Календарно - тематическое планирование по биологии 11 класс (В.В.Пасечник)
календарно-тематическое планирование по биологии по теме
Календарно-тематическое планирование разработана по программе В.В.Пасечника базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programma_11klass_1_chas.doc | 183.62 КБ |
planirovanie_11_klass_1_chas.doc | 264.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника для 11 класса «Общая биология» 2011 года. Данная программа предназначена для изучения биологии на ступени основного общего образования в средних общеобразовательных учреждениях в 11 классе.
Основная цель программы – подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; обладать экологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения в различных областях материальной и духовной культуры.
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Данный курс призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубить их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Данный учебный курс входит в курс естественно - научного цикла знаний.
Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему школьному учебному плану рабочая программа для 11 класса – предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю (35 часов в год).
Изучение курса «Общая биология» в 10–11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценке знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Исходя из особенностей построения программы и в целях формирования у обучающихся ключевых компетенций на уроках используются следующие методы обучения:
- словесные: беседа, дискуссия , рассказ, объяснение , работа с книгой, решение проблемных задач;
- наглядные: таблицы, демонстрации, рисунки, технические и интерактивные средства обучения;
- практические: упражнения, индивидуальная, самостоятельная работа, создание проектов;
- контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль, тесты разного уровня.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельстной форме и полностью соответствуют образовательному стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой по биологии. Нумерация лабораторных работ (в виду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами в комбинированном уроке и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Рабочая программа сориентирована на использование учебника: А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, «Общая биология.10 - 11 классы»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008.-367,(1) с. : ил.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
- Основы учения об эволюции – 13 часов
Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решение проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.
Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.
Главные направления эволюционного процесса.
Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.
Демонстрация. Живые растения, гербарные экземпляры, коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов растений и пород животных; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; таблиц. Схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. А также иллюстрирующих процессы видообразования и соотношения путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные и практические работы. Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление у организмов приспособлений к среде обитания.
- Раздел 2. Антропогенез - 4 часа.
Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы, факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.
Демонстрация моделей скелета человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих основные этапы эволюции человека.
Практическая работа. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
- Раздел 3 Основы селекции и биотехнологии – 3 часа
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объект биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, ферментов, лекарств и т.д. проблемы и перспективы биотехнологии. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрация растений, гербарных экземпляров, муляжей, портретов известных селекционеров, таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты селекционной работы, методы получения новых сортов растений и пород животных, функционирование микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.
Лабораторная работа. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
- Раздел 4 . Основы экологии – 11 часов.
Экология как наука. Среды обитания. экологические факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Местообитание. Экологическая ниша. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия. Демографические показатели популяции: обилие. Плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искусственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детриты. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы. Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Сукцессия. Общее дыхание сообщества. Природные ресурсы. Экологическое сознание.
Демонстрация таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих среды обитания, экологические факторы, типы экологических взаимодействий, характеристики популяций и сообществ, экологические сукцессии.
Лабораторные и практические работы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности, выявление абиотических и биотических компонентов экосистем сравнительная характеристика экосистем и агросистем своей местности, составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах, исследование изменений в экосистемах на биологических моделях, решение экологических задач.
- Раздел 5 . Эволюция биосферы и человек – 3 часа.
Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. основные направления эволюции различных групп растений и животных.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные проекты оздоровления природной среды.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов; таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
Лабораторная работа. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни, анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССА.
