Орган зрения и зрительный анализатор
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Разработка педагогического сценария урока биологии с использованием средств мультимедийных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organ_zreniya_i_zritelnyy_analizator.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка педагогического сценария урока биологии с использованием средств мультимедийных технологий
Урок биологии в 8 классе по теме:
«Орган зрения и зрительный анализатор»
Учитель биологии: Хачева И.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №4 г. Чехов
Задачи:
образовательные:
- сформировать знания о строении органа зрения и зрительного анализатора
- выяснить механизм восприятия зрительной информации
развивающие:
- формировать познавательный интерес;
- развивать умения наблюдать, анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
- продолжить формирование навыков получения информации с помощью различных источников;
воспитательные:
- продолжить вырабатывать коммуникативные навыки при работе в парах;
- формировать ответственное отношение к своему здоровью.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование. Раздаточный материал: рабочие листы (Приложение 1,2), материал для проведения наблюдений. Демонстрационный материал: череп, модель глаза, таблица «Зрительный анализатор», презентация в режиме интерактивной доски, учебно-методический комплект.
№ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Этапы урока Организационный момент. Мотивация и целеполагание Актуализация знаний Изучение нового материала Закрепление изученного Контроль знаний Подведение итогов Задание на дом. | № слайд №1 №2 | Деятельность учителя Приветствует учащихся. Просит учащихся описать окружающую обстановку в кабинете, за окном сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми, демонстрирует предметы разных цветов, модель глаза. Предлагает сформулировать тему и задачи урока Предлагает вспомнить роль зрения в жизни различных категорий животных 1. Значение зрения Проводит вступительную беседу по вопросам: - что можно определить с помощью зрения? - какое значение имеет зрение в жизни человека? 2. Положение глаз в глазнице. Защита глаза. Предлагает выполнить задание 1: - установить, отростки каких костей участвуют в образовании глазницы. Предлагает выполнить задание 2: - определить количество и функции глазных мышц. Уточняет, если потребуется, ответ Предлагает выяснить расположение и значение слезной железы и носослезного канала, используя рисунок и текст учебника Предлагает выполнить задание 3: - определить функции век - функция бровей 3. Строение и функционирование глаза. Объясняет материал о частях глаза с использованием таблицы. Предлагает выполнить задание 4: - рассмотреть роговицу и доказать, что она имеет меньший радиус, чем белочная оболочка Предлагает выполнить задание 5: - обнаружить сужение и расширение зрачка, объяснить результаты опыта Вводит понятие «аккомодация» Предлагает выполнить задание 6: - проследить за работой хрусталика - задает вопрос: почему одновременно нельзя видеть четко предметы на далеком и близком расстоянии Предлагает выполнить задание 7: - доказать, что стекловидное тело имеет полужидкую консистенцию. Поисковая беседа по вопросам: - на нижней стенке стекловидного тела находятся частички отслоившейся ткани. Что было бы с ними, если стекловидное тело жидкое? Что было бы с частичками, если стекловидное тело из твердого вещества? Рассказывает о строении сетчатки, используя таблицу, дает характеристику изображения, вводит понятия «желтое пятно», «слепое пятно» Демонстрирует на интерактивной доске изменения изображения при различной форме глазного яблока, вводя понятия «близорукость», «дальнозоркость» Предлагает заполнить таблицу ( см.Приложение 2), используя текст учебника Проверяет заполнение таблицы, комментирует Строение зрительного анализатора Вопрос: почему мозг дает верную информацию? Предлагает выполнить задание (см. Приложение 2) на листочках Предлагает выполнить задание на интерактивной доске Подводит общий итог урока. Изучить параграф 52, выполнить задания к тексту | Деятельность учащихся Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места Описывают окружающее пространство, формулируют тему и задачи урока, записывают в тетрадь дату и тему. Приводят примеры значения зрения в жизни животных. Отвечают на вопросы учителя, проверяют правильность ответов, используя текст учебника стр. 198 Вполне достаточно, если учащиеся назовут отростки лобной, верхнечелюстной и скуловой костей, 1 учащийся покажет их на черепе и раскроет защитное значение глазниц. Проводят опыт: учащийся просит соседа по парте взглядом проследить за движением карандаша на расстоянии 20 см от глаз. Карандаш перемещает вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает окружность. Отвечают на вопрос: сколько мышц приводят в движение глазное яблоко Работа с рисунком 82 и текстом учебника стр. 198, комментирующий ответ Учащиеся мигают и