Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Интегрированный урок по географии и биологии.
Слайд 1: Тема: «Живые организмы в суровых условиях
Антарктики».
Слайд 2: Форма организации: театрализованный урок-экспедиция и урок-дискуссия.
Слайд 3: Оборудование: карта Антарктики, гербарий, презентация «Животный мир Антарктики», электронное пособие «География, 7 класс», экспедиционный дневник, солнечные очки, теплая одежда, компас, веревка, продукты питания.
Слайд 4: Учебно-воспитательные цели урока:
- Сформировать у учащихся знание особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии; установить причинно-следственные связи в природе.
- Расширить и конкретизировать экологические знания; сформировать у учащихся убежденность в необходимости охраны природы этого материка.
- Сформировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний; развить творческое мышление.
Слайд 5: Эпиграф к уроку: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».
К.Паустовский.
Учитель: Сегодня мы с вами проведем диcкуссию на тему «Могут ли живые организмы выжить, а если могут, то как им это удается в суровых условиях?»
А чтобы ответить на этот вопрос, мы отправляемся в Антарктику. Прежде чем мы отправимся в путешествие, нам нужно решить, что взять с собой и во что одеться. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник.(раздать учащимся заготовки дневников).
Просмотр электронного пособия «География,7класс», тема «Антарктида».
Учитель: А теперь дайте характеристику климата этого материка.
(Учащиеся фиксируют ответы в своих дневниках, в графе «Природные условия»).
Учитель: Что же мы возьмем с собой?
Ответы учащихся: теплая одежда, компас, темные очки, веревка, запас пищи.
Учитель: Теперь мы можем отправляться. Особенно интересно посмотреть, кто из живых организмов может выжить в таких суровых условиях. Итак, в путь!
На самом, самом юге, как, впрочем, и на севере,
Так много интересного, почти нам неизвестного
И сказочного чуда.
К загадочной Антарктике, стране снегов и льда,
С урока путешествовать по атласам и картам
Несется наш фрегат.
Здесь круглый год не тает лед, лежат кругом снега.
Ну а пингвин не прячет нос, когда на улице мороз
И сильная пурга.
Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг.
И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,
Наш новый милый друг.
Вот мы и прибыли. Нам нужно выяснить, какие организмы здесь обитают и как им удается выжить?
(Слайд 6: Лишайники)
1-й ученик: Лишайники - пионеры среди растений. Их здесь около 300 видов. Они неприхотливы, встречаются на побережье и в антарктических оазисах, даже в 300 км от Южного полюса. Выглядят очень разнообразно по цвету и виду. Цвет от ярко-оранжевого до черного и темно-серого. По виду – листовидные, подобие цветочков, кустистые. Но все они накипные, т.е. очень плотно прикреплены к поверхности скал в виде корок, так что их можно отскоблить только ножом. Это помогает им противостоять суровым антарктическим ветрам. Некоторые лишайники селятся на поверхности мха. Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли (два организма в едином целом).
Учащиеся фиксируют ответы в графе «Растения» - Лишайники .
(Слайд 7: Мхи )
2-й ученик: Мхи – наиболее высокоорганизованные из низших растений. Здесь представлены, в основном, подушечные мхи. Встречаются они в прибрежных оазисах, защищенных от ветра местах.
Учащиеся фиксируют ответы в графе «Растения» - Мхи.
(Слайд 8: Диатомовые водоросли)
3-й ученик: Водоросли – низшие растения, их около 200 видов. Особенно много диатомовых. Встречаются в океане и в антарктических озерах в оазисах. В океане встречаются гигантские водоросли макроцистис, образующие целые подводные леса. Также встречаются лессопия и дюрвиллея.
Учащиеся фиксируют ответы в графе «Растения» - Диатомовые водоросли.
