РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Человек и его здоровье»
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Канева Тамара Константиновна

Два направления медицины клиническое и профилактическое. Гигиена и санитария в быту и на производстве, в школе и на улице. Усилия гигиены и окружающая среда. Социальный характер санитарно-гигиенической культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кытшын муниципальной юконлон администрацияса йбзос велодомон веськодлашн

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)

«йткымын предмет пыдкянь велбдан 4 №-а шор школа» Усинск к. муниципальной велбдан сьбмкуд учреждение

>'Сл

ю

ДирЙЩ$&ОУ «СОШ № 4 с

i       ^г^ублеШ&Е!        изучением

S Дою'%^д@ЙЬ44||||едметов>>

,^

РЕКОМЕНДОВАНА

Научно-методическим советом

Протокол № _4 От « 27 » апреля 2012 г


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Факультативного   курса

«Человек и его здоровье»

8 класс

Составитель:

Канева Тамара Константиновна учитель биологии

г.Усинск 2012г.



Программа факультатива «Человек и его здоровье»

Учебно-тематический план факультатива

№/п

Темы занятий

Всего часов

Лекции

Семинарские

занятия

групповые

Практически* занятия

1

История гигиены

2

2

2

Организм и физическая активность

6

3

3

3

Иммунитет, инфекции, аллергии

4

2

1

1

4

Сердечно-сосудистая

система - уровень

физиологического

состояния человека

2

1

1

5

Гигиена органов дыхания

2

1

1

6

Гигиена питания

6

4

1

1

7

Профилактика заболевания кожи

3

2

1

8

Профилактика нервных и психических заболеваний

10

6

2

2


ТЕМА 1.

ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ

Лекция (2 часа).

Два направления медицины клиническое и профилактическое. Гигиена и санитария в быту и на производстве, в школе и на улице. Усилия гигиены и окружающая среда. Социальный характер санитарно-гигиенической культуры» Культура Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Востока. Санитарно-гигиеническая культура периода средневековья, Древняя Русь. Домострой. Реформы Петра 1 • Современная культура здоровья в странах Европы, США, Японии, стран Юго-Западной Азии и др. Мощные увлечения (одежда, косметика, спорт, диеты), современных звезд спорта, эстрады и кино.

ТЕМА 2.

ОРГАНИЗМ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Лекция (3 часа)

Вред исподикамии. Профилактика заболевании опорно-двигательном системы. Заболевания костно-мышечного аппарата. Роль физической активности в сохранении здоровья. Методика Амосова, Шаталовой, Купера, Джейн Фонды. Изменение опорно-двигательной системы при тренировках. Шейпинг, культуризм, методика доктора Панько (как увеличить свои рост), упражнения ЛФК. Динамический и статический режим работы мыцц. Критические периоды в развитии человека. Занятие спортом в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Предрасположенность к тому или иному виду спорта. Недельная физическая нагрузка.


ТЕМА 3«

ИММУНИТЕТ, ИНФЕКЦИИ, АЛЛЕРГИИ

Лекция (2 часа)

Инфекционные и неинфекционные заболевания. Источники и пути распространения инфекции.

Восприимчивость организма к инфекции и способы защиты. Наиболее распространенные инфекции. Гигиена личная и общественная. Укрепление защитных свойств организма. Вакцинация населения. Создание новых лечебных препаратов и аллергии. Профилактика аллергических реакций. Иммунные реакции. СПИД, венерические болезни. Саморегуляция организма.

Семинарское занятие (1 час) на тему "Проблемы иммунитета".

Тематика выступления:

  1. Влияние болезней на образование антител.
  2. Влияние вакцин на образование антител» виды прививок.
  3. Влияние лекарственных препаратов на образование антител.
  4. Влияние экологии на образование антител.

а)        пищевые аллергены

б)        бытовые аллергены

в)        растения и животные

Практическое занятие (1 час).

План:

1)        Определение биологически активных точек и точечный массаж

а) при гриппе

б)ангине

в) недомогании

2)        Приготовление согревающих компрессов

а) на ухо б)гордо

Литература к теме №3

Подшивалова В.А. "Боремся с аллергией" М» Советский спорт 1990г.

Рытин П.Г. и др. "СПИД", Минск, Беларусь 1988г.

Колосов Д.В. "Основы гигиены и санитарии" М» Просвещение 1989г.


