Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс. линия В.В.Пасечника.
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме

Тюленева Елена Александровна

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс. . составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) 2011г.  авторов В.В.Пасечника,  на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal.-tem_10kl._2012-2013.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование


урока

Раздел.

Тема урока. Эксперимент.

Элементы содержания

Требования к  уровню подготовки


Д/з

дата

Биология как наука. Методы познания (4 час)

1.

Введение. Вводный инструктаж по ПТБ. Краткая история развития биологии.

Объект изучения биологии – живая природа. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Давать   определение   термину биология.

Приводить примеры: практического   применения достижений современной б-гии;  дифференциации и интеграции биол-их наук.

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать   биологию как комплексную науку.

Объяснять роль б-гии  в фор-нии      сов-ной ест-но-научной    картины мира, в прак-ой деятельности людей.

§1

2.

Методы исследования в биологии.

Методы   изучения   живых   объектов: биологический эксперимент, наблюдение,  описание  и  измерение биологических объектов.

Перечислять методы научного исследования.

§2

3.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Основные понятия

Жизнь. Открытая система.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Давать определение    понятию жизнь.

Называть    признаки    живых организмов.

Описывать           проявления свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять   особенности   развития живых организмов.

Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

§§3,4

4.

Обобщающий урок. Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

Общая биология – Характеризовать   биологию как комплексную науку.

Характеризовать   биологию как комплексную науку и науку об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

Повт.  

§§ 1-4

Тема 1. Клетка (17ч)

5.

Методы цитологии. Клеточная теория.

Л..р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Текущий инструктаж по ПТБ.

Основные понятия. Цитология. Клетка - основная структурная и функциональная   единица   организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить  примеры  организмов,  имеющих клеточное  и  неклеточное строение.

Называть:  жизненные свойства клетки;

 положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Находить    в    биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность  происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка - живая структура.

*Самостоятельно     формулировать   определение   термина цитология.

Давать   оценку   значению   открытия клеточной теории.

*Доказывать, что нарушения в строении    и    функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

§5

6.

Особенности химического состава клетки.

Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы.

Факты. Особенности химического состава   живых   организмов.   Микроэлементы и макроэлементы,  их вклад в образование   неорганических и органических веществ молекул живого вещества.

Давать   определение   терминам

микроэлементы,     макроэлементы.

Приводить примеры: макро- и микроэлементов.

Называть: неорганические вещества

клетки;

Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов. 

§6

7.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Минеральные вещества и их роль в клетке.

Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов.

Выявить   взаимосвязь   между пространственной   организацией молекул, воды и ее свойствами.  

Характеризовать: биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

§§ 7-8

8.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы.  Липиды. Гормоны

Приводить примеры: веществ, относящихся к углеводам.

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами.

Характеризовать: биологическую роль углеводов.

Классифицировать   углеводы по группам.

§9

9.

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы.  Липиды. Гормоны

Приводить примеры: веществ, относящихся к липидам.

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами.

Характеризовать: биологическую роль липидов.

§10

10. 11.

Строение и функции белков.

Основные понятия. Белки. *Глобула. Гормоны. Ферменты.

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.    Белки,    аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль.

Объекты. Молекула   белка.

Давать   определение   основным понятиям.

Называть: продукты богатые белками.

Приводить   примеры  белков, выполняющих  различные  функции.

Характеризовать: функции белков. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии.

§11

12.

Нуклеиновые кислоты  и их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные понятия. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.    Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.

Объекты. Молекула   нуклеиновых кислот-ДНК, РНК.

Давать   определение   основным понятиям.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть: нахождение  молекулы  ДНК  в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять  виды  молекул РНК и их функции.

Характеризовать: функции нуклеиновых кислот.

Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

§12

13.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Основные понятия. АТФ.  Гормоны. Витамины.

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.    Гормоны и ферменты и их роль.

Давать   определение   основным понятиям.

Называть: продукты богатые АТФ, гормонами, витаминами.

