Грибы.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Методическая разработка позволяет познакомить учащихся с морфолого-анатомическими, физиологическими особенностями представителей грибов, их значением в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Грибы" | 71.5 КБ |
Зачётный лист по теме "Грибы". | 84.5 КБ |
Тест "Грибы" | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Загадочный мир грибов: морфолого-анатомическое строение, жизненные процессы и значение в природе (6 класс)
Основные технологии, используемые на уроке:
- модульного обучения;
- коллективной мыследеятельности;
- проблемного обучения.
Цель: познакомить учащихся с морфолого-анатомическими, физиологическими особенностями представителей грибов, значением их в природе.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить в ходе урока усвоение нового материала о строении и процессах жизнедеятельности грибов; их видовом многообразии;
- продолжить формирование умения работать с текстом учебника, решать познавательные задачи.
Развивающие:
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы, при работе с текстом учебника и дополнительным материалом;
- формировать и развивать систему исходных абстракций «организм», «популяция», «сообщество»; конкретизировать ряд эколого-биологических понятий при изучении видового разнообразия и значения грибов в природе;
- развивать умения работать с учебными проблемами и заданиями на основе которых исходные абстракции конкретизируются (соотносятся друг с другом).
Воспитательные:
формировать у учащихся мировоззренческий вывод о связи строения организма и среды обитания, целостности и структурной организованности природных сообществ.
Оборудование: таблицы «Строение грибного организма», Презентация слайд «Грибы», результаты опыта по разведению плесневого гриба, Цифровой микроскопы; раздаточные карточки для работы по теме.
Ключевые понятия: Эукариоты. Гифы. Мицелий. Хитин. Гликоген. Гетеротрофы. Сапробионты. Редуценты. Паразиты. Микориза. Спорынья. Склероции. Хищничество. Заболевания: дерматоз, молочница, Ржавчина злаковых. Хлебопечение. Виноделие. Пивоварение. Сыроварение. Соевое тесто. Соевый соус. Соевый творог. Антибиотики. Отделы грибов: зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты, Неподвижные споры. Диплоидные споры полового размножения. Гаплоидные споры вегетативного размножения. Плодовое тело - вторичный мицелий.
Методы, приемы и средства. | Ход урока |
1. Актуализация знаний и опыта учащихся по теме «Грибы». Постановка проблемных вопросов. | – Кто из вас знает, что такое грибы? Что вы о них знаете? Где вы с ними встречались? Перечислите названия грибов, которые вы знаете. Где растут грибы? – Кто может нарисовать гриб и рассказать о его строении? – Отберите из предметов, разложенных на столе те, которые вы считаете грибами (на столе разложены муляжи различных шляпочных грибов, палочка дрожжей, ацидофильный грибок, заплесневелый кусок хлеба) Оказывается, в бытовой практике мы знаем о грибах не так уж и много, а некоторые наши знания носят искаженный характер, например, представление о строении гриба, о местах их произрастания, о видах грибов. |
2. Сообщение общей цели и ожидаемых результатов при изучении темы. | Изучая данную тему, вы значительно расширите свои знания о грибах, об их огромном разнообразии (демонстрируем плакат или план урока), узнаете много интересного и удивительного о строении грибов, о способах размножения, о роли грибов в природе, о пользе и опасности для человека. |
3. Сообщение плана изучения темы, методов проведения, конкретных целевых установок и эталонов контроля. | Далее сообщаем учащимся, что тема рассчитана на два урока, называем темы уроков, методы их проведения, ориентируем на результат усвоения темы. С этой целью выдаем каждому ученику “зачетный лист” с перечнем понятий, которые необходимо усвоить по данной теме, вопросов на воспроизведение и понимание изученного, а также некоторого количества нестандартных задач, требующих более глубокого понимания и самостоятельности мышления. |
4. Предъявление алгоритма характеристики грибов как последовательности изучения учебных элементов программы. | Дадим общую характеристику грибов, которую будем составлять по плану: |
