Урок биологии в 8 классе по теме: "Орган зрения. Зрительный анализатор."
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по учебнику «Биология» 8 класс
раздел «Человек и его здоровье»
Авторы: А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш
Тема: «Орган зрения и зрительный анализатор».
Цель урока: сформировать знания учащихся о строении, функциях глаза и его частей, раскрыть содержание понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора.
Задачи урока:
Образовательные: организовать индивидуальную познавательную деятельность учащихся и работу в парах на уроке для изучения органа зрения и зрительного анализатора; расширить и закрепить знания об анализаторах.
Развивающие: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Развивать наблюдательность и речь учащихся.
Воспитывающие: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, развитию навыков работы в парах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование: Учебник: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Биология. Человек. М.: «Вентана-
Граф», 2012 .
Раздаточный материал: рабочие листы (приложение 1),
индивидуальные карточки (приложения 2, 3, 4).
Презентация.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Ход урока.
№ | Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. | №1 | Приветствие. Сегодня на уроке нам понадобятся: учебник, тетрадь, а так же раздаточный материал. | Проверяют готовность рабочего места. |
2. | Мотивация. | Ребята, мы постоянно получае информацию из окружающей среды, которая обрабатывается нашей нервной системой. А какие органы нам помогают получить информацию? Какие органы чувств вам известны? А где происходил анализ этой информации? А что такое анализаторы? У вас на партах находятся предметы. Сможете ли вы собрать о них информацию? Используйте все возможные органы чувств. (апельсин, погремушка, мягкая игрушка.) | Органы чувств. Называют органы чувств. В головном мозге, точнее в коре больших полушарий. Анализаторы – эторецепторы органов чувтсв, проводящте путии чувствительные зоны коры больших полушарий. Описывают предметы. | |
3. | Актуализация знаний. | С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации о предметах? А можно ли глаза назвать главным источникм информации? Именно благодаря глазам мы получаем 80% информации об окружающем мире. Что мы можем с помощью глаз? Поэтому очень важно знать, как устроены глаза и расширять знания об анализаторах. | С помощью органа зрения. Да, можно. Называют возможности глаз. | |
4. | Определение темы и целеполагание. | №2 №3 | Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. Запишем в тетрадях число и тему нашего урока. Исходя из темы урока и всего вышесказанного, давайте сформулирум цель нашего урока. | Формулируют тему: «Орган зрения. Зрительный анализатор» Записывают тему. Формулируют цель: изучить строение, функции глаза и его частей, раскрыть содержание понятия «зрительный анализатор». |
5. | Изучение нового материала. Физкультминутка для глаз. | №4 №5 №6 №7 №8,9 | Начнём с знакомства со строением и функциями органа зрения и понятием Зрительный анализатор. Вы будете работать в парах. Для каждой пары приготовлен рабочий лист (приложение 1), согласно которому вы и будете отвечать на вопросы и проводить небольшие исследования с помощью учебника. Параграф 52. После окончания работы вы должны сообщить результаты всему классу. Так мы создадим общую характеристику органа зрения и его анализатора. Вы закончили работу с учебником, выполним упражнения для глаз. Итак, теперь давайте обсудим, что у вас получилось. Читаем задание и свой ответ. 1 пара. 2 пара. 3 пара. | Работа в парах с учебником и таблицами, ответы записываются в рабочий лист. Отвечают на свои вопросы. |
6. | Закрепление изученного и итоговый контроль усвоения. | №10 №11 | Ребята, предлагаю закрепить знания. Полученные на уроке. Для этого вам необходимо выполнить задания на листах (приложение 2). Сейчас вы работаете в группе, высказываете свои мнения, а затем записываете общий вывод. У каждого таблица индивидуальная. Этот лист с выполненным заданием прикрепите в свою тетрадь.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили информацию. Для этого возьмите приложение 3 и выполните тест. А теперь обменяйтесь листамии оцените работу друг друга. Правильные ответы и критерии оценивания на экране. Оцениваем и сдаём. | Выполняют задания (заполняют таблицу и составляют схему зрительного анализатора) Выполняют тест индивидуально. Проверяют тесты, выставляют оценки. |
7. | Домашнее задание. | №12 | Параграф 52, выучить новые термины. По желанию: подготовить сообщения о заболеваниях глаз. | Записывают в дневники. |
8. | Итоги. Рефлексия. | №13 | Какие затруднения у вас возникли на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Мы достигли поставленной цели? А теперь я попрошу вас заполнить карту самооценивания деятельности на уроке и поставить себе оценку, которую вы заслужили сегодня, по вашему мнению. Критерии оценивания у вас в ваших индивидуальных картах (приложение 4). Карты подписываеи и сдаём.