Характеризовать: функции АТФ, гормонов, витаминов

§13 и повт §§ 5-12

14.

Обобщающий урок. Химическая организация клетки.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт.  §§ 5-12

15.

Строение клетки. Клеточная мембрана.  Ядро.

Основные понятия. Эукариоты, наружная мембрана. Экзоцитоз, эндоцитоз, калий-натриевый насос.

Объекты. Плазмалемма. Функции: транспортная, защитная. Ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко. Хромосомы, гаплоидный и диплоидный наборы хромосом

Факты. Строение    клетки.    Строение и функции ядра.

Химический состав наружной мембраны.  

Процесс. Фагоцитоз, пиноцитоз, диффузия, активный транспорт.

Давать определения ключевым понятиям

Называть функции мембраны

Описывать строение  и химический состав наружной мембраны

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций наружной мембраны.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза

§14

16.

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Основные понятия. Органоиды.  Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Факты. Строение    клетки.    Цитоплазма, мембранные и немембранные органоиды  

Объекты. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции.  Мембранный принцип строения органоидов

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§15

17.

Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Ключевые понятия.

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Объекты. ЭПС (шероховатая и гладкая), АГ, лизосомы. Клеточные включения.

Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§16

18.

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Л..р. №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Текущий инструктаж по ПТБ.

Основные понятия. Органоиды.  Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Факты. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§17

19.

Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Л..р. №3. Сравнение строения клеток растений и животных.

Текущий инструктаж по ПТБ.  

Основные понятия. Органоиды.  Эукариоты.  Прокариоты.

Факты. Клетки  бактерий.   Прокариоты,  эукариоты. Клеточное строение организмов   как   доказательство   их родства, единства живой природы.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§§18-19

20.

Неклеточная форма жизни. Вирусы и бактериофаги.

Ключевые понятия.

Вирус, генетическая информация, капсид.

Объект. Вирусы и бактериофаги. Строение.

Факты. Возбудители инфекционных заболеваний. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес, гепатит). Значение бактериофагов.

Явление. Паразитизм на генетическом уровне

Процесс. Жизненный цикл вируса

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§20, повт §§ 14-19

21.

Обобщающий урок. Клетка – структурная единица живого.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

§§ 14-20

Тема 2. Организм (47 ч)

22.

Обмен веществ и энергии в клетке.

понятия. Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз.  

Объекты. 1-клеточные и многоклеточные, колониальные организмы

Факты. Организм – единое целое

Процесс. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен, пластический обмен

Давать определения ключевым понятиям.

Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз.  

Устанавливать взаимосвязь между этими процессами.

§21

23.

Энергетический обмен в клетке.

Ключевые понятия. Метаболизм, АТФ, макроэргические связи, диссимиляция, гликолиз, кислородный этап

Объекты. АТФ

Факты. Этапы энергетического обмена.

Процесс. Энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап

Давать определения ключевым понятиям. 

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде.

Называть этапы ЭО

Характеризовать сущность и значение ОВ, этапы энергообмена на примере расщепления глюкозы

Устанавливать связь между строением митохондрий и дыханием.

§22

24.

Питание клетки.

Ключевые понятия. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Давать определения ключевым понятиям. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Устанавливать взаимосвязь между способами питания.

§23

25.

Пластический обмен. Автотрофное питание. Фотосинтез.

Ключевые понятия. Автотрофы, пластический обмен, фотосинтез

Объекты. Автотрофные организмы

Факты. Организм – открытая система. Источники энергии реакций световой и темновой фаз.

Процесс. Фотосинтез: световая и темновая фазы.

Давать определения ключевым понятиям. 

Объяснять  роль фотосинтеза.

Характеризовать сущность световой и темновой фаз.

§24

26.

Пластический обмен. Автотрофное питание. Хемосинтез.

Давать определения ключевым понятиям. 

Характеризовать сущность хемосинтеза. Выделять различия между фотосинтезом и хемосинтезом.

