Зрительный анализатор. Орган зрения.
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме
Зрительный анализатор. Орган зрения.
Строение, функции, значение зрительного анализатора и органа зрения. Гигиена и заболевания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zritelnyy_analizator_dva_singapur.doc | 1005.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии.8 класс.
Учитель биологии Аблязизова Р.Р., МБОУ СОШ №6 города Бавлы, Республики Татарстан.
Тема урока:
Строение и функции головного мозга человека. Зрительный анализатор. Орган зрения.
Цели:
закрепить и изучить «Строение и функции отделов головного мозга человека. Зрительный анализатор. Орган зрения».
Задачи:
Образовательные:
На основе ранее изученного, вспомнить эволюцию, строение и функции отделов головного мозга, взаимосвязь строения отделов мозга и органов чувств; дать новые знания об анализаторах,
зрительном анализаторе, дефектах зрения, профилактике.
Развивающие:
- Развить у учащихся желание познания организма человека, в частности строения отделов и функций мозга, взаимосвязи отделов мозга и органов чувств, органа зрения.
--Развить навыки учащихся по работе с литературой, работы в группе, уметь выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы; развитие креативного и критического мышления
-умения по выполнению физических упражнений по предотвращению появления дефектов зрения.
Взаимодействие ученик - учебный материал, ученик-ученик.
Воспитательные:
- Содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, бережное отношение к органу зрения.
- Воспитание духа соревнования, точность и быстроту ответов, стремление к успешности, воспитание коммуникативных качеств
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «отделы головного мозга», «анализатор» и показать особенности строения на примере зрительного анализатора человека.
2. Сформировать знания учащихся о строение и функциях глаза, его частей, об особенностях воспитания окружающего мира, о дефектах и гигиене зрения.
3. Углубить знания о строении и функциях глаза как оптической системе.
4. Продолжить формирование навыков работы учащихся с различными источниками информации, навыков экспериментальной работы, работы в группе
5. Показать самопрезентацию урока, составленную учителем и помочь детям — составлять презентацию уроков на различные темы по биологии.
Оборудование:
1. Демонстрационные таблицы:
а) «Зрительный анализатор»
б) «Строение органа зрения»
2. Разборная модель глаза
3. Самодельные таблицы:
а) дефекты зрения
б) упражнения для глаз
4. Новые термины
5. Видеопрезентация урока, составленная учителем
б. Очки
7. Карточки для лабораторной работы
8.Немой рисунок «Отделы мозга»
Тип урока:
Изучение нового материала с использованием компьютерных технологий, сингапурской структуры «Стезе класс» и «Зумин».
Методы урока:
1. Словесный
2. Наглядный
3. Экспериментальный
4. Самостоятельной работы
5. С использованием компьютерных технологий.
б. С показом самопрезентации урока. Творческо — практические развивающие.
Формы работы:
1. Индивидуально — дифференцированные
2. Групповые (парные ...)
План урока:
1. Организационный момент —3 минуты
2. Актуализация – повторение по теме «Строение и функции отделов мозга» с применением сингапурских структур «Стезе класс» и «Зумин».
3. Повторение пройденного по эволюции органов зрения у животных
4. Изучение нового материала с показом слайдов по теме — самопрезентации урока и рассказом учителя. Слайды:
1. Тема
2. Содержание
З. Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
4. Групповое задание
5. Анализаторы
б. Виды анализаторов
7. Зрительный анализатор — главный
8. Орган зрения
9. Глазное яблоко
10. Закрепление работы с немым рисунком
11 .Как видит глаз?
12.Дефекты зрения
13. Косоглазие
14.Экология и гигиена зрения
Оборудование
1. Демонстрационные таблицы:
а) «Зрительный анализатор»
б) «Строение органа зрения»
2. Разборная модель глаза
3. Самодельные таблицы:
а) дефекты зрения
б) упражнения для глаз
4. Новые термины
5. Видеопрезентация урока, составленная учителем
б. Очки
7. Карточки для лабораторной работы (см. приложения)
Тип урока:
Изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.
Методы урока:
1. Словесный
2. Наглядный
3. Экспериментальный
4. Самостоятельной работы
5. С использованием компьютерных технологий.
6. С показом самопрезентации урока. Творческо — практические развивающие.
Формы работы:
1. Индивидуально — дифференцированные
2. Групповые (парные ...)
