Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс (В.В.Пасечник)
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Календарно - тематическое планирование предназначено для педагогов средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_6_klass_1_chas_novoe.doc | 129.5 КБ |
rabochaya_programma_6_klass.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п./п. | Дата | Тема | Цели урока | Основной материал | д/з | ЗУН | Оборудование | Межпредметные связи | Контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
«Введение». 2ч. Цель изучения раздела: дать понятие о науке биология, отраслях научных знаний, входящих в данную науку. Задачи изучения раздела: научить определять оболочки земли, различать их; обобщить знания детей о многообразии растительного мира, о приспособлении растений к различным внешним факторам среды. Дать первичное понятие о биологии, как науке о живой природе. | |||||||||
1. | Биология – наука о живой природе. Царство бактерий, грибов, растений и животных. | *Дать понятие о биологии, как о науке изучающей живую природу, объяснить понятия – биосфера, экология, фенология. | Царство живой природы, основные свойства жизни, общие и отличительные черты растений и животных. | С. 9-12 | Знать и уметь объяснять понятия и термины: биология, ботаника, зоология, микология, живые организмы, признаки живого, значение растений. | Опорная схема, таблицы, рисунки. | История, химия, география. | ||
2. | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. | *Дать понятие о связи организмов со средой обитания, их взаимосвязи в природе. Пояснить влияние деятельности человека на природу. | Высшие растения, низшие растения, цветковые растения, цветковые растения, органы и жизненные формы растений. | С. 9-12 | . | Таблицы, гербарии, живые растения. | География, физика, химия. | ||
1. «Клеточное строение организмов» 4 ч. Цель изучения раздела: дать понятие о строении растительной клетки, о процессах, происходящих в живой клетке. Задачи изучения раздела: узнать о клетке, о жизненно важных процессах, об основных видах тканей и органах из которого состоит растение; научить готовить простейшие микропрепараты, работать с микроскопом, находить основные чисти растительной клетки по таблице и на микропрепарате, схематично изображать растительную клетку. | |||||||||
3. | Устройство увеличительных приборов. | *Познакомить с устройством микроскопа и лупы, научить пользоваться микроскопом. | Устройство и правила пользования микроскопом. | § 1. | Знать строение микроскопа: штатив, тубус, окуляр, объектив, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, зеркало. подставка, микропрепарат | Лупы, микроскопы | Физика, медицина. | Л/р. №1. «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток при помощи лупы. | |
4 | Строение клетки. ( Клеточная стенка, цитоплазма, вакуоль, ядро.) | *Дать понятие о растительной клетке и её строении. *Отрабатывать умение работать с микроскопом и готовить простейший микропрепарат кожицы чешуи лука. | Части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль. | §2 | Знать части клетки, уметь объяснять их значение. | Таблица «Строение растительной клетки», оборудование для лабораторной работы. | Зоология, физика. | Л/р. №2. «Приготовление препарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом», «Рассматривание пластид под микроскопом». | |
5. | Жизнедеятельность клетки. Ткани. | Сформировать представления о движении, дыхании, питании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток. Дать понятие о тканевом строении растительных организмов. | Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост и деление клеток. Строение и функции растительных тканей, их разнообразие | §3, §4 | Знать и уметь характеризовать основные функции растительной клетки, этапы и значение митоза. Знать особенности строения и функции тканей6 образовательной, покровной, основной, механической, проводящей и выделительной. | Таблица «Строение растительной клетки», таблицы или карточки с растительными тканями. | Физика, химия, география. | ||
6. | Обобщающий урок по теме «Строение клетки». | Обобщить знания детей по данной теме. | К/р. | ||||||
2. «Царство Бактерии и Грибы» 5 ч. Цель изучения раздела: дать понятие об особенностях строения грибов и бактерий, их месте и роли в живой природе и жизни человека. Задачи изучения раздела: научить распознавать представителей этих групп организмов, отличать их основные виды, отличать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. | |||||||||
7. | Строение и жизнедеятельность бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека | *Дать понятие о строении бактериальной клетки, видах и формах бактерий, их жизнедеятельностью, о роли бактерий в природе и жизни человека. | Бактерии – древняя группа живых организмов. Значение бактерий в природе и жизни человека. | §5,6 | Знать особенности строения, питания и распространения бактерий, бактерии – возбудителей болезней, меры профилактики инфекционных заболеваний, гигиенические нормы и правила в быту. | Культура картофельной бактерии, микроскоп. Таблицы «Строение бактериальной клетки». | Медицина, физика. | ||
8. | Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. | *Дать понятие о строении, питании и размножении грибов, их роли в жизни человека, их многообразии. | Характерные признаки грибов: шляпочных, плесневых, паразитических. | §7 - 8 | Знать характерные признаки грибов. | Таблица «Многообразие грибов», подвижная таблица «Размножение гриба». | Физика, оптика. | л/р. №3. «Строение плесневых грибов». | |
9.. | Роль грибов в природе | *Дать понятие о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов, их многообразии и роли в жизни природы и человека. | Характерные признаки шляпочных грибов. | §8 | Знать и уметь определять пластинчатые и трубчатые грибы, съедобные и несъедобные грибы. | Микроскоп, готовый микропрепарат шляпочного гриба, муляжи грибов, таблица «Многообразие грибов». | Экология. | л/р. №4. «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | |
10. | Лишайники. | *Дать понятие о лишайниках, как об организмах – симбионтах, их строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека. | Лишайники, строение, отличительные особенности, способы размножения | §13 | Знать отличительные особенности лишайников, уметь их отличать, работать с гербарием и коллекцией. | Гербарий «Видовое разнообразие лишайников», коллекция «Лишайники Севера», таблицы по теме, лупы. | География. | ||
11. | Обобщение по теме «Бактерии, грибы и лишайники». | К/р. | |||||||
3. «Царство Растений». 5ч. Цель изучения раздела: дать понятие о науке ботаника, о представителях различных отделов царства растений и особенностях их строения, об эволюции растений и приспособленности растений к различным средам обитания. Задачи изучения раздела: научить распознавать растения различных отделов, сравнивать их, находить черты усложнения, устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания | |||||||||
12. | Растения. Ботаника - наука о растениях. Многообразие растений и их роль в биосфере. Охрана растений. | *Дать понятие о многообразии растительного мира, распространении растений, их значении в биосфере и жизни человека. – | Разнообразие растений, их распространение, значение. Ботаника как наука. | §11 | Знать и уметь определять место произрастания растений в природе, их значение в природе и жизни человека. | Рисунки, таблицы, карта. | География. | ||
13. | Водоросли. Многообразие водорослей, их строение. Роль водорослей в природе и жизни человека.. | *Дать понятие о строении одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножении, их значении в природе и жизни человека. | Одноклеточные водоросли, строение, отличительные особенности, способы размножения. | §12. | Знать отличительные особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей, уметь их отличать. | Таблица «Строение хламидомонады и хлореллы». | Физика. | л\р. №5. «Изучение строение многоклеточных зелёных водорослей» | |
14. | Мхи. Папоротники. Хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека. Охрана их. | Дать понятие о мхах, папоротниках, хвощах и плаунах, как о более сложных организмах, видовом разнообразии, их строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека. | Мхи, папоротники, хвощи и плауны - строение, отличительные особенности, способы размножения | §14 - 15 | Знать отличительные особенности мхов, папоротников, хвощей и плаунов, уметь их отличать. | Гербарии. | Физика. | ||
15. | Голосеменные растения. | Дать понятие о голосеменных, как о высших семенных растениях, их более высоком аксонометрическом положении, строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека. | Голосеменные – высшие растения, их особенности, способы размножения, роль в природе и жизни человека. | §16 | Знать и уметь отличать голосеменные растения, их способ размножения. | Коллекция «Хвойные растения», хвоя лиственницы, сосны обыкновенной, сосны кедровой, ели. | Физика, история. | ||
16. | Цветковые растения. Их строение и многообразие. Среда обитания. значение цветковых в природе и жизни человека | Дать понятие о покрытосеменных, как о высших семенных растениях, их более высоком аксонометрическом положении, строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека. | Покрытосеменные – высшие семенные растения, их особенности, способы размножения, многообразие, роль в природе и жизни человека. | §17 | Знать и уметь отличать цветковые растения, их способ размножения. | Видеоматериалы, таблицы, иллюстративный материал, карточки. | История. | ||
4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений». 8 ч. Цели изучения раздела: дать понятие о строении семян цветковых растений, о внешнем строении корня, листа, побега, об их видоизменениях; о зависимости строения цветкового растения и средой его обитания, о строении цветка и основных типах соцветий; о строении и классификации плодов, роли растений в жизни человека. Задачи изучения раздела: научить распознавать органы цветковых растений и их видоизменений, устанавливать связь особенностей строения органа от среды обитания. | |||||||||
