Программа факультативного курса по физической культуре "Здоровье и здоровый образ жизни"
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 297 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приозёрная средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«Здоровье и здоровый образ жизни»
п. Приозёрный
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
|
|
|
|
|
|
Цель программы |
| создание целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в школе |
Задачи программы | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение.
В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Школа является местом активной деятельности ребёнка на протяжении 11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально – гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно.
Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие
на здоровье обучающихся
- внутришкольные факторы – факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом и школой
- внешние факторы
- низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья,
- неблагоприятные экологические факторы,
- неблагоприятные антропогенные и техногенные факторы,
- отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья обучающихся
В последнее десятилетие в современной физиологии, психологии и педагогике центральной идеей является ценность любой человеческой личности во всей широте её физических, психических и духовных возможностей и ограничений. Само понятие «здоровая личность» нами понимается многогранно. Это не только физически здоровый человек, но и личность, находящаяся в процессе постоянного духовного развития. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения, как «состояние, физического, психического и социального благополучия человека». К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. В.И.Ковалько в своей книге «Здоровьесберегающие технологии» справедливо отмечает: «Если мы научим ребёнка ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ценность здоровья, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически».
В связи с этим возникает необходимость обновления учебно-воспитательной работы в школе по формированию сильных мотивационно-ценностных ориентаций детей на занятия спортом, физической культурой и ведение здорового образа жизни.
Обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса диктуется требованиями воспитания личности общества будущего и является одной из главных характеристик качества образования в школе.
Здоровьесберегающее образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья ребёнка, направленный на формирование системы научно-обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Здоровьесберегающее обучение – это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями, направленными на сохранение и совершенствование личного здоровья, оценку формирующих его факторов; усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построения; освоение методов и средств, пропаганда здорового образа жизни.
Здоровьесберегающее воспитание – это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, являющихся неотъемлемой частью жизненно важных ценностей и общекультурного мировоззрения.
Разработка педагогических здоровьесберегающих технологий образования, ориентированных на укрепление здоровья детей и создание у них устойчивого жизненного здоровья должна основываться на учёте интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и деятельной сфер жизнедеятельности детей при согласованных действиях школы и родителей. С этих позиций общеобразовательное учреждение должно дать комплекс знаний о различных аспектах здоровья, помочь выработать индивидуальную стратегию и тактику развития и сохранения собственного здоровья, так как только на этой основе можно формировать потребность в здоровье у детей.
Одним из возможных путей этого процесса является внедрение в процесс обучения, развития и воспитания программы «Здоровье и здоровый образ жизни» (далее – программа).
Исходя из материально-технических, кадровых, программно-методических условий существующих в общеобразовательном учреждении, реализация программы нами видится в создании среды, направленной на воспитание у субъекта образовательного процесса духовности, нравственности, креативности, позитивных профессиональных ценностей, что в конечном итоге всецело будет способствовать формированию здорового образа жизни.
Девиз программы – «Береги здоровье с детства». Программа призвана содействовать утверждению в жизни общества идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия интеллектуального и духовного потенциала обучающихся.
Актуальность данной программы заключается в необходимости рассматривать здоровьесберегающее воспитание как непрерывный и систематический процесс, в котором должны быть задействованы все участники образовательного процесса.
Содержание данной программы направлено на сохранение физического, психического, нравственного здоровья обучающихся, на углубление знаний о своём организме и способах укрепления здоровья.
Ведущей идеей программы является идея ценности здоровья человека, которое даётся ему при рождении. Школьное образование охватывает возраст, когда формируется база здоровья на всю дальнейшую жизнь. Поэтому в данной программе отражены основные направления деятельности всех участников образовательного процесса по выработке ценностных ориентаций на здоровье и соответствующие им установки и стереотипы поведения, которые обеспечивают человеку высокий уровень жизнедеятельности в настоящем и активное долголетие в будущем.
Новизна программы состоит в том, что она опирается на Программу «Развития ОУ» и совпадает с ней по временным показателям; уделено особое внимание организации здорового питания обучающихся, сохранению репродуктивного здоровья обучающихся, как стратегической задаче общества.
Структура программы позволяет осуществлять в процессе обучения комплексное воздействие на физическую и волевую сферы детей, формирует компетентность педагогов в области здоровья и здорового образа жизни.
Тематика мероприятий определяется возрастными особенностями обучающихся. Каждый учебный год связан с новыми теоретическими знаниями и практическими занятиями.
