конспект урока 5 класс "Строение клетки"
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему
Урок биологии 5 класс . Тема: Строение клетки". соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_stroenie_kletki.docx | 167.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Строение клетки».
Цель урока: изучить строение клетки
(общий план); доказать, что клетка самостоятельная живая система, имеющая
объем; научиться сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявить черты сходства и различия.
Задачи:
-находить в объекте его составляющие;
-видоизменять объекты;
-научиться обобщать;
-устанавливать сходство и различие;
-находить причинно следственные связи.
Тип урока: Урок введение нового материала с использованием эор.
Формы работы учащихся: эвристическая беседа; творческая работа;
Необходимое техническое оборудование:
компьютеры, мультимедиа оборудование, таблицы с изображениями растительной клетки, микроскопы, микропрепараты
растительных и животных тканей.
Ход урока.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятель - ность учителя | Деятель- ность учащихся | Планируемые результаты | |
1 Орг момент. Мотивация к учебной деятельности. | Сегодня урок открытия новых знаний. Как вы понимаете следующее высказывание: Чтобы переваривать знания надо переваривать их с аппетитом. Анатоль Франц. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики настроились на работу. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. | |
2 Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | Миллиарды лет назад В хаосе Вселенной Капля жизни родилась Робко и несмело. На заре живого мирозданья Было чуждо и опасно всѐ кругом. Крохотное, хрупкое созданье Стало строить Жизни прочный дом. В оболочку Жизнь себя одела. Что кругом? Вода есть – можно пить. Чистый воздух, солнце жарко грело. И решила кроха: «Будем жить!» Тема урока: строение клетки. | Выдвигает проблему, сообщает тему урока. | Решая проблему определяют тему урока. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные : Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникатив ные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | |
3 Постановка учебной задачи. | Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель. Что сегодня нам предстоит выяснить? | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещѐ не знаем) | Запись числа, темы урока. Конкретизируют тему. | Регулятивные: самостоятельн ое формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование | Иллюстрация растительной клетки |
4 Усвоение новых знаний. | Вам надо найти и подписать части клетки от 1 до 10. У кого получилось назвать все части клетки? Почему вам этого не удалось? Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Мы должны узнать, как устроена клетка, построить эталон строения клетки, и научится определять органоиды растительной клетки.) Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и узнаем из них, из каких органоидов состоит клетка, создадим эталон для клеток всех растений, научимся его применять.) План фиксируется на доске. 1 Найти в источниках информации органоиды растительной клетки. 2 составить эталон растительной клетки. 3 научиться применять эталон на различных рисунках растительных клеток. | Организует работу в группах. Демонстрирует видеофильм. | Работая в группах, анализируют информацию, составляют эталон и таблицу в тетрадях. Слушают объяснения и инструкцию учителя; Моделируют растительную клетку; Отвечают на вопросы учителя; Делают выводы и записывают в тетрадь. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные : Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникатив ные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Слайды презентации. |
5 Физкультминутка | Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) | ||||
6 Закрепление изученного материала | Теперь вы выполните самостоятельную работу. Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? Тест по строению растительной клетки. | Даётся самостоятельная работа и тест по строению растительной клетки. | Выполняют задания. | Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные: умение структурирова ть учебный материал, выделя ть в нем главное | |
7 Рефлексия учебной деятельности | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг | Учащиеся заполняют таблицу и шкалу | Личностные : Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности Коммуникатив ные: Умение выражать свои мысли Познавательны: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |
8 Информация о домашнем задании. Выставление оценок. | Выучить строение растительной клетки. По желанию сделать макет растительной клетки. | Формулирует задание, комментируя и отвечая на вопросы учащихся. Выставляет оценки. | Воспринимают информацию фиксируя задание. |
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Теперь вы выполните самостоятельную работу.
Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)
Это как раз последний шаг в нашем плане работы.
Задание. Соотнесите цифры от 1 до 10 (в эталоне) с предложенными функциями.
Функции:
А. накопление продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.
Б. Образование клеточных оболочек.
В. придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам.
Г. Фотосинтез.
Д. синтез крахмала, липидов, белков.
Е. синтез липидов и углеводов.
Ж. синтез белка.
З. контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.
И. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.
К. «энергетическая станция» клетки; процесс дыхания.
Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:
1 – К;
2 – И;
3 – З;
4 – Ж;
5 – А;
6 – Б;
7 – В;
8 – Г;
9 – Д;
10 – Е.
У кого возникли затруднения?
В каком месте возникло затруднение?
Почему возникло затруднение?
Тест по строению растительной клетки. ( работа с планшетками)
1.Клеточное ядро – важнейшая часть клетки т.к.:
1)Является центром наследственной информации;
2)Обеспечивает перенос питательных веществ в клетке;
3)Придает форму клетке и предохраняет ее от воздействий.
2.Зеленая окраска растений зависит от наличия в цитоплазме:
1) лейкопластов;
2) хлоропластов;
3) хромопластов.
3.Синтез липидов и углеводов в клетке осуществляет:
1) ядро;
2) рибосома;
3) гладкая эндоплазматическая сеть.
Работая в группах, проанализировать информацию, составить эталон и занести таблицу в тетрадях.
Органоид | Функция органоида |
1. Плазматическая мембрана | |
2.Ядро | |
3.Ядрышко | |
4.Пластиды: а) хлоропласты; б) хромопласты в) лейкопласты. | |
5.Митохондрии | |
6.Вакуоли | |
7.Рибосомы | |
8.Эндоплазматическая сеть: а) гладкая; б) шероховатая. | |
9.Аппарат Гольджи |
Эталон растительной клетки.
Органоид | Функция органоида |
1. Плазматическая мембрана | Обмен веществ между клеткой и окружающей средой. |
2.Ядро | контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам. |
3.Ядрышко | продуцируются иРНК и рибосомы ядра |
4.Пластиды: а) хлоропласты; б) хромопласты в) лейкопласты. | а) фотосинтез; б) придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам; в) синтез крахмала, липидов, белков. |
5.Митохондрии | «энергетическая станция» клетки; процесс дыхания. |
6.Вакуоли | места накопления продуктов обмена веществ; давление внутри клетки. |
7.Рибосомы | Синтез белка. |
8.Эндоплазматическая сеть: а) гладкая; б) шероховатая. | а) синтез липидов и углеводов; б) синтез белка. |
9.Аппарат Гольджи | Образование клеточных оболочек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока"Прокариотическая клетка".
Урок с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамо...
конспект урока "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма."
Урок с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова,...
Конспект урока "Строение клетки"
Цель урока- сформировать знания об основных частях клетки. В процессе усвоения материала учащиеся должны научиться выстраивать причинно- следственные связи, отражающие взаимосв...
конспект урока "Строение клетки"
Предложен конспект урока в 10 классе на тему: "Строение клетки". В данном уроке использована технология "Развитие критического мышления"....
Конспект урока "Прокариотическая клетка"
Конспект урока по биологии с профессиональным самоопределением. Урок расчитан на 45 минут. Урок комбинированный , обучающиеся включены в групповую , индивидуальную работу. Гость урока - технолог...
Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"
В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для ...
Конспект урока "Деление клетки. Метоз.
Конспект урока "Деление клетки. Метоз"...