17. | Строение семян двудольных и однодольных растений. | *Дать понятие о строении семени двудольного и однодольного растения, о значении семени в распространении семенных растений на Земле. | Распространение цветковых растений, семя двудольных растений, особенности его строения. | §18 | Знать и уметь отличать семя двудольного растения по его строению. | Проросшие семена гороха или бобов, лупа. | Физика, химия. | ||
18. | Виды и типы корневой системы. Видоизменение корней. | *Дать понятие о видах и типах корневых систем: стержневая, мочковатая, функциях корня *Дать понятие о видоизменениях корней: корневище, корнеплод, клубень, воздушные корни, дыхательные корни, придаточные корни баньяна. | Корневая система: мочковатая, стержневая, виды корней, видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные придаточные корни. | §19 - 21 | Знать и уметь отличать мочковатую и стержневую корневые системы на натуральных объектах. Знать и уметь отличать видоизменения корней на натуральных объектах. | Коллекции. Рисунки, таблицы | География. | Тест | |
19. | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. | *Дать понятие о побеге и почке, их видах, строении, расположении на растении, росте и развитии побегов. | Побег, листорасположение, почки: генеративные и вегетативные. Особенности строения и значение в природе. | §22 | Знать и уметь различать различное листорасположение: супротивное очередное, мутовчатое, разные почки. | Гербарий, коллекция почек. | Физика. | Работа с таблицей | |
20. | Строение листа. Видоизменения листьев. | *Дать понятие о внешнем строении листа, формах листовой пластинки, , видах жилкования, листовой мозаикой, внутреннем строении листа. Дать понятие о видоизменениях листа, как о приспособлении к внешним климатическим условиям среды. | Формы листьев, простые и сложные листья,, жилкование листа. Клеточное строение и видоизменения листьев | §23 - 25 | Знать и уметь различать формы листовой пластинки, жилкования. Листорасположения. Клеточное строение и видоизменения листьев. | Гербарий. Коллекция листьев. | Физика. | ||
21. | Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. | *Дать понятие о внутреннем строении стебля и его значении в жизни растений *Дать понятие о видоизменениях побегов, как о приспособлении к внешним климатическим условиям среды. | Наблюдать и распознавать ткани и клеточное строение стебля древесных растений, Наблюдать и распознавать видоизменения побегов, их функции, как органов вегетативного размножения и запасания питательных веществ. | §26,27 | Знать и уметь распознавать внутреннее строение стебля. Знать и уметь разновидности видоизменений побегов и их функций. | Наглядный материал, поперечный срез дерева, коллекция, таблица | География | ||
22. | Цветок и его строение | *Дать понятие о цветке, как о главном органе семенного размножения у растений. рассмотреть строение цветка, с точки зрения эволюции побега, научить составлять формулу строения цветка. | Формы и размеры цветка, его строение, знание терминов пестик, тычинка, лепесток, венчик, чашечка, чашелистик, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь, семязачаток. | §28, таблица. | Знать и уметь распознавать части цветка, знать их функции, уметь составлять формулу цветка и давать характеристику цветку по его формуле. | Муляж цветка. Таблица «Многообразие цветковых растений». | л\р №6. «Изучение строения цветка» | ||
23 | Соцветия. | *Дать понятие о соцветиях, их видах, строении, расположении на растении. *Работать с понятиями: соцветие. | Знание названий важнейших соцветий, наиболее чаще всего встречающихся в нашей местности. | §29, таблица. | Знать и уметь распознавать различные виды соцветий, знать и использовать важнейшие понятия темы. | Живые цветы и гербарий «Соцветия». | л\р №7. «Ознакомление с различными видами соцветий» | ||
24. | Плоды и их классификация. | *Дать понятие о плодах, об их видах, строении, значении в жизни растения, природе и в хозяйственной деятельности человека. | Знание важнейших видов плодов, их значение в семенном размножении растений. | §30 | Знать и уметь распознавать различные виды плодов, знать и использовать важнейшие понятия темы. | Коллекция « Типы плодов». Муляжи сочных плодов. | л\р №8. «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | ||
5. «Жизнь растений». 8ч. Цель изучения раздела: изучить основные процессы жизнедеятельности растений, процесс фотосинтеза, роста и развития растений, размножение растений. Задачи изучения раздела: научится определять всхожесть семян, правильно высевать семена, создавать необходимые условия для роста и развития растений, размножать растения вегетативным путём. | |||||||||
25. | Минеральное питание растений. | *Дать понятие о минеральном питании растений, о роли корня во всасывании минеральных веществ из почвы и о роли минеральных веществ в нормальном развитии растения. * | Знать основные понятия: минеральное питание, корневое давление. Почва, плодородие, удобрение. | §33 | Знать о минеральном питании растений, уметь ставить опыты и делать выводы. | Растения для опыта, резиновая трубка, вода. | Физика. | Опыт «Корневое давление». | |
