Урок 1. Тема: Живой организм и его свойства.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок в 5 классе, ФГОС, ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ФГОс 5 класс | 54.5 КБ |
konsp_bio_5kl_ur2.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология
5-й класс
Урок 1.
Тема: Живой организм и его свойства.
Цели.
Предметные результаты:
- Познакомить учеников с учебником.
- Сформировать умение перечислять отличительные свойства живого.
- Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражительность, приспособленность.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
- Осознавать единство и целостность окружающего мира.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Познавательные УУД
- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
Коммуникативные УУД
- Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
- Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
- Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
I. Оргмомент. | Знакомство с учебником и его условными знаками. – Как называется учебник? («Обо всём живом».) – Чему он посвящён? (Живым организмам.) – Похож ли учебник на учебник начальной школы? (Да, те же самые условные знаки, нам всё знакомо.) 1(поз) | Учебник, Рабочая тетрадь. | Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. |
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. Диалог Антошки и Биолога на с. 8. – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. (Какими свойствами обладает любой живой организм?) 1(рег) 2. – Вспомните, какие свойства живых организмов вы уже знаете из начальной школы. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1(ком) – Какие черты живого есть у герани, гриба, кошки? (3-й класс.) – Все ли живые организмы дышат? Что они поглощают и выделяют? (3-й класс.) – Все ли живые организмы питаются? (3-й класс.) – Что такое фотосинтез? (3-й класс.) – Какими тремя «профессиями» владеют живые организмы? (3-й класс.) – Какие вещества мы называем минеральными? (3–4-й классы.) | Учебник, рисунки животных, растений, грибов. | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
III. Совместное открытие знаний. | 1. Работа в паре. 2 (ком) – С помощью рисунка 1.1 предположите, что такое обмен веществ. 2 (поз) – Прочтите текст (1-й и 2-й абзац, с. 9) и оцените правильность своего предположения. 3(поз) – Из чего состоит обмен веществ? – Найди отличия обмена веществ у коровы и растения. 2. Работа в паре. 2 (ком) – Рассмотрев и обсудив рисунок 1.2, объясните, чем отличается дыхание у потребителя, производителя и разрушителя. Где они на рисунке? 2(поз) 3. Работа в паре. 2(ком) – Рассмотрите рисунок 1.3, объясните, что поглощают и выделяют растение, корова и гриб. 2(поз) Работа с текстом. 3 (поз) – Прочтите последний абзац текста на с. 9. Объясните, какие два типа питания выделяют у растений? 4. – Рассмотрев рисунки 1.4–1.6, объясните, что происходит с дубом, гусеницей, человеком. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику (с. 11, первое предложение). 2(поз) 5. – Сравните изменения, происходящие с человеком и гусеницей на рисунке 1.6. В чём разница? – Предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту (с. 11). 2(поз) 6. Работа в паре. 2(ком) – Ответьте на вопрос: почему ни один вид живых организмов не обходится без размножения? 7. – Что такое раздражимость? Рассмотрите рисунки 1.8–1.11 и ответьте на вопрос: как реагируют на окружающие условия растения, животные и человек? 2(поз) 8. Работа в паре. 2 (ком) – С помощью текста и рисунков 1.12 и 1.13 ответьте на вопрос: как растения и животные приспособились к среде своего обитания? В чём причина этой приспособленности? 2(поз) 9. – Можно ли отличить живой организм от неживого объекта только по одному из признаков? 1 2(лич) – Сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы. Сравните свой вывод с авторским. | Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира. 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы). 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. | |
IV. Самостоятельное применение знаний. | Вопросы на с. 14 (выборочно). Задания из задачника-практикума на выбор учителя. Одно-два задания на необходимом и одно-два задания на повышенном уровне. Самооценка по алгоритму. | ||
V. Итог урока. | – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили? – Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем. | ТОУУ |
Предварительный просмотр:
Урок №2«Экосистема – совместное хозяйство».
Цели.