Знать/понимать
- Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина; учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура)
- Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- Биологическую терминологию и символику;
Уметь:
- Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- Описывать особей видов по морфологическому критерию;
- Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности). Процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически их оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- Оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
Учебно-управленческие умения. | Учебно-информационные умения. | Учебно-логические умения. |
1) Ставить общие цели самообразовательной деятельности по учебным предметам и декомпозировать их на подцели. 2) Определять наиболее рациональную последовательность действий по выполнению целей самообразовательной деятельности. | 1) Составлять тезисы письменного текста. 2) Составлять аннотацию письменного текста. 3) Составлять рецензию письменного текста. 4) Составлять реферат по определенной теме. Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики. 1) Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной обработки и интерпретации полученной информации. 2) Использовать исходя из учебной задачи различные виды моделирования: а) Материальное (предметное) моделирование: -Физическое моделирование (копия реального объекта); -аналоговое моделирование (аналогия процессов и явлений) б) Мысленное (идеальное) моделирование: -интуитивное моделирование (мысленное представление, не требует формализации); -знаковое моделирование (используют схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.). | 1) Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие. 2) Определять отношения объекта с другим объектом. 3) Определять Существенные признаки объекта. 4) Определять объекты сравнения, т.е. ограничивать вещи и процессы от других вещей и процессов. 5) Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо различие по нескольким аспектам. 6) Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо различие по нескольким аспектам. 7) Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо различие по нескольким аспектам. 8) Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятия и суждения и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов. 9) Осуществлять родовидовое определение понятий, т.е. находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки. 10) Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями. 11) Осуществлять опровержения тезиса и аргументов посредством истинности тезиса и аргументов. 12) Формулировать гипотезу по решению проблем. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Программы и литература | Учебники и учебные пособия | Учебное оборудование |
1. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н.Понамаревой) / авт. - сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд. Стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – ( Новый образовательный стандарт). 2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.Дрофа, 2009. -92,(4) с. 3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/авт. – сост. И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 254 с. 4. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. М., «Дрофа», 2008. 5. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.Дрофа, 2009. -92,(4) с. 6. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Ф.Ф. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт. – сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.:ил. 7. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского. Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А. Козлова, 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. (Серия «Учебно-методический комплект»). | 1.Биология.Общая биология. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. -8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 303 (1) с.: ил. 2. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы, БИОЛОГИЯ. 10-11 классы, М., «ВАКО», 2007 г. 3. Сборник нормативных документов. Естествознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 47, /1/ с. 4. Т.С. Сухова. Тесты. Биология 6-11 классы./ Учебно-методическое пособие.-5-е, стереотип. – М.Дрофа – 2001г.- 80 с. 5. Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 классы./Методическое пособие/ М. Дрофа – 2001 г. – 127 с. 6. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие / авт. – сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 234, /6/с. 7. Т.В. Модестова. Понятия и определения. Биология. Справочник школьника. / Издательский Дом «Литера»- Санкт- Петербург -2006г. – 95с. 8.Анишкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»). 9. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М.Богданарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с. 10. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 352 с. 11. Биология: Пособие для подгот. отд. мед. институтов/ Под общей ред. Н.Е.Ковалева. – М.: Высшая школа, 1986 г. 12. Биология. Сборник задач по генетике. базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно – методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов – на – Дону: Легион, 2009. 