наблюдают движение век у соседа по парте. Формулируют ответ: веки могут прервать световой поток и защитить от световых раздражений, слезная жидкость равномерно смачивает поверхность глаза, предохраняя клетки от высыхания и освобождая от попавших посторонних частиц. Формулируют ответ: брови отводят пот со лба. Находят части глаза на форзаце 3 Проводят наблюдение: учащийся смотрит прямо перед собой, сосед по парте рассматривает его лицо в профиль и отмечает, что роговица более выпукла, чем склера, формулируют вывод: чес меньше радиус у сферы, тем больше выпуклость Учащийся поворачивается лицом к свету. Сосед по парте рассматривает ширину его зрачков, затем предлагает закрыть глаза и заслонить рукой, через 30 с вновь открыть, внимательно следя за изменениями зрачка. Опыт повторяется с другим участником. Формулируют вывод: зрачок регулирует поступление света Записывают понятие в тетрадь Учащиеся берут лист бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см, по краям отверстия написаны буквы. Лист держат на расстоянии 10-15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была видна доска с написанным текстом. Читают надпись на доске и отвечают на вопрос: почему буквы вокруг отверстия кажутся размытыми ( хрусталик более плоский, близкие предметы вне фокуса). Рассматривают буквы вокруг отверстия и отвечают почему изображение на доске кажется расплывчатым ( хрусталик более выпуклый, дальние предметы вне фокуса) Отвечают на вопрос ( хрусталик не может одновременно быть и выпуклым и уплощенным) Пытаются ответить на вопрос ( они взмучивались бы при каждом движении) Пытаются ответить на вопрос ( взмучивание было бы невозможно) Подтверждают свои догадки, проведя опыт: резко встряхивают головой и смотрят на равномерно освещенный фон. Появляются черноватые тени, которые движутся вниз. Это оседают взмученные частицы. Формулируют вывод: значит стекловидное тело не твердое. Из факта, что оседание происходит медленно, приходят к выводу, что стекловидное тело обладает высокой вязкостью. Слушают учителя Выполняют работу в тетради Зачитывают ответы Самостоятельная работа с текстом учебника, составление схемы анализатора Отвечают на вопрос Выполняют задания для самостоятельной работы Выходят к доске и выполняют задание Высказывают свои мнения по содержанию урока, дают оценку своей деятельности в течение урока. Записывают задание |
Приложение 1 Рабочий лист.
Тема « Орган зрения и зрительный анализатор»
Должны знать:
- Значение зрения в жизни человека
- Строение и функционирование глаза человека
- Строение зрительного анализатора
Должны уметь:
- Проводить наблюдения, опыты и делать логически верные выводы
- Оперировать терминами «анализатор», «склера», «роговица», «зрачок» «хрусталик», «стекловидное тело», «сетчатка», «аккомодация».
Задание 1: установить, отростки каких костей участвуют в образовании глазницы.
Задание 2: определить количество и функции глазных мышц.
- Проведение опыта: попросить соседа по парте взглядом проследить за движением карандаша на расстоянии 20 см от глаз. Карандаш перемещать вверх, вниз, вправо, влево, затем описать окружность. Ответить на вопрос: сколько мышц может приводить в движение глазное яблоко.
Задание 3: определить функции век.
- Проведение опыта: попросить соседа по парте мигнуть и пронаблюдать за движением век.
Задание 4: рассмотреть роговицу и доказать, что она имеет меньший радиус, чем белочная оболочка.
- Проведение наблюдения: попросить соседа по парте смотреть перед собой, рассмотреть его лицо в профиль. Отметить форму роговицы.
Задание 5: обнаружить сужение и расширение зрачка, объяснить результаты опыта.
- Проведение опыта: учащийся поворачивается лицом к свету. Сосед по парте рассматривает ширину его зрачков, затем предлагает товарищу закрыть глаза и заслонить их рукой. Через 30-60 с предлагает вновь открыть глаза, внимательно следя за изменениями зрачка.
Задание 6: проследить за работой хрусталика.
- Проведение опыта: взять лист бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см, по краям которого написаны буквы. Держать лист на расстоянии 10-15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была видна доска с написанным текстом. Прочесть надпись на доске и ответить на вопрос, почему буквы вокруг отверстия кажутся размытыми. Затем рассмотреть буквы вокруг отверстия и ответить на вопрос, почему изображение на доске кажется расплывчатым.
Задание 7: доказать, что стекловидное тело имеет полужидкую консистенцию.
- Проведение опыта: резко встряхнуть головой и посмотреть на равномерно освещенный фон: лист бумаги, стену. Объяснить появление черноватых теней, медленно движущихся вниз.
Приложение 2
Задание 8: заполнить таблицу, используя текст учебника.
Структуры глаза | Особенности строения | Функции |
1. Белочная оболочка | ||
1а. Роговица | ||
2. Сосудистая оболочка | ||
2а. Радужная оболочка | ||
2б. Зрачок | ||
3. Хрусталик | ||
4. Стекловидное тело | ||
5. Сетчатка |
Задание для итоговой проверки усвоения материала.