План урока:
1. Организационный момент —3 минуты
2. Актуализация
3. Повторение пройденного по эволюции органов зрения у животных
4. Изучение нового материала с показом слайдов по теме — самопрезентации к уроку и рассказом учителя. Слайды:
1. Тема
2. Содержание
3. Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
4. Групповое задание
5. Анализаторы
б. Виды анализаторов
7. Зрительный анализатор главный
8. Орган зрения
9. Глазное яблоко
1 О.Закрепление работы с немым рисунком
11 .Как видит глаз?
1 2.дефекты зрения
13 .Косоглазие
14.Экология и гигиена зрения
15.Гимнастика для глаз
1 6.Возможные патологии
1 7Тесты
1 8.Заключение
1 9.Литература
5 .Закрепление
б. Итоги
7. домашнее задание:
1) 8 49,50 вопросы 2-4 к 49, вопросы 1-3 к 8 50 по учебнику д.В.Колесова. Изучить, ответить на вопросы
2) Сочинить кроссворд на тему: «Зрение»
3) По возможности составить презентацию урока по теме
Ход урока
Повторение пройденного.
I Элементы сингапурской структуры «Стезе класс», «Зумин».
№ п/п | Структура | Действие учителя | Действие ученика |
1 | Хай Файв (сигнал тишины) | Организационный момент. Здравствуйте, ребята! | Приветствие учеников. |
2 | Мэнэдж Мэт (инструмент для управления классом) | Садимся на свои места, в группе по 4 человека. Положите, пожалуйста Мэнэдж Мэты, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу. | Обучающиеся сидят в группах по 4 человека. Указаны № столов. |
3 | Стезе класс | Повторение пройденного. На каждом столе немой рисунок «Строение головного мозга человека», подписать отделы мозга и за что они отвечают, функции отделов, какие отделы мозга наиболее развиты по сравнению с животными и приматами и с чем это связано? Где находится зрительная зона коры больших полушарий? Партнеры под №1 каждого стола возьмите лист А4 и поделите его пополам, отдайте половину партнеру по лицу, партнеры по лицу поделите тоже лист пополам и поделитесь с партнером по плечу. Ребята, Вам было задано на сегодня, подготовить вопросы по теме «Нервная система. Строение и функции отделов мозга». Итак, ребята, что Вы знаете по теме «Нервная система. Строение и функции отделов мозга». Каждый запишет как можно больше ответов на поставленные вопросы, проводит черту после последнего ответа. Встаньте, задвиньте стульчики, поднимите руку и найдите пары, поменялись парами в течение 2 минут, дописываем новые идеи (ответы). «Мозговой штурм», пополняем свои знания, затем благодарим друг друга и садимся. Учитель опрашивает учащихся – партнеров из разных столов. | Партнеры уже определились: по лицу, по плечу, А и В, по номерам. Партнер№1 каждого стола делит лист А4 пополам, отдает половину партнеру по лицу, партнеры по лицу поделите тоже лист пополам и поделитесь с партнером по плечу. Затем партнеры «А» находят пару-партнера «В» не из своего стола и обмениваются ответами, при неправильном ответе обучают друг друга, дополняют ответы. Помогают, хвалят друг друга, меняются ролями. Повторяют пройденный материал. Садятся на свои места, отвечают при опросе учителем. |
4 | Изучение нового материала. | Изучение нового материала. Применение Сингапурской структуры «Зумин». Показ видеофильма, презентации «Зрительный анализатор. Орган зрения». Организация работы с терминами и понятиями урока по ходу и после показа видеофрагментов. Разбор заданий и задач по видеофрагментам Объяснение учителя (лекция). Записи в тетрадях (термины, главные мысли), работа с текстом учебника. | Записывают тему урока. Смотрят презентацию, видеофильм. Разбор заданий и задач по видеофрагментам. Слушают учителя. Записи в тетрадях (термины, главные мысли), работа с текстом учебника. Изучают материал, проводят практическую работу. |
Введение. Изучение нового материала.
Удивительно сходны глаза животных с глазами человека, О чем это свидетельствует?
Вспомним эволюцию.
Реакция на свет — фототропизмы у растений, фототаксис — движение к свету у животных.
Одноклеточные.
У переходной живой формы — между растениями и животными у эвглены зеленой светочувствительный глазок.
Многоклеточные
У гидры — звездчатые нервные клетки воспринимающие свет,
Самый сложно устроенный глаз у беспозвоночных — у осьминога — похож на глаз человека. Хотя возник независимо от органа зрения позвоночных и эволюционно раньше.