( Слайд 9: Криль)
4-й ученик: В антарктических водах много криля. Норвежским термином «криль» называют рачков-черноглазок. Они питаются диатомовыми водорослями. Пищевая ценность криля в том, что он содержит микроэлементы и аминокислоты, по содержанию которых превосходит говядину. Стаи его встречаются в толще воды на глубине 5-100м. и служат основной пищей для китов.
Учащиеся фиксируют в графе «Животные» - криль.
( Слайд 10: рыбы: ледяная, макрурус, мраморная нототения, путассу; киты)
5-й ученик: Эти рыбы питаются крилем, а сами служат пищей птицам и тюленям. Встречаются головоногие моллюски – кальмары. Они – основная пища китов. Здесь обитает синий кит ( 33 м. в длину, весит 150т.). Жирность его молока составляет 33%. Китенок рождается 2/3 длины тела матери, каждые сутки прибавляет по 100кг. Язык кита имеет массу около 2т., кишечник – длину 200м. Печень кита весит 500-1000 кг, желудок – длину 3,5м.
В таблице фиксируют в графе «Животные» - рыбы ( ледяная, макрурус, мраморная нототения, путассу), синий кит.
(Слайд 11: Касатка)
6-й ученик: Касатка – хищное животное. Питается тюленями и рыбой. Ввиду того, что у них сильно выражен стадный инстинкт, на тюленей и дельфинов охотятся стаей, напоминающей охоту волков. Быстро привыкают к человеку, обучаются дельфиньим трюкам.
В таблице в графе «Животные» - касатки.
(Слайд 12: Тюлени)
7-й ученик: Морской слон относится к семейству настоящих тюленей. Он обитает в морях Уэддела, Росса. Встречаются тюлень-крабоед, очень опасен морской леопард. К семейству ушастых тюленей относятся морские котики, морские львы. Они имеют толстый слой подкожного жира и жировую смазку шкуры, питаются рыбой.
В таблице в графе «Животные» - тюлени.
(Слайд 13: птицы: буревестник, альбатрос)
8-й ученик: Здесь обитает более 44 видов птиц: буревестник, альбатрос и символ Антарктики – нелетающая птица пингвин. Гнездится большинство птиц на прибрежных скалах, образуя «птичьи базары». Стаи достигают несколько сотен тысяч особей. Питаются рыбой. Альбатросы – крупные птицы. Раскинув огромные крылья, они парят в струях ветра, не шевельнув даже крылом.
(Слайд 14: Пингвины)
Самый распространенный вид пингвинов - пингвины Адели и императорские. Императорские – самые большие (рост 120см., масса тела 60 кг.). Они не строят гнезд, а «выстаивают» яйца на лапах, прикрывая их жировой складкой живота, покрытой теплым пухом. Сначала пингвин-отец держит яйцо, а самка добывает пищу. Птенца отец передает матери, и та его кормит, держа под складкой живота. Пингвины прекрасно плавают, развивая скорость до 40 км/ч. Их главный враг – морской леопард.
В таблице в графе «Животные» - птицы: буревестник, альбатрос, пингвин.
Учитель: По ходу нашей экскурсии у меня возникло несколько вопросов:
-Почему большая часть лишайников имеют черный или темно-серый цвет?
Учащиеся: За счет цвета эти растения потребляют как можно больше солнечной энергии и тепла.
Учитель: Почему растения на протяжении нескольких лет остаются такими маленькими?
Учащиеся: Мхи и лишайники растут очень медленно, их развитие в условиях Антарктики особенно угнетено.
Учитель: Почему у кальмаров нет раковин?
Учащиеся: Из-за большой подвижности раковина видоизменяется или совсем исчезает.
Учитель: Почему птицы образуют «птичьи базары»?
Учащиеся: Для сохранения тепла в суровых условиях Антарктики и для защиты от нападения.
Учитель: А давайте попробуем составить цепь питания этих организмов.
(Поочередно выходят ученики, на них головные уборы с символами организмов. Берутся за руки, строят пищевую цепь.
Солнце: Я – единственный источник энергии на Земле для всего живого.
Водоросль: Я - очень важное звено, я – основа пищевой цепи.
