Календарно - тематическое планирование по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Болякова Людмила Александровна

Наименование предмета: биология

Класс: 8

Общее количество часов по учебному плану: 68ч

Рабочий план преподавателя составлен на основании учебной программы:

Авторы программы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Образовательная область:  естествознание

Курс: Человек и его здоровье

Учебник:  А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек:  Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 8 КЛАССА

ПО ПРОГРАММЕ И.Н.ПОНОМАРЕВА

БОЛЯКОВА Л.А

Преподаватель биологии, географии

МОУ ИРМО Хомутовская СОШ № 2

Пояснительная записка

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела  «Человек» ( 8 класс )

  • обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:
  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования  через систему из 68 уроков
  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности  через лабораторные работы и систему домашних заданий
  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказучерез систему разнообразных заданий
  • развития:  создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель  через учебный материал уроков
  • воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков  и ИКТ

                         

Календарно - тематическое планирование

Наименование предмета: биология

Класс: 8

Общее количество часов по учебному плану: 68ч

Рабочий план преподавателя составлен на основании учебной программы:

Авторы программы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Образовательная область:  естествознание

Курс: Человек и его здоровье

Учебник:  А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек:  Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  1. класс

68 часов (2 часа в неделю)

№п/п

Дата

Название темы

Кол-во

часов

Содержание

Интерактивные методы обучения

Контроль

Д/З

1

ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР.

1

Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека.

1

Анатомия, физиология, гигиена, методы изучения

§ 1

2

Структура тела. Место человека в живой природе.

1

Части тела, внутренние органы, мышцы, скелет

§ 2

3

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

Клетка, ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы

§ 3-4

4

Ткани.

1

Ткани, мышечная, нервная, нейрон, синапс, нейроглия, мышечное волокно

Л.р.   № 1.  Просмотр под микроскопом различных тканей человека.

§ 5

5

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

1

Органы, система органов, рецепторы, гормоны, нервная регуляция, гуморальная регуляция, уровни организации живого

письменный: провер. раб. № 1 «Строение клет-ки и ткани орга-низма человека»

2

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

§ 6

6

Скелет. Строение и состав костей.

1

Мышцы, скелет, хрящи,

Л.р. № 2. Определение нарушения осанки и плоскостопия.

§ 7

7

Соединение костей.

1

губчатое вещесво, костные клетки, надкостница

§ 8

8

Скелет головы и туловища.

1

Череп, отделы черепа: мозговой и лицевой, позвоночник, позвоночный канал

9

Скелет конечностей.

1

Плечевой пояс, кости руки, кисть, кости ноги

§9

10

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Травмы, переломы, вывих, растяжение связок, повязка, косынка, шина, пузырь

письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека

§10

11

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

1

Мышцы, сухожилия, сократимость

§11

12

Работа мышц.

1

Сила мышцы, амплитуда движения, утомление

§12

13

Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

1

Осанка, свод стопы, плоскостопие

§13

14

Контрольная работа за 1 четверть  «Опорно-двигательная система»

1

письменный:  контрольная работа

3

КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ.

15

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.

1

Кровь, тканевая жидкость, лимфа, гомеостаз, антиген

§ 14

16

Иммунитет.

1

Иммунитет, вирусы, вакцина, селезёнка, костный мозг, лечебная сыворотка

письменный: по результатам лаборат. работ

§ 15

17

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Группы крови, резус – фактор, антитела

§ 16

18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

Сердце, предсердие, желудочки, кровеносные сосуды, аорта, артерии, капилляры

§17

19

Движение лимфы.

1

Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, грудной поток

Пр.р.№1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

§ 18

20

Движение крови по сосудам.

1

Артериальное давление, гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт, пульс, частота пульса

Пр.р.№2. Опыты, выясняющие природу пульса. 

Пр.р.№3. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

§19

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

1

Автоматизм, абстиненция, адреналин, ацетилхолин

письменный: провер. раб. № 3 «Кровь. Иммуни-тет»

§20

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

Дозированная нагрузка, тренировочный эффект, функциональная проба

Пр.р. № 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.

§ 21

23

Первая помощь при кровотечениях. Обобщение по теме «Кровь. Кровообращение»

1

Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка

§ 22

4

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

7 ч

24

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

Дыхательная система, лёгочное дыхание, тканевое дыхание, дыхательные пути

§ 23

25

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная жидкость, венозная кровь, диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, альвеолярный воздух

Л.р. № 5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Л.р. № 6 (д/з). Изготовление самодельной модели Дондерса.

§24

26

Дыхательные движения.

1

Грудная полость, межрёберные мышцы, диафрагма, эмфизема легких

§ 25

27

Регуляция дыхания.

1

Дыхательный центр, рефлекторная регуляция, гуморальная регуляция

П.р. № 5. Измерение обхвата грудной клетки

письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания»

§ 26

28

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

1

Грипп, туберкулёз лёгких, рак легких, флюорография, закаливание, гигиена дыхания, ЖЕЛ, влажная уборка

П.р. № 6. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

§27

29

Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение по теме  «Дыхательная система»

1

Утопление, удушье, отёк гортани, обморок, реанимация

§ 28

30

Контрольная работа за 2 четверть  

1

Контрольная работа

5

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

31

Значение пищи и ее состав.