| Отвечают на вопросы. Заполняют карту.Называют вслух. |
№14 | Напоследок хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Н. Орловой «Береги свои глаза» Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым! Глаза не три, не засоряй, Лежа книгу не читай; На яркий свет смотреть нельзя – Тоже портятся глаза. Я хочу предостеречь: Нужно всем глаза беречь! Всем спасибо за урок! До свидания! |
Приложения
- Приложение 1.
Рабочий лист.
Тема « Орган зрения и зрительный анализатор»
Должны знать:
- Значение зрения в жизни человека
- Строение и функционирование глаза человека
- Строение зрительного анализатора
Должны уметь:
- Проводить наблюдения, опыты и делать логически верные выводы
- Оперировать терминами «анализатор», «склера», «роговица», «зрачок» «хрусталик», «стекловидное тело», «сетчатка», «аккомодация».
Задание 1. Пользуясь текстом параграфа 52, выпишите названия частей глаза, выполняющие защитную функцию. Подробнее опишите в чем заключается функция названных частей.
Ответ:
Задание 2. Выполните практическую работу (параграф 52) «Сужение и расширение зрачка». Ответьте на вопрос: о чем говорит сужение зрачка?
Ответ:
- Приложение 1.
Рабочий лист.
Тема « Орган зрения и зрительный анализатор»
Должны знать:
- Значение зрения в жизни человека
- Строение и функционирование глаза человека
- Строение зрительного анализатора
Должны уметь:
- Проводить наблюдения, опыты и делать логически верные выводы
- Оперировать терминами «анализатор», «склера», «роговица», «зрачок» «хрусталик», «стекловидное тело», «сетчатка», «аккомодация».
Задание 1. Пользуясь текстом параграфа 52, перечислите оболочки глаза. Отметьте особенности строения.
Ответ:
Задание 2. Выполните практическую работу (параграф 52) «Принципы работы хрусталика». Ответьте на вопрос: в зависимости от чего хрусталик меняет кривизну?
Ответ:
- Приложение 1.
Рабочий лист.
Тема « Орган зрения и зрительный анализатор»
Должны знать:
- Значение зрения в жизни человека
- Строение и функционирование глаза человека
- Строение зрительного анализатора
Должны уметь:
- Проводить наблюдения, опыты и делать логически верные выводы
- Оперировать терминами «анализатор», «склера», «роговица», «зрачок» «хрусталик», «стекловидное тело», «сетчатка», «аккомодация».
Задание 1. Пользуясь текстом параграфа 52, перечислите части глаза, относящиеся к оптической системе. Сформулируйте понятие «зрительный анализатор».
Ответ:
Задание 2. Выполните практическую работу (параграф 52) «Обнаружение «слепого пятна»». Ответьте на вопрос: чем слепое пятно отличается от желтого?
Ответ:
Задание № 1. Приложение 2.
Заполните таблицу «Строение и функции органа зрения».
Придатки и части глаза | Строение | Функции | |
Вспомогательные системы | Брови | Волосы, идущие от внутреннего к внешнему углу глаза | |
Веки | Кожные складки с ресницами | ||
Слезный аппарат | Слезная железа и слезовыводящий канал | ||
Оболочки глаза | Белочная | Склера – плотная непрозрачная ткань белого цвета (толстая, 1 мм, прочная) | |
Сосудистая | Средняя оболочка (0,2-0,4 мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом | ||
Сетчатка | Внутренняя оболочка (0,15-0,20 мм) состоит из пигментного слоя и прилегающих к нему фоторецепторных клеток | ||
Оптическая система | Роговица | Прочная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями) | |
Радужная оболочка | Передняя часть сосудистой оболочки | ||
Зрачок | Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами | ||
Хрусталик | Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом | ||
Стекловидное тело | Прозрачное студенистое вещество | ||
Световоспринимающая | Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи | В сетчатке 2 вида фоторецепторов: палочки (130 млн.) и колбочки (7 млн.) Слепое пятно – место, откуда выходит зрительный нерв, изображение не воспринимает. | Палочки воспринимают форму, их больше по краям (зрение при слабом освещении), колбочки воспринимают цвет, сосредоточены на задней поверхности глаза против зрачка (образуют желтое пятно). |
Задание № 2.
