Проектное обучение
учебно-методический материал по биологии по теме
С появлением необходимости ведения в школе спецкурса «Здоровый образ жизни» я обратилась к методике проектного обучения, так как хотелось итоговые занятия проводить по-новому, не так, как обычно я их провожу на уроках биологии. Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, стремится к проникновению в глубь явлений, приобщается к конструированию новых явлений, процессов. Проектное обучение использую для сообщения знаний и умений по изучаемой теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, буклет, афишу, альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы «Что значит здоровый образ жизни». Или это может быть представлено в виде программы «Как помочь курильщику избавиться от вредной привычки».
Обзорный проект «Влияние наркотика на организм подростка». С ребятами оговариваем правила и принципы командного способа работы над проектом:
В команде нет лидера. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен испытывать уверенность в себе.
Все должны проявить активность и вносить свой вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Проектное обучение - это еще один стимулятор в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.
Использование приемов активизации познавательной деятельности учащихся и элементов проблемного и проектного обучения позволяет создать на уроке условия для активной мыслительной работы школьников. Для того чтобы ученики приняли поставленную проблему, т. е. начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития ученика, соответствовать его возможностям. Автоматически отпадает необходимость необдуманного запоминания большого объема учебного материала.
Все это подводит к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек».
Задания для самостоятельной работы
Как проявляется отсутствие мотива ученика к учебной деятельности?
Приведите свои примеры, используя способы создания проблемной ситуации.
Придумайте задачи познавательного характера. Предложите алгоритм их решения.
Приведите свои примеры ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся.
«Метод учебных проектов как средство интерактивного обучения
на уроках биологии »
В настоящее время современная российская школа должна подготовить таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, и при этом умеющих работать в коллективе. Эту задачу школа может решить за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией. В современной школе возникла необходимость применения новых технологий. Я считаю, что использование в работе учителя проектной технологии поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей. В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников. Проектная деятельность не новая в мировой педагогике. Метод проектов возник ещё в 20- е годы прошлого столетия в США. Его называли так же методом проблем и связывали идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Со временем идея метода претерпела некоторую эволюцию. В настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
В основе метода - развитие познавательных интересов учащихся; умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята оформляют в течение определённого времени.
Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия "проект" - как результат деятельности и "проект" как метод познания. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме. Он может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.
Основой метода учебных проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-воспитательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему путем самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. В то же время метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательских, поисковых, творческих.
Метод учебных проектов как средство интерактивного обучения является эффективным условием развитие у каждого ребенка самостоятельности, творческого мышления, интеллектуальной активности. Данный метод способствует развитию у учащихся рациональных приемов умственной работы, коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству и сотворчеству, а также самостоятельности при принятии конкретных решений. Я стараюсь осуществить формирование умений и навыков в исследовательской, поисковой, творческой, роле-игровой деятельности в ходе реализации на своих уроках проектов различной типологии.
Опыт по реализации метода проектов как средства интерактивного обучения учащихся требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки и кропотливой работы, т. к. педагог является активным участником учебного процесса. Он выступает в роли организатора, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. В школьном проекте роль учителя очень высока. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной темы, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта. Кроме того, учитель в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы познавательной деятельности учащихся, было направлено на решение учебных задач. Кроме того, учитель–предметник, решивший организовать проектную деятельность, должен продумать взаимодействие с коллегами, чья помощь будет необходима в реализации межпредметных связей, а также в оформлении и защите презентаций.
В своей работе я использую идеи таких известных в педагогике людей, как В.А. Сухомлинский ( «Знания становятся убеждениями при том условии, если ученик использует их для приобретения новых знаний, для расширения кругозора, для получения ответа на многочисленные вопросы, возникающие у него в процессе труда, общественной деятельности, духовной жизни…») , Л.Н. Толстой ( «Если ученик не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений»), А.Н.Леонтьев («Нужно учить так, чтобы знания обязательно были сознательными, но это значит, что они должны не просто наполнять собой сознание, а занимать в нем в надлежащий момент надлежащее место…»).
На мой взгляд, неотъемлемой частью эффективного образования в области биологии является проектная деятельность учащихся. Это можно объяснить тем, что при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при использовании метода проектов ученик получает знания о предметах и явлениях , устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельно разработанного или предложенного плана работы. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании метода проектов я направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов,
результативность выполненного проекта. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. На мой взгляд, знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.
Я думаю, что познавательная самостоятельность - качество социально активной личности, необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.
Я обратила внимание на то, чему способствует и что развивает проектная деятельность учащихся:
Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
Развивает личностные качества ученика, побуждает находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях.
Стимулирует высокую мотивацию деятельности ученика на протяжении всего времени реализации учебного проекта.