Различия: наличие двух защитных оболочек у человека -* прямоугольный зрачок, более выпуклый хрусталик, иной механизм аккомодации — достигается не за счет изменения кривизны хрусталика, а затем его удаления или приближения к сетчатке.
Наши предки выжили благодаря поразительной приспособленности к среде обитания, В основу этого вопроса положена тайна, которую нужно раскрыть.
— Благодаря чему они выжили? Вот в чем тайна.
Видимо огромную роль сыграли: совершенство ВНД, в частности, сенсорные системы, или анализаторы.
Сколько у человека органов чувств? Что же такое анализаторы? Зрительный анализатор? Как сложно устроен орган зрения у человека? Значение. Какие дефекты зрения и как сохранить зрение?
Вот какие задачи нам предстоит решить на сегодняшнем уроке.
Итак, запишем тему урока:
«Зрительный анализатор. Орган зрения»
Включаю самопрезентацию урока:
По плану:
• Слайды
1. Тема
2. содержание (план)
3. нам предстоит выяснить: «Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
Сегодня нам предстоит это выяснить.
4. Задание. Работаем в парах (или по 4 человека)
Работа из слов:
Мышцы, свет, ухо, глаз, температура, боль, кожа, запах, звук, вкус, язык, цвет, нос
При помощи таблиц попробуйте определить:
Что такое анализатор и З части анализатора?
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами.
Как события внешнего мира и внутренние изменения организма преобразуются в ощущения?
4. Что же такое анализаторы?
Объяснение нашел российский физиолог Иван Петрович Павлов. Он создал учение об анализаторах, или сенсорных системах
(«зрение»,— «чувство», «ощущение»)
Итак:
Анализаторы — это системы нервных образований, воспринимающих и анализирующих внешние и внутренние раздражения, состоящие из З-х частей:
З части анализатора:
1) периферический (рецептор)
2) проводящий (нерв)
З) центральный (зона коры больших полушарий головного мозга)
При патологии (выпадение) одного из трех частей — анализатор не работает. Например, если поврежден зрительный нерв, или зрительная зона коры больших
— полушарий головного мозга — человек может ослепнуть.
• Вид анализатора воспринимает свой сигнал (зрительный свет), модальность
6. Виды анализаторов:
Анализатор | Орган чувств | Сигнал | ||
1. Зрительный | Глаз | Свет | ||
2. Слуховой | Уши | Звук | ||
З. Сенсорно-моторный, или | Кожа, мышцы | Прикосновение, боль, | ||
4. обонятельный | Нос | Запах - |
7. Зрительный анализатор — главный!
Античный философ Гераклий Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели, чем уши». Более 90 % всей информации люди получают по средствам зрения. Долгое время считали, что глаза испускают лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али Ибн Сина. Великий врач пришел к выводу, что глаз улавливает отражение предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученный Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным.
Зрительный анализатор состоит из:
— 1) Рецепторов (колбочек и палочек) — в сетчатке
2) Зрительного нерва
З) Зрительной зоны затылочной доли коры больших полушарий головного мозга.
Функции:
1. обнаружение и различение преобразование. Рецепторы получают информацию
(свет) и преобразует в сигналы нервной системы — нервные импульсы.
2. передача сигналов. Осуществляется по нерву
З. Анализ, классификация и опознание происходит в зрительной зоне затылочной
доли КБП ГМ.
— 8. Орган зрения состоит:
1. Вспомогательный аппарат
2. Глазное яблоко
К вспомогательному аппарату относятся веки, брови, ресницы, слезные железы, глазодвигательные мышцы (показываю по слайду)
Это интересно:
На обеих веках по 80 ресниц и каждой из них отведено 100 дней!
Человек постоянно моргать, но знаете ли вы зачем?
- Оказывается поверхность глаза в момент моргания смачивается слезной жидкостью, предохраняющей ее от высыхания, дезинфицирует. Слеза вырабатывается слезной железой, не зря говорят: «Чистый как слеза». Слеза
— содержит воду, соли, белки, лизоцим — убивает микробы.
9. Глазное яблоко располагается в глазнице черепа, состоит из ядра, покрыто
— тремя оболочками:
1) белочной — наружной
2) сосудистой — средний
3) сетчаткой—внутренней
1. Роговица — передняя часть белочной оболочки. Белочная оболочка выполняет защитную функцию.
2. 2-я, сосудистая оболочка состоит из кровеносных сосудов, несущих глазу кровь, богатую питательными веществами и кислородом.
