Тематическое планирование по природоведению включая уроки по питанию
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Курс природоведение в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является проведенческим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Изучения природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
ü освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и не живой природы, об изменении природной среды под воздействием человека;
ü овладение начальными естественно научными умениями проводить наблюдения, опыты, и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
ü развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
ü воспитание положительного эмоционально-ценостного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
ü применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 9 классах.
Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знаниями об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трети основным содержательным разделам стандарта основного общего образования но природоведению «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и: безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей и т. д.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме; 8 часов для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование по природоведению включая уроки питания | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно тематическое планирование
учебного материала по биологии
в 5 классах
Пояснительная записка
Курс природоведение в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является проведенческим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Изучения природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и не живой природы, об изменении природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными естественно научными умениями проводить наблюдения, опыты, и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценостного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 9 классах.
Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знаниями об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трети основным содержательным разделам стандарта основного общего образования но природоведению «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и: безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей и т. д.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме; 8 часов для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Прими-чание |
Введение | 2+1 | ||
I | Вселенная | 5+2 | |
II | Строение и свойства вещества | 11 | |
III | Воздух | 6 | |
IV | Вода | 3+2 | |
V | Горные породы | 3 | |
VI | Почва | 4 | |
VII | Организмы | 6 | |
VIII | Растения | 7 | |
IX | Грибы | 2+1 | |
X | Животные | 5 | |
XI | Ваши любимые растения и животные | 3 | |
XII | Природа едина | 2+1 | |
XIII | Человек, его здоровье и безопасность жизни | 3+1 | |
Общее количество часов за год 70 |
№ | Тема | Кол-во час | Дата | Основные понятия | Региональ-ный компонент | Экскур-сии, л/р, п/р, | Д/з |
Введение | 2+1 | ||||||
1/1 | Живая и неживая природа. Человек и природа | 1 | Разнообразие природы, воздействие человека на природу | Ст 5-8, З ст 8 № 3,4 | |||
2/2 | Входная контрольная работа | 1 | |||||
3/3 | Зачем и как изучают природу | 1 | Взаимосвязь живой и неживой природы | Повт ст 5-8 сообщение уч-ся | |||
I | Вселенная | 5+2 | |||||
4/1 | Вселенная. Звезды на небе. Созвездие | 1 | Звезды, созвездия, яркость и размеры звезд | Ст 13-19 | |||
5/2 | Земля – наш дом Л/р № 1 «Определение на карте, глобусе экватора, полюса, меридианов, созвездий Северного полушария» | 1 | Ось Земли, полушария Север и Южный, орбита, экватор, суточное и годовые движения Земли | Л/р № 1 ст 20, 24 | Ст 20-23 В ст 23 | ||
6/3 | Оболочки Земли | 1 | Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера | Ст 24-26 В ст 26 | |||
7/4 | Луна – естественный спутник Земли | 1 | Луна спутник Земли, кратеры, лунные фазы | Ст 26-30 В ст 30 | |||
8/5 | Солнце – вечный огонь Вселенной. Солнечная система | 1 | Солнце – звезда, ближайшая к Земле. Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты | Ст 30-35 В ст 36 | |||
9/6 | РК Л.р. № 2 «Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков» | 1 | РК | Л.р. № 2 ст 36-37 | Ст 38 | ||
10/7 | Обобщающий урок по теме: «Вселенная» | 1 | Повт ст13-38 | ||||
II | Строение и свойства вещества | 11 | |||||
11/1 | Тела и вещества | 1 | Вещества, состояние в-в, жидкое, газообразное св-во в-в | Ст 41-42 чит ст 42-43 | |||
12/2 | Свойства твердых тел, жидкостей и газов Л.р. № 3 «Определение физических св-в , твердых, жидких, газообразн. тел.» | 1 | Св-во твердых тел, св-во жидких тел и газов. Деформация, упругость, пластичность | Л.р. № 3 ст 47 | Ст 44-47 В ст 47 | ||
13/3 | Вещества и смеси | 1 | Вещества, смеси | Ст 48-49 В ст 49 | |||
14/4 | Молекулы. Атомы. Элементы | 1 | Молекулы, св-во молекул, атоиы хим элементов, хим.знаки | Ст 49-51 В ст 51 | |||
15/5 | Движение частиц вещества. Диффузия | 1 | Движение молекул диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | Ст 51-53 В ст 53 | |||