Составьте схему зрительного анализатора. (Расставьте цифры)
Нервные пути.
Рецепторы на сетчатке глаза.
Зрительная зона коры больших полушарий.
Тест по теме «Орган зрения и зрительный анализатор» Приложение 3.
Выберите один правильный вариант ответа из четырех предложенных.
Вопрос 1. Структура, относящаяся к вспомогательной системе глаза
А – роговица Б – веко В – хрусталик Г - радужка
Вопрос 2. Структура, относящаяся к оптической системе глаза
А – роговица Б - сосудистая оболочка В – сетчатка Г - белочная оболочка
Вопрос 3. Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей
А – радужка Б - стекловидное тело глаза В – хрусталик Г - зрачок
Вопрос 4. Функция сетчатки
А - преломление лучей света Б - питание глаза
В - защита глаза от механических и химических повреждений
Г - восприятие света и преобразование его в нервные импульсы
Вопрос 5. Функция хрусталика
А - преломляет и фокусирует лучи света Б - регулирует количество поступающего света, расширяясь и суживаясь
В - защищает глаза от механических и химических повреждений
Г - заполняет глазное яблоко, поддерживает внутриглазное давление, пропускает лучи света
Вопрос 6. Функция стекловидного тела глаза
- А - воспринимает свет и преобразует его в нервные импульсы
- Б - регулирует количество поступающего света, расширяясь и суживаясь
- В - защищает глаза от механических и химических повреждений
- Г - заполняет глазное яблоко, поддерживает внутриглазное давление, пропускает лучи света
Вопрос 7. Прозрачная передняя часть белочной оболочки
А –радужка Б - желтое пятно В – сетчатка Г - роговица
Вопрос 8. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света
А - темная область Б - желтое пятно В - слепое пятно Г - белое пятно
Вопрос 9. Область сетчатки, содержащая наибольшее число зрительных рецепторов
- А - темная область Б - желтое пятно В - слепое пятно Г - белое пятно
Вопрос 10. Что такое склера?
- А - белочная оболочка
- Б – сосудистая оболочка
- В – радужная оболочка
- Г - сетчатка
Приложение 4
Карта оценивания
Фамилия Имя
Оцени свою работу. Поставь плюсик под номером отметки, которую, по твоему мнению, ты сегодня заработал на уроке.
- «5» - выполнил все данные мне задания, активно работал на уроке.
- «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался, моя активность на уроке среднего уровня.
- «3» - часто ошибался, выполнил только половину, был малоактивным на уроке.
- «2» - ничего не смог выполнить правильно, работал на уроке не активно.
«5» | «4» | «3» | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии 8 класса "Орган зрения.Зрительный анализатор."
1. Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»2. Предмет биология3....
Урок биологии. 8 класс. "Зрительный анализатор"(План-конспект)
Зрительный анализатор, его значение в жизни человека, в познании окружающего мира. Роль и взаимосвязь трёх отделов анализатора: периферического, проводникового и центрального. Строение и функции глаза...
Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"
Предмет: биологияУровень образования: основное общееТема: Орган зрения и зрительный анализаторТип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)Форма ...
Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему:"Огран зрения. Зрительный анализатор."
Данная презентация используется на уроке биологии в 8 классе по теме:"Орган зрения. Зрительный анализатор." Урок изучения нового материала....
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Орган слуха. Слуховой анализатор"
Ппомочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;способствовать формированию навыков гигиены слу...
Урок по биологии "Орган зрения. Зрительный анализатор" ,8 класс
ГБОУ Лицей 393 Кировского района города Санкт-ПетербургаУрок по теме«Орган зрения. Зрительный анализатор»Цель урока: изучение строения, функций и значения зрительного анализатора.План...
Технологическая карта урока биологии 8 класс "Зрительный анализатор"
Технологическая карта призвана помочь учителям в подготовке урока по заданной теме...