Грибы
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Многообразие грибов
Цель: обобщить признаки грибов, особенности
строения и биологии плесневых грибов,
дать представление о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.
Продолжить формирование умений работать с природными объектами, лабораторным оборудованием, данными наблюдений, развивать навыки наблюдения, сравнения, анализа данных.
Оборудование: таблица «Шляпочные грибы»,
«Плесневые (низшие) грибы», образцы плесени выращенной на хлебе; микроскопы, микропрепарат «Мукор» из серии «Набор микропрепаратов по ботанике», видеофильм.
ПЛАН УРОКА
- Особенности строения и биологии грибов. (актуализация знаний).
- Многообразие грибов.
- Гриб мукор, особенности его строения, питания, размножения.
Видеофильм «Плесневые грибы».
- Микроскопическое строение гриба мукора.
- История открытия пеницилла.
- Особенности строения и биологии плесневого гриба пеницилла.
- Сравнительная характеристика грибов мукора и пеницилла.
- Плесневые грибы - вредители растений.
- Плесневые грибы - помощники человека.
- Значение плесневых грибов для биосферы и человека.
- Подведение итогов и закрепление материала.
Ход урока
I. Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в увлекательное путешествие в страну необычных грибов. Любой путешественник, прежде чем отправиться куда-либо, обязательно прочтет о той стране куда собирается, а в дорогу возьмет путеводитель.
Давайте и мы подготовимся и вспомним, что мы знаем о грибах.
Опрос - 5+5 карточек, 4 вопроса на доске.
- Что такое грибы? (Особое царство живых организмов сочетающих признаки растений и животных).
- По каким признакам грибы сходны с животными? (Отсутствие
пластид и способности к фотосинтезу, наличие в клетках стенок особого вещества - гликогена).
- По каким признакам грибы сходны с растениями? (Неподвижность, апикальный, только с одного конца - рост, питание растворенными веществами путем всасывания, наличие клеточных стенок).
- Почему грибы были выделены в особое царство? (Отличительный признак грибов - строение их вегетативного тела - это грибница или мицелей, состоящих из тонких нитей - гифов).
Вывод: Грибы занимают особое положение в системе органического мира, выделяются в отдельное царство. Это обусловлено тем, что они не содержат хлоропластов и не способны к фотосинтезу, а питаются готовыми органическими веществами.
По химическому составу основные вещества клеточной стенки (хитин) грибы сходны с животными (раки), запасные вещества в клетках грибов животных сходны - это гликоген, а не крахмал, как у растений.
Наличие грибницы - характерный признак представителей царства грибов.
Записываем в тетрадь число, тему урока.
Царство грибы.
Отдел настоящие грибы
Класс Класс Класс
Хитридиомицеты Зигомицеты Аскомицеты
Признаки сравнения | Мукор | Пеницилл |
Строение Питание | ||
Размножение | ||
Значение |
Учитель зачитывает проблему урока.
Почему нельзя есть заплесневевшие продукты, но можно делать уколы пенициллина, ecли нет аллергии на него.
П. Учитель: отдел Настоящие грибы по особенностям строения и характеру
жизнедеятельности подразделяют на классы: Хитридиомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты и Дейтеромицеты.
Сегодня мы рассмотрим классы Хитридиомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты. Стихотворение Николая Беренгофа «Грибной наряд»
В глубине сырого бора
Старый дуб тенист,
Яркий зонтик мухомора
Красен и пятнист.
Собрались в тиши опушки На парад грибной Грузди, рыжики, волнушки И лисичек рой.
Дети, какие грибы вы еще знаете?
А еще подберезовики, боровики, опята - это грибы, знакомые нам с детства. Мы собираем лесу плодовые тела этих грибов, а их грибницы находятся в земле.
Но шляпочные грибы - это только часть огромного царства грибов, насчитывающего около 150 тысяч видов. И черный, похожий на сажу, налет на колосе пшеницы, и парша на плодах яблонь и клубнях картофеля и белый пух или зеленый налет на продуктах, дрожжи – все эти грибы назвали плесенями.
Некоторые лишаи на теле животных и человека и белый налет на миндалинах в горле тоже вызываются грибами.
Вот в эту страну необычных грибов мы и отправимся сегодня.
В современной систематике названия классов (повторить), но в обиходе их продолжай называть плесневые грибы и дрожжи, т.е. грибы, не образующие плодового тела, как шляпочные грибы.
В тетради схему. По ходу урока учащиеся должны заполнять таблицу и схему.
Название класса | Среда обитания | Представители | Одноклеточные или многоклеточные | Способ питания | Размноже е |
Хитридио мицеты, Зиголицеты, Аскомицеты |
Низшие грибы самостоятельно в учебнике.