13. Справочник учителя биологии: законы, правила принципы. биографии ученых/ авт. – сост. н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009. | 1. Оптическая: Лупы ручные; микроскоп «Юннат 2П 2. Комплект посуды и принадлежностей для опытов. 3. Портреты выдающихся биологов 4. Таблицы Пугал Н.А. Уровни организации живой природы» 5. Таблицы демонстрационные «Растение и окружающая среда». 6. Таблицы демонстрационные «Растение – живой организм». 7. Фенологические наблюдения. 8. Видеофильмы «Биология 1-2-3, 4, 5». 9. Слайд – альбомы: «Цитология и генетика», «Эволюция». 10. Микропрепараты по общей биологии. 11. Модели – аппликации: динамическое пособие «Ди- и моногибридные скрещивания» 12. Гербарии: «Основные группы растений», «Растительные сообщества». 13. Наборы муляжей: Овощей, фруктов, грибов. 14. Набор таблиц по общей биологии, генетике, эволюции. 15. CD - диск Экология:1С: Школа, 10 – 11 класс. |
Предварительный просмотр:
№ п./п. | Дата | Тема | Цели урока | Основной материал | д/з | ЗУН | Оборудование | Межпредметные связи | контроль | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Раздел 1. Основы учения об эволюции – 13 часов | ||||||||||||
1. | Историческое развитие эволюционного учения . | Дать понятие об эволюционном учении, о вкладе различных ученых в развитие его. | Эволюционные теории Ж.Б. Ламарка, К. Линнея, | §52 | Знать историю развития эволюционного учения. | Учебник, портреты, презентация | История, археология. | |||||
2. | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.. | Дать понятие о развитие эволюционного учения Ч. Дарвина, его основных положениях | Положения эволюционного учения, естественный и искусственный отбор, борьба за существования | §52. | Знать основные положения эволюционного учения, естественный и искусственный отбор, борьба за существования | Учебник, портрет Дарвина | История | с/р | ||||
3. | Вид. Критерии вида. | Дать понятие о виде как основной единице эволюции, его основных критериях | Вид, критерии вида | §53 | Знать понятие вида и его критериев | Учебник, электронный учебник | География | |||||
4. | Морфологические особенности растений различных видов. | Углубить знания е о морфологическом критерии вида, закрепить умения составлять описательную характеристику растений | Морфологический критерий. | §53 | Называть основные морфологические особенности растений. Обосновывать их принадлежность к тому или иному виду | Гербарий, живые объекты | Экология | Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | ||||
5. | Популяции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяции | Дать понятие о популяции как единице эволюции, показать влияние движущих сил эволюции на генофонд популяции, познакомить с ненаправленными и направленными изменениями генофонда. С механизмами формирования приспособленности организмов. | Популяция, генофонд популяции | §54 - 56 | Называть основные понятия темы: популяция, генофонд популяции, генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленное изменение генофонда. | Таблица, презентация | Генетика | Биологический диктант | ||||
6. | Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы | Сформировать понятие о борьбе за существование как дном из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина, познакомить с формами борьбы за существование | Борьба за существование, формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая. С неблагоприятными условиями, Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм | §57, 58 | Называть основные формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая. С неблагоприятными условиями, естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм | Таблицы, презентация | География | Тест | ||||
7. | Приспособление организмов к среде обитания. Изолирующие механизмы | Сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания | Черты приспособленности к среде обитания и ее относительный характер, репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические | §58, 59 | Уметь выявлять черты приспособленности к среде обитания и ее относительный характер, репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические | Таблицы, гербарий, рисунки. | Ботаника, зоология | Л/р №2 «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания» | ||||
8. | Видообразование. | Дать понятие о сущности биологического процесса – видообразования, умение объяснять причины изменяемости видов | Микроэволюция, аллопатрическое, или географическое, видообразование, симпатрическое (экологическое и внезапное) видообразование | §60 | Знать сущность биологического процесса – видообразования, умение объяснять причины изменяемости видов | Таблицы, схемы, презентация | География, экология. | Тест | ||||
9 | Макроэволюция, ее доказательства | Познакомить с макроэволюцией и ее доказательствами – палеонтологическими., эмбриологическими и другими | Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды | §61, 62 | Знать и объяснять основные понятия: макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды | Таблица «Сходство начальных стадий эмбрионального развития», ископаемые остатки | Палеонтология | с/р | ||||