1

Белки, жиры, углеводы, витамины, вода

§ 29

32

Органы пищеварения.

1

Глотка, гортань, желчь, нёбо, пищевод

§ 30

33

Строение и значение зубов.

1

Зуб, резцы, клыки, кариес, коренные зубы, молочные зубы.

письмен: провер. раб. № 5 «Органы пищева-рения»

§ 31

34

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

Слюна, крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина

Л.р. № 7. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал.

П.р. № 7 (д/з). Наблюдение  за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

П.р. № 8 (д/з). Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

§ 32

35

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Аппендицит, кишечный сок, брыжейка, ворсинка, гликоген, мочевина

письменный: по результатам лабор. работ

§ 33

36

Регуляция пищеварения.

1

Режим питания

§ 34

37

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме «Пищеварительная система»

1

Дизентерия, брюшной тиф, холера, глистные заболевания

§ 35

6

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ.

38

Обменные процессы в организме.

1

Стадии обмена веществ

§ 36

39

Нормы питания.

1

Основной обмен, энергоциты, суточный рацион

§ 37

40

Витамины.

1

Гиповитаминозы, гипервитаминозы

§ 38

7

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

41

Строение и функции почек.

1

Почка, нефрон, мочеточник, мочевой пузырь

§ 39

42

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

Гигиена питья

§ 40

8

КОЖА

43

Значение кожи и ее строение.

1

Эпидермис, дерма, гипотдерма, загар, ногти, волосы, пигмент

§41

44

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

1

Термический ожег, химический ожег, обморожение, чесотка

П.р. № 9. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

§42

45

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа»

1

Теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, обтирания, обливания, душ, воздушные и солнечные ванны

письменный: провер раб. № 6 «Кожа»

§43

9

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.

46

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

Железы внешней секреции, эндокринная система, гормоны, гипофиз

§44

47

 Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Гормон роста, инсулин, сахарный диабет, гормоны

тестирование

§45

10

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

48

Значение, строение и функционирование нервной системы.

1

Рефлекс, рефлекторная дуга, отделы нервной системы

§46

49

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

1

Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы

П.р. №10.Выяснение действия прямых и обратных связей.

П.р. № 11 (д/з). Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.

§47

50

Нейрогуморальная регуляция.

1

Гипоталамус, нейрогормоны

Проверочные работы №7-8

§48

51

Спинной мозг.

1

Позвоночный канал, центральный канал, серые столбы

§49

52

Головной мозг: строение и функции.

1

Серое и белое  вещество, мост, мозжечок, кора, ядра

§50

53

Контрольная работа за 3 четверть

1

Контрольная работа

11

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ.

54

Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

Анализатор, иллюзии

§51

55

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

Брови, веки, ресницы, глазницы, зрачок, радужка, хрусталик, сетчатка, роговица

П.р. № 12. Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.

§52

56

Заболевание и повреждения глаз.

1

Дальнозоркость, близорукость

§53

57

Орган слуха.

1

Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, слуховая зона, ушная раковина, слуховой проход, слуховые косточки

§54

58

Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение по теме «Анализаторы»

1

Осязание, обоняние, рецепторы, вкусовые клетки, токсикомания, послевкусие

П.р. № 13. Определение выносливости вестибулярного аппарата.

П.р. №14. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек

§55

12

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА.

59

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

Безусловные рефлексы, инстинкты

§56-57

60

Закономерности работы головного мозга.

1

Условный рефлекс, условное торможение

§58

61

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

Сон, сновидение, режим сна

§59

62

Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы.

1

Физиология ВНД, познавательные процессы

§60

63

Воля и эмоции. Внимание. Динамика работоспособности. Режим дня.

1

Воля, эмоции, внушаемость, внимание

Проверочная работа №10

§61-62

13

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.

64

Половая система человека.

1

Яйцеклетка, сперматозоид, зигота, матка, предстательная железа, фолликул, поллюция

§63

65

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

Сифилиз, гонорея, СПИД, ВИЧ

§64

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

1

Рост, развитие, плод, зародыш, плацента

§65

67

О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности.

1

Гастрит, язва желудка, цирроз печени, гангрена

§66-67

68

Контрольная работа за год

1

Контрольная работа

Итого

68ч

Рекомендуемая литература для учителя

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)
  2. Анастасова Л.П. и др.«Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1991 г.)
  3. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)
  4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)
  5. Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)
  6. Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)
  7. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии 5-11 классах.- Волгоград: Учитель,2004. -80с.
  8. Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель,2005. – 154 с.
  9. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие- М.: Дрофа,2002.-240с.
  10. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М. : Дрофа,1996.-176с.
  11. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. пособие.- 4-е изд., стериотип.- М. : Дрофа,2001.-160 с.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г.)
  2. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)
  3. Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)
  4. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...