16/6 | Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах | 1 | Сила притяжения, условия притяжения | Ст 53-55 В ст 55 | |||
17/7 | Разнообразие веществ | 1 | Простые вещва, сложные в-ва, неорганические и органические в-ва, состав клеток чел-ка | Ст 55-56 В ст 56-57 | |||
18/8 | Явление природы. Физические явления | 1 | Физические явления природы | Ст 57-59 В ст 59 | |||
19/9 | Горение. Химические явления | 1 | Горение, его значение. Топливо. Способы горящих в-в, окисление, дыхание. | Ст 60-62 В ст 62 | |||
20/10 | Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни | 1 | Окисление, дыхание | Ст 62-63 | |||
21/11 | Обобщающий урок «Строение и свойства веществ» | 1 | Строение в-в. Однообразн в-в. Явления природы, физ и хим. | Повт ст 64 |
III | Воздух | 6 | |||||
22/1 | Состав воздуха РК Чистый воздух г. Георгиевск | 1 | Воздух – смесь различных газов | РК | Ст 67-68 В ст 68-69 | ||
23/2 | Свойство воздуха | 1 | Изменение состава воздуха. Использование воздуха человеком | Ст 69-71 В ст 71 | |||
24/3 | Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление | 1 | Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. | Ст 71-74 В ст 74 | |||
25/4 | Изменение давления воздуха с высотой | 1 | Миллиметр ртутного столба, ртутный барометр, барометр анероид, метеорологичес-кие станции Снеговая линия образование облаков | Ст 74-77 В ст 78 | |||
26/5 | Погода и ее предсказание. Охрана воздуха от загрязнения Р К Л.р. № 4«Описание погоды за месяц и сезон» | 1 | Измерение температуры воздуха с высотой. Снег, облака, осадки и их виды | РК | Л.р. № 4 | Повт ст 67-77 | |
27/6 | Обобщающий урок по теме: «Воздух» | 1 | Свойства воздуха: погода ее предсказан, охрана воздуха | Повт ст 67-77 | |||
IV | Вода | 3+2 | |||||
28/1 | Три состояния воды | 1 | Жидкая вода плохой проводник тепла. Теплопроводимо-сть, св-ва твердой воды, туман | Ст 85-89 В ст 89 | |||
29/2 | Тепловое расширение воды | 1 | Сжатие воды при охлаждении расширен воды при температуре | Ст 89-91 В ст 91 | |||
30/3 | Промежуточная контрольная работа | 1 | |||||
31/4 | Вода — растворитель. Работа воды в природе. Охрана воды | 1 | Растворимые и нерастворимые вещества, значение воны и их охрана | Ст 92-95 В ст 95 | |||
32/5 | РК Экскурсия №1 «Результаты работы текущих вод и ветра» | 1 | РК | Экскурсия №1 | З ст 96 | ||
V | Горные породы | 3 | |||||
33/1 | Горные породы. РК Л.р.№ 6 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» | 1 | Внутренние оболочки Земли, горные породы. Происхождение гор пород, минералы | РК | Л.р.№ 6 Ст 104 | Ст 99-103 в ст 103 | |
34/2 | Обломочные горные породы | 1 | Разрушение горных пород под воздействием природных факторов, выветривание. Использование горных пород чел-ком | Ст 104-107 в ст 107 | |||
35/3 | Полезные ископаемые. | 1 | Руда, руды черных и цветных металлов, св-ва металлов, нерудные полезные ископаемые | Ст 108-111 В ст 111 | |||
VI | Почва | 4 | |||||
36/1 | Почва, ее образование. Р.К. Разнообразие почв в Ставропольском крае | 1 | Образование почвы, струк почвы, бесструктурная почва, кислые почвы | Р.К. | Ст 115-118 в ст 118 | ||
37/2 | Состав почвы и ее свойства. | 1 | Неорганические и органические в-ва почвы. Удобрение их состав и значение | Ст 119-120 В ст 120 | |||
38/3 | Обработка почвы | 1 | Влияние почвы на растение, влияние растений на почву | Ст 121-122 | |||
39/4 | Почва и растения. Охрана почв | 1 | Эрозия почв. Ветровая эрозия, водная эрозия, обработка почвы, растения - защитники почвы, чел-к – защитник почвы | Ст 122-125 | |||
VII | Организмы | 6 | |||||
40/1 | Организм и его свойства | 1 | Организм. Св-во живых организмов | Ст 131-134 В ст 135 | |||
41/2 | Условия жизни организмов | 1 | Среда обитания, факторы среды обитания, факторы живой и неживой природы. Экология. | Ст 135-138 В ст 138 | |||
42/3 | РК Экскурсия № 2 «Разнообразие организмов и их относительная приспособленность к условиям внешней среды» | 1 | Разнообразие организмов, их приспособленность к условиям среды, ее относительный характер | РК | Экскурсия № 2 | Отчет по экскур-сии | |
43/4 | Увеличительные приборы | 1 | Лупа, микроскоп (тубус, окуляр, объектив), клетка | Ст 138-140 В ст 141 | |||
44/5 | Клеточное строение организмов | 1 | Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, ткань, орган, организмы. | Ст 141-144 В ст 144 | |||
45/6 | Обобщающий урок по теме «Организмы» | 1 | Организмы их св-ва, среда обитания, факторы среды | Повт ст 131-144 | |||
VIII | Растения | 7 | |||||
46/1 | Признаки растения | 1 | Общие признаки растений, отличительные признаки растений, пигмент, хлорофилл, фотосинтез | Ст 149-152 В ст 152 | |||
47/2 | Дикорастущие, культурные растения Л.р. № 7 «Выявление влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений» | 1 | Растения цветковые и нецветковые. Цветок орган растения, разнообразие дикорастущих растений. | Л.р. № 7 | Ст 153-158 В ст 158 | ||
48/3 | Строение цветковых растений РК Л.р. №8 «Распознание цветковых растений своей местности» | 1 | Органы цветкового растения. Функции органов цв. растений | РК | Л.р. № 8 Ст 160 | Ст 158-159 В ст 160 | |
