конспект урока "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма."
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Урок с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина "Общая биология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма.
Задачи: 1.Систематизация и углубление знаний о строении эукариотической клетки.
2.Изучить строение и функции главных частей клетки.
3.Объяснить особенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки.
Тип урока: комбинированный.
Приемы технологии, используемые на уроке: инсерт.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор поваренной соли, фильтровальная бумага, табл. « Схема строения клетки».
Ход урока:
I.Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.
Какие утверждения верны.
- Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
- Все бактериальные клетки имеют ядро.
- Бациллы – это округлые по форме бактерии.
- все бактерии – гетеротрофы.
- Бактерии-аэробы обитают только в кислородной среде.
- Бактерии относятся к надцарству прокариот.
- Все бактерии размножаются половым путем.
- Среди бактерий встречаются паразиты.
- В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
- Все бактерии вредны.
Верные утверждения:1,5,6,8,9.
II. Мотивация
(Вызов).
Один ученый-биолог сказал, что после того как появились мембраны…из супа, варившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы.
Раскройте сущность этого утверждения.
Каковы современные представления о структуре биологической мембраны?
III. Изучение нового материала и его закрепление
(Осмысление).
Прочитайте текст в учебнике на стр.145. На полях аккуратно карандашом сделайте пометки: «v» - знал, «+» - новая информация, «-» - думал иначе, «?» - непонятно. Обсудите результаты работы и занесите их в таблицу.
«v» | «+» | «-» | «?» |
Озвучьте каждую графу таблицы. В графе «v» выясните источники знакомой информации;
Отметьте, какие темы(вопросы) остались непонятными. В течении урока ученики ищут ответы на данные вопросы.
Лабораторная работа «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза».
- Приготовьте препарат кожицы лука и рассмотрите клетки под микроскопом, обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
- Приложите к краю покровного стекла лист фильтровальной бумаги и удалите с микропрепарата воду, затем нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли и наблюдайте за изменением положения цитоплазмы на границе с оболочкой.
- С помощью фильтровальной бумаги удалите с предметного стекла раствор поваренной соли, нанесите на него 2-3 капли воды, удалите фильтровальной бумагой избыток воды и наблюдайте за состоянием цитоплазмы в клетке.
- Сделайте вывод о происходящих в клетках процессах.
Формулирование вывода: Плазматическая мембрана полупроницаема, благодаря чему она отграничивает внутреннюю среду клетки от внешней, регулирует поступление веществ в клетку.
Особенности строения и функции цитоплазмы.
Прочитайте текст учебника на стр.143. По итогам работы составьте схему:
Цитоплазма
гиалоплазма органоиды включения
жидкие твердые
kапли гранулы
IV. Итог урока.
(Рефлексия)
- Наружная плазматическая мембрана.
А) состав:
- двойной слой липидов;
- белки;
- углеводы.
Б) Функции:
- ограничение внутренней среды клетки;
- сохранение формы клетки;
- защита;
- регуляция поступления ионов в клетке
- выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ
- объединение отдельных клеток в ткани
- обеспечение фаго- и пиноцитоза.
- Цитоплазма:
обеспечивает взаимосвязь ее органоидов.
Вернуться к таблице « инсерт» и проработать столбец «?». Выяснить какие вопросы остались невыясненными и с помощью класса найти на них ответы.
Домашнее задание: прочитать стр.142-147 учебника, вспомнить органоиды клетки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы организации коррекционно-развивающей работы
Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах ...
Принципы организации коррекционной работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с трудностями в обучении.
Если ученик не может вникать в смысл слов, он будет отставать в изучении любого предмета. Эта мысль, которую высказал К. Д. Ушинский более 150-ти лет тому назад, сохраняет свою актуальност...
Принципы минимакса,вариативности и творчества как ведущие принципы организации обучения математики в старших классах.
В приложении показано изучение темы "Показательные уравнения" ....
Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов
Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории, к сожалению, нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в строго отведённое время, в письменной формы...
"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)
Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1...
Конспект урока по информатике и ИКТ "Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера"
Цель урока: знакомство с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Задачи урока:Образовательная – познакомить учащихся с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Воспитательная – воспитание инф...
Урок "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип строения. Цитоплазма"
Урок изучения нового материала по УМК Н.И. Сонина в 10 классе...