Конспект урока "Прокариотическая клетка"
проект по биологии (9 класс) на тему
Конспект урока по биологии с профессиональным самоопределением. Урок расчитан на 45 минут. Урок комбинированный , обучающиеся включены в групповую , индивидуальную работу. Гость урока - технолог пищевого предприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Прокариотическая клетка.
(Урок с профессиональной ориентацией).
Задачи урока: расширить и углубить знание о клеточном уровне
организации живой материи на основе изучения
особенностей строения прокариотической клетки;
продолжить формирование умения сравнивать
биологические объекты (клетки прокариот и эукариот),
находить общее, различное, делать выводы;
содействовать развития у школьников умения связывать
полученную информацию с профессиональной ориентацией.
Оборудование: таблица «Строение растительной и животной клетки»,
учебник, карточки с рисунком клетки бактерии или вируса;
готовый лист-ведомость на каждого ученика (по образцу);
пробирки с подставкой, молочник, молоко, кефир, йогурт,
сыр, сметана.
Содержание,
Методы: объяснительно - иллюстративный
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка знаний и умений учащихся.
Урок начинается с повторения школьниками изученного на прошлом уроке теоретического материала. Учащимся было дано здание домашнее задание в тетрадях.
После чтения и изучения ξ 24 нужно было составить пять вопросов к тесту параграфа. Учитель назначает себе помощников (ассистентов). Из каждого ряда выбирается один ученик и в листе – ведомости, значками «+» или «-» отмечает их ответы. Ассистент выбирается из числа сильных учеников. Заранее готовятся листы – ведомости с фамилиями учащихся.
Переходя к опросу, учитель вызывает первого ученика и просит его ответить на вопросы, приведенные в учебнике в конце данного параграфа. Каждое удачное выступление оценивается значком «+» в ведомости ассистента.
Затем к доске со своей тетрадью вызывается второй ученик. Он поочередно задает своим товарищам вопросы, составленные дома. Выступая в роли учителя, он оценивает правильность ответов каждого из своих товарищей по следующей схеме: «+» - ответ правильный, «-» - неправильный или отсутствует. После окончания этого фрагмента урока учащиеся класса оценивают качество вопросов, составленных «юным учителем», отмечают позитивные и негативные черты его деятельности во время опроса, а затем путем открытого голосования определяют оценку, которая выставляется ему в классный журнал.
Далее к доске вызывается следующий школьник, который отвечает на пять вопросов, поочередно задаваемых ему другим учащимся класса. При удачном ответе на все вопросы он получает оценку «отлично», при четырех удачных ответов – «хорошо» и т.д.
Все школьники, задавшие хорошие вопросы, за каждый из них получают значок «+» в ведомость ассистента.
В дальнейшем учитель подводит итоги данного этапа урока и осуществляет логический переход к изучению нового материала.
3. Изучение нового материала.
Учитель называет тему и знакомит с задачами урока. Обращает внимание школьников на план урока (план и задачи урока записаны на доске).
План урока:
- Особенности строения прокариот по сравнению с эукариотами.
- Бактерии – типичные прокариоты.
- Механизм спорообразования у бактерий.
- Роль бактерий в природе и жизни человека.
- ? (неожиданное на нашем уроке).
Домашнее задание записывается на доске и комментируется учителем сразу же после формирования темы урока ξ 25, вопросы в конце ξ. Подготовиться к лабораторной работе: принести луковицу и кусочек бинта.
Учитель: Тема урока «Прокариотическая клетка». По строению клетки, биологи делят все живые существа на «безъдерные» организмы – прокариоты (буквально – доядерные) и «ядерные» организмы – эукариоты. В группы прокариот попали все бактерии и сине – зеленые водоросли (цианеи), а в группу эукариот – грибы, растения и животные.
Одновременно учитель зарисовывает схему у доски, а учащиеся у себя в тетради.
Клеточное строение
Прокариоты Эукариоты
«безъядерные» «ядерные»
бактерии грибы
сине-зеленые водоросли растения
животные
Таким образом, в настоящее время выделяют два уровня клеточной организации и соответственно два крупных типа клеток: прокариотической и эукариотической клеток.
? Чем отличается клетка прокариотических организмов, от клетки эукариот?
У вас на столах имеется схема строения клетки бактерий или сине -зеленой водоросли, на доске таблица «Строение растительной и животной клетки».
Сравните клеточное строение данных организмов, найдите черты сходства и различия.
Ответ: Сходства- одинаковые органоиды: цитоплазма, клеточная оболочка,
хромосома.
Отличия – у прокариот нет ядра и хромосомы располагаются
свободно в цитоплазме.