Тема №4

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА - УРОВЕНЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Лекция (1 час)

Сердце тренированного и нетренированного человека. Гиподинамия. Рациональное питание. Холестерин. Стрессы. Вредные привычки, алкоголь, курение. Возрастные изменения сердечнососудистой системы. Инфаркты, инсульты, гипертония, стенокардия. Причины. Первая помощь при стенокардии и гипертонии.

Практическое занятие (1 час)

«Строение и работа сердечной мышцы».

План:

  1. Изучение сердечной мышцы под микроскопом
  2. Измерение артериального давления
  3. Определение частот сердечных сокращении в состоянии покоя

и после нагрузки (функциональная сердечно-сосудистая проба) 4)Измерение   скорости   кровенаполнения   капилляров   ногтевого ложа,

Литература к теме №4

КолесовД.В. "Основы гигиены и санитарии" М, Просвещение 1989г,


Тема№5

ГИГИЕНА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ лекция (1 час)

Профилактика нарушения функции дыхательной системы. Аденоиды. Больные зубы. Тонзиллит. Происхождение респираторных заболеваний. Нарушение осанки и функции дыхательных мышц. Гигиена воздуха. Баланс газов и водяных паров. Ядовитые вещества. Астма. Аллергены пыли.

Практическое занятие (1 час)

"Состояние органов дыхания и средняя норма"

План:

  1. Определение жизненной емкости легких спирометром (в медпункте).
  2. Дыхательные пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки, на   фазе вдоха и выдоха.
  3. Тренировка правильного дыхания (упражнения)
  4. Естественные упражнения для дыхания

Литература к теме№5

Юлиус Паров «Азбука дыхания» Минск, Полымя, 1988г.

Колесов Д.В с. и др. «Основы санитарии и гигиены» М, Просвещение, 1989г.

Воложин А.И. и др, «Путь к здоровью и долголетию».М, Знание. 1989г.


Тема №6

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Лекция (4 часа)

Значение питания. Питание во вред и для здоровья. Белки полноценные и неполноценные. Суточная потребность в белках. Болезни вызванные недостатком белка. Углеводы простые и сложные. Функции углеводов и суточная потребность. Сахарный диабет. Холецистит, ожирение. Пищевые волокна и пектины. Липиды, гормоны. Резервы организма витамины. Насыщенные и ненасыщенные мирные кислоты. Маргарин. Гастрит. Язвенная болезнь. Атеросклероз. Старение. Рациональное питание. Микроэлементы. Вода. Нитраты, пестициды, канцерогены, стимуляторы роста. Сальмонеллез, стафилококк, дизентерия, ботулизм. Молоко за и против. Раздельное питание. Методика питания по Шелтону и Семеновой. Диеты и голодание. Вегетарианство, сыроядение. Знаки зодиака и питание.

Практическое занятие (1 час)

"Определение пригодности питьевой воды" Экскурсия на станцию очистки воды (лаборатория).

План:

  1. Методы очистки воды
  2. Критерии качества воды

Семинарское занятие (1 час)   "Рациональное питание и здоровье"

Тематика выступления

  1. Режим питания и нагрузка
  2. Ограничение в выборе продуктов
  3. Обязательные компоненты суточного рациона
  4. Питание и сердце с сосудами
  5. Диеты за и против

Литература к теме №6

Морозкина Т.С.,Шкребнова И.И. "Питание во вред и для здоровья" Минск,

Полымя 1991г.

Поль С.Бри "Чудо голодания" Минск, Беларусь 1991г. Воинович Г.А. "Исцели самого себя" Минск, Беларусь 1990г. "Семейная медицинская астрология" М, Юность 1993г.


Тема №7

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЕ КОЖИ

Лекция (2 часа)

Функции кожи. Причины нарушения кожных покровов. Питание. Аллергены. Гормоны. Витамины. Угри. Лишаи. Волосы. Ногти. Уход за кожей и волосами. Теплорегуляция. Закаливание. Массаж и баня. Запуск механизма саморегуляции. Холод друг и враг. Косметика. Кожа - это зеркало организма. Проекционные зоны на подошве и заболевания внутренних органов.

Практическое занятие (1 час)  по теме "Уход за колеей и волосами "

Экскурсия в косметический кабинет и парикмахерскую.