- класс Хитридиомицеты. Мицелий или грибница отсутствует. Это одноклеточные микроскопического размера формы. Это паразит. Они тесно связаны с водной средой паразит на водных растениях и беспозвоночных животных или на корнях наземных растений
во влажной почве. Вызывают заболевания растений.
- класс Зиголицеты или плесневые низшие грибы. Все представители - это одноклеточные организмы, ведущие наземный образ жизни. Есть виды, которые питаются готовыми органическими веществами - сапрофиты и паразиты высших грибов, растений, животных человека.
Сегодня ближе познакомимся с грибом мукор и пеницилл.
III. Гриб - мукор или белая плесень.
Рассматриваем с помощью лупы белую плесень.
Смотрим 1 часть видеофильма. Вопросы к фильму ( Какие условия необходимы для роста гриба?).
Отметить общие признаки с шляпочными грибами - наличие грибницы и плодового тела.
Лабораторная работа
«Строение плесневого гриба мукора».
Цель: ознакомиться с особенностями строения мукора.
Перед лабораторной работой вспомним: Что такое микроскоп и для чего он нужен? Какие правила работы с микроскопом мы знаем.
Оборудование: микроскоп, белая плесень, выращенная на хлебе.
микропрепарат «Мукор».
После лабораторной работы вопросы:
- Какое строение имеет мукор?
- Почему мукор поселяется на органических остатках организмов?
В 1871 году русский микробиолог В.А. Манассин, ученик знаменитого ученого С.П. Боткина установил, что в присутстви сухой плесени многие микробы погибают.
А через год другой русский врач А.Г. Полотебнов стал лечить раны с помощью плесени. Интересно, что еще в 11 веке выдающийся ученый и врач Авиценна, живший в Бухаре, предложил лечить воспаление уха плесенью.
В 1928 году известный английский ученый Александр Флеминг обнаружил, что плесневый гриб случайно попавший в чашку Петри с колониями бактерий стафилококков вызывает гибель этих бактерий. Это вещество было названо пенициллином по наименованию гриба (Pencillium notatum), из которого оно было получено. Вещества содержащиеся в грибе и вызывающие гибель или замедление pocта болезнетворных микробов, получили название антибиотиков. Сейчас антибиотиками называют также полусинтетические и синтетичес-
кие соединения с такими свойствами.
От опыта Флеминга до получения пенициллина, широко применяемых сейчас в лечебной практике, было еще далеко. Нужен был кристаллический, совершенно чистый препарат, а получить его никак не удавалось.
Это сделали спустя много лет, перед началом Великой Отечественной войны, английские ученые Говард Флори и Эрнст Борис Чейн из Оксфордского университета. За обнаружение, очистку и получение пенициллина Флеминг, Флори и Чейн в 1945 году были удостоены Нобелевской премии.
Успешные работы по получению антибиотиков велись и в нашей стране. В начале ВОВ в Советском Союзе не было пенициллина, его закупали за границей, платя огромные деньги. Первый препарат очищенного пенициллина был получен в СССР в 1943 году под руководством З.В. Ермольевой и Т.Н. Балезиной - после испытания препарат стали успешно применять для лечения огнестрельных ран, гнойных инфекций и многих инфекционных заболеваний. Быстро строились пенициллиновые заводы. Из редкого и дорогого лекарства пенициллин стал массовым и доступным.
Применение пенициллина возможно, если у человека нет аллергии на него.
Аллергия - это реакция отторжения препарата организмом.
Сыпь, температура. Вплоть до анафилактического шока и смерти.
Заполняем таблицу.
Анализ заполненной таблицы.
2 рассказ
Шел 1943 год. Шла война с фашистами, а людям пришлось начал еще одну войну - против грибов.
Не имея возможности использовать энергию солнца для выработки питательных веществ, как это делают зеленые растения, плесневые грибы используют готовые органические вещества - либо живые организмы, либо материалы из органических веществ. Вот и набросились грибы на кожаные футляры биноклей, других приборов Выделения грибов - различные органические кислоты - разъедали стекло, и оно мутнело.
Сотни линз выходили из строя.
Грибы обживали моторное масло, тормозную жидкость.
Например, когда емкости для топлива заполняют керосином, на их холодных внутренних стенках всегда конденсируется влага. И nycть ее мало, но этого достаточно, чтобы на границе воды и керосина начали развиваться грибы, а вместе с ними и бактерии.
Гриб кладоспорий смоляной использует керосин как источник углерода и энергии.
На глицерине и этиленгликоли образуется пленка плесени, а во время работы механизмов, обрывки мицелия разносятся вместе с топливом и вызывают закупорку трубопроводов и клапанов машин, что приводит к авариям.