Радужка — передняя часть сосудистой оболочки. От количества содержащегося в ней пигмента зависит цвет глаз. Чем больше пигмента, тем темнее глаза.
Зрачок — находится в центре радужки; размеры зрачка меняются в зависимости от освещенности; в темноте он расширяется, на ярком свету сужается.
Цилиарное тело - другая важная часть сосудистой оболочки. Оно вырабатывает
— прозрачную жидкость, циркулирующую внутри глаза, которая омывает и питает хрусталик, стекловидное тело, роговицу. Жидкость оттекает через угол передней камеры — пространства между роговицей и радужкой. В толще цилиарного тела находится аккомодационная мышца, которая настраивает наш глаз, подобно объективу фотоаппарата, на видение далеких или близких предметов.
— Хориоидея - контактирует с сетчаткой, обеспечивая питание.
3. Третья оболочка — сетчатая (или сетчатка) Состоит из нескольких слоев нервных клеток и выстилает его изнутри. Именно она обеспечивает нам зрение. На сетчатке отображаются предметы, которые мы видим. Информация о них затем передается по зрительному нерву в головной мозг.
Желтое пятно (макула) — место наилучшего видения (много колбочек)
Слепое пятно — место выхода зрительного нерва (нет фоторецепторов)
Фоторецепторы: а) палочки — воспринимают свет, форму, изображение предмета; б) колбочки — цвет
Внутри глаза заключены передняя камера и задняя камеры
Заполненные внутриглазной жидкостью, хрусталик и стекловидное тело.
Хрусталик и стекловидное тело — это прозрачные среды, пропускающие и преломляющие лучи.
Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы, он эластичен и может менять
— кривизну с помощью аккомодационной мышцы.
Стекловидное тело похожее на желеобразную массу, заполняет пространство
— позади хрусталика.
ИТАК, закрепим знания:
Слайд № 10. Перед вами «Строение глазного яблока»
Задание: работа в тетрадях. Подпишите все части яблока
11. Как видит глаз?
В перевернутом виде появляется изображение предмета на сетчатке, а затем в головном мозге снова предмет снова переворачивается и мы видим в обычном виде.
Лаб. работа: обнаружение слепого пятна рис 103 с. 247
12. Близорукость или миопия — человек хорошо видит предметы, вблизи, а удаленные от него — плохо.
При близорукости лучи света собираются в фокус перед сетчаткой.
Причины:
1. Роговица и хрусталик сильно преломляют лучи света
2. Глаз сильно удлиняется в - 24 мм, при близорукости — до 30 мм.
Существуют З степени близорукости:
- слабая — до З дптр
- средняя — от З до 6 дптр
- высокая — свыше 6 дптр
Носят очки с двояковогнутыми линзами.
Дальнозоркость — человека хорошо видит предметы, вдали, а вблизи — плохо. При дальнозоркости лучи света собираются в фокус за сетчаткой.
Носят очки с двояковыпуклыми линзами.
дальтонизм — дальтоники не способны отличить красный от зеленого цвета и воспринимают их как серый. Они не достигаются к вождению транспортом.
13. Косоглазие — астигматизм.
Раньше лечили косоглазие при помощи масок.
Лаб. работа «Обнаружение слепого пятна» (по учебнику)
14.Экология и гигиена зрения.
Глаукома — тяжелое заболевание приводит к слепоте.
Признаки: повышается внутриглазное давление; поражается зрительный нерв, если
нерв погибнет — то зрение ослепшему вернуть невозможно; сужается поле зрения
) Катаракта — заболевание вызывающее помутнение хрусталика. Угрожает слепота
Причины: травмы; нарушение питания тканей глаза, связанное с возрастом; лучевое воздействие; диабет; глаукома; наследственные особенности.
Лечение: хирургическое удаление мутного хрусталика
Методы: факоэмульсификация (размельчение мутного хрусталика с помощью:
ультразвукового аппарата — факоэмульсификатора или лазерное удаление Затем подбирается линза.
Уфимский центр микрохирургии глаза во главе с Маратом Талгатовичм Азнабаевым создали лабораторию по производству интраокулярных и контактных:
линз и проводят успешно операции.
) Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза.