Восполняет за счет высокой мотивации недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, играя роль компенсаторного фактора.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, роле-игровые проекты (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные ( на определенном этапе урока), среднепродолжительные ( от недели до месяца), долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Коротко остановлюсь на характеристике каждого типа проекта.
Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – сообщения, доклада, реферата.
Творческие проекты – направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, книга, журнал, альманах, компьютерная презентация и т.д.). При выполнении такого проекта участники заранее оговаривают результат и форму его представления.
Роле – игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результат таких проектов намечается в начале их выполнения, доминирующим видом деятельности является роле-игровая.
Важной задачей сегодня является создание реальных условий для творческого саморазвития не только отдельной личности, но и всего коллектива в целом. Я считаю, что в школе основной должна стать ориентация на формирование у каждого ученика опыта творческой деятельности путем его вовлечения в коллективный поиск. Таким образом, я считаю, что парные и групповые проекты более эффективны по сравнению с индивидуальными. Хотя очень часто учителя используют индивидуальные проекты с хорошо успевающими учениками, при этом не принимая во внимание тех ребят, кто послабее. Почему я отдаю предпочтение групповым проектам? Это могу объяснить несколькими причинами.
При групповом решении проблемы используются разные возможности членов группы. Дети в группе, как правило, разные: быстро соображающие, критически оценивающие, тщательно работающие, осмотрительно действующие, особо смелые в решениях. Такого рода «коллективный синтез» приводит к более высоким достижениям, чем простое суммирование успехов отдельных лиц. В этом и состоит суть группового эффекта. Кроме этого участие в групповой деятельности дает возможность многим ребятам приобрести навыки самоуправления, сотрудничества, взаимопомощи. В условиях группы происходит перестройка позиции каждой личности, изменяются ценные установки, ориентиры каждого из участников взаимодействия, что приводит к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем.
В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса. Для меня как учителя метод проектов – это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания. Проектная деятельность учащихся позволяет использовать разные взаимосвязанные педагогические технологии, такие как исследовательские, дебаты, критическое мышление. Основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий: вызов – реализация - рефлексия. Без осуществления этих стадий успешная проектная и исследовательская деятельность невозможны. Единые цели, подходы к работе над проектом способствуют формированию коллектива единомышленников – учителя и учеников, что обеспечивает совершенствование педагогического мастерства, получение учениками качественных интегрированных знаний и умений, которые используются в практической деятельности, расширяют образовательное пространство.
Поэтапная работа позволяет проанализировать, исследовать, продиагностировать успешность или неуспешность деятельности ученика.
Основные этапы работы над проектом:
1.Выявление и анализ проблемы и вытекающих из нее задач.
2.Определение целей и задач проекта.
3.Выдвижение гипотезы их решения.
4.Выбор форм, методов и средств для реализации выбранного проекта.
5.Обсуждение способов оформления конечных результатов.
6.Сбор, систематизация и анализ необходимой информации.
7.Подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентация полученных результатов.
То есть, проект – это “пять П”:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Я уже отмечала, что на своих уроках стараюсь использовать проекты различной типологии. Начиная с 6 класса, я включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними на уроке. Ребята с интересом подбирали материал по темам « Бактерии-возбудители болезней», « Редкие растения», создавали памятки, как нужно вести себя в природе…
Информационные проекты я использую в каждом классе, причем они могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от объема материала. Эти проекты связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, старшие школьники активно используют Интернет, социологические опросы. В среднем звене информационные проекты реализуются в виде оформленных сообщений, докладов, в старшем звене ребята могут создать и компьютерную презентацию своих работ. Такая деятельность очень востребована у детей, которые интересуются жизнью растений и животных, т.е. в курсе ботаники и зоологии. Ученикам 8-х классов часто даю возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при разработке правил о здоровом образе жизни. Таким образом, они готовят продуктивные проекты.
В своей работе я стараюсь включать такую форму проведения урока, как конференция, где тоже эффективно реализуются информационно-поисковые проекты. Конечно, такие уроки требуют большой предварительной подготовки, но они очень интересны для учащихся. В качестве примера хочу привести урок–конференцию по биологии в 10 классе «Сердца, отданные науке», посвященный великим русским ученым, внесшим вклад в развитие научных теорий, Цель информационно-поискового проекта к этому уроку – подготовить выступление про одного из предложенных ученого-биолога, оформить его наглядно для слушателей, по следующему плану:
1. Открытие ученого, сделавшее его имя известным;
2. Краткая библиографическая справка;
3. Другие интересные работы ученого;
4. Описание одного из открытий (теория, значение, применение)
Такая работа повышает мотивацию к учебе, интерес к предмету, формирует навыки работы с разными источниками информации.