26. | Фотосинтез. | *Дать понятие о фотосинтезе, как об основном свойстве зеленых растений, его значении в природе и жизни человека. *Работать с понятием фотосинтез. | Знать о воздушном питании растений, условия, необходимые для протекания фотосинтеза, результаты фотосинтеза. | §34 | Знать о процессе фотосинтеза, его значении и космической роли зеленых растений. | Растения для опыта, спирт, вода, раствор йода, пинцет, ножницы, чашки Петри. | Химия, физика | Опыт «Световая фотография». | |
27. | Дыхание растений. | *Дать понятие о дыхании растений, как ещё ободном из важнейших процессов жизнедеятельности растения, о том какими частями растение дышит, о взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания. | Знать о процессе дыхания у растений, его значении в жизни растений. | §35 | Знать значение дыхания для растений, о роли межклетников в процессе дыхания и взаимосвязи его с процессом фотосинтеза. | Емкости для опыта, части растений: корнеплод, клубень, листья. | Физика. | Опыт «Дыхание различными частями растения». | |
28. | Испарение воды. Листопад. Передвижение веществ по растению. | *Дать понятие о роли воды в жизни растений, её испарении и значении испарения в жизни растения. Рассказать о листопаде, как о приспособлении растения к утилизации вредных веществ из организма растения и приспособлении его к неблагоприятным внешним условиям среды. | Работать с понятиями листопад, значением устиц в процессе испарения воды. | §36, 37 | Знать о процессах листопад и испарения воды.. передвижение веществ. | Таблица «Внутреннее строение листа», схема листопада., проблемные вопросы. | География. | Тестовая работа. | |
29. | Рост растений. | *Дать понятие о прорастании семян, условиях, необходимых для прорастания семян, их всхожести, глубине заделки семян, для благоприятного прорастания, фазах развития растений | Работать с понятиями условия хранения семян, условия прорастания семян, зависимость глубины заделки семян от их величины. | §38, 39 | Уметь создавать необходимые условия для прорастания семян и определять их всхожесть, фазы развития растений | Таблицы по прорастанию семян. | Агрономия. | Опрос. | |
30, 31 | Размножение растений. | *Дать понятие о способах размножения растений: половом и бесполом, вегетативном | *Работать с понятиями: размножение, половое, бесполое, вегетативное. Размножение, гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота. | §40, 42, 43, 44. | Знать и уметь распознавать способы размножения растений, оперировать важнейшими понятиями темы. | Таблицы, видеофрагмент. | Экология. | Работа с таблицей | |
32 | Обобщение по теме « Жизнь растений» | Обобщить знания по теме. | к/р | ||||||
Раздел VI «Природные сообщества» 3ч. Цель изучения раздела: дать понятия о том, какие основные факторы среды оказывает влияние на растения, какие основные экологические группы растений выделяют; что такое природное сообщество, о типах природных сообществ, их особенностях, особенностях растений их населяющих. Задачи изучения раздела: научится объяснять взаимосвязь строения растений с условиями среды обитания, раскрывать взаимосвязь организмов в сообществе, научно обосновывать обусловленность биологических явлений; обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранение и умножении растительного мира. | |||||||||
33. | Основные экологические факторы и их влияние на растение. | *Дать понятие об биотических и абиотических факторах среды, влияющих на развитие растений. | Работать с понятиями: экологические факторы, экологические группы растений. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, растения избыточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания, растения, живущие при достаточных условиях увлажнения. | §54 | Уметь распознавать различные экологические группы растений и их приспособления к разным условиям обитания. | Таблицы по теме. | Экология. | Беседа. | |
34. | Характеристика основных экологических групп растений. | *Дать понятие об основных экологических группах растений, особенностях их внешнего и внутреннего строения, условиях их обитания. | *Работать с понятиями: воздухоносная ткань, гидатоды. | §55. | Знать основные экологические группы растений и уметь их распознавать по внешним признакам. | Дополнительный материал по теме, карточки, таблицы по теме. | Экология. | л\р №9. «Изучение особенностей строения различных экологических групп». | |
35. | Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека | *Дать понятие о растительных сообществах, их особенностях, типы растительности в данных сообществах, ярусности леса и водоема, смене растительных сообществ. | Работать с понятиями: растительное сообщество, типы растительных сообществ, растительность, типы растительности, ярусность, смена сообществ, паразитизм. | §56,57. | Знать что такое растительное сообщество, уметь их характеризовать и устанавливать связи между различными субъектами сообществ. | Дополнительный материал по теме, карточки, таблицы по теме. | Экология. | Летнее задание |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Примерные программы основного общего образования по биологии.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.
- Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год";
- Учебный план школы на 2013/2014 учебный год, утверждённый решением Педагогического совета от __.__.2013. Протокол № __.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно – методическую позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета и организационно- планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.
Данный учебный курс входит в курс естественнонаучного цикла знаний.
Основная цель программы – подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; обладать экологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения в различных областях материальной и духовной культуры.
Цель обучения в 6 классах – учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения в природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологий и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему школьному учебному плану рабочая программа для 6 класса – предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю (35 часов в год).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии.
Увеличено количество часов на изучение тем: «Царство Бактерии и Грибы» с 4 до 5 часов; в теме «Жизнь растений » с 7 часа до 8 часов. Данные часы использованы для изучения темы «Грибы» для проведения лабораторных работ: «Рассматривание мукора под микроскопом. Изучение строения шляпочных грибов». темы «Жизнь растений » для проведения контрольной работы. Два часа резервного времени были использованы для увеличения количества часов по темам 2 и 5. В теме «Царство растений» введена лабораторная работа «Изучение строения зелёных многоклеточных водорослей» для более углубленного изучения учебного материала.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой по биологии. Нумерация лабораторных работ (в виду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами в комбинированном уроке и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценке знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Данная программа имеет межпредметные связи с географией, микробиологией, экологией, медициной и тд.
Критерии оценивания
оценка | Устный ответ | Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. | Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам. | Оценка умений проводить наблюдения. |
5 | 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри предметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. | 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2. допустил не более одного недочета. | Если ученик: 1. правильно определил цель опыта; 2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; 5. правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы). 6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. | если ученик: 1. правильно по заданию учителя провел наблюдение; 2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); 3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. |
4 | 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. | Если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. | Если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. | Если ученик: 1. правильно по заданию учителя провел наблюдение; 2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные; 3. допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов. |
3 | 1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. | Если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. | Если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс); 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. | 1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; 2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые; 3. допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. |
2 | 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. | Если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы. | Если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. | Если ученик: 1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; 2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса); 3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. |
Программа предусматривает следующие формы контроля: - практические: упражнения, индивидуальные творческие задания, самостоятельная работа;
- контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы в виде разноуровневых тестов, зачеты.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1 | «Введение». | 2 | ||
2 | 1. «Клеточное строение организмов» | 4 | 2 | 1 |
3 | 2. «Царство Бактерии и Грибы» | 5 | 2 | 1 |
4 | 3. «Царство Растения». | 5 | 1 | |
5 | 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений». | 8 | 3 | |
6 | 5. «Жизнь растений». | 8 | 1 | |
7 | 6. «Природные сообщества» | 3 | 1 | |
ИТОГО | 35 | 9 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Введение». 2 часа.
Биология – наука о живой природе. Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдения.
1. «Клеточное строение организмов» 4 часа.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание и питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. «Царство Бактерии и Грибы» 5 часов.
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников
Лабораторные работы. Рассматривание мукора под микроскопом. Изучение строения шляпочных грибов.
3. «Царство Растения». 5 часов.
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, лишайники, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение. Многообразие, среда обитания. Их роль в природе и жизни человека и охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, роль в природе и жизни человека.
Цветковые растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы. Изучение строения зелёных многоклеточных водорослей.
4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений». 8 часов.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их квалификация.
Лабораторные работы. Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами.
5. «Жизнь растений». 8 часов.
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов получение вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образования крахмала. Дыхание растений. Испарения воды растениями листьями.
6. «Природные сообщества» 3 часа.
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа. Изучение строения растений различных экологических групп.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 6 КЛАССА.