Криль: Где моя любимая водоросль? Съем!
Кальмар: Люблю криль! Очень питательная белковая пища.
Кит: Какое разнообразие пищи! Очень вкусно!
Рыба: Мне чего-нибудь оставили поесть?
Пингвин: Где моя еда? Ой, ее много! Всем хватит.
Касатка: Я на самом верху цепи. Я – хищник. Где мой пингвин?
(Учащиеся в тетрадях фиксируют схему пищевой цепи)
Учитель: Давайте сделаем вывод о том, как же организмы приспосабливаются к суровым условиям Антарктики.
Слайд 15: Растения: 1) темный цвет растений – притяжение большого количества света;
2) плотное прикрепление к скалам в виде подушек (от ветра).
Животные: 1) наличие подкожного жира;
2) жировая смазка шкуры и перьев;
3) питание за счет моря;
4) пища с большим содержанием белка.
Мы изучили все вокруг, и вот пора уже нам возвращаться. Мы побывали с вами в удивительном уголке земли. Живая природа Антарктики уникальна. Большинство видов – эндемики. С другой стороны, Антарктика – это источник биологических ресурсов, необходимых человеку. Уже с начала 19 века здесь хищнически истребляли тюленей и китов. Как вы думаете, ради чего?
Учащиеся: Ради мяса, шкур, жира, китового уса.
Учитель: Общее загрязнение планеты сказалось и на этом отдаленном уголке Земли. В организмах пингвинов обнаружили следы ДДТ. В связи с этим давайте задумаемся: почему природа Антарктики требует бережного отношения и как можно ее сохранить при активной деятельности человека?
Учащиеся: Природа Антарктики развивается в суровых, экстремальных условиях. Все растет и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень долго будет восстанавливаться при ее нарушении, а может и вообще не восстановиться. Она очень уязвима!
Мы предлагаем следующие меры по ее охране:
Слайд 16:
1) запрещение испытаний оружия, атомных взрывов и захоронений радиоактивных отходов. Договор об Антарктике (1959г.);
2) запрещение охоты на животных и птиц, за исключением пищи экспедиций, музейных экспонатов и зоопарков пределах естественного восстановления;
3) ограничение числа туристов;
4) составление списка заповедных районов и видов;
5) конвенция по сохранению морских животных ресурсов (1982г.), правила по охране биологических ресурсов Антарктики;
6) Программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики (БИОМАСС).
Учитель: А теперь давайте проверим, внимательны ли вы были во время нашего путешествия.
(Учитель раздает тестовые задания на листочках каждому ученику)
1. Почему жизнь обитателей Антарктики связана с океаном:
а) маленькая площадь материка;
б) источник пищи;
в) наличие хищников на суше.
2. Где расположены гнезда императорских пингвинов:
а) на берегу;
б) в скалах;
в) нигде.
3. Почему в Антарктике не тает лед, хотя она получает солнечного тепла больше, чем экваториальная область Земли:
а) холодные течения;
б) низкая температура воды;
в) отражение белой поверхностью 90% солнечной энергии.
4. Почему морские животные выходят сухими из воды:
а) вылизывают шерсть;
б) наличие подкожного жира;
в) повышенная температура тела.
5. Что в Антарктике является перспективным источником животного белка:
а) водоросли;
б) мясо тюленей;
в) криль.
Учитель: Сколько льда в Антарктиде и света,
Там холодные дуют ветра.
Там не видно привычного лета,
Даже летом мороз, холода.
Материк этот долго искали,
Пробирались сквозь бури и лед.
Кук решил, что не надо медали,
Ни за что он вперед не пойдет.
Но отважные русские люди
Смело шли все вперед и вперед.
Покорить Антарктиду решили,
Вышли в море на судне Восток.
Со стихией сражались умело
И награда за это была –
Антарктида любила лишь смелых
И открыла свои берега.