Предметные результаты:
- сформировать умение объяснять роль живых организмов в круговороте веществ;
- сформировать умение понимать смысл биологических терминов: экосистема, круговорот веществ.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
I. Проблемная ситуация и актуализа-ция знаний. | 1. Диалог Антошки и биолога на с. 18. – Какую проблему (вопрос) будем обсуждать на уроке? (Где обитают живые организмы и как они связаны друг с другом? Бывают ли бесполезные организмы?) Выбор лучшей формулировки. Фиксация проблемы на доске. 1 2. – Расскажите мне, что вам известно об экосистеме из начальной школы. Учитель фиксирует на доске свойства, названные ребятами, в случае необходимости комментирует их связь с данной темой. В случае затруднения ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1 – Что такое круговорот веществ? Почему он так важен? (3-й класс.) – Какова роль производителей, потребителей и разрушителей в круговороте веществ в природе? (3-й класс.) – Что такое экосистема? (3-й класс.) | Учебник, рисунки животных, растений, грибов, схема экосистемы. | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
II. Совместное открытие знаний. | Работа с учебником, с. 18–22. По мере повторения знакомых особенностей экосистемы рядом с вопросом на доске фиксируются особенности экосистемы. 1. Работа в паре с рисунком 2.1. 2 – Рассмотрите рисунок 2.1. 2 – Объясните друг другу, где обитают растения, грибы, животные. Каковы их «профессии» в экосистеме? 2. – Что такое экосистема? (Работа с текстом, с. 19, 21.) 1 3 – Из чего состоит экосистема? (Работа с рис. 2.2 и текстом рубрики на с. 19.) 1 2 3 – Какие живые и неживые части входят в её состав? 3. – Рассмотрите рис. 2.3. Какой главный процесс идёт в экосистеме и связывает всех её обитателей? Что изображают зелёные стрелки? А коричневые стрелки? 2 4. Работа в паре. 2. – Рассмотрите рисунок 2.4. Ответьте на вопросы и объясните, как обмен веществ организмов разных «профессий» соединяется в круговорот веществ в экосистеме. Обратите внимание, что широкие стрелки показывают процессы обмена веществ, а тонкие — связи между производителями, потребителями и разрушителями. Обсуждение ответов групп. 1 – Сделайте вывод, где обитают живые организмы и как они связаны друг с другом, какими свойствами отличаются экосистемы? Сравните свой вывод с авторским. 1 | Вопрос на доске: «Где обитают живые организмы и как они связаны друг с другом? Бывают ли бесполезные организмы?» | Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира. Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы). 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. |
III. Самосто-ятельное применение знаний. | Вопросы 1–4 на с. 22. Задания из задачника-практикума на выбор учителя. 2–3 задания на необходимом уровне и 2–3 на повышенном. Самооценка по алгоритму. | ТОУУ | |
IV. Итог урока. | – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили? – Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет? Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок №1 "Живой организм и его свойства"
Урок подготовлен по УМК "Школа 2100" для учащихся 5 класса. Урок еще не проводила. Презентацию создала к новому учебному году. По программе "Школа 2100" не работала....
Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".
Интегрированный урок по географии и биологии. Слайд 1: Тема: «Живые организмы в суровых условиях...
Разработка урока по биологии в 5 классе "Живой организм и его свойства" в соответствии с требованиями ФГОС по умк Вахрушева А. А.
Урок по биологии в 5 классе "Живой организм и его свойства" разработан с учетом требований ФГОС второго поколния и содержит все этаты урока с описанием предметных, метапредметных (с описанием УУД кажд...
УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"
Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...
Урок 1. Тема: Живой организм и его свойства.
Урок 1.Тема: Живой организм и его свойства.Урок по ОС "Школа 2100", технологическая карта урока. ФГОС...
Тема урока: Как размножаются живые организмы.
Тема урока: Как размножаются живые организмы....
Отрытый урок по теме " Живые организмы в суровых условиях Антарктики"
Открытый урок по географии "Живые организмы в суровых условиях Африки"...