Должны знать:
- сходство и различие растительного и животного мира;
-важнейшие группы растений: водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения; различать их представителей;
- среду и место обитания растений, их приспособленность к ним;
- биологические и экологические особенности различных групп растений, их значение в природе и жизни человека;
- исчезающие, редкие и охраняемые виды растений и меры по охране и восстановлению численности этих растений;
- строение клеток растений; их химический состав;
- эволюционное развитие и усложнение строения систем органов и функций этих органов у животных;
- процессы индивидуального развития растений: способы размножения половой и бесполый (вегетативное размножение), развития, периодизации и продолжительности жизни растений;
Должны уметь:
- различать различные группы растений, находить и узнавать групп животных на таблицах и немых рисунках и гербарных экземплярах;
- давать характеристику классам растений, их биологическим и экологическим особенностям; объяснять значение растений в природе и жизни человека;
- объяснять приемы охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений;
- совершенствовать умения работать с микроскопом и другим лабораторным оборудованием;
-совершенствовать навыки работы с учебником, текстом, выявлять главную мысль, давать характеристику, работать с таблицами, карточками и учебными иллюстрациями;
- совершенствовать умение работать с дополнительным материалом при подготовке творческих работ, сообщений и докладов;
- объяснять процессы индивидуального развития растений, их способах размножения, развития.
- соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, вирусами;
- оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами;
- соблюдать правила поведения в окружающей среде;
- выращивать и размножать культурные растения, ухаживать за ними.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Учебно-управленческие умения. | Учебно-информационные умения. | Учебно-логические умения. |
1) Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи. 2) Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные способности. 3) Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом. | 1)Составлять конспекты письменного текста. 2)Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста 3) Составлять конспект устного текста. 4) Составлять доклад устного текста 5)Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное). | 1)Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены. 2) Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие. 3) Определять отношения объекта с другим объектом. 4) Определять Существенные признаки объекта. 5) Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо различие по нескольким аспектам. 6) Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту. 7) Осуществить индуктивное обобщение, т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения. 8) Осуществлять классификацию, делить род (класс) на виды (подвиды) на основе установления признаков объекта, составляющих род. 9) Различать родовое и видовое понятия. 10) Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем. 11) Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Программы и литература | Учебники и учебные пособия | Учебное оборудование |
1. Программно-методические материалы: Биология. П78 6-11 кл. / Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 224с. Авторы В.В.Пасечник,В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. 7 класс. Животные. 2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.Дрофа, 2009. -92,(4) с. 3. Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. Учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт. – сост. Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2010. – 92, (4) с. | 1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 302, (2) с.: ил. 2. Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы./Методическое пособие/ М. Дрофа – 1996. – 160 с.: ил. 3.Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт. – сост. С.Н.Лебедева. – М.: Глобус, 2008. – 108с. – (Современная школа). 4. Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. – (Игровые методы обучения). 5. Биология в таблицах. 6-11 классы : справочное пособие / авт. – сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 234, /6/ с. 6. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н.Понамаревой) / авт. - сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд. Стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – ( Новый образовательный стандарт). 7.Анишкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с., ил. Серия: «Учиться надо весело». 8. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М.Богданарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с. 9. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 352с. | 1. Оптическая: Лупы ручные; микроскоп «Юннат 2П – 3. 2. Комплект посуды и принадлежностей для опытов. 3. Портреты выдающихся биологов 4. Таблицы Пугал Н.А. Уровни организации живой природы» 5. Видеофильмы «Биология 1-2-3, 4, 5». 6. Микропрепараты по ботанике. 8. Барельефные модели к разделу «Ботаника»: внутреннее строение листа, строение корня. 9. Влажные препараты: «Корень бобового растения». 10. Модели (объемные) демонстрационные к разделу «Растения»: «Цветок: редьки, вишни, картофеля, злака, василька», «Строение корня», «Почка». Техническое обеспечение:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по программе В.В.Пасечника
Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе П...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс(традиция) по программе В.В.Пасечника.
Искала рабочую программу по биологии на основе программ В.В.Пасечника (базовый уровень). В программе базовый уровень-1 час в неделю. Либо профильный на 3 часа в неделю. А у меня 2 часа в неделю. Может...
календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс В.В. Пасечник
Развернутое календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс В.В. Пасечник ....
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс. линия В.В.Пасечника.
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс. . составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) ...
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и предназначена для 8 классов....
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...