Элемент 1. Проблемный вопрос. | 1. Количество видов. Кто догадается, сколько в природе существует видов грибов? Оказывается их более 100 тысяч. Записываем это в тетрадь. |
Элемент 2. Проблемный вопрос. | 2. Распространение. Повсеместно. На вопрос: “Где растут грибы?” вы мне ответили: “В лесу”. И вы правы. Но, оказывается, грибы встречаются не только в лесу. Многие водятся в таких местах, где вообще нет лесов. Раньше думали, что в африканской пустыне Сахаре грибы не растут. Казалось бы, что в условиях, где очень сухой воздух и совсем нет влаги, а вместо влажной земли – раскаленный песок, грибы расти не могут. Но ботаники насчитали в этой пустыне 28 видов грибов. Грибы проникли и на Крайний Север, где большую часть года земля стынет под снегом и льдом. Показываем иллюстрации грибов: решеточника красного, цветохвостника Алгера, растущих в тропиках и пустынях; диктофоры сдвоенной, самой быстрорастущей, распространенной в Сибири и Приморье. |
Элемент 3. Проблемный вопрос. Проблемное изложение. Проблемный вопрос. | 3.Особенности. Поясняя этот пункт, приводим пример открытия, сделанного в 1992 г. биологами М. Смитом из США и Дж. Андерсоном из Канады. Они обнаружили в северных лесах американского штата Мичиган исполинский гриб вида Armillaria bulbosa. Гриб этот раскинулся на 15 га леса, а его масса оценивалась в 100 тонн. Гриб–гигант растет на корнях леса. Нити грибницы, словно щупальца, простираются от одной корневой системы дерева к другой, паразитируя одновременно на всех деревьях не менее полутора тысячелетия, сменив не одно поколение деревьев–хозяев. Единство исполинского живого организма ученые доказали с помощью генетического анализа. Пробы, взятые из разных мест грибного образования, указали на полную его генетическую идентичность. Совершенно определенно можно сказать, что гриб развился от одной единственной споры. |
Элемент 4 .
Проблемный вопрос.
Проблемный вопрос. | 4. Строение. |
Элемент 5. | 5. Особенности шляпочных грибов. |
Проблемный вопрос. | Продолжение темы начинаем с загадки. Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла пшеничной муки, добавила в нее воды и соли, замесила тесто. Смазала сверху яичным желтком. Поставила в печь. Вынула через определенное время хлеб из печи. Тесто хорошо пропеклось, покрылось румяной корочкой, только вместо пышного хлеба получилась жесткая лепешка. Отчего так получилось? |
3. Поиск ответа в учебнике и самоконтроль по зачетному листу. | Дети догадываются, что хозяйка забыла добавить дрожжи. А что такое дрожжи? строение дрожжей; способы размножения; как происходит почкование; почему дрожжи называют сахарными; значение дрожжей для человека. |
4. Проблемный вопрос и проблемное изложение. Самостоятельный поиск информации в учебнике. Проблемное изложение. | Обращаемся к детям: «Кто знает, чем знаменит гриб пеницилл?» Эта история началась с позеленевшей от плесени корки апельсина. На что может годиться эта корка? Только выбросить. Но вот, свыше ста лет тому назад петербургскому профессору Полотебнову пришлось осматривать больного, на руке у которого не заживали гнойные раны. Профессор решил лечить его своим способом. Соскоблил с апельсина зеленоватую плесень, приготовил из нее мазь и приложил к ранам. И случилось чудо – через два дня раны зажили. С тех пор профессор стал лечить этой мазью и других больных. Но что за сила таится в зеленой плесени, Полотебнов не знал. Изучив все группы грибов – шляпочные, плесневые, грибы–паразиты, дети могут привести в систему знания о способах размножения грибов. Коллективно называя эти способы, записываем в тетрадях:
|
Предварительный просмотр:
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ по теме “Грибы”
ученика(цы) 6-го класса ––––––––––––––––––
№ | Вопросы и задания для самоконтроля и итогового контроля. | самооценка |
I | Термины и понятия. |
|
1 | Симбиоз. |
|
2 | Паразитизм. |
|
3 | Сапрофиты. |
|
4 | Гетеротрофный способ питания. |
|
5 | Гифы. |
|
6 | Микориза. |
|
7 | Мицелий (грибница). |
|
8 | Гименофор. |
|
9 | Споры. |
|
10 | Шляпочный гриб. |
|
11 | Мукор. |
|
12 | Пеницилл. |
|
13 | Антибиотики. |
|
14 | Дрожжи. |
|
15 | Спорынья. |
|
16 | Головневые грибы. |
|
17 | Мучнисто–росяные грибы. |
|
18 | Трутовики. |