§25

27. 28

Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.

Основные понятия. Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция

Факты.  Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа

жизнедеятельности  клетки.  Свойства  генетиче- ского  кода:   избыточность,   специфичность, универсальность.

Процессы.  Механизм   транскрипции,   механизм трансляции.

Закономерности.  Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации  в  клетке  (биосинтез белков).

Давать   определение   терминам: ассимиляция, ген.

Называть: свойства генетического кода;  роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать       содержание определений:   триплет,   кодон, ген,  генетический код,  транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать:  механизм транскрипции;  механизм трансляции.

*Составлять   схему  реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

§26

29.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Основные понятия. Оперон и репрессор, структурный ген,

промотор.

Процессы. Механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.

Давать   определение   терминам: оперон и репрессор, структурный ген, промотор.

Объяснять механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.

§§27,повт.§§ 21-26

30.

Обобщающий урок. Обмен веществ и энергии в клетке.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт. §§21-27

31.

Жизненный цикл клетки.

Ключевые понятия. Размножение, митоз, мейоз, жизненный (клеточный) цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать жизненный (клеточный) цикл клетки.

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать

§28

32.

Митоз. Амитоз.

Ключевые понятия. Размножение, митоз, амитоз.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение.

Процессы. Непрямое деления клетки. Фазы митоза.

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать последовательно фазы митоза

Объяснять сущность и значение митоза.

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её.

§29

33.

Мейоз.

Ключевые понятия. Размножение, мейоз.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Мейоз, сущность и значение.

Процессы. Редукционное деления клетки. Фазы митоза и мейоза

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать фазы 1 и 2 делений мейоза

Объяснять сущность и значение мейоза

Выделять отличия мейоза от митоза

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её

§30

34.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Ключевые понятия. Половое размножение, бесполое размножение.

Факты. Типы бесполого размножения.

Процессы

Размножение бесполое и половое.

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

§31

35.

Формы размножения организмов. Половое размножение.

Ключевые понятия.

Половое размножение и его формы.

Объекты. Строение половых клеток

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни появления полового размножения

Описывать строение половых клеток

§32

36.

Развитие половых клеток.

Ключевые понятия.

Половое размножение, гаметогенез.

Факты. Значение гаметогенеза. Процессы. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания.

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Называть стадии гаметогенеза

§33

37.

Оплодотворение.

Ключевые понятия. Оплодотворение и его формы.

Факты. Биологическое значение оплодотворения

Процессы.  Оплодотворение.

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Характеризовать сущность и значение оплодотворения

§34

38.

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Ключевые понятия.

Онтогенез, его типы.

Факты. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы

Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть периоды онтогенеза

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

§35

39.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Биогенетический закон.

Л..р. №4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

 Текущий инструктаж по ПТБ.  

Ключевые понятия. Онтогенез, эмбриогенез, органогенез,  дифференциация клеток, бластула, гаструла, энтодерма, эктодерма, мезодерма.

Объекты. Бластула, гаструла, зародышевые листки

Факты. Эмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы. Периоды онтогенеза: эмбриональный, процесс образования бластулы, гаструлы.

Теории, законы.

Биогенетический закон

Давать определения ключевым понятиям 

Называть периоды онтогенеза

Формулировать биогенетический закон

Описывать процесс эмбриогенеза

Сравнивать стадии бластулы и гаструлы

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

§36

40.

Индивидуальное развитие.  Постэмбриональный.

Ключевые понятия. Онтогенез.

Факты. Постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы. Периоды онтогенеза: постэмбриональный.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития

Сравнивать типы постэмбрионального развития.

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

§37, повт. §28-36

41.

Обобщающий урок. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

§§28-37, 27

42.

История развития генетики. Гибридологический метод.

Ключевые понятия. Генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, гибридологический метод.

Факты. Основные генетические понятия. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики

Явления.

