Урок 1. Тема: Живой организм и его свойства.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Столярова Светлана Валерьевна

Урок  в 5 классе, ФГОС, ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по ФГОс 5 класс54.5 КБ
Microsoft Office document icon konsp_bio_5kl_ur2.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Биология

5-й класс

Урок 1.

Тема: Живой организм и его свойства.

Цели.

Предметные результаты:

  1. Познакомить учеников с учебником.
  2. Сформировать умение перечислять отличительные свойства живого.
  3. Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражительность, приспособленность.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
  3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Оргмомент.

Знакомство с учебником и его условными знаками.

– Как называется учебник? («Обо всём живом».)

– Чему он посвящён? (Живым организмам.)

– Похож ли учебник на учебник начальной школы? (Да, те же самые условные знаки, нам всё знакомо.) 1(поз)

Учебник, Рабочая тетрадь.

Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Диалог Антошки и Биолога на с. 8.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. (Какими свойствами обладает любой живой организм?) 1(рег)

2. – Вспомните, какие свойства живых организмов вы уже знаете из начальной школы.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1(ком)

– Какие черты живого есть у герани, гриба, кошки? (3-й класс.)

– Все ли живые организмы дышат? Что они поглощают и выделяют? (3-й класс.)

– Все ли живые организмы питаются? (3-й класс.)

– Что такое фотосинтез? (3-й класс.)

– Какими тремя «профессиями» владеют живые организмы? (3-й класс.)

– Какие вещества мы называем минеральными?

(3–4-й классы.)

Учебник, рисунки животных, растений, грибов.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа в паре. 2 (ком)

С помощью рисунка 1.1 предположите, что такое обмен веществ. 2 (поз)

– Прочтите текст (1-й и 2-й абзац, с. 9) и оцените правильность своего предположения. 3(поз)

– Из чего состоит обмен веществ?

– Найди отличия обмена веществ у коровы и растения.

2.  Работа в паре. 2 (ком)

– Рассмотрев и обсудив рисунок 1.2, объясните, чем отличается дыхание у потребителя, производителя и разрушителя. Где они на рисунке? 2(поз)

3. Работа в паре. 2(ком)

– Рассмотрите рисунок 1.3, объясните, что поглощают и выделяют растение, корова и гриб. 2(поз)

Работа с текстом. 3  (поз) 

Прочтите последний абзац текста на с. 9. Объясните, какие два типа питания выделяют у растений?

4. – Рассмотрев рисунки 1.4–1.6, объясните, что происходит с дубом, гусеницей, человеком. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику

(с. 11, первое предложение).  2(поз)

5. – Сравните изменения, происходящие с человеком и гусеницей на рисунке 1.6. В чём разница?

– Предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту (с. 11).   2(поз)

6. Работа в паре. 2(ком)

– Ответьте на вопрос: почему ни один вид живых организмов не обходится без размножения?

7. – Что такое раздражимость? Рассмотрите рисунки 1.8–1.11 и ответьте на вопрос: как реагируют на окружающие условия растения, животные и человек?  2(поз)

8. Работа в паре. 2 (ком)

– С помощью текста и рисунков 1.12 и 1.13 ответьте на вопрос: как растения и животные приспособились к среде своего обитания? В чём причина этой приспособленности?  2(поз)

9. – Можно ли отличить живой организм от неживого объекта только по одному из признаков?    1   2(лич)

– Сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы. Сравните свой вывод с авторским.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Вопросы на с. 14 (выборочно).

Задания из задачника-практикума на выбор учителя. Одно-два задания на необходимом и одно-два задания на повышенном уровне. Самооценка по алгоритму.

V. Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем.

ТОУУ



Предварительный просмотр:

Урок  №2«Экосистема – совместное хозяйство».                                        

Цели.