|
| Итоговая оценка. |
|
II | Вопросы и задачи. |
|
1 | К каким организмам по типу строения относятся грибы? |
|
2 | Способы питания, характерные для грибов. |
|
3 | Какие признаки делают грибы похожими на животные организмы? |
|
4 | Общие признаки грибов и растений. |
|
5 | Какие грибы имеют одноклеточное строение? |
|
6 | Какие грибы имеют и грибницу и плодовое тело? |
|
7 | Где у различных грибов образуются споры? |
|
8 | Как размножаются грибы вегетативно? |
|
9 | Почему дрожжи называют сахарными грибами? |
|
10 | Что такое почкование дрожжей и как оно происходит? |
|
11 | Что общего между мукором и пенициллом? |
|
12 | Что такое антибиотики и из чего их получают? |
|
13 | Что называют микоризой и каково ее значение? |
|
14 | Каково значение трутовика в лесном хозяйстве? |
|
15 | Какой убыток сельскому хозяйству наносят грибы–паразиты |
|
16 | Каковы приспособления у грибов–паразитов к размножению? |
|
17 | Меры борьбы с паразитическими грибами. |
|
18 | Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил. Что могло вызвать брожение сока? |
|
19 | Белая плесень мукор относится к одноклеточным грибам, а сизая плесень – к многоклеточным. По каким признакам можно отличить грибные нити этих грибов? |
|
20 | В клетках грибов, даже зеленых сыроежек, отсутствуют хлоропласты. Какие предположения можно сделать о питании этих организмов? |
|
21 | Известно, что белки и зайцы способствуют распространению в лесах шляпочных грибов. Каким образом они это делают? |
|
22 | Наряду с грибами–паразитами растений в природе существуют и грибы–паразиты животных и человека. Где чаще всего поселяются грибы–паразиты на теле человека? Почему трудно избавиться от грибковых заболеваний? |
|
| Итоговая оценка. |
|
Строение шляпочного гриба
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме «Загадочный мир грибов».
Задание 1. Обозначь части гриба. Из чего состоит грибница?
Задание 2. Найди правильный ответ.
- По способу питания грибы похожи на животных, т.к.:
а) способны к фотосинтезу,
б) автотрофные организмы
в) гетеротрофны и поглощают пищу путём всасывания.
- Основная часть гриба называется:
а) симбиозом,
б) микоризой,
в) мицелием.
- К пластинчатым грибам относят:
а) подберёзовик,
б) шампиньон,
в) масленок.
- Симбиоз грибницы с корнем называется:
а) мицелием,
б) плодовым телом,
в) микоризой.
- С помощью чего НЕ могут размножаться грибы:
а) спор,
б) мицелия,
в) семян?
- Белый пушистый налет на хлебе – это гриб …
а) пеницилл,
б) трутовик,
в) мукор.
- Гриб, питающийся органическими веществами живых организмов, это :
а) дрожжи,
б) фитофтора,
в) мукор.
- Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство, это:
а) пеницилл,
б) трутовик,
в) мукор.
- Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком для изготовления кваса, это:
а) фитофтора,
б) дрожжи,
в) мукор.
- Дрожжи размножаются:
а) спорами,
б) почкованием,
в) мицелием.
- Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки , это:
а) фитофтора,
б) трутовик,
в) головня.
- Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление:
а) спорынья,
б) трутовик,
в) головня?
- К заболеваниям человека, вызываемым грибами, относят:
а) туберкулез,
б) стригущий лишай,
в) ангина.
- Плодовое тело гриба … имеет форму копыта:
а) спорыньи,
б) трутовика,
в) головни.
15.Симбиоз грибницы и корней дерева называется:
а) мицелий,
б) плодовое тело,
в) микориза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"
Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....
«Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»
урок по биологии...
Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс
1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем. ...
«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».
раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...
Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».
Урок разработан с применением модульной технологии, по авторской программе Пасечника....
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и бактерий. Роль грибов и бактерий в природе и их использование человеком.
План конспект урока биологии в 6 классе....
Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс
Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....