Из курса биологии хочу привести пример урока-конференции в 6 классе по теме « Значение растений в жизни человека», где в основе лежит также проектная деятельность. Но на этом уроке я использовала не индивидуальную, а групповую форму работы. Класс делился на несколько групп: врачи, кулинары, садоводы, косметологи, фитодизайнеры. Каждая группа должна была выполнить проект об использовании растений в своей области. Например, группа врачей готовила подборку материала в виде брошюры по лекарственным растениям, указав те заболевания, при которых эти растения используются, приложив рецепты народной медицины, фотографии растений. Группа фитодизайнеров готовила проект об использовании растений в эстетических целях, т.е. о декоративных и комнатных растениях. Ребята познакомили с правилами выращивания этих растений, условиях содержания, о грамотном составлении композиций из них, приложили изображения рассматриваемых растений. Остальные группы учащихся готовили аналогичные проекты по использованию растений в своей сфере. Конечно, это трудоемкая работа, требующая предварительной подготовки со стороны детей, со стороны учителя, т.к. мне приходилось корректировать текущую работу учеников. Но в ходе такой творческой работы ребята учатся собирать факты, анализировать, обобщать их, у них развиваются коммуникативные умения, умение работать в группе.
При изучении экологических групп растений ребята организовали экскурсию по кабинету, рассказали о наших растениях ,о их происхождении, особенностях ухода за ними.
Кроме информационных проектов, в своей работе я использую исследовательские , хотя чаще всего, конечно, это не научное исследование, а мини-исследования. В таких проектах заранее выбирается тема исследования, объект и предмет исследования, цели и задачи, гипотезы решения поставленной проблемы. Потом планируется сам эксперимент, его проведение, проводится анализ полученных результатов, их оформление. Чаще всего исследовательская проектная деятельность реализуется в ходе проведения многих практических работ . В 8 классе я проводила урок по теме «Витамины», в который включила элементы проектной деятельности. Я разработала небольшую практическую работу «Определение витамина С в некоторых продуктах». По инструктивным картам учащиеся исследовали на содержание этого витамина сок лимона, капустный рассол, компот, яблочный сок. Выполнив этот небольшой исследовательский проект, они сделали вывод: витамин С содержится в свежих овощах и фруктах, его нет в тех продуктах, которые прошли термическую обработку. Такая деятельность с интересом воспринимается даже теми учениками, у которых интерес к биологии не очень высок. Подобные мини-проекты я даю и в качестве домашних заданий к уроку: например, исследовать свое самочувствие: подсчитать пульс до и после нагрузки, измерить артериальное давление, температуру тела.
Хочу привести еще один, на мой взгляд, удачный пример по использованию информационно-исследовательских проектов в 6 классе. Тема урока – «Процесс фотосинтеза», на этом занятии я использовала групповую проектную деятельность. Первая группа учащихся выполняла проект «История исследования процесса фотосинтеза». Ребята готовили выступление о работах ученых в этой области: Ван-Гельмонта (опыт с черенком ивы), Джозефа Пристли (опыт с мышами, помещенными под стеклянные колпаки с растением мяты и без него). Готовились небольшие плакаты, иллюстрирующие описываемые опыты. Вторая группа выполняла уже полноценный исследовательский проект «Условия прохождения процесса фотосинтеза». По ходу защиты своего проекта эта группа выполняла эксперимент и объясняла его. Ребята проводили опыт с листом герани, предварительно удалив из него хлорофилл, обрабатывая кипятком и горячим спиртом. Обесцвеченный лист при обработке раствором йода окрашивается в синий цвет, что доказывает в нем наличие крахмала как продукта фотосинтеза. Третья группа учащихся выполняла проект «Образование органических веществ в хлоропластах листьев на свету». Здесь ребята тоже использовали эксперимент, но выполняли они его в классе под моим руководством заранее, т.к. он длительный по времени. Два комнатных растения, пеларгонии, они поместили на три дня в тёмное место. Затем одно растение поставили на стекло под стеклянный колпак. Рядом с ним пометили стакан с раствором едкой щёлочи - веществом, поглощающим углекислый газ из воздуха. Для того, чтобы новые порции воздуха не поступали к растению, края колпака смазали вазелином. Второе растение также поставили на стекло под колпак. Рядом с ним поместили стакан с содой и раствором соляной кислоты. При взаимодействии соды и соляной кислоты идет химическая реакция с выделением углекислого газа. Оба растения поставили на свет.
Через день взяли по одному листу с каждого растения и обработали их горячей водой, а затем спиртом. На обесцвеченные листья мы подействовали раствором йода. Лист второго растения посинел, значит, в нем образовался крахмал. Окраска листа первого растения не изменилась. Опыт показал, что для образования органических веществ необходим углекислый газ.