Из перечня (1-10) выберите ответы на вопросы (а-л) и зашифруйте их.
1.Хрусталик а) три части зрительного анализатора
2. Сетчатка б) воспринимает зрительные раздражения
3. Рецептор в) проводит возбуждение в мозг
4. Зрачок г) осуществляет различение зрительных раздражений
5. Стекловидное тело д) преломляет лучи
6. Зрительный нерв е) меняет кривизну
7. Склера ж) состоит из колбочек и палочек
8. Радужная оболочка з) защитная оболочка глаза
9. Сосудистая оболочка и) место образования изображения предмета
10.Зрительная зона коры к) отверстие в радужной оболочке
больших полушарий л) питающий слой глазного яблока
Взаимопроверка по ключу (на доске)
Разработка технологического сценария урока биологии с использованием средств мультимедийных технологий
Урок биологии в 8 классе по теме:
«Орган зрения и зрительный анализатор»
Учитель биологии: Хачева И.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №4 г. Чехов
Номер слайда | Описание последовательности предъявления информации | Требования к оформлению информации | Программные средства |
1. 2. | В центре доски схематический рисунок разреза глаза, изображение прохождения лучей света через хрусталик, преломление лучей, уменьшенное и перевернутое изображение объекта - треугольника Растягивание глазного яблока (имитация близорукости) Укорочение глазного яблока (имитация дальнозоркости) В центре доски рисунок глазного яблока с цифровым обозначением частей органа. Слева и снизу даны названия частей глаза в прямоугольниках. Перетаскивание объектов с названиями частей глаза в соответствии с номерами на рисунке. | Фон слайда серый, название слайда – белый шрифт Заливка бледно-голубая Заливка светло-серая Линии черные Заливка бирюзовая, линия синяя Фон слайда серый, название слайда – белый шрифт Обводка светло-серая, линии и цвет шрифта синие | Star Board-документ-шаблон одноцветная заливка IP00403 Any Star Board-инструменты-фигуры-текст: написание заголовка ; меню: свойства объекта, выбор цвета шрифта; Star Board-редактировать-выбрать: растягивание текста до нужного размера; Star Board-инструменты-фигуры : чертим овал нужного размера; меню: свойства объекта ( выбор цвета заливки , толщины и цвета линии); Star Board-инструменты-фигуры : чертим овал меньшего размера; меню: свойства объекта ( выбор цвета заливки, толщины и цвета линии); Star Board-инструменты-фигуры-линия: чертим линии прохождения лучей; Star Board-инструменты-фигуры: чертим большой и маленький треугольники; меню: свойства объекта ( выбор цветазаливки, толщины и цвета линии); Маркер на объект-меню-выбрать-двусторонняя стрелка: растягивание овала Маркер на объект-меню-выбрать- двусторонняя стрелка: уменьшение овала Star Board-документ-шаблон одноцветная заливка IP00403 Any Star Board-инструменты-фигуры-текст: написание заголовка ; меню: свойства объекта, выбор цвета шрифта; Star Board-редактировать-выбрать: растягивание текста до нужного размера; Star Board-документ-документы: импорт графического файла Star Board-инструменты-фигуры-текст: написание названий частей глаза; меню: свойства объекта (цвет обводки, текста, линии, ее толщина); меню: упорядочить наверх (для всех прямоугольников с текстом); маркер на объект: перетаскивание объектов в соответствии с номером частей глаза. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с презентацией по биологии на тему "Орган зрения и зрительный анализатор"
В ходе изучения темы "Орган зрения и зрительный анализатор" ученики выполняют практические работы и опытным путем узнают функции частей глаза....
Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"
Предмет: биологияУровень образования: основное общееТема: Орган зрения и зрительный анализаторТип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)Форма ...
Лекция с использованием ЦОР. Орган зрения и зрительный анализатор
Лекция по биологии для учащихся 8 класса,расказывающая о значении зрения, строении органа зрения и работе зрительного анализатора. Материал лекции можно использовать на уроках биологии. Лекция содержи...
:«Орган зрения и зрительный анализатор».
План-конспект урока по учебнику «Биология» 8 классраздел «Человек и его здоровье»Авторы: А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш...
Методическая разработка урока "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс
Аннотация Урок «Орган зрения и зрительный анализатор» - второй из двух по программе в 8 классе. На уроке используется ...
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"
Аннотация к уроку. Учащиеся:- Закрепляют понятие «Анализатор», раскрывают особенности его строения на примере зрительного анализатора;- Объясняют строение и функции глаза и его частей; сво...
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...