Воспитательный процесс построен так, чтобы обучающиеся вовлекались в самостоятельную деятельность по укреплению своего здоровья. С этой целью введены тетради по физической культуре, в которых записываются показатели контрольных испытаний и их эталонные нормативы, а также комплексы физических упражнений. По окончании учебного года подводятся итоги деятельности каждого ученика.
Обучающиеся должны знать: что такое здоровье и здоровый образ жизни, способы сохранения своего здоровья, как влияет на здоровье человека окружающая среда.
Обучающиеся должны уметь: контролировать своё здоровье, самостоятельно разрабатывать систему физических упражнений, находить ответы на вопросы по здоровьесбережению, самоопределяться в окружающем их обществе.
В качестве методологической основы программы выступают принцип системного подхода и принцип личностно-ориентированного образования, объединяющего три блока деятельности по сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса.
I блок – создание здоровьесберегающей среды
II блок – организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы
III блок – формирование здорового образа жизни, культуры здоровья.
Принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса, применяемые при формировании мотивации на здоровье, как на главную жизненную ценность.
- Принцип не нанесения вреда – на его соблюдении строятся профессиональная этика любой человековедческой профессии, основы педагогики и дидактики.
- Принцип диалогичности – взаимодействие с ребёнком с позиции толерантности, эмпатий, доверительности; формирования в детях умения выстраивать диалогические отношения.
- Принцип уникальности – поддержание в детях уважения к себе и формирование отношения к своей личности не как к «ущербной», а как к «другой» («особой», «уникальной»).
- Принцип самостоятельности – не делать что-то за ребёнка, а предоставлять ему возможность проявлять самостоятельность в пассивной деятельности.
- Принцип «собственного воспитания» - проведение поведенческого тренинга в условиях конкретной трудовой деятельности.
- Принцип «совместности» - предоставление возможности обучающимся участвовать в коллективной деятельности.
- Принцип целостности – восприятие ребёнка и работа с ним с учётом всего контекста его жизни, его социальных связей, его индивидуальных физических, психических, личностных особенностей.
- Принцип единства противоположностей – нахождение в работе с детьми баланса между чувственной и рациональной сферами, между индивидуальным и социальным.
- Принцип формирования ответственности у обучающихся за своё здоровье и здоровье окружающих его людей.
- Принцип отсроченного результата – работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся формируется подспудно и длительно. Нужно запастись терпением и не опускать руки при отсутствии видимых результатов.
- Принцип постоянного контроля результатов – получение обратной связи путём проведения диагностики и мониторинга здоровья.
- Принцип обеспечения безопасности – защита здоровья и сохранения жизни обучающихся и работников во время их трудовой и образовательной деятельности от различного рода чрезвычайных ситуаций.
Этапы реализации программы.
№ п/п | Этап | Год | |
I | Организационно-внедренческий | 2011 - 2012 | На этом этапе осуществляется аналитическая и теоретическая деятельность по формированию системы здоровьесбережения учебно-воспитательного процесса, а именно: разрабатывается программа, проводится анализ соответствия состояния школы валеологическим нормам, мониторинг физического, социального, психического здоровья обучающихся, проводится просветительская работа среди учителей, детей и родителей, проводится работа внутришкольного контроля по использованию здоровьесберегающих технологий. |
II | Практический | 2013 – 2014 | На этом этапе выполняется основной объём работы: проводятся мероприятия по дифференциации и индивидуализации обучения по созданию условий выбора, пересмотру и коррекции учебных программ. Создаются условия, способствующие повышению эффективности обучения, организуется целостный учебно-воспитательный процесс по формированию валеологической культуры. Изученные здоровьесберегающие технологии применяются в образовательном процессе, продолжается совершенствование системы мониторинга учебно-воспитательного процесса по аспекту «Здоровье и здоровый образ жизни» |
III | Завершающий | 2014 – 2015 | На этом этапе обобщается накопленный опыт работы школы по данной теме, подготавливается отчёт по содержанию, технологиям и результатам работы, выделяются проблемные вопросы и перспективы дальнейшего развития школы в данном направлении. |
Основные направления программы.
- Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
- Учебно-методическая работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
- Организация спортивно-массовой работы
- Организация физкультурно-оздоровительной работы
- Организация питания
- Психологическое сопровождение
- Воспитательная работа
- Работа с родителями
- Комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся.
План проведения мероприятий по реализации программы
«Здоровье и здоровый образ жизни»
I. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий. | Постоянно | Директор Завхоз |
2 | Утверждение режима работы школы на учебный год | Сентябрь | Директор |
3 | Поддержание санитарного состояния кабинетов | Постоянно | Заведующие кабинетами |
4 | Соблюдение воздушного, теплового, светового режима в школе | Постоянно | Директор Завхоз |
5 | Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности | Постоянно | Директор Ответственный за ППБ |
6 | Проведение учебных пожарных тревог | По графику | Пожарный |
7 | Составление графика работы техперсонала школы | Сентябрь | Завхоз |
8 | Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, учебников, оборудования | Март – апрель | Библиотекарь Учителя предметники |
9 | Организация ремонта учебных кабинетов | Май – июнь | Заведующие кабинетами |
10 | Подготовка актов по приёмке школы к новому учебному году | Июль – август | Директор |
11 | Приёмка школы к новому учебному году | Август | Директор |
12 | Организация дежурства по школе | Постоянно | Заместитель директора по ВР |
13 | Учёт посещаемости школы учащимися | Постоянно | Заместитель директора по УВР Классные руководители |
14 | Составление социологических карт по классам | Сентябрь | Классные руководители |
15 | Оформление кабинета ОБЖ | Сентябрь | Преподаватель-организатор ОБЖ |
16 | Оформление стендов, спортивных уголков в школе, классах, спортивном зале, бассейне | В течение года | Заведующие кабинетами Учитель физкультуры |
17 | Оснащение спортивного зала, бассейна | В течение года | Завхоз |
18 | Благоустройство территории школы | Сентябрь, май | Завхоз, Классные руководители |
19 | Издание приказов: «Об охране жизни и здоровья школьников» «О назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда» | Сентябрь | Директор |
20 | Обеспечение готовности школы для работы в зимний период. | Ноябрь | Директор, Завхоз |
21 | Проведение испытаний гимнастических снарядов и спортивного оборудования. | Август | |
22 | Рейды: по проверке внешнего вида обучающихся, по сохранности библиотечных учебников, по выполнению обучающимися режима дня | По отдельному графику | Заместитель директора по ВР Библиотекарь Совет школьников |
II. Учебно-методическая работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | Составление расписания уроков на учебный год | Сентябрь | Заместитель директора по УВР |
2 | Использование здоровьесберегающих технологий на уроках | Постоянно | Учителя предметники |
3 | Физкультминутки на уроках | Постоянно | Учителя предметники |
4 | Утренняя гимнастика | По расписанию | Учителя предметники |
5 | Взаимопосещение уроков с целью изучения приёмов и методов здоровьесбережения, используемые учителями | В течение года | Учителя предметники |
6 | Обеспечение требований по охране труда при проведении итоговой аттестации в 9, 11 классах | Май – июнь
| Заместитель директора по УВР |
7 | Организация и проведение элективных курсов по здоровью и здоровому образу жизни | В течение года | Учитель биологии Преподаватель-организатор ОБЖ |
8 | Проведение классных часов по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся | В течение года | Классные руководители |
9 | Единый методический день | Март 2010 г. | Заместитель директора по УВР
|
10 | Пропаганда литературных изданий по здоровью и здоровому образу жизни | В течение года | Библиотекарь |
11 | Курсы повышения квалификации | По плану | Заместитель директора по УВР |
12 | Уроки по физической культуре 1-11 кл. (3 раза в неделю) | Постоянно | Учитель физической культуры |
13 | Уроки по плаванию 1-11 классы (1 раз в неделю) | Постоянно | Инструктор – методист по плаванию |
14 | Динамические перемены | Постоянно | Учитель физической культуры Физорги классов |
15 | Подготовка и издание рекомендаций для занимающихся физкультурой и спортом. | По плану | Учитель физкультуры |
16 | Издание буклетов по вопросам здорового образа жизни, физического воспитания, адаптивной физкультуры | По плану | Учитель физкультуры |
17 | Ведение тетрадей по физической культуре | Постоянно | Учитель физкультуры |
18 | Выступления на педагогических советах, семинарах, методических объединениях, совещаниях | По плану | Учитель физкультуры Психолог Медицинская сестра Преподаватель-организатор ОБЖ |
19 | Ознакомление с опытом работы учителей школ района | Сентябрь, май | Педагоги школы |
20 | Предоставление накопленного опыта работы учителям школ района | Сентябрь, май | Педагоги школы |
21 | Подготовка и публикация статей по итогам работы в местных СМИ | Совет физоргов школы | |
22 | Участие в олимпиадах по физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности | По графику | Заместитель директора по УВР Учитель физкультуры Преподаватель-организат. ОБЖ |
III. Спортивно-массовая работа
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | Участие в районном туристском слёте | Сентябрь | Учитель физкультуры |
2 | Лёгкоатлетическое многоборье | Сентябрь | Учитель физкультуры |
3 | Организация работы ученического совета школы по физкультуре и спорту | В течение года | Учитель физкультуры |
4 | Создание лиги школьных команд по отдельным видам спорта | Сентябрь – октябрь | Учитель физкультуры |
5 | Проведение внутришкольных соревнований по отдельным видам спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол, бадминтон, плавание, пионербол, водное поло, стрельба из пневматической винтовки) | По графику | Ученический совет по физической культуре и спорту |
6 | Организация и проведение соревнований с учащимися школ района | По графику | Учитель физкультуры |
7 | Участие в районных, окружных соревнованиях, конкурсах | По плану | Учитель физкультуры |
8 | Организация и работа кружка художественной гимнастики | Сентябрь, в течение года | Учитель физкультуры |
9 | Создание лыжной базы | 2009–2010 г. | Учитель физкультуры |
10 | Школьный турслёт | Май | Учитель физкультуры |
11 | Походы выходного дня | Сентябрь, май | Классные руководители |
12 | Игры народов России | Ноябрь | Учитель физкультуры |
13 | Игры народов Крайнего Севера | Март | Учитель физкультуры |
14 | Проведение недели рекордов школы | 1 раз в четверть | Учитель физкультуры |
15 | Лыжные гонки | Март | Учитель физкультуры |
16 | Открытие сезона работы бассейна «Праздник Нептуна» | Октябрь | Учитель физкультуры |
17 | Спортивный праздник для начальной школы «Проводы Зимы» | Март | Ученический совет по физкультуре и спорту |
18 | Военно-спортивные соревнования | Февраль | Учитель физкультуры |
19 | Семейные эстафеты «Мама, папа, я – спортивная семья» | Ноябрь, май | Учитель физкультуры |
20 | Проведение Дня защиты детей | Май | Учитель физкультуры Преподаватель-организатор ОБЖ |
21 | Слёт юных экологов | Сентябрь | Учитель биологии Учитель географии Преподаватель-организатор ОБЖ |
22 | Общешкольные спортивные проекты | Ежегодно | Учитель физической культуры |
IV. Физкультурно-оздоровительная работа
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | Обновление банка данных о заболеваемости обучающихся. | Постоянно | Медицинская сестра |
2 | Оформление листков здоровья в классных журналах | Сентябрь | Классные руководители |
3 | Углубленный медицинский осмотр | 1 раз в год | Амбулатория |
4 | Обновление медицинских аптечек в учебных кабинетах | 1 раз в год | Медицинская сестра |
5 | Проведение медосмотра работников школы | 1 раз в год | Амбулатория |
6 | Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок | По графику | Педиатр |
7 | Оформление уголков здоровья в классах | В течение года | Заведующие кабинетами |
8 | Разработка программ по ЛФК с учётом заболеваний обучающихся | В течение года | Учитель физкультуры |
9 | Разработка комплексов корригирующей и лечебной гимнастик | В течение года | Учитель физкультуры |
10 | Организация работы групп ЛФК | В течение года | Учитель физкультуры |
11 | Организация работы с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе | В течение года | Учитель физкультуры |
12 | Работа группы здоровья для учителей | В течение года | Учитель физкультуры |
13 | Формирование групп здоровья, физкультурных групп по показаниям | Сентябрь | Медицинская сестра |
14 | Создание странички здоровья на школьном сайте | Сентябрь | Учитель физкультуры Компьютерщики |
15 | Беседы на тему «Репродуктивное здоровье» | Март | Узкие специалисты |
16 | Общешкольные физкультурно-оздоровительные проекты | Ежегодно | Учитель физической культуры |
V. Организация питания
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | Организация горячего питания для учащихся 1-11 классов | В течение года | Директор ОУ |
2 | Организация горячего питания для льготных категорий обучающихся | В течение года | Директор ОУ |
3 | Создание постоянно действующей комиссии по проверке организации и состояния питания | Сентябрь | Директор ОУ |
4 | Проверка организации и состояния питания в ОУ | Ежемесячно | Комиссия |
5 | Создание комиссии по контролю за организацией питания с участием представителей коллегиальных органов государственно-общественного характера управления | Сентябрь | Директор ОУ |
6 | Проведение бесед, лекций по вопросам культуры питания, по организации здорового питания среди обучающихся 1- 11 классов | Ноябрь, апрель | Классные руководители, специалисты амбулатории |
7 | Проведение тематических дней в столовой «Национальные кухни народов России» | Ноябрь | Заведующая столовой |
8 | Проведение бесед для родителей обучающихся по организации рационального питания детей | В течение года | Классные руководители, зам. директора по ВР |
9 | Анкетирование обучающихся и их родителей по вопросу организации питания в школьной столовой | Сентябрь, март | Зам. директора по ВР |
10 | Анализ состояния питания в ОУ | Один раз в четверть | Зам. директора по ВР |
11 | Организация и постоянное обновление страницы школьного сайта по вопросу организации питания | Постоянно | Зам. директора по ВР, учитель информатики |
12 | Организация конкурсных мероприятий на тему питания в рамках общешкольных мероприятий | В течение года | Педагог-организатор |
VI. Психологическое сопровождение программы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды | Апрель - май | Психолог |
2 | Оказание психологической поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | По необходимости | Психолог |
3 | Мониторинг психофизического состояния обучающихся | Сентябрь | Психолог |
4 | Диагностика уровня развития психических функций обучающихся | В течение года | Психолог |
5 | Организация и проведение психологических консультаций для обучающихся и педагогов | В течение года | Психолог |
6 | Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения | В течение года | Психолог |
7 | Тренинги, беседы, семинары для обучающихся и педагогов | По плану | Психолог Преподаватель-организатор ОБЖ |
8 | Работа групп психокоррекции | В течение года | Психолог |
9 | Разработка рекомендаций для обучающихся по снятию стрессов, профилактике агрессивности | Декабрь - январь | Психолог |
10 | Анализ психоэмоционального состояния обучающихся | В течение года | Психолог |
11 | Работа кабинета психологической разгрузки | В течение года | Психолог |
12 | Элективные курсы: «Давай договоримся» - 10 кл. «Школа социальной зрелости» - 11 кл. | В течение года | Педагог - организатор |
13 | Работа кружка «Школа лидера» 5 – 11 кл. | По расписанию | Педагог – организатор |
14 | Изучение интеллектуальных и личностных возможностей обучающихся | В течение года | Психолог |
15 | Диагностика социально-психологического климата в педагогическом коллективе | В течение года | Психолог |
16 | Изучение взаимоотношений в системе «педагог – воспитанник» | Постоянно | Психолог |
VII. Воспитательная работа
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | Месячник профилактики | Ноябрь, апрель | Заместитель директора по ВР |
2 | Неделя здорового досуга | Апрель | Заместитель директора по ВР |
3 | Всемирный День борьбы со СПИДом | Декабрь | Педагог – организатор |
4 | Конкурс тематических плакатов, рисунков, листовок | По плану | Педагог – организатор |
5 | Общешкольные акции | По плану | Педагог – организатор Школьное самоуправление |
6 | Организация волонтёрского движения | Сентябрь 2009 г. | Педагог – организатор |
7 | Месячник здорового образа жизни | Апрель | Преподаватель-организатор ОБЖ |
8 | Участие детей и педагогов в муниципальных, районных, региональных, окружных, всероссийских конкурсах | В течение года | Заместитель директора по ВР |
VIII. Работа с родителями
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | Выступления на общешкольных родительских собраниях | 1 раз в год | Учитель физкультуры |
2 | Родительские лектории | 1 раз в четверть | Заместитель директора по ВР Психолог |
3 | Тренинги, семинары, круглые столы, беседы с родителями | По плану | Заместитель директора по ВР Психолог |
4 | Индивидуальные консультации для родителей | По плану | Психолог |
5 | Привлечение родителей к спортивной жизни школы | В течение года | Учитель физкультуры |
6 | Оказание спортивно-оздоровительных услуг родителям обучающихся | В течение года | Учитель физкультуры |
7 | Посещение семей | По графику | Заместитель директора по ВР Психолог Классные руководители |
8 | Анкетирование родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни | В течение года | Заместитель директора по ВР Психолог Учитель физкультуры |
IX. Комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | Характеристика заболеваемости детей (по итогам углубленного медицинского осмотра) | 1 раз в год | Педиатр |
2 | Динамика текущей заболеваемости | 1 раз в четверть | Медицинская сестра |
3 | Оценка уровня физической подготовленности | Апрель | Учитель физкультуры |
4 | Анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении | Май | Учитель физкультуры |
5 | Анализ занятости обучающихся в спортивных секциях, кружках | Сентябрь | Учитель физкультуры |
6 | Мониторинг уровня внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту | Май | Учитель физкультуры |
7 | Качественный и количественный анализ просветительской работы | По итогам года | Заместитель директора по ВР |
8 | Анализ работы спортивных секций. Количественные и качественные показатели. | Май | Учитель физкультуры |
9 | Количественный и качественный анализ спортивно-массовых мероприятий | Май | Учитель физкультуры |
10 | Анкетирование обучающихся, их родителей, общественности посёлка по вопросам физического воспитания и физического развития. | В течение года | Заместитель директора по ВР Учитель физкультуры Психолог |
11 | Анализ работы групп ЛФК | Май | Учитель физкультуры |
Ожидаемые результаты
- Улучшение состояния здоровья обучающихся и сотрудников школы, его коррекция, уменьшение заболеваемости
- Повышение мотивации всех субъектов образовательного процесса к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом
- Повышение уровня физической подготовленности и спортивного мастерства обучающихся
- Обеспечение обучающихся горячим питанием, адекватным возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков
- Повышение культуры питания обучающихся
- Укрепление спортивной базы школы, её качественное оснащение
- Получение обучающимися знаний в области физического воспитания и спорта
- Увеличение количества поступающих в ВУЗы на специальности данного направления
- Повышение квалификации учителя физической культуры
- Совершенствование опыта работы учителя физической культуры
- Более тесное сотрудничество с учителями и обучающимися школ района
- Активное участие родителей в спортивной жизни школы
- Уменьшение числа обучающихся, употребляющих сигареты и спиртное
- Уменьшение количества пропусков
- Стабилизация показателей медицинской статистики
- Улучшение качества питания в школьной столовой
- Возможность в дальнейшем оказывать платные спортивно-оздоровительные услуги населению посёлка
Риски и способы их минимизации
№ п/п | Риски | Способы минимизации |
1 | Нежелание родителей активно участвовать в спортивной жизни школы | Активная пропаганда спортивно-массовых мероприятий среди родителей и вовлечение их в спортивные соревнования |
2 | Отсутствие классов-параллелей, что затрудняет проведение массовых соревнований | Увеличение числа обучающихся школы |
3 | Отдалённость школы от города и соседних посёлков | Тесное сотрудничество школы со школами города и района |
4 | Низкая мотивация детей и родителей к здоровому образу жизни | Активная пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей. |
5 | Нехватка кадров | Привлечение молодых специалистов, агитация среди выпускников школы для поступления в ВУЗы физкультурного направления |
6 | Неудовлетворительное сотрудничество медицинских работников поселковой амбулатории со школой по вопросам здоровья обучающихся | Разработка совместного плана работы между администрацией МОУ «Приозёрная СОШ» и главврачом поселковой амбулатории. |
Обеспечение ресурсами.