Лечение: закапывать сульфацил натрия (альбуцид), антибиотики
Внешними изменениями:
1. Едкие вещества
2. Огонь и пар
3. Никотин и алкоголь
4. Твердые частицы
5. Конъюнктивит
б. ослабление ресничной мышцы
7. Работа в плохих климатических условиях
- Нельзя работать при электросварке без защитных очков
- Читать лежа, в транспорте, плохом освещении. Свет должен падать слева
- На солнце иметь солнце защитные очки
Очень благотворно влияет на здоровье хромотерапия (цветотерапия)
Гете писал о способности цвета создавать настроение:
- желтый — веселый и бодрый
- зеленый — умиротворяет
- синий- вызывает грусть
Гигиенисты заметили, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывает зеленый и желтый цвета
Иридодиагностика — диагностика по радужке
Вредно сидеть за компьютером, телевизором более 1 часа в день
- по санитарным нормам освещенность в классе должна быть 200-3 00 лк Недостаток освещения может привести к малокровию и рахиту.
Приложения.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!
Окулист в городе Бавлы Авзалова Гульнара Идрисовна советует следующие
упражнения:
1. «Алфавит» (для глазодвигательной мышцы)
2. «Метка на стекле> (для цилиарной мышцы — аккомодации)
З. «Жмурки»
улучшают отток внутри глазной жидкости
- зажмурь глаза изо всех сил, а потом открой их. 4-6 раз
4. Поглаживай в течении 1 мин. Веки кончиками пальцев.
5. Круговые движения глазами, налево вверх — направо — вниз
6, Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближай его к носу, удаляя 5 раз
7. посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течении 1 минуты
А если носишь очки?
Правильно их храни
Мой теплой водой с мылом
16. Возможные патологии?
Найди какая часть анализатора поражена и к чему это может привести. (работа с учебником и слайдом)
— 17. Тесты
1. Оболочки глаза?
2. Зрительная зона
З. Цвет глазу придает?
4. Из каких частей состоит анализатор
Выбрать 1 ответ
18. Заключение (стихотворение, музыка)
19. Литература
различные пометки, упражнения для глаз
ИТОГИ
Дом. задание $ 49,50 изучить, сочинить кроссворд, рассмотреть рисунки Спасибо за внимание.
Закрепление.
На указателях подпиши названия частей глаза.
Под каждым рисунком подпиши причину, ведущую к развитию близорукости.
ЧАРЛЗ ДАРВИН.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ
Глаза человека и осьминога,— яркий пример конвергенции, сходства, не обусловленного родством. На рисунке аналогичные части показаны одинаковыми - цифрами. Казалось бы, сходство полнейшее, разве что у осьминога (А) хрусталик более округлый, чем у человека (Б), из-за того, что у воды больший коэффициент преломления, чем у воздуха. Но есть и существенные различия: глаз осьминога <наводится на фокус приближением или удалением хрусталика, как объектив фотоаппарата, а у человека фокусное расстояние изменяется путем изменения кривизны самого хрусталика. Сходство глаза 4еловека и осьминога оказывается лишь внешним: пути возникновения этих оптических приборов в онтогенезе и в процессе эволюции совершенно различны. Цифрами показаны аналогичные части лаза.
СЛОВАРИК
Глаз орудие чувственного зрения.
Шары, гляделки, зенки, глазища, баньки, буркала, глазик
(В.Даль)
Зрение — действие или состояние, чувство видения,
способность видеть. (В.Даль)
Аккомодация — от лат. ассоmоdаtiо —
приспособление, приноровление
Стереоскопичность - от греч. stегео —
пространственный, объемный, scорео — смотрю.
Иллюзия - обман.
Приложение «Строение головного мозга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орган зрения и зрительный анализатор
Разработка педагогического сценария урока биологии с использованием средств мультимедийных технологий...
Разработка урока по биологии 8 класса "Орган зрения.Зрительный анализатор."
1. Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»2. Предмет биология3....
Методическая разработка с презентацией по биологии на тему "Орган зрения и зрительный анализатор"
В ходе изучения темы "Орган зрения и зрительный анализатор" ученики выполняют практические работы и опытным путем узнают функции частей глаза....
Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"
Предмет: биологияУровень образования: основное общееТема: Орган зрения и зрительный анализаторТип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)Форма ...
Лекция с использованием ЦОР. Орган зрения и зрительный анализатор
Лекция по биологии для учащихся 8 класса,расказывающая о значении зрения, строении органа зрения и работе зрительного анализатора. Материал лекции можно использовать на уроках биологии. Лекция содержи...
Урок биологии в 8 классе по теме: "Орган зрения. Зрительный анализатор."
Урок изучения нового материала....
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...