Таким образом, в реализации проектной деятельности каждый учащийся вовлечен в активную познавательную работу. В основе метода проектов лежит развитие критического мышления ученика, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Чем мне нравятся групповые проекты, так это тем, что в них можно вовлечь учеников с разными учебными возможностями, среди которых есть хорошо подготовленные к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности и не очень готовые к такой работе, которые часто играют роль статистов. Мне, как учителю, важно подготовить каждого ребенка к посильной работе, поэтому приходится постоянно организовывать и направлять деятельность учеников. Я помогаю ребятам подобрать информацию, выбрать форму подачи материала, определить логику его изложения. Во время проведения урока-защиты проектов я сама обычно начинаю и заканчиваю урок, определяю очередность представления презентации, организую обратную связь с другими учащимися, т.е. являюсь координатором учебного процесса. Самостоятельность учащихся проявляется в отборе информации, выборе формы ее изложения (учитель лишь направляет), распределении ролей при подготовке проекта, представлении проекта.
Роле –игровые проекты. В старших классах на уроках биологии и химии провожу ролевые игры, которые не только развивают творческие способности ребят, но и стимулируют их поисковую деятельность при подготовке к занятиям. Ребята принимают на себя определенные роли, обычно имитирующие деловые или социальные отношения. Например, в 10 -11 классах могу рекомендовать организовать роле-игровой проект «Охрана окружающей среды», в котором показана положительная роль биологии, в решении проблемы охраны окружающей среды. Все учащиеся делятся на группы, в первой – представители экологических служб, во второй – журналисты, в третьей - исследователи, экспериментально доказывающие вредное влияние загрязнений на растительные и животные объекты. Плюсы такого проекта – развитие творческого, экологически направленного мышления школьников, умений самостоятельного поиска нужной информации. Кроме этого, воспитывается чувство рачительного хозяина, бережного отношения к природе. В курсе биологии 8 класса проводила урок по проблемам безопасного питания, где свою точку зрения по этому вопросу отстаивали учащиеся- врачи, генетики, кулинары, представители СЭС. В 11 классе проводила генетический консилиум, на котором учащиеся рассказывали о генетических заболеваниях и их профилактике. Несомненным достоинством роле-игровых проектов является очень высокая степень творчества, доминирующим видом деятельности является роле-игровая деятельность.
Из собственного опыта могу сказать, что наилучшие результаты обучения достигаются только тогда, когда изучаемый объект становится предметом деятельности. Человек хорошо осваивает именно то, чем ему приходится оперировать в практической личностно значимой деятельности.
К неделе биологии учениками 8 класса под моим руководством выполнялся групповой исследовательский био-экологический проект «Пища, которую мы едим: вред или польза». Выбор темы не случаен, т.к. проблема питания актуальна и значима для учащихся. Целью этого исследовательского проекта было изучение рациона питания школьника, определение качества продуктов быстрого приготовления. Одни учащиеся создавали информационное пространство, готовили доклады по темам «Гигиена питания», «История возникновения чипсов», «Вред продуктов быстрого приготовления». Другие ребята проводили опрос среди школьников, где выясняли, правильно ли питается современный ученик. Экспериментальная группа проводила опыты по качественному определению жиров и углеводов в продуктах быстрого приготовления, определению калорийности продуктов. Итогом работы над этим проектом стало выступление учащихся перед школьниками других классов, где были обнародованы данные социологического опроса по этой проблеме, названы причины заболеваний органов пищеварения, даны рекомендации по правильному питанию. Такая проектная деятельность, на мой взгляд, очень удачна, т.к. сочетает в себе и теоретическую, и практическую обоснованность вреда продуктов быстрого приготовления. Для учащихся это немаловажно, т.к. ващихся это немаловажно, т.к.ияическую обоснованность вреда г на собственном опыте убедиться в каком-либо факте.роекты по возмо этой ситуации они не просто приняли готовую информацию, а самостоятельно подтвердили ее, доказали с помощью проведенного исследования вред тех продуктов, которые сами же и употребляют.
Мне хотелось бы еще сказать несколько слов о таких творческих проектах, как составление кроссвордов
Я считаю, что благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе – метода учебных проектов, можно наиболее полно выявить и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Выполнение проектов различных типов стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечение для этих целей знаний из разных областей. Проектная методика предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использованием учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности.
Список использованной литературы
1. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. Методическое пособие. – Москва: Вентана-Граф , 2007 год. - 281с
2. Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008 год, №2, стр. 23-28
3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
4. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. – 2003 год, №3, стр. 21-30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение) как условие развития исследовательской компетенции учителя и учащихся на уроке биологии»
Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельност...
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
Продуктивность использования образовательных технологий.18 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, проектное обучение, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Преодоление полосы препятствий, включающих в себя освоенные двигательные действия»....