- Материально-технические ресурсы
- спортивный зал школы,
- спортивная площадка,
- спортивное оборудование и инвентарь,
- лыжная база,
- бассейн
- тир
- спортивные сооружения на территории посёлка (хоккейный корт, тренажёрный зал, спортивный зал)
- зал ЛФК
- Кадровые ресурсы
- учитель физической культуры,
- учитель биологии и ОБЖ,
- психолог,
- педагог – организатор,
- медицинская сестра,
- администрация школы,
- заведующий хозяйством
- учитель логопед
План мероприятий
по реализации раздела «Организация питания»
комплексной программы «Здоровье и здоровый образ жизни»
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Сроки | Ответственные |
1. | Организация горячего питания | 1-11 классы | В течение года | Директор ОУ |
2. | Организация горячего питания для льготных категорий обучающихся: - воспитанники ГПД из числа обучающихся, состоящих на диспансерном учёте; - обучающиеся из многодетных семей | 1-5 классы 1-11 классы | В течение года | Директор ОУ |
3. | Создание постоянно действующей комиссии по проверке организации и состояния питания | Сентябрь | Директор ОУ | |
4. | Проверка организации и состояния питания в ОУ | Ежемесячно | Зам. директора по ВР | |
5. | Создание комиссии по контролю за организацией питания с участием представителей коллегиальных органов государственно-общественного характера управления | Сентябрь | Директор ОУ | |
6. | Проведение бесед, лекций по вопросам культуры питания, по организации здорового питания среди обучающихся: - «Самые полезные продукты» - «Плох обед, если хлеба нет» - «Если хочется пить» (о полезных и вредных напитках) - «Как правильно есть» - «Что нужно есть в холодное время года» - «Как правильно питаться, если занимаешься спортом» - «Ты готовишь себе и друзьям» - « Кухни разных народов» - «Как питались на Руси и в России» - «Молоко и молочные продукты» - «Дары моря» - « Где найти витамины весной» - «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» - «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» - «Из чего состоит наша пища» - « Как правильно накрыть стол» - «Энергия пищи» - «Режим питания» | 1-9 классы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | Ноябрь – месячник профилактики Апрель, 1 неделя – неделя здорового досуга | Классные руководители Классные руководители |
7. | Проведение тематических дней в столовой «Национальные кухни народов России» - день украинской кухни; - день русской кухни; - день татарской кухни; - день молдавской кухни; - день грузинской кухни | 1-11 классы | 16 ноября 17 ноября 18 ноября 19 ноября 20 ноября | Заведующая столовой, педагог - организатор |
8. | Проведение бесед для родителей обучающихся по организации рационального питания детей: - «Организация рационального питания обучающихся во время учебного года»; - « Разговор о правильном питании» | Сентябрь Апрель | Зам. директора по ВР Педиатр | |
9. | Анкетирование обучающихся и их родителей по вопросу организации питания в школьной столовой | 1-11 классы | В течение года | Зам. директора по ВР |
10. | Анализ состояния питания в ОУ | Один раз в четверть | Зам. директора по ВР | |
11. | Организация и постоянное обновление страницы школьного сайта по вопросу организации питания | Постоянно | Зам. директора по ВР, учитель информатики | |
12. | Организация конкурсов на тему питания в рамках общешкольных мероприятий: - конкурс «Туристский суп» - конкурс кондитеров «Подарок защитнику Отечества» - ярмарка «Пасхальные фантазии» | 1-11 классы 8-11 классы 5-11 классы -11 классы | В течение года Сентябрь Февраль Апрель | Педагог-организатор |
Заместитель директора по воспитательной работе: И.А. Колесникова
План мероприятий
по реализации раздела «Спортивно-массовая работа»
комплексной программы «Здоровье и здоровый образ жизни»
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Участие в районном туристском слёте | 7 – 11 | Сентябрь | Учитель физкультуры |
2 | Школьный туристский слёт | 7 – 11 | Май | Учитель физкультуры |
3 | Походы выходного дня | 1 – 4 | Сентябрь, май | Классные руководители |
4 | Слёт юных экологов | 5 – 6 | Сентябрь, май | Классные руководители |
5 | Лёгкоатлетическое многоборье | 1 – 11 | Сентябрь | Учитель физкультуры |
6 | Работа ученического совета школы по физкультуре и спорту | 8 – 11 | В течение года | Учитель физкультуры |
7 | Внутришкольная спартакиада: Волейбол (пионербол) Баскетбол Мини-футбол Бадминтон Армрестлинг Стрельба из пневматической винтовки Дартс «Президентские состязания» Лыжные гонки Лёгкая атлетика Плавание Водное поло Настольный теннис | 1 – 11 4 – 11 7 – 11 4 – 11 5 – 11 5 – 11 5 – 11 7 – 11 1 – 11 4 – 11 1 – 11 4 – 11 7 – 11 7 – 11 | Январь – май Январь Февраль Апрель Апрель Февраль Февраль Февраль Февраль – май Март Май Май Май Март | Учитель физкультуры |
