Сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение) как условие развития исследовательской компетенции учителя и учащихся на уроке биологии»
статья по биологии на тему
Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Исследовательскую деятельность можно проводить в рамках проектирования, т.к. метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим продуктом, в определенной степени неповторимым и уникальным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области «Суворовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
сообщение
«Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учителя и учащихся на уроке биологии»
подготовил:
учитель биологии
Шулепова
Лариса Викторовна
2013
Плохой учитель преподносит истину,
Хороший – учит ее находить.
А.Дистервег
Цель: расширить представление о проектном обучении как технологии развития исследовательской компетенции учителя и учащихся.
Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Исследовательскую деятельность можно проводить в рамках проектирования, т.к. метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим продуктом, в определенной степени неповторимым и уникальным.
Проективное обучение можно проводить только при соблюдении определенных условий: наличии намеченной цели, выполнение определенных требований, четкое определения типа проекта, организация работ по строгой структуре создания проекта.
- Цели проектного обучения.
- Способствовать повышению личной уверенности, самореализации и рефлексии.
- Развивать исследовательские умения, творческие способности и коммуникативную компетенцию.
- Совершенствовать способности к самообразованию.
- Требования к использованию метода проектов.
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (доклады, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка пр.);
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
- Использование исследовательских методов:
- Проблемно – поисковый;
- Научный метод;
- Анализ информации;
- Мозговой штурм;
- Наблюдение;
- Опрос;
- Изучение литературы;
- Работа в сети Internet;
- Эксперимент и др.
- Типология проектов
- По доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, выдвижения гипотезы с последующей проверкой, хорошо продуманной структуры работы, её целей и задач, методов исследования, анализа результатов.
Творческие. Не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы. Результатами проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и др.
Информационные. Представляют собой обобщенно – аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории.
Практико – ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.
Ролево – игровой. Участники проекта берут на себя социальные роли или роли литературных, исторических персонажей с целью создания ситуации социальных или деловых отношений.
2. По предметно – содержательной области:
Монопроекты – в рамках одной области, на материале одного предмета.
Межпредметные – на стыке различных предметных областей, интегрируется смежная тематика нескольких предметов.
Надпредметные - затрагиваются личные, не связанные ни с каким конкретным предметом, темы.
3.По количеству участников проекта:
- индивидуальные (личностные);
- парные;
- групповые;
- коллективные;
- массовые.
4. По продолжительности выполнения:
краткосрочные (несколько уроков) – для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
- Общая структура проекта
Для того чтобы начать работать над проектом, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать, тему проекта. Важно, чтобы каждый участник перед началом проекта был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?»
Древнегреческое слово «проблема» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя — найти что-то необыкновенное в обыкновенном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Определить цель — значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.
Методика проведения исследования – это способы получения информации.
Подведение итогов, оформление результатов.
Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное: что нового мы узнали в ходе проекта?
Презентация результатов. Презентация исследования — это его публичная зашита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании, рекламы журнала и т.п
Работа в группах. Организация проектной работы. (Приложение 1)
В таблице выделены этапы работы над проектом, деятельность учащихся. Нужно определить роль учителя на каждом этапе.
С введением проектной деятельности роль учителя кардинально меняется. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Учитель становиться специалистом, обладающим знаниями и умениями в нескольких областях, вдохновляющим и мотивирующим учащихся на достижение поставленной цели. Овладение этой ролью требует глубокой внутренней психологической перестройки учителя, нового взгляда на образовательный процесс и свое место в нем.
Оценка проекта. (Приложение 2)
Очень важным является момент оценки проекта. С критериями оценки необходимо познакомить учащихся в самом начале проекта. Группам предлагается несколько вариантов оценок проекта. Задача: выделить достоинства и недостатки.
Таким образом, безусловно, метод проектов – метод нового времени. Он меняет роли ученика и учителя. Не стоит каждому с завтрашнего дня начинать работу над проектами, но готовить себя к внедрению нового метода необходимо.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Этапы подготовки и реализации проекта
Этапы | Виды деятельности учащихся | Роль учителя |
внедрение метода проектов | учащиеся могут подойти к учителю с предложением заняться проектной деятельностью по интересующей их теме (крайне редко) | при планировании обучения на год учителю необходимо выделить темы (разделы), которые будут «вынесены на проектирование». Нужно сформулировать несколько тем. (как индивидуальных, так и групповых, разных по степени сложности) |
Подготовительный этап (погружение в проект) |
|
|
Поисково – исследовательский этап |
|
|
этап оформления проекта |
|
|
презентация результатов проекта |
|
|
Оценивание проекта |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Экспертиза исследовательского проекта
Автор, (коллектив авторов) _____________________________________
Тема_____________________________________________________________
Критерии | Показатели | Балл | |
1.Оценка качества работы | 1.1.Обоснование актуальности темы | ||
Достаточное обоснование актуальности | 2 | ||
Показана только общественная или только личностная значимость работы | 1 | ||
Актуальность не представлена в тексте | 0 | ||
1.2.Постановка проблемы | |||
Проблема представлена полно, ее значимость обоснованна | 2 | ||
Проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованно | 1 | ||
Постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют | 0 | ||
1.3. Постановка цели и задач проекта | |||
Цели и задачи четко сформулированы | 2 | ||
Цели и задачи нечеткие | 1 | ||
Цели и задачи не сформулированы | 0 | ||
1.4.Выдержанность структуры проекта | |||
В работе представлены все части проекта | 2 | ||
Структура проекта выдержанна не полностью | 1 | ||
Структура не прослеживается | 0 | ||
1.4. Выводы, обобщения | |||
Выводы системны, корректны, обоснованны, соответствуют заявленной проблеме и содержат варианты ее решения | 2 | ||
Выводы носят абстрактный характер, не охватывая проблему в полном объеме | 1 | ||
Выводы отсутствуют | 0 | ||
1.5.Методы исследования | |||
Заявленные методы исследования использованы корректно | 2 | ||
Отдельные методы использованы некорректно, нецелесообразны | 1 | ||
Заявленные методы не использованы | 0 | ||
ИТОГО (максимальное количество баллов 10): | |||
2.Оценка оформления работы | 2.1. Высокое качество оформления, аккуратность | 2 | |
2.2.Работа оформлена некачественно, встречаются ошибки, исправления | 1 | ||
2.3.Оформление работы не соответствует нормам | 0 | ||
ИТОГО (максимальное количество баллов 2): | |||
3.Защита работы | 3.1.Соответствие содержания доклада содержанию работы | ||
3.2.Выделение основной мысли работы | |||
3.3.Общая логика вступления, способность четко сформулировать цели и задачи работы, охарактеризовать этапы и методы исследования | |||
3.4.Владение терминологией в рамках темы исследования | |||
3.5.Аргументированность представления и защиты материала | |||
3.6.Четкие ответы на вопросы | |||
3.7.Речевая компетенция | |||
3.8.Общая эрудиция, умение заявлять и отстаивать собственную позицию | |||
Примечание: защита работы оценивается в баллах от 0 до 2 | |||
ИТОГО (максимальное количество баллов16): | |||
ИТОГО по всей работе (максимальное количество баллов 28): |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....
Формирование инновационной образовательной среды гимназии как условие развития исследовательских компетенций обучающихся
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования определяет исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения, речь идет о р...
Использование активных методов обучения как условие развития профессиональных компетенций обучающихся
На данном этапе развития современного общества и в частности профессионального образования основной задачей профессиональных образовательных учреждений является подготовка компетентного специали...
педагогический проект по теме "Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики".
Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики....
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.
Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...
Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.
Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться....