Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»
рабочая программа по биологии (7 класс)

Бакулина Галина Григорьевна

ематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здо­ровье — это достояние всего общества, поэтому он дол­жен относиться бережно к себе и своему здоровью, а так­же осознать то, что здоровье человека напрямую связано с факторами окружающей среды. Курс помогает в осознании того, что человек — это биосоциальное создание: с одной стороны, это биоло­гическое существо и у него есть биологические проблемы, а с другой стороны, человек — это личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №1» города Нижневартовска

Принята:

Педагогическим советом                                  Протокол решения от

Утверждена:

Приказ

Рабочая программа элективного курса

«Человек и его здоровье»

Составлена на основе: Рабочие программы . Биология . 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева . – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014г.

Классы: 10-11

Составлено на основе: Программы элективный курсов. Биология 10-11 классы.

Профильное обучение. Сборник2/ авт.-сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунова. – М. : Дрофа, 2007. – 160 с. – (Элективные курсы).

Авторы: JI. В. Максимычева, Е. В. Алексеева, О. С. Гладышева

Учитель: Г.Г.Бакулина

I.  Пояснительная записка

        Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов учебного времени в течение двух лет. Курс направлен на максимальную адаптацию молодого человека к жизни. Очень часто человек теряет свое здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах заражения инфекционными заболеваниями, не знает, как правильно питаться, как организовывать свой режим дня й свободное время, не может оказать первую медицинскую помощь, не знает особенности психики человека; учащиеся плохо представляют, как окружающая среда влияет на человека. Темы курса дают детям определенные знания об опасных заболеваниях, которые могут повредить здоровью.

        Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здоровье — это достояние всего общества, поэтому он должен относиться бережно к себе и своему здоровью, а также осознать то, что здоровье человека напрямую связано с факторами окружающей среды. Курс помогает в осознании того, что человек — это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические проблемы, а с другой стороны, человек — это личность. Ребенок учится разбираться в проявлении своих эмоций, чувствах, мотивах поведения. Эта деятельность направлена на снижение стрессовых ситуаций, если же они и возникли, — на уменьшение их последствий.

        Заканчивается курс обобщающим уроком, на котором подводится итог работы за два года. Дети должны прийти к убеждению, что от гармоничного единства личности, общества и природы зависит выживание цивилизации, качество окружающей среды и самоощущение в ней человека.

Цели курса

  • Сформировать убеждение, что выживание цивилизации, качество окружающей среды зависит от гармоничного единства личности, общества и природы.
  • Умение сохранить свое здоровье как компонент общечеловеческой культуры.
  • Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья.
  • Развитие у школьников мотивов бережного отношения к природе, ко всему живому как главной ценности на Земле.
  • Подготовка учащихся к практической деятельности в области медицины и здравоохранения, психологических службах.

Задачи курса

  • Дать элементарные знания об инфекционных, иммунных и генетических заболеваниях, о нарушениях нервной системы, о закономерностях формирования личности в семье и обществе.
  • Дать элементарные знания по психологии. Развивать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при травмах,аллергии, бронхиальной астме.
  • Научить детей основам правильного питания. Развить умение использовать теоретические знания в жизни.
  • Научить улучшать собственное физическое и психическое состояния.
  • Сформулировать отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих.
  • Сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью людей, сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и формировании среды, способствующей сохранению здоровья, особенно их труда и быта.
  • Формирование адекватного поведения, направленного на выздоровление в случае болезни, особенно хронической.
  • Воспитание интереса к получению знаний о человеке как явлении природы.
  • Развитие творческого потенциала учащегося: подготовка рефератов, сообщений, выполнение практических работ.

II.  Содержание рабочей программы

10 класс – 34 часа

Раздел

П. р. и лаб. раб.

Кол. часов

1

Социальная медицина

3

2

Инфекционные заболевания

6

3

Заболевания связанные с вредными привычками

4

4

Распространенные хронические заболевания

4

5

Экстремальные ситуации

1+3

8

6

Гигиена питания

1

4

7

Ритмические процессы жизнедеятельности

2

8

Гигиена быта

3

11 класс – 34 часа

Раздел

П. р. и лаб. раб.

Кол. часов

1

Половая система человека и связанные с ней социальные проблемы

3

10

2

Организация поведения психики

3

3

Деятельность мозга и психические процессы

0+3

8

4

Личность и её свойства

4

5

Человек в обществе

2

6

Человек и биосфера

6

7

Обобщающий урок по курсу

1

III.  Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Человек и его здоровье», 10 класс

Тема

Раздел 1. Социальная медицина (3 ч)

1

Актуальность проблемы медицинского образования школьников.

2

Здоровье человека и факторы его определяющие.

3

Я и мое здоровье

Раздел 2. Инфекционные заболевания (6 ч)

4

Инфекционные заболевания

5

Иммунитет

6

Инфекции дыхательной системы

7

Причины появления заболевания

8

Инфекции пищеварительной системы.

9

Вирусные и грибковые инфекции.

Раздел 3. Заболевания, связанные с вредными привычками (4 ч)

10

Привычки

11

Курение

12

Алкоголь

13

Наркотики

Раздел 4. Распространенные хронические заболевания(4 ч)

14

Хронические заболевания

15

Виды анемии

16

Лейкозы. Гастрит.

17

Мочевая инфекция

Раздел 5. Экстремальные ситуации: травматизм, отравления. Оказание первой помощи (8 ч)

18

Травмы.