10. | Главные направления эволюции органического мира | Сформировать понятие о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции. Познакомить с типами эволюционных изменений | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс | §63 | Знать и применять на практике понятия: параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс | Таблица «Основные направления эволюции» | История, география | |||||
11. | Обобщающий урок по теме : «Основы учения об эволюции». | Обобщить основные понятия и термины темы | к/р | |||||||||
Раздел 2. Антропогенез - 4 часов. | ||||||||||||
12. | История развития учения об эволюции человека. | Дать понятие о различных гипотезах происхождения человека. | Вклад ученых на развитие представлений о происхождении человека | §69, сообщения | Знать о вкладе ученых на развитие представлений о происхождении человека | Таблицы, схемы, презентация | Антропология | Работа с таблицей | ||||
13. | Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза | Научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих | Антропология. Человек разумный. Парапитеки. Дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеоантропы, неоантропы. Питекантропы. Неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий. | §69, 70 | Знать основные доказательства родства человека и животных | Таблицы, модели скелета, презентация | Антропология | |||||
14. | Движущие силы антропогенеза | Сформировать понятие о движущих силах эволюции антропогенеза | Социальные факторы антропогенеза. Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. | §71 | Уметь объяснять причины антропогенеза. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека, развивать умение находить информацию о биологических объектах | Таблицы | История, палеонтология | Л/р №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | ||||
15. | Расы и их происхождение. Прародина человека | Сформировать представление о расах и их происхождении, показать значение и формирование приспособленностей у представителей разных рас. | Человеческие расы, европеоидная, монголоидная. , австрало-негроидная, расогенез. расизм, прародина, гипотезы о прародине человека | §73, 72 | Уметь объяснять и анализировать данные о расах и их происхождении, о значение и формирование приспособленностей у представителей разных рас. | Таблицы, дополнительный материал, презентация | Антропология, история | |||||
Раздел 3. Основы селекции и биотехнологии – 3 часа. | ||||||||||||
16. | Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов | Дать понятие о истории развития науки селекция, её основных методах | Селекция, гибридологический метод, искусственный отбор | §64 | Знать и применять на практике основные понятия темы | Таблицы. Схемы. Дополнительный материал | История | |||||
17. | Методы селекции растений, животных и микроорганизмов | Дать понятие о роли работ Н.И. Вавилова, о центрах происхождения культурных растений. | Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов. Гибридизация. Межлинейное скрещивание. Полиплоидия. Радиационный мутагенез, клеточная инженерия. Полиэмбриония, генетическое клонирование | §65, 66 | Иметь представление о вкладе Вавилова в развитие науки селекция, уметь распознавать центры происхождения культурных растений | Муляжи. Гербарии. Портрет Вавилова, презентация | История | |||||
18. | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | Дать понятие о современном состоянии и перспективах биотехнологии | Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологически чистые виды топлива | §68. сообщения | Иметь понятие о современном состоянии биотехнологии о ее значении в производстве и хоз. деятельности человека | Интернет ресурсы | Микробиология | Лабораторная работа. №4 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека) | ||||
Раздел 4 . Основы экологии – 11 часов. | ||||||||||||
19. | Понятие о биосфере | Дать понятие об истории развития учения о биосфере, ее строении | Биосфера, границы биосферы | §75, 74 конспект | Знать о средах обитания, историю развития учения о биосфере | Интернет ресурсы | История | |||||
20. | Среда обитания организмов и ее факторы | Дать понятие о средах обитания, факторах среды обитания | Среда обитания, экологические факторы, толерантность, лимитирующие факторы. Закон минимума, биоритмы | §75 | Уметь определять факторы среды и их влияние на организмы | Таблицы, рисунки | ||||||
21. | Местообитание и экологические ниши. | Дать понятие экологические ниши, показать значение экологических ниш в жизни сообщества | Местообитание, экологическая ниша | §76 | Знать и определять экологические ниши в сообществах | Таблицы, рисунки | П/р №1 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем» | |||||
22. | Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия | Сформировать понятие о типах межвидовых отношений | Экологическое взаимодействие, нейтрализм. Аменсализм, комменсализм, протокооперация. Мутуализм. Симбиоз, хищничество. Паразитизм. конкуренция. Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция, принцип Гаузе | §77, 78 сообщения | Знать и уметь определять различные типы взаимодействий | Таблицы, рисунки, доклады | Ботаника, зоология | Работа с таблицей. Биологический диктант | ||||
23. | Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяций | Сформировать понятие об основных экологических характеристиках популяции, о динамики в популяции, колебаниях численности. Факторах влияющих на популяционные динамики | Демографические характеристики, возрастная структура, плотность популяции, рождаемость, смертность | §79, 80 | Знать и уметь определять экологические характеристики популяции и их анализировать | Таблицы. рисунки. презентация | Ботаника, зоология | Карточки | ||||
24. | Экологические сообщества. Искусственные биоценозы | Сформировать понятие об экосистеме, познакомить с разными видами экосистем. | Биотические сообщества, экосистема, биосфера | §81 | Знать и уметь определять различные экосистемы, их строение и свойства | Таблицы. рисунки | Ботаника, зоология | |||||
25. | Сравнительная характеристика экосистем и агросистем | Учить определять отличительные признаки различных экосистем | Агросистемы, биогеоценозы | §85 | Знать и уметь анализировать различия разных экосистем | Таблицы. рисунки | Ботаника, зоология | Л/р 5 «Сравнительная характеристика экосистем и агросистем» | ||||
26. | Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществе | Сформировать понятие о видовой и пространственной структуре сообщества | Структура сообщества, видовая структура, морфологическая и трофическая структура, пищевая сеть | §82, 83 задание под | Знать и уметь определять различные структуры сообщества | Таблицы. рисунки | Ботаника, зоология | с/р | ||||
27. | Пищевые цепи | Формировать понятие о пищевых цепях, познакомить с разными видами пищевых цепей | Дендрит, пастбищная пищевая цепь, дендритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы | §84 | Знать и уметь определять различные типы пищевых связей | Таблицы, рисунки. схемы | Экология, ботаника. зоология | Л/р № 6 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах» | ||||
28. | Экологическая сукцессия | Сформировать понятие о экологической сукцессии, познакомить с их видами | Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия | §87 | Знать и уметь анализировать различные сукцессии, объяснять причины смены экосистем | Схемы, рисунки, биологические мтодели | Алгебра | Л/р №7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» | ||||
29. | Экологические пирамиды | Сформировать понятие о переносе энергии в сообществе, экологической пирамиде | Экологическая пирамида, пирамида биомасс, пирамида численности | §86 | Знать и уметь анализировать различные пирамиды | Схемы, рисунки | Алгебра | Тест | ||||
30. | Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. | Сформировать умения анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде | Сообщения | Уметь объяснять, анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде | Презентации | П/р №2 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | ||||||
31. | Обобщающий урок по теме «Основы экологии» | Обобщить знания детей по данной теме | к/р | |||||||||
Раздел 5 . Эволюция биосферы и человек – 3 часа. | ||||||||||||
32. | Гипотезы происхождения жизни | Дать понятие о различных гипотезах происхождения жизни на Земле | Креационизм, самопроизвольного зарождения, панспермии, | §89 | Знать различные гипотезы | Презентации | История | Л/р №8 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле» | ||||
33. | Эволюция биосферы | Дать понятие о биосфере и ее эволюции | Биосфера | §91, 92 | Знать и анализировать различные гипотезы развития биосферы | Портрет. таблицы, презентация | Геология, экология | |||||
34. | Антропогенное воздействие на биосферу | Дать понятие о антропогенном влиянии на биосферу | §93 | Уметь анализировать влияние антропогенных факторов на биосферу | Таблица | Экология | Л/р №9 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере» | |||||
35. | Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек» | Повторить и обобщить знания о биосфере и ее эволюции | к/р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по программе В.В.Пасечника
Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе П...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс(традиция) по программе В.В.Пасечника.
Искала рабочую программу по биологии на основе программ В.В.Пасечника (базовый уровень). В программе базовый уровень-1 час в неделю. Либо профильный на 3 часа в неделю. А у меня 2 часа в неделю. Может...
календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс В.В. Пасечник
Развернутое календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс В.В. Пасечник ....
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс. линия В.В.Пасечника.
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс. . составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) ...
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и предназначена для 8 классов....
Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс (В.В.Пасечник)
Календарно - тематическое планирование предназначено для педагогов средней школы....
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...