49/4 | Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека Р.К. Лекарственные растения Ставропольского края | 1 | Многообразие дикорастущих растений. Места обитания, ядовитые растения | Р.К. | Ст 161-167 В ст 167 | ||
50/5 | Красная книга растений Р.К. Редкие и исчезающие растения края Л.р. № 9 «Определение названий растений с помощью атласа определителя» | 1 | Растения находящиеся под угрозой исчезновения | Р.К. | Л.р. № 9 Ст 169 | Ст 167-169 В ст 169 | |
51/6 | Многообразие культурных растений. | 1 | Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры их разнообразие Значение в питание человека | Ст 183 | Ст 170-172 В ст 173 | ||
52/7 | РК Экскурсия № 3 «Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых)» | 1 | РК | Экскурсия № 3 | |||
IX | Грибы | 2+1 | |||||
53/1 | Разнообразие грибов | 1 | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание и значение грибов | Ст 177-178 В ст 179 | |||
54/2 | Шляпочные грибы Р.К. Л. р. № 10 «Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов» | 1 | Шляпочные грибы. Грибы двойники | Р.К. | Л.р.№ 10 Ст 183 | Ст 179-182 В ст 183 | |
55/3 | Урок – соревнование: «Путешествие в страну грибов» | 1 | Правила сбора грибов, съедобные и ядовитые грибы, значение грибов в природе и жизни человека, использование грибов в питании | Повт ст 177-182 | |||
X | Животные | 5 | |||||
56/1 | Характерные признаки животных | 1 | Сходство животных с растениями и отличия от них | Ст 187-189 В ст 189 | |||
57/2 | Условия жизни и многообразие диких животных Р.К. Многообразие диких животных в крае | 1 | Условия жизни диких животных, одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные, среда обитания диких животных | Р.К. | Ст 189-195 В ст 195 | ||
58/3 | Значение диких животных и их охрана Р.К. Л.р. № 11 «Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких охраняемых и ядовитых)» | 1 | Значение животных в природе и для человека | Р.К. | Л.р. № 11 Ст 199 | Ст 195-199 В ст 199 | |
59/4 | Домашние животные Р.К. Животноводство в Ставропольском крае | 1 | с/х животные. Животноводство | Р.К. | Ст 200-202 В ст 202 | ||
60/5 | Обобщающий урок по темам: «Растения», «Грибы», «Животные» | 1 | Повт ст 149-202 | ||||
XI | Ваши любимые растения и животные | 3 | |||||
61/1 | Растения и животные – ваши любимцы | 1 | Значение комнатных растений. Разнообразие, уход за ними | Сообще-ние «Мы любим цветы» | |||
62/2 | Животные в вашем доме | 1 | Домашние животные. Породы собак | Мой четверо-ногий друг | |||
63/3 | Ваш аквариум. Л.р. № 12 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными» | 1 | Устройство аквариума. Растения и животные аквариума | Л.р. № 12
| Мой аквариум | ||
XII | Природа едина | 2+1 | |||||
64/1 | Связи живого и неживого | 1 | Пищевые связи – цепи питания. Природа – единое целое | Ст 202-205 В ст 205 | |||
65/2 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||||
66/3 | Правила поведения в природе | 1 | Взаимосвязи в природе. Правила поведения в природе | Практическая работа на пришкольном участке | Иллюст-рации о правилах поведе-ния в природе | ||
XIII | Человек, его здоровье и безопасность жизни | 3+1 | |||||
67/1 | Общий обзор строения человека | 1 | Образ жизни вредные привычки. Системы органов: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная и др. | Ст 209-211 В ст 211 | |||
68/2 | Правила поведения человека в опасных природных ситуациях | 1 | Во время грозы, ливней, под градом | Ст 213-214 | |||
69/3 | Травмы человека. Л.р. № 13 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах» | 1 | Л.р. № 13 | Ст 213-216 В ст 216 | |||
70/4 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | Курение, употребление алкоголя, наркотиков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе
Планирование к учебнику Т.С. Пономарева...
Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс
Календарно тематическое планирование по природоведению запланированное по учебнику Сонина....
Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе по программе А.А. Плешакова и Н.И.Сонина.
Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по природоведению в 5 классе по программе А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Природоведение. 5 класс. Москва "Дрофа", 2...
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению.
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению, 5 класс, к учебнику Плешакова....
Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включено,11 класс,3 часа
Календарно-тематическое планирование под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданович....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)
Программа базового уровня для универсального профиля. Предполагает использование учебника Л.Н.Боголюбова. Рассчитана на 70 учебных часов....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)
Программа базового уровня предназначена для непрофильных классов, рассчитана на 68 учебных часов. Планирование составлено по учебнику Л.Н.Боголюбова....