П. Р. №1: Приготовление растворов перманганата калия (для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов).

19

Причины травм

20

Л. Р. №1: Использование трубчатого эластичного бинта для удерживания повязки на голове.

21

Л. Р. №2: Использование лейкопластыря и спиртового раствора

йода при обработке ран.

22

Л. Р. №3: Оказание первой помощи при травмах в быту (наложение шин, повязок).

23

Охрана труда

24

Ядохимикаты

25

Помощь при отравлении

Раздел 6. Гигиена питания (4 ч)

26

Пища, питательные вещества.

27

Культура питания

28

Нормы продуктов

29

Л. Р.№4: Составление рациона питания.

Раздел 7. Ритмические процессы жизнедеятельности (2 ч)

30

Биологические ритмы

31

Виды биологических ритмов

Раздел 8. Гигиена быта (3 ч)

32

Значение света для организма

33

Гигиена помещения

34

Вредители в доме

Календарно-тематическое планирование.

элективного курса «Человек и его здоровье», 11 класс

Тема

Раздел 1. Половая система человека и связанные с ней социальные проблемы (10 ч)

1

Заболевания, передающиеся половым путем

2

Методы контрацепции

3

Аборты; опасность абортов для здоровья женщины

4

Планирование семьи

5

Составление родословной семьи

6

П. Р. №1: Решение генетических задач о человеке.

7

Центр планирования семьи

8

Гигиена женщины

9

Психосексуальное развитие ивзаимоотношение полов

10

П. Р. №2: Тренинг «духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях».

Раздел 2. Организация поведения психики (3 ч)

11

Потребности и мотивы поведения

12

Принципы организации поведения

13

Обучение, умения, навыки, привычки.

Раздел 3. Деятельность мозга и психические процессы (8 ч)

14

Деятельность мозга

15

Сенсорная адаптация

16

Восприятие

Л. Р. №1: Определение типа восприятия. Иллюзии восприятия.

17

Воображение. Внимание

Л. Р. №2: Определение устойчивости внимания, определение объема внимания.

18

Память

19

Виды памяти.

Л. Р.№ 3: Хорошая ли у вас зрительная память?

20

Мышление

21

Эмоции, сознание, творчество.

Раздел 4. Личность и её свойства (4 ч)

22

Индивид, индивидуальность, личность.

23

Темперамент и характер

24

Волевые качества личности

25

Этапы формирования личности

Раздел 5. Человек в обществе (2 ч)

26

Общение

27

Конфликты

Раздел 6. Человек и биосфера (6 ч)

28

Связь человека с природой

29

Современное состояние природных систем Земли

30

Окружающая среда и здоровье человека

31

Отношение человека к природе

32

Мониторинг

33

Меры улучшения качества окружающей среды

Раздел 7. Обобщающий урок по курсу (1 ч)

34

Обобщающий урок

IV.  Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

·  свои права при обращении в лечебное учреждение;

·  наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;

·  хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;

·  влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;

·  основные требования к охране труда;

·  значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;

·  что такое рациональное питание;

·  влияние отравляющих веществ на организм человека;

·  о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:

·  о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;

·  заболевания, передающиеся половым путем;

·  об организации поведения и психики человека;

·  о психических процессах (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, эмоции); свойствах личности (индивидуальность, темперамент, воля, самооценка), навыках общения и разрешения конфликтов; состоянии окружающей среды в конкретной местности; влиянии окружающей среды на здоровье человека; мерах по улучшению качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

·  оказать первую помощь при травмах;

·  приготовить и использовать элементарные антисептические средства;

·  составить рацион питания;

·  ухаживать за новорожденными;

·  решать генетические задачи о человеке;

·  подсчитывать эффект суммации действий.

V.  Литература и средства обучения

Литература для учащихся

1.  Батуев Л. С., Соколова Л. В., Левитин М. Г. Человек. Основы физиологии и психологии: учеб. для 9 кл. общеобразо - ват. учреждений. М.: Дрофа, 2000.

2.  Винокурова Н. Ф. Природопользование: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.

3.  Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. Факультативный курс. М.: Просвещение, 1989.

4.  Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек школьников. М.: Педагогика, 1984.

Литература для учителя

1.  Баярд Р., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Мир, 1991.

2.  Байер К., ШейнбергЛ. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.

3.  Кабаева В. М. Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я — мой образ жизни — мое здоровье». М.: АСАДЕМ1А, 2002.

4.  Практическая психология образования / под ред. И. В. Ду - бровйной: учеб. для студентов высших и средних учеб. заведений. М.: Сфера, 1997.

5.  Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.

6.  Рогов Е. И. Эмоции и воля. М.: ВЛАДОС, 1999.

7.  Скрытые инфекции. Санкт-Петербург: Издательская компания «Невский проспект», 2004. (Советует доктор).

8.  Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991

9.  Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье / под ред. А. Я. Щелкунова. М.: Первое сентября, 2000.

10. Величковский Б. Т., Кирпичев В. И., Суровегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997.

11. Анастасова Л. И., Гольнева Д. П., Короткова Л. С. Человек и окружающая среда: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Элективный курс"Человек и его здоровье"

         Этот элективный курс направлен на:                                  ...

Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"

Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса

В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...

Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»

Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здо­ровье — это достояние всего общества, поэтому он дол­жен относиться бережно к себе и своему здоровью,...

Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"

Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...

Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»

I.  Пояснительная записка            Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов учебного времени в течение двух лет. Курс направлен на мак...