Слайд 17:
Домашнее задание: Как известно, Джеймс Кук счел безрассудным дальнейшее движение на юг в поисках южного материка во время плавания 1772-1975гг. Он посчитал, что , «…будучи открытым и исследованным этот южный материк , все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки».
Как вы сегодня прокомментируете это высказывание великого английского путешественника?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Животный мир Антарктики | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма организации : театрализованный урок- экспедиция и урок-дискуссия
Оборудование: карта Антарктики, гербарий, презентация «Животный мир Антарктики», электронное пособие «География, 7 класс», экспедиционный дневник, солнечные очки, теплая одежда, компас, веревка, продукты питания.
Учебно-воспитательные цели урока: Сформировать у учащихся знание особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии; установить причинно-следственные связи в природе. Расширить и конкретизировать экологические знания; сформировать у учащихся убежденность в необходимости охраны природы этого материка. Сформировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний; развить творческое мышление.
Эпиграф к уроку: «Познания и странствия неотделимы друг от друга». К.Паустовский.
Лишайники
Мхи
Диатомовые водоросли
Криль
Ледяная рыба
Макрурус
Мраморная нототения
Путассу
Синий кит
Касатка
Морской слон
Тюлень-крабоед
Морской леопард
Морской котик
Морской лев
Буревестник
Альбатрос
Пингвин Адели
Императорский пингвин
Выводы: Растения: 1) темный цвет растений – притяжение большого количества света; 2) плотное прикрепление к скалам в виде подушек (от ветра). Животные: 1) наличие подкожного жира; 2) жировая смазка шкуры и перьев; 3) питание за счет моря; 4) пища с большим содержанием белка.
Мероприятия по охране: 1) запрещение испытаний оружия, атомных взрывов и захоронений радиоактивных отходов. Договор об Антарктике (1959г.); 2) запрещение охоты на животных и птиц, за исключением пищи экспедиций, музейных экспонатов и зоопарков пределах естественного восстановления; 3) ограничение числа туристов; 4) составление списка заповедных районов и видов; 5) конвенция по сохранению морских животных ресурсов (1982г.), правила по охране биологических ресурсов Антарктики; 6) Программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики (БИОМАСС).
Подведем итоги:
1. Почему жизнь обитателей Антарктики связана с океаном: а) маленькая площадь материка б) источник пищи в) наличие хищников на суше
2. Где расположены гнезда императорских пингвинов: а) на берегу б) в скалах в) нигде
3. Почему в Антарктике не тает лед, хотя она получает солнечного тепла больше, чем экваториальная область Земли: а) холодные течения б) низкая температура воды в) отражение белой поверхностью 90% солнечной энергии
4. Почему морские животные выходят сухими из воды: а) вылизывают шерсть б) наличие подкожного жира в) повышенная температура тела
5. Что в Антарктике является перспективным источником животного белка: а) водоросли б) мясо тюленей в) криль
Домашнее задание : Как известно, Джеймс Кук счел безрассудным дальнейшее движение на юг в поисках южного материка во время плавания 1772-1975гг. Он посчитал, что , «…будучи открытым и исследованным этот южный материк , все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки». Как вы сегодня прокомментируете это высказывание великого английского путешественника?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".
Интегрированный урок с использованием ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды....
интегрированный урок по Географии и биологии 6 класс
Интегрированный урок по предмету географии и биологии на тему "Растительный и Животный мир Тихого океана"...
УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"
Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...
Интегрированный урок по географии и биологии на тему «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Белгородской области»
Урок посвящен изучению природы Белгородской области....
Живые организмы в суровых условиях Антарктики
Цели:1. Сформировать у учащихся знания особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии, установить причинно-следс...
Отрытый урок по теме " Живые организмы в суровых условиях Антарктики"
Открытый урок по географии "Живые организмы в суровых условиях Африки"...
Технологическая карта интегрированного урока по физике и биологии "Физика и организм человека"
Технологическая карта интегрированного урока физики и биологии "Физика и организм человека"...