Рабочая учебная программа факультативного курса в 6а классе “Занимательный русский язык”
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Факультатив

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakult.6kl_17chas.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. средняя школа № 4 имени Героя Советского Союза
  3. А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области
  4. __________________________________________________________

215119 Смоленская область, г. Вязьма, ул. Ленина,47.  директор – 4 21 42, учительская – 4 21 81

Рассмотрена
на заседании методического совета протокол № 3
от «26» августа 2016 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

протокол № 1
от «27» августа 2016 г.

Утверждена

приказом директора

№136/01-07
от 31.08.2016 г.

Рабочая учебная программа

факультативного курса в 6а классе

 “Занимательный русский язык”

Учитель русского языка и литературы
Микайлова Светлана Юрьевна

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Предлагаемая программа “Занимательный русский язык”рассчитана на 17 часов и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 6 классе.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2011 г.  

Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата.

     Практический блок программы включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

Цель программы “Занимательный русский язык” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка;

развить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся;

формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся;

создать предпосылки заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций;

формировать умения самостоятельно составлять обобщающие таблицы; проводить мини-исследования,расширять лингвистический кругозор,совершенствовать орфографические,пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
  • Развивающие:
  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
  • Воспитательные:
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
  • Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Формы занятий:

  • групповые (работа в больших и малых группах);
  • индивидуальные.

Основные методы и приёмы работы: 

лекция; беседа; объяснение учителя;  создание проблемной ситуации;  анализ текстов различных стилей и типов;  работа с тестами ;  различные виды грамматического разбора;  работа с таблицами, схемами, алгоритмами;  создание таблиц, схем, алгоритмов;  обсуждение, диалог;  придумывание загадок, сказок и рассказов на лингвистическую тему.

Виды деятельности:

теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);

  • практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
  • индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря)
  • Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
  • Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
  • Внутрипредметные связи:
  • фонетика, орфоэпия, орфография;
  • лексика, орфография, этимология;
  • морфология, орфография, этимология;
  • морфология, культура речи.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, к общению с другими людьми разных сфер общественной жизни и саморекламе.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

-объяснять языковое явление;

-иметь понятие о языковой норме;

-знать основные аспекты культуры речи;

-знать функции языка;

-знать виды и фигуры речи;

-формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;

-формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

-активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

-определять лексическое значение слова по различению контекстных значений ---многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

-работать над расширением словарного запаса;

-опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.

Обучающиеся должны знать:

сведения из истории славянской письменности, пунктуации;

исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;

художественно-выразительные средства языка;

основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь:

  • опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
  • коммуникативных задач;
  • анализировать и составлять собственный текст.

Тематическое планирование (перечень разделов курса и количество часов,

отведённое на их изучение)

Наименование разделов

Количество часов

  1. Русский язык в его истории

2часа

2.  лексика и фразеология

9 часов

3  словообразование

3  часа

4  морфология

           2 часа

5  Русский язык и современность. Орфоэпия.

 1 час

Всего:

17 часов

Календарно-тематическое планирование

урока

Название раздела и темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Аргументация изменений

План

Факт

Русский язык в его истории

1

Предмет и задачи курса. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.

1

2

Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.Практикум. Путешествие.

1

Лексика и фразеология

3

Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.  Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

1

4

“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Что такое этимология.

Практикум. Путешествие.

1

5

Наш календарь

1

6

Происхождение имён и прозвищ. Древние русские имена. Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”

1

7

Происхождение отчеств. Прозвища.

Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина.

1

8

Слова-близнецы.Омоформы,омофоны,омографы в художественной литературе. Урок -исследование

1

9

Золотые слова (Стилистические синонимы)

1

10

Словесная живопись: тропы и фигуры речи

1

11

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Практикум. Фразеологический КВН.

1

 Словообразование

12

 Как растут слова.Строительная работа морфем

1

13

«Это совсем не секрет…» Корни и их значение Гнезда родственных слов

1

14

Приставки-труженицы. Что могут  обозначать приставки пре- и при-?

Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.

1

         Морфология

15

Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.

1

16

 Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.

Практикум. Написание грамматических сказок.

1

Русский язык и современность. Орфоэпия.

17

Говорите правильно.

1

Список литературы для учителя

  1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
  4. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
  5. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Человек и его здоровье»

Два направления медицины клиническое и профилактическое. Гигиена и санитария в быту и на производстве, в школе и на улице. Усилия гигиены и окружающая среда. Социальный характер санитарно-гигиеническо...

Программа факультативного курса «Лингвостилистический анализ текста» (по русскому языку)

Предлагаемое планирование предполагает изучение языка на текстовой основе при помощи использования элементов лингвостилистического анализа текста, основанного на функционально-семантическом подходе. С...