Наследственность, изменчивость

Давать определения ключевым понятиям 

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной ЕНКМ, в практической деятельности человека

§38

43.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Ключевые понятия. Аллельные гены, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления

Факты. Цитологические основы генетических законов

Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет

Давать определения ключевым понятиям 

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания,

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

Решать задачи на моногибридное скрещивание

§39

44.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Л..р. №5. Составление простейших схем скрещивания

Текущий инструктаж по ПТБ.  

Ключевые понятия. Аллельные гены, множественные аллели. Анализирующее моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления

Факты. Цитологические основы генетических законов

Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет

Давать определения ключевым понятиям 

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления, анализирующего скрещивание

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

Решать задачи на моногибридное скрещивание

§40

45.

Дигибридное скрещивание.  Закон независимого наследования признаков.

Ключевые понятия. Дигибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон независимого наследования

Факты. Условия проявления закона независимого наследования, соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Цитологические основы генетических законов

Процессы. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании

Законы, теории. Закон независимого наследования

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания

Формулировать закон независимого наследования

Называть условия закона независимого наследования

Составлять схемы дигибридного скрещивания

Анализировать схему дигибридного скрещивания

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве

Решать задачи на дигибридное скрещивание

§41

46.

Хромосомная теория наследования.

Основные понятия. Гомологичные хромосомы. Локус гена.  Перекрест – кроссинговер.  Конъюгация.  Сцепленные гены

Факты.  Расположение   генов:   в   одной хромосоме,   в разных хромосомах.    Линейное    расположение генов.

Условие     выполнения     закона Т. Моргана.

Перекрест хромосом (кроссинговер) - источник генетической изменчивости.

Процессы Сцепленное наследование.

Закономерности Закон Т.Моргана.

Давать   определение   терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация, кроссинговер.

 Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Объяснять    причины    перекомбинации     признаков     при сцепленном наследовании.

§42

47.

Взаимодействие независимых генов.

Основные понятия. Аллельные гены.  Генотип Доминирование.  Фенотип.

Факты.  Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система).

Качественные и количественные признаки.

Характер   взаимодействия:   дополнение,  подавление,  суммарное действие.

Влияние   количества   генов   на проявление признаков.

Процессы.  Взаимодействие генов и их множественное действие

Давать   определения   терминам. Приводить примеры:

аллельного    взаимодействия генов;

неаллельного    взаимодействия генов.

Называть   характер   взаимодействия неаллельных генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

§43

48

Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

Основные понятия. Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

Давать   определения   терминам.

Приводить примеры. Цитоплазматической (нехромосомной) наследственности.

§44

49.

Генетическое определение пола.

Л..р. №6. Решение элементарных генетических задач.

Текущий инструктаж по ПТБ.    

Ключевые понятия. Аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол

Факты. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом, практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании,

Процесс. Наследование, сцепленное с полом, хромосомный механизм определения пола

Давать определения ключевым понятиям 

Объяснять цитологический механизм расщепления по полу

Выделять особенности наследования, сцепленного с полом

Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять механизм

Сравнивать кариотип мужчины и женщины

Осуществлять самостоятельный поиск информации

Решать биологические задачи

§45

50.

Изменчивость.

Ключевые понятия. Изменчивость, наследственная, мутационная и модификационная изменчивость, мутагенные факторы

Факты. Биологическое значение, источники комбинативной изменчивости: независимое расхождение хромосом, кроссинговер, случайная встреча гамет при оплодотворении. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Законы, теории

Статистические закономерности в фенотипической изменчивости

Давать определения ключевым понятиям 

Называть различные виды изменчивости

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости,

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости

Обосновывать значение модификаций

Формулировать закон гомологических рядов

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§46

51.

Виды мутаций.

Ключевые понятия. Изменчивость, мутационная изменчивость, мутагенные факторы

Факты. Биологическое значение мутационная изменчивость. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Давать определения ключевым понятиям 

Называть различные виды изменчивости, виды мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости, последствия влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§47

52.