Учитель: Размеры бактериальных клеток колеблются в широких пределах:
от 1 до 10 -15 мкм. По форме выделяют шаровидные клетки (кокки), вытянутые ( палочки или бациллы), извитые (спириллы). Некоторые виды микроорганизмов живут по отдельности, другие образуют скопления (посмотрите на рисунок 64 учебника, станица 123).
Размножение бактерий .
Обычно бактерии размножаются делением на двое. (Одновременно идет объяснение и запись схемы в тетрадях учащихся).
Д.
1 клетка (бактерия) 2 клетки
неблагоприятные условия
Бактерия спора цитоплазмы
среды
клеточная стенка
хромосома
цитоплазма
Споры бактерий очень устойчивы. В сухом состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет, выдерживая резкие колебания температуры.
Роль бактерий в природе и жизни человека.
? Учитель: Каково значение прокариот в природе и хозяйственной деятельности человека?
Бактерии имеют огромное значение для человека. Многие отрасли промышленности и сельского хозяйства полностью или частично зависят от деятельности бактерий. Такие важные химические соединения, как этиловый и бутиловый спирты, уксусная кислота, ацетон, образуются за счет деятельности бактерий. Человек использует бактерии в производстве масла, сыра, различных видов кислого молока, кислой капусты и других продуктов. В настоящее время развивается новая отрасль производства – микробиологическая промышленность. Технология производства многих ферментов, кормовых белков, лекарственных препаратов основана на жизнедеятельности бактерий.
Бактериальная клетка содержит богатый набор ферментов и биологически активных веществ, например антибиотиков. На этом и основано использование бактерий в микробиологической промышленности для получения ценных продуктов из дешевого и доступного сырья. Огромную роль играют бактерии в процессах биологической очистки воды, загрязненной промышленными и бытовыми отходами. Однако очень многие бактерии приносят человеку, животным и растениям большой вред, являясь возбудителями различных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа и др.
? Как вы думаете, людям каких профессий требуются знания полученные сегодня на уроке?
Гость урока (технолог Николаевского маслозавода).
Я работаю технологом на Николаевском маслозаводе, сегодня хочу рассказать о своей профессии. Наш маслозавод был основан в 1971 г. Профессия технолога очень необходима на нашем производстве. Технолог – человек отвечающий за производство продукции в наших целях. На сегодняшний день мы производим – сухое молоко, сливочное масло, сметану, творог. Сырьем для нашей продукции служит молоко.
? А вы знаете как можно определить свойство молока?
Свежее молоко легко стекает по стенке пробирки, оставляя белый след, который потом пропадает. Скисшее молоко обычно прилипает к Степкам. Появление тянущих нитей, дурной запах говорят о том, что молоко испорчено. Надо насторожиться, если молоко имеет красноватый или синий оттенок. Горчит молоко тех коров, которые питались полынью, чесноком, свекловичными листьями.
(Опыт с молоком в классе).
? А вы знаете как происходит сбраживание молока? Выясним, как молоко превращается в простоквашу. Присутствующие в молоке молочнокислые микробы сбраживают сахар. В результате появляется молочная кислота, вызывающая свертывание белка.
Молекулы белка, свернутые в шарообразные частички – глобулы, под влиянием кислоты развертываются. Длинные ветвящиеся цепи молекул сцепляются друг с другом, образуя сгусток. (Частицы жира, освободившиеся от белка, выплывают вверх, образуя сметану).
(Демонстрация натурального объекта).
Сбраживать молоко могут не только молочнокислые бактерии, Нои кефирные грибки и другие микроорганизмы. Однако среди них есть не только полезные. При кипячении молока молочнокислые бактерии погибают, а вот маслянокислые оказываются более стойкими. Они и вызывают сворачивание молока, однако продукт получается непригодным в пищу. В масло – сырном производстве мы используем деятельность бактерий, например при производстве кефира, йогурта, сыра, ряженки и другой молочной продукции. Поэтому, не было бы бактерий, не было бы такой вкусной продукции.
- Закрепление знаний.
Особенности строения прокариотической клетки.
(Тест. Какие утверждения верны).
- Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
- Все бактериальные клетки имеют ядро.
- Бациллы – это округлые по форме бактерии.
- Все бактерии – гетеротрофы.
- Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
- Бактерии относятся к царству прокариот.
- Все бактерии размножаются половым путем.
- Среди бактерий встречаются паразиты.
- В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
- Все бактерии вредны.
Верные утверждения: 1,5,6,8,9.
На работу отводится 5 мин, далее идет взаимопроверка. 1 и 2 вариант меняются работами.
Верные ответы и нормы оценок вывешиваются на доске.
5 правильных ответов – оценка «5».
4 верных ответа – оценка «4» и т.д.
