Лекция с использованием ЦОР. Орган зрения и зрительный анализатор
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Торгашов Николай Николаевич

Лекция по биологии для учащихся 8 класса,расказывающая о значении зрения, строении органа зрения и работе зрительного анализатора. Материал лекции можно использовать на уроках биологии. Лекция содержит цифровые образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organ_zreniya_lektsiya_8_kl._doc.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

  Лекция с использованием  ЦОР  8 класс:  Орган зрения и зрительный анализатор.

Значение зрения.

Человек получает 70% всех сведений об  окружающем мире с помощью зрения. Глаза позволяют видеть предметы, их форму, размеры, цвет. Зрение помогает установить, где находится объект, двигается он или не подвижен, какое до него расстояние. Это дает человеку возможность ориентироваться, вовремя заметить опасность. Глаза позволяют нам читать учебники и книги, рассматривать картинки, карты, смотреть кинофильмы и телепередачи. Все виды трудовой деятельности связаны со зрением.    

Строение органа зрения. Глаза расположены в глазницах черепа. Они хорошо защищены от Ушибов.

Внешнее строение глаза- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19075f7b-4778-4052-bd17-3ca1c72bee6f/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_01%5D.swf 

Веки и ресницы защищают глаз от пыли и неожиданно яркого света. Если в глаз попадает пылинка, ее смывает слеза. Слезы (слезная жидкость) вырабатывается слезными железами непрерывно. Обычно из внутренних уголков глаз они стекают в нос по слезным канальцам . Если слез много они переливают через края век и  скатываются вниз по щекам.

Внутреннее строение глаза- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba03acb1-1e65-43d8-b34b-dd97e8a9f43a/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_02%5D.swf

Глазное яблоко имеет шаровидную форму, все внутреннее пространство глазного яблока заполнено стекловидным телом. Снаружи оно покрыто плотной белочной оболочкой- склерой. Передняя ее часть переходит в прозрачную роговицу. Через нее хорошо видна радужная оболочка – радужка. Цвет радужной оболочки, или цвет глаз, у человека может колебаться от светло голубого до темно- коричневого и даже черного оттенка.

  В центре радужной оболочки находится зрачок. Это отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет. Сужаясь и расширяясь, зрачок регулирует поступление света на заднюю поверхность глаза, где находятся клетки сетчатки, воспринимающие световое изображение. За зрачком расположен хрусталик. 

Он имеет форму двояковыпуклой линзы, которая может менять кривизну.

Аккомодация глаза- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27f93cf1-d8ea-42a0-bb01-7941c03f8af5/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_04%5D.swf

Если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским; если рассматриваем предметы вблизи – более выпуклым. Благодаря этому хрусталик направляет лучи строго на сетчатку.                                                                         Он как говорят фотографы, фокусирует изображение на ней.                                                                              Сетчатка имеет два вида светочувствительных рецепторов: колбочки и палочки. Колбочки сосредоточенны на задней поверхности глаза против зрачка, где они образуют желтое пятно. Палочек же больше по кроям. Они не различают цвета, зато отличаются повышенной светочувствительностью.

             

Известно, что мы  «смотрим глазами, а видим мозгом». Когда свет падает на сетчатку, колбочки и палочки возбуждаются. В зрительных рецепторах возникают нервные импульсы.  Они обрабатываются нейронами сетчатки, а уж потом возбуждение передается в головной мозг – в кору больших полушарий. Здесь возникает зрительное ощущение, и мы видим опознанные предметы и их взаиморасположение в пространстве. Строение зрительного анализатора - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e3915ea0-0acd-4e68-880a-e78f333959ff/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_03%5D.swf
На сетчатки появляется уменьшенное обратное изображение. Но мозг дает нам верную информацию: предметы воспринимаются  в прямом изображении и в реальных размерах. Это возможно по тому, что на ряду со зрительной информацией от сетчатки идет информация от зрительных мышц. Мышцы обводят контуры предметов. Мозг учитывает масштаб уменьшения и движение глазных мышц. Это дает возможность получить прямое и натуральное восприятие объектов.                                                                                                                                  

Изображение на сетчатки и зрительный образ- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73f5bbb5-d00e-4d68-a9af-88f17119a8e6/%5BBIO8_11-52%5D_%5BPD_05%5D.swf


Для создания лекции использовалось:

1.Единая коллекция ЦОР. http://files.school-collection.edu.ru

2.Учебник биологии 8 класс. Авт. А.Г.Драгомилов. Р.Д. Маш. Изд. Вентата-Граф. 2014г.

3.Большая энциклопедия знаний. ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС» Москва. 2008 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орган зрения и зрительный анализатор

Разработка педагогического сценария урока биологии с использованием средств мультимедийных технологий...

Методическая разработка с презентацией по биологии на тему "Орган зрения и зрительный анализатор"

В ходе изучения темы "Орган зрения и зрительный анализатор" ученики выполняют практические работы и  опытным путем узнают функции частей глаза....

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Предмет: биологияУровень образования: основное общееТема: Орган зрения и зрительный анализаторТип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)Форма ...

:«Орган зрения и зрительный анализатор».

План-конспект урока по учебнику «Биология» 8 классраздел «Человек и его здоровье»Авторы: А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш...

Методическая разработка урока "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс

      Аннотация        Урок «Орган зрения и зрительный анализатор» - второй из двух по программе в 8 классе. На уроке используется ...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Аннотация к уроку. Учащиеся:- Закрепляют понятие «Анализатор», раскрывают особенности его строения на примере зрительного анализатора;- Объясняют строение и функции глаза и его частей; сво...

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...