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Ключевые понятия. Соматические и генеративные мутации. Причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Давать определения ключевым понятиям 

Называть причины мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§48, повт. §§38-47

53.

Обобщающий урок.  Основы генетики.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

 Повт. §§38-48

54.

Методы исследования генетики человека.

Ключевые понятия

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический, популяционный, наследственные заболевания

Процесс

Типы наследования: аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное; сцепленное с Х хромосомой

Факты

Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика

Давать определения ключевым понятиям 

Называть методы изучения наследственности человека,

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§49

55.

Генетика и здоровье.

Ключевые понятия. Наследственные  заболевания

Факты. Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть основные причины наследственных заболеваний

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§50

56.

Проблемы генетической безопасности.

Л.р. №7.  Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Текущий инструктаж по ПТБ.    

Ключевые понятия.  Генетическая безопасность.

Факты. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика

Давать определения ключевым понятиям 

Называть основные причины наследственных заболеваний

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§51

57.

Обобщающий урок. Генетика  человека.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт. §§49-51

58.

Основные методы селекции и биотехнологии.

Ключевые понятия. Селекция, сорт, гибридизация, отбор, гетерозис, биотехнология

Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор

Процесс

Искусственный мутагенез

Давать определения ключевым понятиям 

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§64

59-60.

Методы селекции растений.

Ключевые понятия. Селекция, сорт, гибридизация, отбор, гетерозис

Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, достижения современной селекции растений. Основные сорта растений, используемые в с\х производстве Курской области

Теории и законы

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, учение о центрах происхождения культурных растений

Процесс

Искусственный мутагенез

Давать определения ключевым понятиям 

Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов и учения о центрах происхождения культурных растений

Характеризовать положения о центрах происхождения культурных растений.

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§65

61

Методы селекции животных.

Ключевые понятия. Порода, гибридизация, отбор

Факты. Виды отбора: индивидуальный и массовый. Типы скрещивания: родственное и неродственной. Отдалённая гибридизация. Основные породы с\х животных Курской области

Давать определения ключевым понятиям 

Называть методы, используемые в селекции животных

Выделять признаки породы

Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных

Характеризовать типы скрещивания в животноводстве

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§66

62.

Селекция микроорганизмов.

Ключевые понятия. Геном, клонирование, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия

Факты. Современные методы селекции. Успехи биотехнологии. Успехи клеточной и генной инженерии.

Давать определения ключевым понятиям 

Характеризовать успехи биотехнологии и генной инженерии.

§67

63.

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Л.р. №8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.   Текущий инструктаж по ПТБ.    

Ключевые понятия

Геном, клонирование, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия

Факты

Современные методы селекции. Успехи биотехнологии. Метод культуры ткани. Успехи клеточной и генной инженерии. Этические аспекты развития исследований по биотехнологии

Давать определения ключевым понятиям 

Характеризовать успехи биотехнологии и генной инженерии.

Давать оценку этическим аспектам биотехнологии

§68, повт. 64-67

64.

Обобщающий урок. Основы селекции и биотехнологии.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт. §§64-68

65.

Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий об общебиологических закономерностях,  изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.

Давать   определение   основным понятиям.

Терминология

66-67.

Тестирование.

КИМы  в форме ЕГЭ

68.

Итоговое занятие.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.

В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...

Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.

Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника,  определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа по биологии 8 класс, линия В.В.Пасечника

Дано поурочное планирование прогаммного материала линии В.В.Пасечника согласно учебного плана 2 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа по биологии 10 класс, линия В.В.Пасечника

Дана поурочная разработка программного материала по курсу "Общая биология" 10 класс, линия В.В.Пасечника согласно учебного плана 3 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школ...

Тематическое планирование по биологии 7-11 классы, линия В.В. Пасечника

Предлагается выработанное наосновании многолетнего опыта планирование уроков биологии, рационально распределенных по четвертям, с учетомтого, что в конце учебных периодов учителю может понадобиться ре...