Предметные результаты:

  1. сформировать умение объяснять роль живых организмов в круговороте веществ;
  2. сформировать умение понимать смысл биологических терминов: экосистема, круговорот веществ.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проблемная ситуация и актуализа-ция знаний.

1. Диалог Антошки и биолога на с. 18.

Какую проблему (вопрос) будем обсуждать на уроке? (Где обитают живые организмы и как они связаны друг с другом? Бывают ли бесполезные организмы?) 

Выбор лучшей формулировки. Фиксация проблемы на доске. 1

2. – Расскажите мне, что вам известно об экосистеме из начальной школы.

Учитель фиксирует на доске свойства, названные ребятами, в случае необходимости комментирует их связь с данной темой. В случае затруднения ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1

– Что такое круговорот веществ? Почему он так важен? (3-й класс.)

– Какова роль производителей, потребителей и разрушителей в круговороте веществ в природе? (3-й класс.)

– Что такое экосистема? (3-й класс.)

Учебник, рисунки животных, растений, грибов, схема экосистемы.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

II.

Совместное открытие знаний.

Работа с учебником, с. 18–22. По мере повторения знакомых особенностей экосистемы рядом с вопросом на доске фиксируются особенности экосистемы.

1. Работа в паре с рисунком 2.1.   2

 Рассмотрите рисунок 2.1.   2 

– Объясните друг другу, где обитают растения, грибы, животные. Каковы их «профессии» в экосистеме?

2. – Что такое экосистема? (Работа с текстом, с. 19, 21.) 1 3

– Из чего состоит экосистема? (Работа с рис. 2.2 и текстом рубрики на с. 19.)   1  2  3 

Какие живые и неживые части входят в её состав?

3. – Рассмотрите рис. 2.3. Какой главный процесс идёт в экосистеме и связывает всех её обитателей? Что изображают зелёные стрелки? А коричневые стрелки?  2

4. Работа в паре.   2.

– Рассмотрите рисунок 2.4. Ответьте на вопросы и объясните, как обмен веществ организмов разных «профессий» соединяется в круговорот веществ в экосистеме. Обратите внимание, что широкие стрелки показывают процессы обмена веществ, а тонкие — связи между производителями, потребителями и разрушителями.

Обсуждение ответов групп.    1 

– Сделайте вывод, где обитают живые организмы и как они связаны друг с другом, какими свойствами отличаются экосистемы? Сравните свой вывод с авторским.   1

Вопрос на доске: «Где обитают живые организмы и как они связаны друг с другом? Бывают ли бесполезные организмы?»

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

III. Самосто-ятельное применение знаний.

Вопросы 1–4 на с. 22.

Задания из задачника-практикума на выбор учителя. 2–3 задания на необходимом уровне и 2–3 на повышенном. Самооценка по алгоритму.

ТОУУ

IV. Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет?

Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок №1 "Живой организм и его свойства"

Урок подготовлен по УМК "Школа 2100" для учащихся 5 класса. Урок еще не проводила. Презентацию создала к новому учебному году. По программе "Школа 2100" не работала....

Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".

Интегрированный урок по географии и биологии.                Слайд 1:  Тема: «Живые организмы в суровых условиях...

Разработка урока по биологии в 5 классе "Живой организм и его свойства" в соответствии с требованиями ФГОС по умк Вахрушева А. А.

Урок по биологии в 5 классе "Живой организм и его свойства" разработан с учетом требований ФГОС второго поколния и содержит все этаты урока с описанием предметных, метапредметных (с описанием УУД кажд...

УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"

Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...

Урок 1. Тема: Живой организм и его свойства.

Урок 1.Тема: Живой организм и его свойства.Урок по ОС "Школа 2100", технологическая карта урока. ФГОС...

Тема урока: Как размножаются живые организмы.

Тема урока: Как размножаются живые организмы....

Отрытый урок по теме " Живые организмы в суровых условиях Антарктики"

Открытый урок по географии "Живые организмы в суровых условиях Африки"...