданий по темам. В этом учителю помогает применение технологии модульного обучения.
При этом осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику (подходишь, сразу видно, понял ученик тему или нет);
создаются условия для развития сильных учащихся (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях);
возможна дифференциация в обучении (классные и домашние задания разноуровневые).
Данный урок – попытка внедрить всё это в практику обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок на основе модульной технологии. Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока-модуля
Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Технология: блочно- модульного обучения
Методы и приемы: Словесные (беседа), практические (упражнения), метод работы под руководством учителя, метод работы с дополнительной литературой.
Задачи: 1) Продолжение знакомство с личностью поэта, его творческой деятельностью;
2) Формирование навыков работы с лирическим произведением и коммуникативных навыков;
3) Воспитание интереса к поэзии Тютчева, умения слушать и читать стихи, любви к природе своей страны;
Технологическая карта учащегося.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Управление обучением |
УЭ — 0 | Общая цель: погружение в мир поэзии Тютчева, развитие умения анализировать, синтезировать и обобщать подобранный материал. | Прочитайте цель — 1 мин. |
УЭ — 1 | Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний о жизни и творчестве поэта. - Что вам особенно запомнилось из биографии Ф.И. Тютчева? - Основные темы и мотивы лирики поэта? | Взаимоконтроль, рецензирование ответов товарищей. |
УЭ — 2 | Восприятие нового материала. Цель: 1) исследовать особенности пейзажной лирики поэта; 2) уметь давать краткую интерпретацию стихов; 3) развивать умение работать в группе. Задание: сделать краткое сообщение о пейзажной лирике Тютчева по временам года: осень, зима, весна, лето. Это могут быть машинописные, рукописные сборники стихов (не менее 5 листов), которые должны быть иллюстрированными, с комментариями, небольшим анализом стихов. Возможно применение ИКТ (работа над составлением сборников велась заранее). | Обсуждение в группах самостоятельно составленных сборников стихов – цикл «Времена года». Сравните свои работы с работами товарищей (возможна коллективная работа). Представьте на обсуждение в классе лучшие варианты. Примите участие в обсуждении, высказав своё доказательное мнение. |
УЭ — 3 | Осмысление нового материала. Цель: 1)осмыслить прослушанное и увиденное и сделать выводы о составленных сборниках поэзии Тютчева; 2) в чём вы увидели особенность лирики природы поэта? 3)Какими средствами художественного изображения воспользовался поэт?
| Записать выводы в тетрадь. Взаимопроверка написанного, дополнение. |
УЭ — 4 | Контроль. Творческий практикум. Цель: 1)анализ стихотворения по предложенному плану; 2)внимательное прочтение стиха, а затем выразительное чтение вслух; 3)разноуровневая работа. | Рецензия на чтение. Анализ стихов, выполнение предложенного задания. В случае затруднения можно обращаться к учителю. |
| 1уровень: самостоятельный анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной». (план анализа лирического стихотворения) | Возможна консультация учителя. Проверку проводит учитель. |
| 2уровень анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной». Вопросы для анализа: - Определить временные рамки стиха. - Как одним словом назвать то, что видит читатель? (прозрачность, пустота, простор) - Какие ассоциации вызывает эпитет «хрустальный»? (хрупкий, прозрачный, красивый). -Каково значение слов «лучезарный», «лазурь»? -Картину увидели, теперь вслушайтесь в неё. Что можно «услышать» в этом стихотворении? -Где вы видите использованную поэтом скрытую антитезу? - Какие ещё художественные средства вы увидели? Что они передают? -Какие чувства вызывает это стихотворение? | Проверка осуществляется учителем. |
УЭ — 0 | Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели? (Смотри общую цель) | Самооценка и оценка учителя. |
УЭ — 6 | Выходной контроль:
| Обменяйтесь мнениями |
УЭ — 7 | Домашнее задание: подобрать стихи Тютчева о любви. Написать эссе на тему: 1 уровень - «Как я понимаю стихотворные строки Тютчева: «Не то, что мните вы, природа:… 2 уровень - Природа в изображении Тютчева. | Возможна консультация учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рельеф Южной Америки. Урок с применением модульной технологии.
Одной из новых технологий является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью, это ...
Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева
Пояснительная записка.Данный урок разработан для учащихся 8-х классов в рамках подготовки к ГИА по литературе и является завершающим в системе уроков по изучению лирики 19 века (в рамках с...
Конспект урока с применением модульной технологии.
Конспект урока для 7 класса с использованием модульной технологии....
Разработки уроков с применением модульной технологии
Разработки уроков по математике 6 кл. с применением технологии модульного обученияАвтор учебника Виленкин Н. Я.Учитель Игнатова Лариса Евгеньевна СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С ПОМОЩЬЮ КООРДИНАТНОЙ...
Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"
Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....
Литературная гостиная. Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева
Литературная гостиная. Пейзажная лирика Ф.И.ТютчеваЦели и задачи:Пробудить интерес к поэзии;Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять чувства и настроение поэта;Углубить ...
Урок литературы в 5 классе "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева".
Урок литературы – это встреча с прекрасным. И данный урок не исключение, поэтому старалась его построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и запомнил...