План:

  1. Определение типа кодеи на разных участках тела
  2. Правильное мытье лица и шеи, волос
  3. Уход за ногтями
  4. Лечение угревой сыпи

Литература к теме Л 7

Бирюков А.А. "Баня и массаж" Минск» Полымя 1989г. Журналы "Физкультура и спорт


Тема №8

ПРОФИЛАКТИКА НЕРВНЫХ И ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Лекции (6 часов)

Навыки, привычки. Стереотипы поведения. Роль привычек в поддержании психического здоровья личности. Стресс и психическое здоровье. Причины стресса. Тревоги, перегрузка информацией, отрицательные эмоции, гиподинамия, не сбалансированное питание, решим дня. Сон и его гигиена. Причины бессонницы. Оккультизм и здоровье. Нарушение сна. Вещие сны и состояние организма, функциональное состояние человека. Человеческий фактор. Условия правильного общения. Индивидуальное поведение и его мотивация. Конфликтные ситуации и пути их разрешения. Общение в семье, школе и т.д. Мозг человека. Парапсихологические возможности. Биополе человека. Экстрасенсы и мы.

Практическое занятие (2 часа)      по теме  "Возможности моей психики" с психологом

План:

  1. Определение типа нервной системы (тестирование)
  2. Определение  темперамента и склонностей личности (тестирование)
  3. Определение своих недостатков в нерациональном использовании   времени.
  4. Составление плана самовоспитания.

Семинарское   занятие   на   тему   "Как убрать   нервно-психические   (2   часа) расстройства"

Тематика выступления (можно инсценировать ситуации)

  1. Конфликты в семье, можно ли их избегать
  2. Конфликт в школе
  3. Конфликт в магазине
  4. Конфликт с другом
  5. Хочу и надо, конфликт с собой
  6. Заповеди хорошего нервного и психического здоровья.

Литература к теме №8

Толстых А,В. "Наедине со всеми: о психологии общения" Минск Полымя 1990г. Под ред. Владимира Леви "Аутогенная тренировка для вас" Горелов И.И, и др, "Умеете ли вы общаться" М, Просвещение 1991г. Климова В., "Человек и его здоровье"  М.  Знание   1990т,  Колесов  Д.В.,  Маш  Р.Д.   "Основы  гигиены  и санитарии" М, Просвещение 1989г,


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (3 часа)

№1   План

  1. Определение гибкости позвоночника
  2. Выявление нарушения осанки
  3. Сохранение правильной осанки при стоянии и ходьбе
  4. Определение плоскостопия
  5. Исправление плоскостопия
  6. Исправление осанки
  7. Определение прогноза своего роста в 25 лет

№2

1)        Просмотр микропрепарата поперечно-полосатой мышцы

под микроскопом

  1. Измерение мышечной силы динамометром
  2. Определение быстроты реакции человека
  3. Работа с вопросами на карточках

№3

1)        Выступление учителя физкультуры, людей занимающихся
спортом

  1. Анализ (по составленным заранее критериям) своего образа жизни и разработка нового плана образа жизни в соответствии с возможностями своего организма
  2. Обсуждение планов

Литература к теме №1:

Колесов Д.В., Маш Р.Д. "Основы санитарии и гагиены" М, Просвещение 1989г. Журнал "Физкультура и спорт" за 1984, 1986,1987 годы Гармония здоровья, М, физкультура и спорт, 1987

Бирюков А. А., "Баня и массаж" Минск. Полымяр 1989г» (за здоровье и долголетие5 Климова Валентина "Человек и его здоровье" М»"3нание" 1990г.


Литература к теме №2

Гарольд Гелъб, Паула М. Зигель, "Обезболивание без лекарств"

Минск, Полымя 1990г.

(серия за здоровье к долголетие).

Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я., "Путь к здоровью и долголетию", М,

"Знание" 1989г.

Недвецкая  Г.Д.   «Движение  великий  смысл»,  Минск,   "Полымя",,   1987г.  (за

здоровьем и долголетием).

Бирюков А.А. "Баня и массам", Минск, "Полымя" 1989г.

Колесов Д.В., Маш Р.Д. "Основы гигиены и санитарии" М, Просвещение 1989г.

"Физкультура и спорт" за 1985 -1988 годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"

Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...

Программа факультативного курса по физической культуре "Здоровье и здоровый образ жизни"

В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и...

Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»

Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здо­ровье — это достояние всего общества, поэтому он дол­жен относиться бережно к себе и своему здоровью,...

Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»

ематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здо­ровье — это достояние всего общества, поэтому он дол­жен относиться бережно к себе и своему здоровью, ...

Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»

I.  Пояснительная записка            Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов учебного времени в течение двух лет. Курс направлен на мак...