3 рассказ.
Многим известен домовой гриб - беспощадный разрушитель древесины.
Когда были созданы пластмассы, все облегченно вздохнули - наконец-то появился материал, не боящийся грибов. Но радость была преждевременной: грибы приспособились и к пластмассам. Взял хотя бы полихлорвиниловую пластмассу, идущую на изготовление изоляции проводов.
Ее-то и атаковали грибы, причем очень остроумно, с помощью мельчайших клещей (размером до 0.5 мм), которые питаются плесневыми грибами. В поисках пищи клещи заползают всюду, в том числе и в электроаппараты. После их гибели споры, находящиеся у них внутри, прорастают и начинают разрушать пластмассу,в результате может быть короткое замыкание.
Поэтому сейчас в топливо, краски, жидкости и пластмассы вводят специальные добавки - биоциды, которые предотвращают развитие грибов и других микроорганизмов, продлевают срок службы различных материалов.
Надолго ли? Ведь грибы - изобретательные организмы, они могут приспособиться и к биоцидам. Но, с другой стороны, это хорошо, поскольку позволяет решить проблему уничтожения использованных материалов.
- Рассказ. Плесневые грибы – помощники человека.
Многие из вас слышали о лимонной кислоте, той самой, которую широко используют в пищевой промышленности для приготовления различных напитков, пюре, желе.
Откуда же ее получают?
Из лимонов и это правильно. Но во-первых, лимоны содержат не так уж много кислоты (до 9%), во-вторых, лимоны сами по себе ценный продукт. Ученые нашли другой источник лимонной кислоты – в СССР была разработана первая в мире технология использования гриба аспергиллиса для получения лимонной кислоты.
Вот как это происходит.
Сначала на 20% растворе сахара выращивается пленка черной плесени - на это уходит 2 дня. Затем питательный раствор сливается, нижняя часть гриба промывается водой и помещается в чистый стерилизованный 20% раствор сахара.
Гриб быстро принимается за дело - за 4 дня весь сахар перерабатывается в лимонную кислоту.
Теперь остается лишь выделить кислоту из жидкой среды, очистить ее и использовать по назначению. Способ этот очень выгоден.
Из лимонов, собранных с 1 га, можно получить около 400 кг лимонной кислоты, а из сахара, выработанного из сахарной свеклы, собранной с той же площади, с помощью грибов, ее получают более 1.5 тонн, что почти в 4 раза больше.
На заводах, кроме лимонной, получают молочную, янтарную, щавелевую кислоты. А на других химических заводах с помощь других грибов получают ацетон и бутанол.
- Значение плесневых грибов для биосферы и человека.
Отвечаем на проблемный вопрос урока.
Заплесневевшие продукты - это продукты, испорченные грибами и можно отравиться продуктами жизнедеятельности, а пенициллин прошел очистку и в стерильном виде, если нет аллергии, вводится в организм больного человека и убивает болезнетворные бактерии. Представители этих классов играют положительную отрицательную роль в жизни человека. Грибы используют переработке использованных материалов.
Грибы используют для производства лимонной, янтарной и т.д. кислот, ацетона.
Пеницилл используют для производства пенициллина.
Но известны и грибы - возбудители заболеваний человека, например микоза стоп и кистей, ногтей; некоторые грибы служат причиной заболеваний животных - стригущий лишай.
Грибы разрушают кожи, книги, древесину, пластмассу, нанося вред народному хозяйству.
- Сегодня мы изучили 3 класса отдела Настоящие грибы - это класс Хитридиомицеты и класс Зигомицеты и класс Аскомицеты.
Какие знания мы унесем сегодня с урока.
Посмотрите схему, которую заполнили мы за урок.
Зачитываем (2 ученика) свои схемы.
Почему плесени, столь не похожие на известные нам шляпочные грибы, также относятся к царству грибов? (Плесень,также, как и шляпочные грибы, имеют грибницу, не имеют хлоропластов, размножаются спорами).
- Чем опасны грибы? (Грибы вызывают многие заболевания сельскохозяйственных растений, человека, животных. Грибы разрушают топливо, пластмассы, книги, древесину).
- Чем полезны грибы? (С помощью грибов получают антибиотики, органические кислоты и многие другие полезные вещества).
Оценки
За карточки
За устные ответы
За схему
Д/задание. Учить новые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"
Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....
«Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»
урок по биологии...
Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс
1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем. ...
«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».
раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...
Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».
Урок разработан с применением модульной технологии, по авторской программе Пасечника....
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и бактерий. Роль грибов и бактерий в природе и их использование человеком.
План конспект урока биологии в 6 классе....
Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс
Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....