8 | Работа спортивных секций: Художественная гимнастика «Колибри» Стрельба из пневматической винтовки «Юный стрелок» Спортивная аэробика «Грация» Настольный теннис | 1-4 (д) 5-11 (м) 5-11 (д) 5 – 11 | В течение года | Учитель физкультуры |
9 | Игры народов России | 1 – 4 | Ноябрь | Учитель физкультуры |
10 | Игры народов Крайнего Севера | 1 – 4 | Март | Учитель физкультуры |
11 | Спортивный праздник «Здравствуй, осень» | 1 – 4 | Октябрь | Учитель физкультуры |
12 | Спортивный праздник «Проводы русской Зимы» | 1 – 4 | Март | Учитель физкультуры |
13 | Военно-спортивные соревнования | 5 – 11 | Февраль | Учитель физкультуры |
14 | Участие в районных военно-спортивных соревнованиях «Юный патриот, своими делами славь Отечество!» | 7 – 8 | Февраль | Учитель физкультуры |
15 | Семейные спортивные праздники: «Зов джунглей» «Армейские учения» «Спортивная семейка» | 3 – 4 1 – 4 1 – 11 | Ноябрь Февраль Май | Учитель физкультуры |
16 | День защиты детей | 1 – 11 | Май | Учитель физкультуры, ОБЖ |
17 | Неделя рекордов школы | 1 – 11 | 1 раз в четверть | Учитель физкультуры |
18 | Участие в муниципальном этапе окружных соревнований по мини-футболу «Мини-футбол в школу» | 5 – 10 | Октябрь | Учитель физкультуры |
19 | Проведение акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам | 1 – 11 | 1 раз в 2 года, ноябрь | Учитель физкультуры |
20 | «Президентские состязания» | 1 – 11 | Февраль – май | Учитель физкультуры |
21 | Участие в районных соревнованиях по плаванию «Каждый умеет плавать» | 7 – 10 | Апрель | Учитель физкультуры |
22 | Товарищеская встреча, соревнования по волейболу с обучающимися п.Лонг-Юган, п.Ягельный | Сборная команда | Ноябрь | Учитель физкультуры |
23 | Товарищеская встреча, соревнования по баскетболу с обучающимися п.Лонг-Юган, п.Ягельный | Сборная команда | Январь | Учитель физкультуры |
24 | Товарищеская встреча, соревнования по плаванию с обучающимися п.Лонг-Юган, п.Ягельный | Все желающие | Март | Учитель физкультуры |
25 | Открытие купального сезона «Праздник Нептуна» | 1 – 11 | Октябрь | Учитель физкультуры |
26 | Конкурс «Самый спортивный класс» | 1 – 11 | В течение года | Учитель физкультуры |
План мероприятий
по реализации раздела «Физкультурно-оздоровительная работа»
комплексной программы «Здоровье и здоровый образ жизни»
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Учёт заболеваемости обучающихся в школе | 1 – 11 | Постоянно | Медицинская сестра |
2 | Оформление листков здоровья в классных журналах | 1 – 11 | Сентябрь | Медицинская сестра |
3 | Углубленный медицинский осмотр | 1 – 11 | Март – апрель | Узкие специалисты |
4 | Обновление медицинских аптечек в учебных кабинетах | 1 – 11 | В течение года | Медицинская сестра |
5 | Медицинский осмотр работников школы | Сентябрь | Главный врач амбулатории | |
6 | Проведение профилактических прививок | 1 – 11 | Октябрь | Педиатр |
7 | Оформление уголков здоровья в классах | 1 – 11 | В течение года | Классные руководители |
8 | Разработка рабочей программы по ЛФК с учётом заболеваемости обучающихся | 1 – 11 | Сентябрь – октябрь | Учитель физкультуры |
9 | Разработка комплексов корригирующей и лечебной гимнастики для занятий ЛФК | 1 – 11 | Сентябрь – октябрь | Учитель физкультуры |
10 | Комплектация групп ЛФК и корригирующей гимнастики | 1 – 11 | Сентябрь | Учитель физкультуры |
11 | Работа групп ЛФК и корригирующей гимнастики | 1 – 11 | В течение года | Учитель физкультуры |
12 | Создание странички здоровья на школьном сайте | 10 – 11 | Сентябрь – октябрь | Компьютерщики |
13 | Беседы на тему «Репродуктивное здоровье» | 7 – 11 | Март | Узкие специалисты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "
Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...
Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся
Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-95113-1453897457.jpg)
"Внеклассная работа по физической культуре - основа здорового образа жизни"
Главная цель внеклассной работы– организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-235086-1365530291.jpg)
элективный курс для учащихся 10 классов "Здоровый образ жизни"
Методическая разработка элективного курса ”Здоровый образ жизни”(для учащихся 10-х классов, которые хотят вести здоровый образ жизни, расширить свои знания по данной проблеме)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216446-1362498728.jpg)
Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья. Особенно бол...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682694-1444299049.jpg)
Авторская программа элективного курса по физической культуре «За здоровый образ жизни»
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...