Каждый верный ответ заносится знаком «+» в ведомость ученика и сдаются учителю.
За урок школьники получают две суммированные оценки.
5. Итог урока.
? Ребята вам понравился сегодня наш урок?
Приложение к уроку.
Лист - ведомость
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Абубекярова Альбина | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Андрейкина Надежда | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Ахримова Екатерина | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Богданов Радик | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_____________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Булатова Альбина | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_____________________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Бытылкина Вера | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
____________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Живаев Денис | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Кавкаева Анастасия | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка |
______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Каримова Нажия | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Киргизова Ольга | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Козлов Владимир | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Короткова Людмила | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Ламзов Иван | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Никитин Александр | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Огниенко Марина | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Осипова Елена | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Паксеватов Станислав | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Патанина Татьяна | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Подзоров Илья | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Салькин Арслан | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Саруханян Самвел | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Сергеева Светлана | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Узбеков Тимур | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Чичин Андрей | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
_______________________________________________________________________
Лист - ведомость
Ф.И.ученика | Д/задание | Работа на уроке | Закрепление | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Щипанова Анна | ||||||||||||||||||
Итоговая оценка: |
Тест на тему «Особенности строения прокариотической клетки».
Вариант 1.
Задание: Выберите какие утверждения верны.
1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
2. Все бактериальные клетки имеют ядро.
3.Бациллы – это округлые по форме бактерии.
4.Все бактерии – гетеротрофы.
5. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
6. Бактерии относятся к царству прокариот.
7. Все бактерии размножаются половым путем.
8. Среди бактерий встречаются паразиты.
9. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
10. Все бактерии вредны.
Тест на тему «Особенности строения прокариотической клетки».
Вариант 2.
Задание: Выберите какие утверждения верны.
1.Все бактерии – гетеротрофы.
2. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
3. Все бактериальные клетки имеют ядро.
4. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
5. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
6. Среди бактерий встречаются паразиты.
7. Все бактерии вредны.
8. Все бактерии размножаются половым путем
9. Бациллы – это округлые по форме бактерии.
10. Бактерии относятся к царству прокариот.
Тест на тему «Особенности строения прокариотической клетки».
Вариант 1.
Задание: Выберите какие утверждения верны.
1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
2. Все бактериальные клетки имеют ядро.
3.Бациллы – это округлые по форме бактерии.
4.Все бактерии – гетеротрофы.
5. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
6. Бактерии относятся к царству прокариот.
7. Все бактерии размножаются половым путем.
8. Среди бактерий встречаются паразиты.
9. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
10. Все бактерии вредны.
________________________________________________________________________________
Тест на тему «Особенности строения прокариотической клетки».
Вариант 2.
Задание: Выберите какие утверждения верны.
1.Все бактерии – гетеротрофы.
2. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
3. Все бактериальные клетки имеют ядро.
4. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
5. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
6. Среди бактерий встречаются паразиты.
7. Все бактерии вредны.
8. Все бактерии размножаются половым путем
9. Бациллы – это округлые по форме бактерии.
10. Бактерии относятся к царству прокариот.
_____________________________________________________________________________
Тест на тему «Особенности строения прокариотической клетки».
Вариант 1.
Задание: Выберите какие утверждения верны.
1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
2. Все бактериальные клетки имеют ядро.
3.Бациллы – это округлые по форме бактерии.
4.Все бактерии – гетеротрофы.
5. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
6. Бактерии относятся к царству прокариот.
7. Все бактерии размножаются половым путем.
8. Среди бактерий встречаются паразиты.
9. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
10. Все бактерии вредны.
_____________________________________________________________________________
Тест на тему «Особенности строения прокариотической клетки».
Вариант 2.
Задание: Выберите какие утверждения верны.
1.Все бактерии – гетеротрофы.
2. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
3. Все бактериальные клетки имеют ядро.
4. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
5. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
6. Среди бактерий встречаются паразиты.
7. Все бактерии вредны.
8. Все бактерии размножаются половым путем
9. Бациллы – это округлые по форме бактерии.
10. Бактерии относятся к царству прокариот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."
Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...
конспект урока "Клетки крови"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Предназначен для изучения темы "кровь и остальные компоненты внутренней среды" по учебнику Биология 8 класс.(Колесов Д.В; Маш Р,Д ;Беляев И.Н....
Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Тест в формате ЕГЭ
Тест можно использовать для подготовки к ЕГЭ...
Конспект по теме: "ЯДРО КЛЕТКИ. ХРОМОСОМНЫЙ НАБОР КЛЕТКИ"
Конспект по Биологии в 9 классе по теме: "ЯДРО КЛЕТКИ. ХРОМОСОМНЫЙ НАБОР КЛЕТКИ"...